Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дуэль. (Эпиграмма)



Дуэль

А: Единственным поводом к дуэли были насмешки Лермонтова над Мартыновым. Лермонтов сам провоцировал Мартынова на вызов, подсказывая, что тому следовало делать. Всерьёз предстоящую дуэль никто не воспринимал. Настоящие попытки примирить соперников не предпринимались, скорее все готовились к новому развлечению, разнообразившему жизнь на Водах".

А: «Язык наш — враг наш». Лермонтов был остер, и остер иногда до едкости; насмешки, колкости, эпиграммы не щадили никого, даже самых близких ему; увлеченный игрою слов или сатирическою мыслью, он не рассуждал о последствиях: так было и теперь.

(Эпиграмма)

Положа рука на сердце, всякий беспристрастный свидетель скажет, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил своего противника в такое положение, что он не мог его не вызвать.

Т: Он ехал как будто на званый пир какой-нибудь. Всё, что он высказал за время переезда, это сожаление, что он не мог получить увольнения от службы в Петербурге и что ему в военной службе едва ли удастся осуществить написание будущих произведений. «Я выработал уже план, - говорил он Глебову, - двух романов».

А: 5 июля 1841 года около семи часов вечера дуэлянты, секунданты и " зрители" (присутствие посторонних лиц было не только нарушением правил дуэли, но и ставило её участников в двойственное положение) оказались в четырёх верстах от города на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук.

 Секунданты установили барьер - 15 шагов, и отсчитали от него в каждую сторону ещё по 10 шагов, вручили дуэлянтам заряженные пистолеты.

Объявленные секундантами условия дуэли были следующие: стрелять могли до трёх раз, или стоя на месте, или подходя к барьеру. Осечки считались за выстрел. После первого промаха противник имел право вызвать выстрелившего к барьеру. Стрелять могли на счёт " два-три" (т. е. стрелять было можно после счёта " два", и нельзя стрелять после счёта " три" ). Вся процедура повторяется, пока каждый не сделает по три выстрела. Руководил Глебов, он дал команду: " Сходись".

Лермонтов остался на месте и, заслонившись рукой, поднял пистолет вверх. Мартынов, всё время целясь в противника, поспешно подошёл к барьеру.

Начался отсчёт: " один": " два": " три": Никто не выстрелил. Тишина: Нервы у всех на пределе, и тут Столыпин (по другой версии, Трубецкой) крикнул: " Стреляйте или я развожу дуэль! ". На что Лермонтов ответил: " Я в этого дурака стрелять не буду! "

кн. Васильчиков рассказывает о последних минутах Лермонтова: " Никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице его перед дулом пистолета, уже направленного на него", --

Мартынов писал в ответах следователю: " Я вспылил. Ни секундантами, ни дуэлью не шутят: и опустил курок".

Прозвучал выстрел. Лермонтов упал как подкошенный, пуля прошла навылет.

" Неожиданный строгий исход дуэли даже для Мартынова был потрясающим. Поражённый исходом, бросился он к упавшему: " Миша, прости мне! " вырвался у него крик испуга и сожаления...

В смерть не верилось. Как растерянные стояли вокруг павшего, на устах которого продолжала играть улыбка презрения. Глебов сел на землю и положил голову поэта в себе на колени. Тело быстро холодело... ".

Т: Мартынов не был плохим человеком. Высокий, красивый, хорошо образованный, любимец женщин, товарищ Лермонтова по юнкерской школе невольно стал топором судьбы. Военный суд требовал лишить уцелевшего дуэлянта чинов и прав состояния, но император Николай I в 1842 году повелел: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию».

А: Гнев общественный всею силой своей обрушился на Мартынова В глазах большинства Мартынов был каким-то прокаженным»

Т: Мартынов при жизни всегда находился под гнетом угрызений совести своей, терзавшей его воспоминаниями об его несчастной дуэли. Ежегодно в день дуэли с Лермонтовым Н. С. Мартынов уезжал молиться в один из монастырей и заказывал там панихиду «по убиенному рабу Божьему Михаилу».

А: Казалось, что рок преследовал Мартынова на протяжении всей его жизни. Судьба была неблагосклонна и к его потомкам. После 1917 года они эмигрировали из России. В 1924 году в Знаменское, (имение Мартынова) переехала Алексеевская школьная колония бывших беспризорников. Узнав, что в склепе похоронен тот самый Мартынов, который убил на дуэли поэта Лермонтова, колонисты выкинули оттуда останки Мартынова. Позднее склеп вообще засыпали землей.

В декабре 1941 года в ходе боев с немецко-фашистскими войсками имение Мартыновых было окончательно разрушено.

Причины .

T: Чем значительнее жизнь человеческая, тем меньше в ней выбора. Достаточно в ней произойти одному событию, чтобы тотчас определилась остальная их цепь. И тут даже самой великой личности уже не освободиться от предопределения. Того самого неумолимого рока.

Жизнь Лермонтова была изначально предопределена его великим талантом, странным язвительным характером, ранней смертью матери и отсутствием в воспитании ребёнка его отца, военной службой, на которую он попал не по своей воле, а так же Кавказом, который оказал большое влияние на становление его личности.

А: Он умер очень рано. Ему не исполнилось ещё и 27-ми лет. Он не успел создать семью, выстроить свой дом, куда бы ему хотелось возвращаться, не завёл детей…. Он так и не нашёл себя в этом мире. Он будто человек нездешний страстно пытался найти себе предназначение и смысл земной жизни, но так и не нашёл. Не успел… Он испытывал власть судьбы. Он вперед, так сказать, теоретически изведывал жизнь и страдание с самого детства. Он страдал более чем жил.

 

Т: На автопортрете Лермонтов изобразил самого себя с детским выражением лица. Грустный ребёнок. Таковым он и был. Невероятно застенчивый, иногда не в меру стеснительный он прикрывал эти недостатки излишней язвительностью и напускной бравадой. Именно эта

двойственность, сочетание противоположенных качеств в одном человеке и определили в нём его невероятный мистический, метафизический дар поэта.

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской

поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.