|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирина Черепанова 23 страницаИ. Черепанова. Дом колдуньи. наличием тяжелой работы и естественным стремлением человека ее облегчить. Для каждого вида труда — сев, жатва, молотьба, обработка льна, ткацкие работы и т. д. существовали специальные песни, которым обучали с детства. Была у каждого и «своя» песня, которая охранялась (так же как и имя). Г. Гессе в романе «Игра в бисер» утверждает: «Музыка — средство одинаково настроить множество людей, дать одинаковый такт их дыханию, биению сердца, состоянию духа, вдохновить на мольбу вечным силам, на танец, на состязание, на военный поход, на священнодействие». Л. Н. Романов (1989) пишет в своей книге об ипофонном пении как способе «включения» верующих в религиозное действие. В работах Г. Котляра находим мы описание единого акустического алфавита эмоций. Выражая ту или иную эмоцию, певец в той или иной степени отклоняется от предписаний нотной записи, что и определяет эмоциональную окраску его голоса. Для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков голоса. Горе — наибольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков нот, создающие плачущую интонацию. Гнев характеризуется резкими «рублеными» фронтами и обрывами звука, большой силой голоса, зловещим шипящим или звенящим тембром. Страх — резкие перепады силы голоса, сильное нарушение ритма мелодии, резкое увеличение пауз. Радость — пение «на улыбке» — расширение ротового отверстия приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область. Вокальная терапия очень хороша в момент присоединения — когда каждый решается «вступить» в исполнение песни, сливает свой голос с голосами других, подстраивается. Недаром, как поется в одной из песен «марши командовать могут тобой, но песню ты выбери сам». Выбор песен, ассоциирование по их поводу, рассуждения группы, преодоление барьера отчуждения, нахождение гармонии — все это присутствует в вокальной терапии. Например, если речь зашла о песнях красногвардейцев и революционеров очень любопытно противопоставить их песням белогвардейцев, содержавших явно пораженческий настрой. Романсы, народные песни, духовные песнопения... Выбор воистину обширен, а главное, все песни действуют безотказно: создается совершенно особая атмосфера в группе, решаются многие проблемы. Приведем всего лишь два варианта применения вокальной терапии. «Удав» в каждом из нас. 283 Первый — прослушивание в непосредственной близости и необычной обстановке романсов и русских народных песен, отобранных при помощи анализа содержания и фоносемантического анализа, выстроенных в определенной последовательности (как и в случае библиотерапии) и исполняемых профессионально (так было, когда сеансы вокальной терапии проводил солист Пермского оперного театра, бас Алексей Копылов) Независимо от установок и музыкальных пристрастий романсам внимают, затаив дыхание. Второй — совместное пение народных песен, романсов, самодеятельной песни — в общем, чего только душа пожелает. По этому поводу — письмо одной из участниц группы «Интересное слово — это настроение — настрой — строй. Как настроишь свой инструмент — так он и звучит С утра в группе песня: Дон, дон, дон, дили-дон... Хороший настрой. Как камертон берет единственно правильную ноту. И в теле, измученном ночным тренингом, слышится отзвук. А душе легко — душа поет. Хорошо бы еще попеть и подольше. Ольга». На группе же происходят и открытия. Так, «Песня о Бабае» однозначно ассоциируется с образом психотерапевта, а песня из кинофильма «Земля Санникова», в которой по наблюдению одного из участников группы слово «миг» может быть заменено на «миф» превращается впоследствии в грозное психологическое оружие (см.: Горин С. Гипноз: техники россыпью, с. 206-207). 7. Письма к... Анализ текстов писем можно проводить в процессе работы динамической группы, группы библиотерапии и т. д. Лингвистическая объективация информации предоставляет психотерапевту пищу для дополнительных размышлений и основу для более точной диагностики состояния пациента. Возвращаясь к результатам Смоленского эксперимента и других лингво-психологических тренингов, можно назвать еще некоторые приемы лингвистического воздействия на подсознание. 8. Изменение имени на время работы группы Кстати, подбор созвучных имен для всей группы — тоже достаточно изящная лингвистическая задача. 9. Самостоятельное «творение» текстов в разных жанрах Вот несколько примеров творчества безымянных (как и положено в фольклорной традиции) авторов, создававших заговоры во время работы группы: И Черепанова Дом кочдунъи Стану я лекарь, помолясь, выйду, перекрестясь, из леса да во широко поле, с чиста поля да во дубровушку, встречу я там три сестры, три сестры да красны девицы, стану я девиц спрашивать, переспрашивать да уговаривать Как у вас очи, ясны девицы? Как у вас губы, красны девицы? Как у вас речи, властны девицы? ' Отведет черный глаз перва девица, \f Отговорит злую думу друга девица, Отметет кривотолки третия, " Ъ буйны ветры все следы выметут, *\ полны реки мутну воду вынесут, л красны огни думу горьку вычистят, '$, золотые слова да во серебрян ларец, v, серебрян ларец да под железный замок, железный замок да на медный ключ Замок в море Ключ в небо Аминь (Текст темный (13, 17), угрюмый (12, 82), зловещий (10, 21), суровый (9, 84), черный, синий, коричневый, желтый Средняя длина слова в слогах — 2, 04) Оберег от надоедливых пациентов (слова на ветер) Встану я, лекарь, перекрестясь, пойду, благословясь, от клиентов и их заморочек, из темной комнаты во широкие двери, на вольный простор, на зеленый луг слышу на лугу трава колышется, солнце душу согревает, цветы аромат источают, на золотом престоле сидит лекарь — святой Пантелеймон, поклонюсь я, лекарь, святому Пантелеймону избави меня от заморочек клиентовых, укрепи ум мой, дай силу, веру, умение Аминь1 «Удав» в каждом из нас (Текст возвышенный (3, 19), синий, голубой, красный, средняя длина слова в счогах — 2, 32) Оберег О, Боже, сохрани и спаси, излей на раба твоего свою благодать, огнем очисти, водою омой ключевою, осуши травою зеленою, сгинь-отринь грязь и мразь, вверяю себя силе твоей и имени твоему, и слову твоему Аминь, аминь аминь (Текст светлый (16, 67), яркий (15, 14), радостный (12, 30), прекрасный (11, 35), нежный (10, 65) сиреневый, голубой, белый, синий, красный, средняя длина слова в стогах — 2, 16) Этот заговор похож на молитву, что естественно, т к «в процессе исторической жизни заговоры естественно сблизились и переплелись с христианскими молитвами Отсюда своеобразное их «двоеверие» о котором писал А Блок, сопоставтяя заговоры и молитвы «В молитве обращаются к известном} лицу — подателю благодати В молитвенной формуле вся сила сосредоточивается на упоминании имени и свойства этого лица В заклинательной формуле, наоборот, весь интерес сосредоточен на выражении желания Имена божеств, упоминаемые в ней, изменяются, но сама формула остается неизменной» (СавушкинаН, 1993, с 14) То же — в следующем заговоре Лечить — мочить, учить и быть, иль имя скрыть, уметь поспеть, успеть пропеть, притом умнеть, себя помнеть и дальше еть Господи благослови1 (Текст тихий (23, 15), печальный (11, 66), гол\бой, серый, коричневый, красный, средняя длина счова в стогах - 1, 86) Это очень ритмичный текст, а главное — гоч\бой, как и положено заговорам Конечно, это лишь первые опыты создания заговоров и в чем-то они не совершенны и могут быть доработаны Интересно, что все тексты получились жесткими по фоносемантическим признакам и И. Черепанова. Дом колдуньи. очень ритмичными. Верно почувствовано и «безразличие» заговорных текстов к объему: «В центре мифологии фольклорной традиции не слово, а традиционно-фольклорный смысл— самостоятельная и собственная грамматическая единица» (Червинский, 1989, с. 20) Возможно усложнить процедуру создания заговорных текстов: включать в них слова из свободных ассоциативных экспериментов пациентов, совмещать кульминацию и золотое сечение, делать их более мягкими или более красными, голубыми, зелеными. Здесь огромный простор для творчества, тем более, что заговоры не исчезают, т. к. «поэтическая сторона заговоров, их образная система, ритмико-мелодический строй уже давно оттеснили на второй план заклинательно-гиластическое значение произведений этого жанра и обеспечили им сохранность как образца народно-поэтической мысли» (Черепанова О. А., 1979, с. 10). 10. Групповое со-творение текстов в разных жанрах (можно с элементами лингвистического психоанализа) — непосредственная подготовка к работе методом ВМЛ. Пример: одна из членов группы попросила помочь ей составить заговор «От дурного человека». Сначала был проведен свободный ассоциативный эксперимент (слова назывались «до пустоты в голове»... ): волосы, железо, вода, огонь, ветер, сила, ведро, медуза, зубы, язык дурной, язык, яйцо, игла, туча, громкость (выделены слова, приходящиеся на «золотое сечение»). В результате совместного творчества группы был получен следующий оберег: Вода живая, Ветер буйный, Огонь жаркий, Оградите рабу божью Ольгу От языка дурного, Человека лихого, Дайте силы втрое-десятеро, Заточите его мысли черные В яйцо железное Резюмируя изложенное, можно отметить следующее: 1. Лингвистические методы в ряде случаев позволяют более тонко зафиксировать состояние пациента и могут быть использованы в качестве дополнительной диагностики. 2. Осознанное языковое воздействие может дать устойчивые и быстрые результаты, особенно в условиях терапевтической группы, «Удав» в каждом из нас. где есть возможность диалога не только с доктором, но и с участниками группы — представителями общества. 3. В каждой личности имеются большие языковые резервы (пассивный лексический запас и т. д. ). Чтобы «вывести» их на поверхность, требуется разнообразное эмоциональное «продавливание» — вербальное, художественное, музыкальное. 4. Письма являются эффективным способом аутосуггестии, погружения в измененное состояние сознания и могут быть использованы как метод лечения и диагностики. 5. Личность, получившая достаточное количество эмоциональных толчков, изменившая свое вербальное поведение потенциально готова к жизни в осознанном и управляемом Мифе. И. Черепанова. Дом колдуньи. ГЛАВА 11. СУГГЕСТОР СУГГЕСТОРА (СТИХИЙНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МИФА) г Вы вот думаете, что доктор должен лечить. А больной считает, что раз доктор пришел и осмотрел больного, то лечение уже началось. Я, по крайней мере, всегда так думаю. Уже один факт прихода врача есть начало лечения. Раз доктор, — значит, баста! Лечение началось. А. Ф. Лосев Всякая профессия есть заговор против непосвященных. Бернарл Шоу Индивидуальные суггестивные тексты интересуют нас как зафиксированные в массовом или групповом сознании синхронные вербальные социальные эксперименты, которые привели к определенным изменениям установок. Данные тексты производятся как в обыденной жизни в виде диалогической продукции партнеров, в которой проявляется соперничество собеседников «за право быть лидером в конкретном акте общения при реализации своих целевых установок» (Романов А. А., 1992 г., с. 55), так и в условиях специально организованной коммуникации гетеровоздействия. Проблема лидерства в диалоге подробно рассмотрена А. А. Романовым (1988; 1992 и др. ). Диалогическое общение (диалог) трактуется как «взаимодействие партнеров, которое осуществляется с помощью речевых произведений — реплик или репликовых шагов, построенных из знаков естественного языка» (1992 г., с. 55-56). «Лидер в диалоге — это партнер по диалогическому взаимодействию типового образца, который владеет стратегической инициативой ведения беседы и обладает правом — на базе коммуникативно-социальных конвенций реализации фреймового сценария — принимать ответственные решения в пределах типового функционально-семантического представления (ФСП), значимые для развития диалогического обмена репликами и для реализации глобальной цели в типовом сценарии» (там же, с. 60). Если в диалоге роль лидера хотя и является константой, но щ -ждается в постоянном удерживании, то в случае суггестивного воз- Суггестор суггестора. действия (диалога с бессознательным), такого соперничества не требуется, особенно в случае воздействия лица, которому приписываются априорно эффективные действия. Отсюда и преимущественное внимание к разным уровням языка в процессе анализа воздействующих текстов. В диалоге это определенные языковые средства лексико- и синтактико-семантического плана, а в случае анализа суггестивных текстов, в меньшей степени зависящих от сиюминутного коммуникативного контекста, в большей— от социально-психологического, мы вновь обратимся к анализу наименее осознаваемых уровней языка, для измерения которых используем те же формализованные методы, что и в случае описания универсальных суггестивных текстов. Индивидуальные суггестивные тексты— это интуитивная или осознанная попытка человека создать и внедрить свой миф (суггестивную роль). Каким же образом моделируется, порождается суггестивная роль? Ш. А. Надирашвили (1978), А. А. Леонтьев (1979), И. Н. Горелов (1980), А. Минделл (1993) и др. уделяли большое внимание роли коммуникатора в процессе воздействия. Так, Ш. А. Надирашвили отмечает «эксперименты доказали, что если слушатели считают коммуникатора лицом с большим престижем, то его воздействие на них отличается большей интенсивностью. Это свойство коммуникатора исследователи обычно обозначают такими терминами, как «престиж», «убедительность коммуникатора», «ожидание», «установка» и пр. Реально данное свойство коммуникатор может иметь или не иметь, важно лишь установить, приписывается ли оно коммуникатору в данный момент. Создается весьма любопытное психологическое положение — пропагандист приобретает большую силу воздействия благодаря тому, что сами слушатели приписывают ему такого рода свойство. На основе экспериментальных данных в социальной психологии было бесспорно доказано, что информация, идущая от источника с высоким престижем, характеризуется большей силой воздействия (1978, с. 71-72). Н. И. Жинкин утверждает, что «из всех сенсорных воздействий для человека самым чувствительным, богатым и тонким является звук и его прием слухом, а самым устойчивым и объективным —свет и соответственно зрение. Это объясняется, вероятно, тем, что в первом случае учитывается время, а во втором — пространство, слитная информация о которых безусловно необходима для реальной ориентации в действительности» (1982, с. 120). И. Н. Горелов дополняет эту 10 И. Черепанова И. Черепанова. Дом колдуньи. мысль, отмечая «весьма важное... различие, существующее между процессами восприятия речи только на слух и при наличии визуально воспринимаемого говорящего. В последнем случае слушающий, как правило, старается еще быть и «смотрящим». Он «считывает» дополнительную информацию с лица говорящего. А. Р. Лурия сообщает об экспериментах Г. В Гершуни, результаты которых «открывают для научного познания круг " подсознательных явлений". Речь идет о фиксации нашими зрительными и слуховыми рецепторами таких микроизменений объекта, которые не попадают в поле ясного сознания. Их учет производится позднее и подсознательно, в результате чего фиксируемые изменения субъективно оцениваются как " интуитивно познанные" » (1980, с. 87-88). Именно с целью учета сенсорных воздействий для более детального рассмотрения были избраны 6 текстов популярного психотерапевта А М. Кашпировского (9094 слов), передававшиеся по каналам Центрального телевидения. Есть ли в этих текстах закономерности, которые могли бы прояснить их «феномен»? Ранее мы уже отмечали, что некоторые авторы (Дубров, Пушкин) отрицают роль слова в сеансах Кашпировского; неоднократно говорил об этом и сам Анатолий Михайлович. Попытаемся разобраться в этом явлении на уровне бесстрастных цифр: проанализируем данные обсчета параметров указанных текстов. Сравнение фоносемантических признаков текстов Кашпировского со средними результатами обсчета формул гипноза как универсальных суггестивных текстов позволяет заметить: 1) «безликий» основной признак гипнотических формул — «тихий» в авторских текстах имеет отрицательную оценку; 2) признак «медлительный» является сквозным для всех приведенных текстов; 3) следующим по частотности является признак «сильный», характерный для половины текстов Кашпировского; 4) остальной «разброс» признаков обусловлен различными пресуппозициями выступлений психотерапевта и разными типами задач Если первые три текста смоделированы в жесткой фоносеман-тической системе (ср.: наличие признаков «устрашающий», «зловещий», «угрюмый»), то после известий о негативных результатах и острой критики тактика изменилась — последующие три текста построены в мягком, проповедническом стиле (признаки «прекрасный», «возвышенный»), а суггестивная роль передается на уровне мифа (роль страдающего за грехи рода человеческого Иисуса Христа — все та же модификация роли Божества). Суггестор суггестора. Количественный состав «звукобукв» подтверждает коммуникативную направленность психотерапевтических сеансов, так как среди «звукобукв», превышающих нормальную частотность, поровну представлены группы «хороших» (Н, Л', О, Б, Я, И), «плохих» (С, X, Ж, Щ, Ы) и «нейтральных» (В, Г, 3, М, Т, У) звукобукв. Среди гласных по-прежнему устойчиво выделяется «голубой» И. Средние индексы лексических единиц в текстах сеансов психотерапевтического воздействия А. М. Кашпировского в сравнении, с формулами гипноза
Таблица 19 Лексические показатели подтверждают общие закономерности, отмеченные нами при сравнении групп универсальных и индивидуальных суггестивных текстов. В текстах А. М. Кашпировского наблюдаются повышенные, по сравнению с формулами гипноза, индексы предсказуемости, итерации, индекс длины интервала повторяющихся слов, что указывает на спонтанность этих текстов, асимметричность в использовании слов и большую зависимость от содержания. Эти данные противоречат наблюдениям лингвистов, изучавших отдельные приемы, применяемые в конкретных текстах А. М. Кашпировского, так как единичные примеры удачного использования тех или иных художественных приемов можно найти в любом тексте психотерапевтического воздействия. Так, О. А. Коломийцева, проанализировавшая 27 текстов лечебных сеансов А. М. Кашпировского с 1989 по 1991 год, отмечает несомненное лексическое своеобразие указанных текстов, выраженное использованием следующих приемов: 1) Синонимы и функции перечисления. Внешне это напоминает явление «поиска нужного слова», например: «У нас не лечение, а коррекция, выправление, воспоминание» (20. 01. 91). Пациент вос- 10* И. Черепанова. Дом колдуньи. принимает не отдельное значение, а некий синтетический образ. Интересно отметить, что в приведенном примере не все слова являются языковыми, 1. е. постоянными синонимами. Существительное «воспоминание» используется как синоним к слову «лечение» только в данном конкретном сл\ чае. 2) Антонимы Анализ языкового материала показывает, что чем меньше сходства между значениями сравниваемых слов, тем легче происходит размывание их границ, например: «моя задача —не усиливать, а ослаблять, не подстегивать, а сдерживать» (19. 10. 91). 3) Одно и то же слово в разных сочетаниях: «Я думаю, что вы уверены в том, что уверен в этом и я» (Ноябрь, 1989, TV сеанс). 4) Метафоры. Их формирование также предполагает соединение несоединимого и возникновение некоего целостного образа, например' «Что с блеском не может длиться вечно —это молчание» (7. 06. 89). «Наш сегодняшний сеанс напоминает мне натянутую тетиву лука. Остается только выстрелить» (20. 01. 91). 5) Прием каламбура (игры слов). Употребление в одном контексте однокоренных слов разрушает их границы, например: «И ничто не нарушилось. Нарушилось только нарушение, которое было» (20. 02 91). «У очень многих из вас пройдет слишком многое» (19. 01. 91). «Не старайтесь быть очень старательными» (20. 01. 91). 6) Расширение границ слова посредством его использования в разных значениях, с различными определениями, в качестве центра повествования, например' «Вам предстоит несколько минут побыть в одиночестве. Вы скажете: я ведь так одинок. Это не то одиночество, это другое. Это — высшее одиночество. У вашего ребенка, хоть он и маленький, есть свое, большое одиночество» (20. 01. 91) (см.: Коломийцева О. А., 1991, с 137-138). По грамматическим параметрам тексты Кашпировского «тяготеют» к универсальным формулам гипноза, различается лишь количество местоимений и союзов (у Кашпировского их в среднем больше — 20 36% и 9. 97% соответственно) и глаголов (их меньше — 18. 98%). Наличие большого количества числительных указывает на родство текстов Кашпировского с текстами классического гипноза. Это противоречит несколько поспешным выводам о том, что «А. М. Кашпировскин в своем воздействии, существенно отличающемся от классического гипноза, свел приемы прямого внушения до минимума» (там же, с. 130). Таким образом, анализ уже на самом общем, формальном уровне, позволяет различать особенные и универсальные качества Суггестор суггестора. индивидуальных суггестивных текстов, а соотнося эти формальные показатели со смысловыми особенностями того или иного текста, можно разгадать, по крайней мере, часть его тайн и спрогнозировать его судьбу Грамматический состав текстов психотерапевтических сеансов А. Кашпировского в сравнении с формулами гипноза (в %%)
Таблица 20 Так, амбивалентность фоносемантики прямо выводит нас на амбивалентные особенности смысла, грамматики и пр. «Я не вызываю гипнотических трансов, никогда к ним не стремлюсь и вы не услышите из моих уст установки, что надо отключиться, надо расслабиться и чтоб с Вами что-то должно быть. Это вы не услышали. Не услышите это и потом», — это высказывание А. М. Кашпировского, как, впрочем, и вся «словесная ткань» его сеансов, по сути, и есть способ вызвать сильнейший транс. Что такое «фане»? Согласно 15-му изданию «Словаря иностранных слов» — это «1) внезапно наступающее кратковременное расстройство сознания, во время которого больные совершают немотивированные поступки, стремительно бегут, бессвязно говорят; отмечается гл. обр. при эпилепсии; 2) состояние отрешенности, экстаза, " ясновидения" идр» (1988, с. 502). Согласно взглядам М. Эриксона, В. Сейтер и др. американских психотерапевтов, транс — состояние лечебное (повышенной открытости, доверия, творчества), и вызвать его можно любым неожиданным вопросом или поступком. И. Черепанова. Дом колдуньи. В данном же случае перед нами полностью амбивалентные, раздваивающие сознание, ставящие его в логические тупики, исполненные в стиле «плетения словес» тексты. К тому же, эти тексты предельно универсальны в смысле учета любой мифологии, любого типа реагирования (включая так называемых «сопротивленцев»). Стоит только сосредоточиться на таком тексте и., транс неизбежен. Чего стоит, например, одно лишь следующее высказывание: «Плывите по течению в своих мыслях, чувствах... Я должен сказать, что это нелегкая задача — плыть по течению, подчиниться самому себе, но вспомним древнее: " Не так, как я хочу, но как я". И простите мое творчество, потому что это изречение звучало по-другому: " Не так, как я хочу, но как ты". Это когда я к вам, но когда вы сами к себе, то вправе сказать: " Не так как я хочу, но как я" » и т. д., и т. п А на фоне «паутины» этих слов, конечно, трогательно звучат фразы типа: «Верьте мне, который выпил очень горькую чашу, прежде чем решился на то, чтобы войти в ваш дом, на то, чтобы рискнуть взять на себя вас, вашу какую-то судьбу, поверьте мне». Светлый образ страдающего человека, принимающего на себя чужие грехи и боли, вынужденного говорить: «Я мог бы не говорить, мог бы молчать и много раз даю себе зарок в таких ситуациях — помолчать. Но я чувствую ваше живое влечение к тому, чтобы что-то услышать».. И еще маленький штрих — самое частотное слово в этом тексте — союз «и» (70 раз), излюбленная связка в методике нейролингвистического программирования. Так что, с точки зрения современной лингвистики (в отличие от точки зрения современного естествознания, выраженной в уже цитированной книге Дуброва и Пушкина) никакого «чуда» и даже, к сожалению, тайны, в феномене Кашпировского нет. Налицо хорошее знание психологии и использование (возможно интуитивное) универсальных суггестивных приемов. Что до ошибок и логических противоречий — для огромной группы МС, потрясенного феноменом Кашпировского, это необходимый фактор. По свидетельству проф Б. А. Грушина с точки зрения МС бессмыслицы и противоречия все время выигрывают по сравнению с логикой. Не ясна только первопричина такой обусловленности: амбивалентность приводит к повышенной внушаемости населения или наоборот? По мнению О. А. Коломийцевой, «психотерапевтический метод А. М. Кашпировского представляет собой уникальный, до последнего времени неизвестный способ возбуждения сферы бессознательного в психике индивида. Воздействие на бессознательное, сопровождаемое переключением сознания, отвлечением внимания па- Суггестор суггестора. 295 циента от своих заболеваний, по-видимому, возбуждает процессы саморегуляции в организме больного, что ведет к обратному развитию соматических и психосоматических патологических состояний и активизации негентропийных тенденций в организме» (1991, с. 124). Попытка постичь специфический языковой код Кашпиров-ского привела к выделению ряда средств и приемов отвлечения сознания и введения в сферу восприятия адресата единиц кода бессознательного. К таким средствам и приемам О. А. Коломийцева относит: 1) Парадоксы, которые можно определить как языковые единицы, содержащие противоречия в своей смысловой структуре, включающие два противоположных сообщения, например: «Лечение тогда, когда нет лечения» (20. 01. 91). «Все условия хорошие, даже плохие» (20. 01 91). «Лучший способ ко мне попасть — это не попадать. И вот тогда вы попадете». (17. 10. 91). Обычное восприятие таких сообщений с точки зрения истинности-ложности невозможно, поэтому парадоксы не анализируются больным, а выступают в его понимании как единое, не членимое целое, формируя некий синтетический образ. 1а) Парадоксы семантические. Содержат противоречия непосредственно в своей семантической структуре как нечто постоянное, инвариант, например: «Мой метод — в отсутствии метода» (17. 10 91); 16) Парадоксы прагматические, когда информация, передаваемая высказыванием, вступает в противоречие с истинным положением дел, с самой ситуацией: «Здесь никого нет, только Вы» (20. 01. 91). 2) Тавтологические высказывания: «Пускай с вами делается то, что делается» (18. 01. 91). «Ваши руки — это ваши руки» (20. 01. 91). «Все закончится тогда, когда закончится» (18. 01. 91). 3) Высказывания констатирующего типа с глаголами в настоящем, прошедшем или будущем времени, например: «У некоторых имеются приятные приливы тепла, происходит экскурсия крови, давление нормализуется» (7. 06. 89). «У многих уже начали шевелиться руки. У многих из вас уже прошла боль» (7. 06. 89). 4) Предложения с глаголами в форме повелительного наклонения, например: «Не боритесь с такими мыслями, которые являются нелечебного характера» (7. 06. 89).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|