|
|||
Алиев Помоги себе сам 10 страницаПопуляризируя саморегуляцию, мне пришлось сделать сотни докладов с живой демонстрацией метода на добровольцах из зала в различных учреждениях и даже в составе бригады " Комсомольской правды" в разных уголках страны. И всегда это было взаимоинтересно! Но на этом, как правило, все потом кончалось. Почему? Ответ на этот вопрос кроется, конечно, не только в несовершенстве нашего медицинского института. Это сложный социальный вопрос. И именно потому, что подобные вопросы (и не только из области саморегуляции) натыкаются на вопросы более широкого социального порядка, у нас в стране начата и идет перестройка. Работая со Всесоюзным клубом директоров промышленных предприятий, я, будучи врачом, а не директором, усвоил, что наше время можно выразить аббревиатурой из трех С - Самоуправление, Самофинансирование, Самообеспечение. И, как врач, считаю необходимым добавить к трем прописным С общественного самоуправления пока еще маленькую " с" - саморегуляцию. Ибо без развития личности, без встречного движения общества и человека никакая перестройка невозможна. И дело здесь даже не в конкретных методах, а в самой сути идеи: главной потребностью человека является потребность в счастье. И общество, если хочет быть здоровым, должно этому способствовать. Будет ли наконец поставлен в центр всех общественных забот конкретный человек? Ответ на этот вопрос и может служить одним из социальных критериев при оценке уровня общественного развития. Человек стремится к счастью и к свободе. Долгое время крылатую фразу о том, что свобода есть осознанная необходимость, истолковывали в прямо противоположном смысле. Делался " командно-административный" акцент на слове " необходимость". Тогда как смысл фразы-в понятии " свобода": свобода есть потребность человека (то есть необходимость). И потребность в свободе - осознана. Как только естественные человеческие качества и проявления-любовь к ближнему, детям, товарищеская взаимопомощь, дружеская привязанность и многие другие-в какой-то период нашей истории были объявлены социалистическим достижением, вот тогда-то и совершилось зло агрессии против них. Надеюсь, развитие нового мышления позволит вернуть эти понятия к естественному смыслу. И именно в этих условиях широкое развитие саморегуляции позволит вызволить в каждом человеке природное, глубинное человеческое начало, поможет более успешно воплощать в дела духовные побуждения и стремления человека. В спецПТУ города Каспийска (что близ Махачкалы) по инициативе его руководства начат интересный опыт работы с трудными подростками. Честно говоря, на первый взгляд все это произвело тяжелое впечатление: триста детей за колючей проволокой. Среди них те, кто попал сюда за уголовные преступления, за довольно серьезные проступки. Но здесь также оказались и те, кто угодил сюда за неадекватные смешки на уроках, да просто за озорство, что раздражало переутомленных преподавателей. Группу из этих детей (наиболее нуждающихся в лечении невротических расстройств) начали обучать саморегуляции. Подключили местное телевидение, журналистов. Если на первых занятиях большинство из обучаемой группы настороженно и молча следило за происходящим, поминутно оглядываясь на дверь, не стоит ли там воспитатель, то через несколько дней все раскрепостились, появились улыбки, свободные жесты, уменьшилась подозрительность и агрессивность. Стали делиться с нами жалобами на самочувствие, планами на жизнь. Ночью стали лучше спать, меньше страдать головными болями. Появилась усидчивость, у некоторых улучшилась память. Наметилась тенденция к нормализации психовегетативных и других функциональных показателей. Через три-четыре занятия у некоторых ребят возникло желание работать над собой, они стали задавать больше вопросов о том, как применить саморегуляцию для развития характера, силы воли, памяти. Как настроить себя на чтение, учебу. Привлечение к этой работе журналистов было сделано отнюдь не для рекламы. Это был своеобразный стимул для ребят, чтобы они видели: нормализация их здоровья, поведения-забота общественная. Затем телевидение подвело. И раз, и два. Сразу обнаружилось, что отсутствие внимания к ребятам гасит их живой интерес к собственному развитию. Детям, особенно тем из них, кто перенес в самом нежном возрасте душевные травмы, очень нужна поддержка. Впоследствии появились новые трудности. Мы делали усилия, направленные на раскрепощение ребят, на освобождение их от собственной угрюмости, затравленности, замкнутости, и добились положительных результатов. Но все это столкнулось с самой организацией их жизни и учебы в системе спецПТУ. У ребят возникли конфликты с преподавателями и воспитателями, которые требовали безусловного подчинения, исключая всякую диалогичность с подопечными. Тогда было решено, что воспитатели и преподаватели тоже должны пройти курс обучения саморегуляции, получить ключ к себе и к своим воспитанникам. И среди них оказалось немало таких, кто страдал неврозами. Был осуществлен полный лечебно-учебный курс. Эта работа продолжается. Безусловно, одна саморегуляция не решит здесь весь комплекс насущных проблем. Да и не в этом ее назначение. Главное в другом - применение саморегуляции позволило от громких слов о необходимости профилактики в оздоровлении людей перейти к делу. В эту работу намерены включиться и врачи из других спецПТУ страны, пройдя соответствующую подготовку в Центре саморегуляции. Такое решение было принято на Майкопском всесоюзном совещании по организационным и психологическим проблемам спецПТУ, который проводился под руководством представителя Министерства народного образования РСФСР Г. Н. Тростонецкой - энтузиаста гуманных перемен в этой области. Работая с подростками, мы включили в программу занятий последнее достижение развивающегося метода саморегуляции. Этот новый прием возник при попытке помочь бесчисленному количеству людей, не умеющих ставить перед своим организмом конкретные установочные задачи (программы) в соответствии со своими целями. Проще говоря, человек часто не знает, чего он хочет, входя в особое состояние. Как мы отмечали выше, - это один из самых трудных моментов применения саморегуляции. Так, например, нас часто спрашивают, а как настроить себя с помощью саморегуляции на ускоренное- изучение иностранного языка? Что себе надо представлять в особом состоянии? Или: что надо себе представить в режиме саморегуляции, чтобы обезболить зуб? И таких вопросов по каждому конкретному случаю возникает множество. Мы всем отвечаем, что не надо ничего особенного себе представлять, если это трудно. Нужно уметь вызвать глубокое состояние, и нужная реакция сама синтезируется, если есть цель. Приводим пример с гипнозом, когда человеку внушают, что ему холодно, или что зуб перестал болеть, эту установку не 13 X. Алиев
дополняют описанием механизмов организма, которые это осуществят. Но тут есть одно существенное обстоятельство. Для такого свободного синтеза (без стимуляции желаемой реакции соответствующими образами) нужна достаточная свобода творчества организма, то есть, повторяю, нужна глубина особого нейтрального состояния. Чем меньше глубина, тем больше приходится помогать организму-развивать образное представление желаемой реакции. Например, можно вспомнить, что чувство прохлады связано с купанием в реке, а устранение зубной боли - с принятием таблетки анальгина. Большинство наших пациентов в ряде случаев не могут в любой ситуации вызывать глубокое погружение в особое состояние. Достижение большей или меньшей глубины связано и с исходным состоянием организма в определенный период, и с самой задачей. Иногда, когда задача слишком ответственна, из-за волнения или излишнего напряжения нужная глубина погружения может не получиться. Кроме того, с вопросами о правильной постановке задачи к нам нередко обращаются люди, которых мы не обучали - их обучили обученные нами. К нам обращаются с подобными вопросами телезрители, увидевшие наши телепередачи и научившиеся вызывать у себя особое состояние самостоятельно, а что с ним делать - не знают. В этой ситуации и появился новый прием, так сказать, средство для общего пользования, универсальный гармонизатор. Оно рассчитано на лиц, не владеющих достаточной глубиной погружения, и тем не менее этот прием полезен как общеукрепляющий фактор. Пришли мы к открытию этого приема следующим образом. Для решения самых различных и житейских, и творческих проблем самый лучший способ - хорошее самочувствие и свежая голова. Здесь комментарии излишни. Чтобы этого добиться, прежде всего необходим глубокий ночной сон - это залог и хорошего самочувствия, и здорового внешнего вида (как сказал поэт: " Красавицам ложиться нужно рано, чтоб меньше денег тратить на румяна" ). А для того, чтобы хорошо спать, организм и нервы должны быть в порядке. Это всем известно. Как эти общеоздоровительные, общеукрепляющие процессы совершаются в йоге, китайской гимнастике, с помощью нашей физкультуры наконец, которой мы обучены с детства? Разве, занимаясь физкультурными упражнениями, мы задумываемся о том, какое именно надо совершить движение, чтобы, к примеру, быстрее и успешнее изучить иностранный язык? Мы просто делаем полезные для нашей нервной системы и всего организма упражнения. Эти упражнения улучшают наше самочувствие. Будучи в хорошей форме, мы лучше справляемся и с житейскими заботами, и с работой. Вы скажете, что в йоге, например, есть разработанная и строго дифференцированная система упражнений: одни (допустим, стойка на голове) способствуют улучшению памяти, другие налаживают работу печени... Раз существует такая развитая система оздоровительных упражнений, так берите и используйте ее в режиме саморегуляции! Вот и находка! Только сначала с помощью саморегуляции освойте вхождение в особое состояние, гармонизирующее психические и физиологические процессы, а затем, пользуясь им, овладевайте полезной для себя позой из йоги. В традиционной же системе йоги все наоборот - от здорового тела к здоровому духу! От механических упражнений (поз, приемов дыхания и так далее) происходит поэтапное, длительное восхождение к высшим психическим ступеням саморегуляции. Профессиональный йог владеет особым состоянием, но приходит к нему путем многолетней упорной практики, специальной диеты и аскетического образа жизни. Уверяю вас, что вы можете достичь этого значительно проще! Есть в каких-то видах деятельности этапы, когда прекрасную поговорку " без труда не вытащишь и рыбку из пруда" следует оставить истории, чтобы она не спугнула ваш оптимизм, потому что здесь за вас уже потрудилась природа и человеческая мысль, заключенная в многовековом опыте. С помощью современной научной технологии вы освоите главный опыт йоги - особое состояние, или союз души и тела, за короткое время и без радикального изменения образа жизни! И овладев особым состоянием - ключом, начинайте помогать себе в освоении низших ступеней, что, конечно, будет даваться легче-с горы спускаться быстрее, чем идти в гору. Как это делается? Например, вы хотите развить гибкость позвоночника и начинаете выполнять упражнение наклона корпуса вниз, доставая руками до пола. Когда вы наклонились, сколько возможно, а до пола, допустим, еще далеко, не пускает поясница и неприятно напряглись мышцы ног, вспомните, что советует делать в таких случаях йога? йога советует помочь себе мысленным самовнушением, что в области поясницы мышцы расслабились, что спина стала гибкой, что вам приятно наклониться еще ниже... Йога советует помочь организму с помощью психического механизма самовнушения! Но не лучше ли это сделать, вызвав у себя то особое состояние, когда ваши самовнушения легче всего осуществляются - состояние саморегуляции? Этот же подход можно применить и к китайской оздоровительной гимнастике. Обратили ли вы внимание, какие легкие, словно парящие в движении, руки у профессионалов, занимающихся китайской гимнастикой? Иногда даже возникает иллюзия, что перед нами не мощная по своей силе оздоровительная процедура, а легкий безмятежный танец. Откуда такая легкость и мощность одновременно? Не оттого ли, что профессионал за годы тренировок освоил особое состояние и пользуется им при выполнении своих упражнений? Не потому ли, что эти упражнения гармонизируют его психику и организм в отличие от механических физкультурных упражнений? В китайской гимнастике движения профессионала напоминают легкость расходящихся и сходящихся рук в упражнениях при обуче нии саморегуляции, которые мы описывали выше. Сущность этих движений - идеомоторная. Но при обучении саморегуляции опыт особого состояния формировался целенаправленно путем прямой гипнотизации - от учителя к ученику, а в системе китайской гимнастики такой технологии передачи опыта этого состояния нет. Технологии, к тому же столь сжатой по времени освоения. Овладение китайской гимнастикой начинается с контроля внешних движений, качества выполняемых упражнений. И затем постепенно ученик переходит к контролю внутреннего состояния. От части к целому. Если вы уже владеете особым состоянием, попробуйте представить, что ваши руки расходятся, затем сходятся, далее весь корпус начинает поворачиваться, что при этом ваш позвоночник необычайно гибок, затем возвращаетесь в исходное положение, тело начинает наклон и так далее. И любые упражнения, знакомые и привычные вам с детства, доселе механические, автоматически превращаются в гармонизирующие-они начинают напоминать йоговские упражнения. Потому что в структуре каждого движения заключена идеомоторика. Психика и организм работают синхронно и согласованно. При таких занятиях физкультурой не надо проверять пульс, как это делается, например, в искусственных системах тренировок (в аэробике, например). Здесь ритм сердца, дыхания, сила и скорость движений - все автоматически согласуется. Эта особая гармонизирующая физкультура необычайно приятна и выполняется с удовольствием, голова как бы отдыхает, а тело исполняет приятную работу. Вы испытаете особое чувство, когда легким волевым усилием даете маленький толчок началу желаемого движения, а затем, внутренне расслабившись, наблюдаете его автоматическое продолжение. При таких занятиях физкультурой процессы восстановления идут синхронно с нагрузкой и общее состояние всего организма после такой нагрузки, как после отдыха. Здесь мышцы почти расслаблены, поэтому достигается удивительная гибкость. При меньшем числе повторений упражнения в сравнении с обычным его выполнением обеспечиваются те же результаты - это включается механизм повышения внутренней производительности. А поскольку большинство движений происходит на основе идеомоторного механизма, работают и несколько иные мышцы, чем при обычном выполнении аналогичного упражнения. Так, например, борцы, с которыми нам пришлось работать, применяли такой способ занятий физкультурой после обычной своей нагрузки. Это давало им ощущение отдыха, помогало снять застойное перенапряжение мышц. Происходило выравнивание: ущербы профессионального спорта отчасти нейтрализовались гармонизацией. Мы работали также с группой спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой. Гармонизирующая физкультура помогала им успешнее выполнять упражнения со статическим напряжением мышц. Вспомните, как в гипнозе проделывается каталептический мост: человека кладут затылком на спинку одного стула, а пятками - на спинку другого. Его тело становится как деревянное, способное в этом состоянии выдержать груз. На него может даже стать человек. Этот каталептический мост демонстрирует желающий из зала, возможно, не имеющий специальной спортивной подготовки. Таким образом, саморегуляция позволяет вызывать атлетам самостоятельно каталептическое напряжение, развивающее их мышечные возможности. Вот такой новый поворот в развитии метода саморегуляции. А сколько их еще будет, когда в работе по этой общечеловеческой проблеме объединятся усилия врачей и ученых. Потому что проблема развития человека - общая проблема.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ Я понял истину: хороший поступок, даже маленький. полезен для всего мира. Если вы меня спросите, к какой школе я себя отношу, то я отвечу так. В моем представлении существуют только две школы. Первая, где человек, определив свое главное дело, жаждет немедленно его осуществить и по ходу работы над ним при возникающих вопросах обращается к специальной литературе и специалистам. И вторая, где человек сначала учится быть научным работником, изучая соответствующую литературу, пополняя себя сведениями, а затем, став специалистом, обращается к интересующей его или заказанной ему проблеме, пытаясь ее решить. Так вот, я отношу себя к первой школе. Не к школе научных работников, а к школе деятелей. Что же касается образования, то с детства, сколько я себя помню, я был книгочеем. Брат вдохновенно гонял во дворе мяч, а я лежал на диване и читал, читал... В основном фантастику. Позже - книги по психологии, медицине и философии. Но затем, где-то с третьего или четвертого курса медицинского института, вообще перестал читать литературу по своей специальности. Она меня, признаюсь, почему-то раздражала. Мне хотелось думать самому. Поэтому я оторвался от суше ствующих формальных школ и в области психофизиологии, и в области психотерапии, и в области рефлексотерапии. Каюсь, но даже многих фамилий научных работников и ученых не знаю, если не знаком с ними лично. По крайней мере, это позволило мне не ограничивать себя существующими системами взглядов и направлений. Когда по всей стране разрабатывалось популярное течение рефлексотерапии в области уха, меня это не связало, что и дало возможность при разработке способа теплового рефлексогенного регулирования уровня артериального давления крови искать эту сферу воздействия не в области уха, а в области носа. И у меня получилась оригинальная методика. Если же говорить о научных работниках, то я делю их на три категории. Первая - это кандидат наук. Он учится быть ученым и мыслит понятиями. Вторая - это доктор наук, он уже мыслит категориями. Третья - академики, они, я бы сказал, мыслят полезностью. Я же фактически не кандидат и не доктор наук. А по данной смысловой логике получается - академик. Но это шутка. По духу мне наиболее близок великий В. М. Бехтерев. Вот кто посвятил себя без остатка столь любимой мною гипнологии и выяснению роли внушения среди людей. Эта тонкая и далеко не познанная область человеческих взаимоотношений была ему близка по сути. Я это чувствую органически. А значит, это была его материя. Бехтерев почти вплотную подошел к обучению саморегуляции посредством гипноза. Он рекомендовал своим пациентам, больным алкоголизмом, после курса лечебного гипноза воспроизводить по памяти, в случае рецидива болезни, испытанное при лечении гипнотическое состояние. Больной, вероятно, садился на стул или ложился, закрывал глаза, как во время лечения, и вспоминал гипнотическое состояние. И оно к нему являлось. По известным мне источникам я, увы, не узнал, насколько далеко пошел профессор в этой области. Но по фактам могу судить: в момент гипноза у пациента не вырабатывался целенаправленно условно-рефлекторный ключ для облегчения и ускорения самостоятельного гипнотического погружения. Рекомендация о возможности такого самогипноза давалась пациенту в обычном состоянии, что снижает эффективность самостоятельного автоматического запуска особого состояния: пациент воспроизводил у себя испытанный гипноз только по механизму повторения - со всем его направленным действием, не подозревая о возможностях его творческого использования. Предстояло сделать один только шаг! Но до него оставалось еще полвека. И вот этот шаг был сделан, и метод саморегуляции найден, но еще много-много трудных дней отдаляли его от страждущих: когда Центр саморегуляции два года работал без помещения, когда министр здравоохранения сказал две " великие" фразы. Первую, когда я убеждал его хотя бы взглянуть, что же такое саморегуляция (может быть, увидит и вдохновится! ), он сказал: " От того, что я посмотрю, что изменится? Здание, что ли, построится? " Министр здравоохранения! При котором появился первый в стране Центр саморегуляции. И вторую " великую" фразу он произнес, когда в приемную Минздрава в течение двух лет беспрерывно звонили из всех городов страны с просьбами принять на обучение саморегуляции: " Да, - сказал наконец министр задумчиво, - хорошо бы, если бы у Центра было помещение". Все другие фразы были не столь значительными, они сводились главным образом к рассуждениям и рабочим докладам о том, что необходимо активно и широко развивать профилактическую медицину. Что же делать?! Как жить и как вести себя в нашем сложном, но, слава богу, уже стронувшемся с мертвой точки обществе? Как строить свое поведение так, чтобы быстрее достичь цели? А цель у меня сейчас одна: создать школу, чтобы активнее внедрялась саморегуляция во все сферы нашей жизни, в общую систему развивающегося мира. Так как убежден, что без этого фактора невозможно сегодня обеспечить человеку условия для продуктивной реализации его творческого потенциала, а значит, для здорового и полноценного образа жизни. Еще на заре нашего века В. И. Вернадский говорил, что " Биосфера (живое вещество планеты. - Авт. ) перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". В этом эволюционном развитии природы участвует " новая форма биохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биохимической энергией... " Ученый предвидел, что на определенном уровне развития человеческого общества человек должен стать со-творцом Природы, иначе он погибнет. Для того чтобы измученный цивилизацией человек мог обрести утерянную гармонию с Природой, он прежде всего должен обрести ее сам - не то пассивное равновесие, которое иногда подразумевается в слове " гармония", а действующую силу гармонии. И саморегуляция поможет ему в этом. С ее помощью, я уверен, человек взойдет к высшим степеням своей свободы, будет не только творцом идей, творцом-художником, но станет творцом Нового Бытия, со-творцом новых законов Природы. Как же вести себя, чтобы ускорить приближение этого будущего, чтобы оно стало нашим настоящим? Я мог бы понять министерского бюрократа, если бы пришел к нему, например, с идеей, с замыслом. И он сказал бы мне, что идей в мире много, но нет возможности все их проверить реальностью. Но ведь я пришел к нему с уже готовой технологией, одобренной и рекомендованной к широкому практическому применению Минздравом СССР, - его, министра, руководящим органом. Пришел со всеми необходимыми для бюрократа бумагами, письмами и гербовыми печатями. Что же еще было нужно? Мои скромность, лояльность, деловитость, методичность, убедительность? Я все это прошел. И продолжаю в том же духе. Многих из этого " верхнего эшелона" власти я просто вылечил от разных недугов. Вылечил быстро, эффективно и убедительно, наглядно продемонстрировав метод саморегуляции. И что же? Всякий раз после очередного невыполненного ими обещания я, будучи неплохо воспитанным и уважая старших, скромно уходил, извинившись и поблагодарив, что допустили к беседе. Не конфликтовал. Пытался смотреть на вещи философски. Осуществлял свою позицию методом позитивного движения: смирял себя, как мог, обходил препятствия, в случае своих успехов не забывал поблагодарить и тех, кто обязан был в этом участвовать, но не участвовал. Куда денешься? Ни разу не потерял головы и не поставил вопрос ребром. Иначе, думал я, в конфликтах можно увязнуть, а нам требуется другое - делать дело! Как же быть, как вести себя, чтобы быстрее реализовать новое, столь необходимое всем дело? Может быть, я где-то ошибаюсь? Расслабляюсь?.. Справедливость на свете должна быть, иначе жизнь не имеет никакого смысла. В трудные минуты мне часто вспоминается Петросян. Тот самый Петросян, директор завода и бескорыстный подвижник внедрения всего нового. Как-то, прямо в самолете, узнав, что у одного нашего попутчика радикулит, тут же заставил меня лечить его. Под хохот соседей с помощью прибора, который всегда со мной, мы избавили попутчика от боли в спине за считанные минуты. Или другой случай, который произошел в одесской гостинице. Когда за нами приехали из клуба директоров, чтобы отвезти на очередную лекцию, Петросян сказал гордо, с довольной улыбкой: " А мы тут совсем другим делом занимаемся. Всех дежурных и администраторов гостиницы от давления лечим! " Кто же прав? Министр здравоохранения, который и посмотреть не захотел новый медицинский метод; я, который тужусь быть перед обществом " корректным"; или Петросян, чьи поступки, казалось бы, выходят за все рамки приличия - все-таки солидный генеральный директор крупного предприятия? Так кто же прав? Анализируя жизненное поведение Эдика Александровича Петросяна, я прихожу к выводу, что хоть его поступки и выходят за принятые рамки, зато соответствуют глубинной человеческой природе гуманиста. В нем очень много жизни, в Петросяне. Он неисправимый жизнелюб! Сравнивая поведение министра и моего друга, я невольно создаю поэтическую строку, в которой и заключен ответ на все мои мучительные вопросы: " В ком больше жизни - тот и прав! " Это мне очень близко и понятно. У таких людей, как бы им ни было трудно, в душе всегда праздник. Этим праздником они одаряют других. И чем больше в них жизни, тем щедрее. Я тоже хотел бы этим похвастаться. Потому что это очень важно для характеристики личности врача. Когда в Ленинградском институте экспериментальной медицины в лаборатории Д. М. Камбаровой мы изучали деятельность мозга у обученных саморегуляции больных эпилепсией со вживленными с целью лечения в мозг электродами, психолог лаборатории вдруг предложила протестировать и меня самого с помощью психологических тестов. " У вас сильно развита степень художествен ного мышления, - сказала она, разглядывая мои ответы на тест-картах. - В общей пропорции до 40%; аналитического мышления до 50%". - " А сколько у меня процентов обаяния? " - скокетничал я. " А обаяния у вас - море! " - улыбаясь, ответила молодая женщина. Это было так здорово! После такой фразы я долго находился в приподнятом настроении и чувствовал себя прекрасно. Надо же, какая психотерапия! Тот случай надолго мне запомнился и как инструкция к действию. Теперь я всегда стараюсь хорошо себя чувствовать, чтобы во мне кипела энергия, чтобы быть обаятельным при работе с пациентами. Чтобы быть в форме при решении важных вопросов, в общении с людьми! Какой смысл приходить к пациенту ли, к директору, министру с тусклым, вялым состоянием души и соответствующим видом? Это только мешает любому делу. Хорошо, когда врач искрится жизнью, весел, доброжелателен, уверен в себе, тогда и пациент, глядя на него, ждет, чтобы врач своим лечением (или обучением) помог и ему стать таким. Тут и цель видна, и способ будет воспринят. Такая подготовка врача, собирающегося практиковать в области саморегуляции, возрождает известный, но плохо реализующийся в нашей медицине принцип: врач, оздоровись сначала сам! Без осуществления этого принципа - собственного здоровья врача - саморегуляция превращается в халтуру. Здесь невозможен разрыв теории и практики. Да этот принцип необходимо возродить и во всей современной медицине! А что касается того, как вести себя с бюрократами и в других, как иногда кажется, безнадежных ситуациях, - тут я выработал для себя несколько правил. Первое: не забывать использовать самое универсальное средство - чистая, свежая голова! И саморегуляция как раз призвана помогать этому. Она может обеспечить быструю восстанавливаемость, хороший тонус, длительную творческую активность - и долголетие. Второе правило пробивания нового дела: общение с человеком будет конструктивным, если он по своей сути может быть приверженцем этого дела. Если не может, нечего метать бисер. Попытались десять раз - и хватит. Можно сказать и так: среди нормальных (творческих) людей всегда возникнет контакт и неизбежно родится что-то интересное. Это закон. Но стоит затесаться среди них примитиву-через него все старания уйдут в песок. Да еще масса неприятностей добавится. Значит, второе универсальное правило для внедрения нового - объединение нормальных людей. Когда я работал в Армении и наезжал иногда в Москву, я гостил в семье писателя-публициста Валерия Аграновского. Мы мечтали провести такой эксперимент (и затем написать на его основе книгу " Десять гениев в одном Дилижане" ): я предлагал собрать на десять дней для отдыха и лечения в Доме композиторов в Дилижане одаренных людей с выдающимися способностями, независимо от их возраста и профессии. И поучиться у них стилю общения. Смысл этого эксперимента заключался в 14 X. Алиев 209 следующем: в будущем, через тысячи лет, более совершенное общество будет иметь и более талантливых людей и в значительно большем, чем сегодня, количестве. По крайней мере, так должно быть, если действительно общество и человек совершенствуются и развиваются. Мы же живем сегодня. В обществе, далеком от идеала. Разве не интересно заглянуть в будущее хоть одним глазком? Через десять гениев в одном Дилижане. Как они строят свои отношения? Как их компенсируют? Какие идеи витают в этой атмосфере вдохновенности?
|
|||
|