Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ спектакля



Премьера спектакля состоялась 8 июня 2003 года. Продолжительность спектакля - 3 часа 15 минут с одним антрактом.

Весь первый акт, за исключением трех его последних минут, нам демонстрируется спокойный, веселый и добрый быт деревни Анатовка, где бок о бок живут и работают русские и евреи. Пьеса Горина начинается с дословной цитаты из завещания Шолом-Алейхема, текст этой цитаты помещен в программку к спектаклю театра Дождей (в отличие, например, от спектакля театра Ленком в постановке Марка Захарова, где текст произносится прямо со сцены).

Началу спектакля предшествует абсолютная темнота, которая длится примерно полминуты и заставляет зрителя полностью отключиться от внешнего мира и проблем, которые остались за стенами театра. Темнота заканчивается с появлением музыки. Всего несколько повторяющихся нот, под которые над сценой появляется тускло светящийся шар. Скорее всего, он символизирует и солнце, и луну и неровное горение свечи. Света от шарика хватает, чтобы различить, что на сцене замерла большая группа персонажей. Это презентация всех значимых героев спектакля. В центре молочник Тевье, вокруг него его дочери и жена, чуть дальше их друзья, родственники и соседи. На самом верху застывшей в тишине картины находится урядник. Это напоминает традиционную общую фотографию конца 19 - начала 20 века.

Начинает играть очередная мелодия. Вместе с музыкой оживают и персонажи картины. Тевье (Анатолий Рычагов/Валерий Саломахин) начинает рассказывать нам про быт и обычаи своей деревни (то есть фактически выступает резонером, произнося текст от автора), а также представлять персонажей, которые живо реагируют, когда о них заходит речь (важно заметить, что, на мой взгляд, в спектакле нет отрицательных персонажей). Так начинается первое действие спектакля. В исполнении Рычагова Тевье более мужественный, решительный, и банально более молодой, чем Тевье Саломахина, более мудрого и спокойного.

Дальше по ходу действия, нас более подробно знакомят с другими персонажами. Первым появляется Перчик (Илья Божко/Вячеслав Викторов) – студент, из Киева вернувшийся в родную деревню на заработки. Он становится преподавателем французского языка для дочерей Тевье. Перчик – человек резкий, отстаивающий позиции направленные на равенство и свободу – таким он предстает в пьесе Горина, такой же он и в исполнении Ильи Божко. В исполнении же Викторова он более мягкий и романтичный.  

Затем появляется урядник (Николай Морозов/Денис Аксенов), он показан как типичный представитель власти с одной стороны, и друг всех жителей деревни с другой. Единственный персонаж, на мой взгляд, кто не так прост и положителен, как все остальные. В исполнении Морозова он кажется не очень умным, а у Аксенова он становится более умным и подлым.

Потом действие переносится в дом Тевье, где нас знакомят с его женой Голдой (Елена Сапронова/Елена Кашинцева). Голда женщина мягкая и хозяйственная, но, кроме того, обладающая прекрасным чувством юмора, которое заставляет любого с ней общающегося дважды подумать, перед тем как что-то сказать. Актрисы, исполняющие роль Голды, очень отличаются по фактуре: Кашинцева существенно полнее сухощавой Сапроновой, что сказывается и на видении героини: у Кашинцевой она гораздо более хозяйственная, уютная, а Сапронова гораздо больше похожа на типичную «еврейскую мать».

Появляющийся следующим Менахем-Мендл (Александр Маков/Александр Иванов), который сам очень любит пошутить и является мастером красноречия, вынужден использовать всю свою харизму и остроумие, чтобы говорить с Голдой на равных. Этот персонаж крайне неоднозначен, что подчеркивается в спектакле. В первом действии кажется, что его интересует только нажива, а во втором становится понятно, что он добрый и честный человек. На мой взгляд, Иванов – один из самых талантливых актеров театра, и его Менахем становится максимально многогранным, у Макова же этот герой становится чуть проще (впрочем, проще не значит хуже). От себя хочется добавить, что это, пожалуй, самый любимый мой персонаж в пьесе и спектакле.

Менахем появляется в роли свата, которого нанял, очевидно, единственный состоятельный житель деревни Анатовки мясник Лейзер-Волф (Владимир Воловик – лучше всех в спектакле передает «дух еврейства»), чтобы взять в жены старшую дочь Тевье -- Цейтл (Анастасия Тилина). Цейтл замуж за мясника не хочет, во-первых, потому, что он ровесник ее отца, во-вторых, потому, что она любит бедного молодого портного Мотла (Артем Кожевников/Сергей Сергеев). И это первая любовная история, о которой мы узнаем. Вторая неожиданно разворачивается между Годл (Виктория Александрова/Инна Левинтан) – второй по старшинству дочерью Тевье и Перчиком. Годл – самая тихая и послушная дочь Тевье. Третья любовная история развернется между Хавой (Анастасия Никитина) и писарем Федором (Александр Шведов). Но на эту историю мы видим только намек, так как Федор православный и проблема невозможности их счастья слишком серьезна для беззаботного и смешного первого отделения.

Заканчивается первое отделение сценой свадьбы Цейтл и Мотла, на которой происходит переломный момент спектакля. Это единственное место, где я обнаружил серьезное отступление от оригинального текста пьесы, сделанное в пользу мощнейшей сцены финала первого акта. Эту сцену хочется описать подробно: На сцене снова оказались все герои спектакля, снова замершая в тишине картина, это отсылка к самой первой сцене (кольцевая композиция), все смотрят в одну точку, по сюжету, собираются фотографироваться, в этот момент именно в этой точке появляется урядник. Он принес плохие вести, начался погром, городские приехали выгонять евреев с «Русской земли». Впервые в спектакле серьезно поднимается одна из основных его тем – противопоставление мирного сосуществования евреев и русских их полной вражде, деревня Анатовка становится символом гармонии, в то время как в остальном мире эта гармония давным-давно утеряна.

Начинается музыка – песня группы «Зимовье Зверей» – «Конец цитаты». Пока играет музыка, актеров закрывают с двух сторон мягкие тряпичные декорации. В темноте, за этими декорациями, актеры зажигают свечи. Мы видим маленькие дрожащие огоньки, просвечивающие сквозь ткань. Они символизируют абсолютную беззащитность всего того мира, что мы увидели в первом отделении. Песня заканчивается отдельными нотами, сыгранными на флейте. С каждой нотой гаснет по несколько свечей, когда музыка замолкает, гаснет последняя.

 

Второе действие гораздо мрачнее первого. Поднимаются все основные проблемы спектакля. Голда заболевает и умирает, Хава уходит из семьи к Федору и принимает его веру, Годл уезжает с Перчиком в Сибирь, куда его отправили за участие в беспорядках. У Цейтл рождается дочь и, с внучкой на руках, Тевье встречает новость о том, что власти выселяют евреев за черту оседлости. Перед отъездом вся семья собирается вместе. Тевье прощает Хаву. Финальная сцена второго акта тоже в какой-то мере идет вразрез с его содержанием. В Анатовку, из которой героев выселяют, по недоразумению приезжают Менахем-Мендл с мамой, к которым вся семья и собиралась бежать. В разрядку всему действию, все персонажи смеются, начинают танцевать и выходят на поклон.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.