Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Алиев Помоги себе сам 7 страница



Итак, мы отразили различные сферы, где был апробирован метод управляемой саморегуляции, но, разумеется, далеко не все.

К иного рода феноменам саморегуляции можно отнести все известные феномены из области гипнологии, описанные в литературе. Все, что можно было бы сделать под гипнозом, можно сделать и с помощью саморегуляции без всякого гипнотизера. Это целая обширная область. Она сейчас в стадии изучения. Думаю, эта область будет развиваться очень интенсивно, так как сотни и тысячи обученных людей сами будут искать, где и как применить методику в своих жизненных интересах, тогда как развитие науки о возможностях гипноза осуществлялось единицами ученых-энтузиастов, владеющих профессиональной гипнотехникой. Можно сказать, что в перспективе будут открыты еще пока не виданные возможности человека. По крайней мере, уже сегодня с помощью особого состояния можно в той или иной мере воспроизводить и развивать посредством тренировки различные природные феноменальные возможности, наблюдаемые у людей.

Так, мой друг из Армении Самвел Гарибян, известный как человек с феноменальной памятью, запоминает сразу две тысячи слов и может, будучи в хорошей форме, произносить их с начала и с конца, с середины, или начинать перечисление с любого названного из них слова. Следует учесть, что слова для запоминания выбраны без всякой логической связи

между собой. Эту способность можно в определенной степени развить у любого желающего. Сам Самвел учит этому с помощью собственных упражнений. Моя дочь Шейла с первого занятия научилась запоминать 60 слов. Но эти же упражнения, выполняемые с помощью саморегуляции, становятся во много раз результативнее.

Таким образом, прототипом школы будущего может стать экспериментальная школа-студия, где одним из принципов интенсивного обучения и воспитания будет принцип изучения природных феноменов и их культурное взращивание в каждом с помощью навыков универсальной саморегуляции.

Известный глубоководный ныряльщик без акваланга, победивший стометровый рубеж, Жак Майоль описал в своей книге < Человек-дельфин" удивительные способности человека. Так, например, он приводит запись из лекции одного профессора, преподававшего йогу, о том, что если человек, задумав задержать дыхание, переключает внимание на основание позвоночника и концентрирует его там, то дыхание автоматически сдерживается довольно длительное время - пока сам человек не вспомнит о том, что оно задержано. А ведь каждый знает, как трудно дается задержка дыхания даже на совсем короткий момент.

Свидетельство этого просвещенного в йоге профессора подтверждает наш принцип саморегуляции: поставил задачу организму - уйди в сторону (в нейтральное состояние), не мешай автоматам ее выполнить.

В этой же книге Жак Майоль рассказывает о людях-выдрах, живущих на островах в Индонезии. Они, погружаясь в воду, для облегчения подводной работы сосредоточенно входят в образ выдр. И у них открываются древние плавательные рефлексы.

Включение соответствующих рефлексов характерно для опытов с саморегуляцией так же, как и для опытов в состоянии гипноза. Иногда спрашивают, не является ли пение, танец, другое совершаемое действо под гипнозом обыкновенной имитацией? Ведь нетрудно изобразить себя в роли кого-то? На это специалисты обычно отвечают: а сможет ли актер изобразить обезболивание при хирургической операции?

Вот эта способность к самостоятельному обезболиванию в состоянии саморегуляцнн является как бы документом, подтверждающим объективность фазового состояния работы мозга.

Другим подтверждающим документом является включение в особом состоянии таких рефлексов, о существовании которых человек мог и не догадываться.

Пример. В неврологии известен тест Бабинского, когда проводят иглой по подошве ноги. У взрослых людей при этом от непроизвольной щекотки пальцы ноги рефлектор но сжимаются, а у ребенка наоборот - напрягаются, расходясь в стороны. Так вот, если взрослому человеку внушить в гипнозе, что он в младенческом возрасте, у него включается рефлекс растопыривания пальцев.

Подключение соответствующего физиологического обеспечения при направленной психологической настройке человека и позволяет подлинное состояние саморегуляции отличить от вхождения в артистическую роль, то есть от его имитации.

9 X. Алиев 129

Хочу еще раз подчеркнуть: чем глубже нейтральное состояние, тем больше возможностей приобретает человек.

Проблема гарантированной глубины состояния при обучении саморегуляции у каждого конкретного человека нами пока не решена, как не решена она и в гипнологии. Встречаются пациенты, очень желающие погрузиться глубоко, но при всем желании это у них не получается. Есть и такие, которые могут погрузиться сразу - с первых же минут обучения, и сохранять за собой эту способность в течение длительного времени. Научившись плавать, уже не разучишься. Нужно только тренироваться, шлифуя технику, расширяя знания в этой области, без которых трудно использовать состояние в различных непредвиденных условиях.

По собственному опыту могу сказать: примерно восемьдесят процентов общего числа желающих овладевают методом за десять одночасовых занятий. С остальными нужно потрудиться.

Что же касается глубины состояния, это дело умелой организации учебного процесса, как и в любой школе, где решающую роль играет организация. И принципы обучения такие же: внимание, заинтересованность, интересная форма подачи материала, положительный пример, повторное закрепление навыков, устранение отвлекающих раздражителей. И, конечно, лечебно-оздоровительные процедуры. Кто хорошо себя чувствует, тот легче сосредоточивается.

И вот извечный вопрос: бывают ли люди, вообще не способные обучиться саморегуляции? Каждый ли может научиться управлять своими гипнотическими процессами? Недаром же говорят, что есть люди гипнабельные и негипнабельные?

Сам я по специальности врач-психиатр и отдал клиническому и экспериментальному гипнозу более двадцати лет. И сам я - автор метода саморегуляции-ключа не имею. Сколько ни пытался - не мог себя загипнотизировать. Не смогли этого сделать и мои ученики.

И вот что я отвечу на этот вопрос.

Когда-то, будучи еще юношей и начитавшись про гипноз, пошел с мамой смотреть представление заезжего гипнотизера, феноменального вычислителя и запоминалыцика Владимира Куни. По дороге в театр воображал, как сейчас буду комментировать маме с научной точки зрения все происходящее на сцене.

А когда на сцену вышел человек с микрофоном, пристальным взглядом окинул зал и энергичным голосом произнес " Добрый вечер! ", я вдруг почувствовал, что проваливаюсь куда-то глубоко, веки мои слипаются и мне уже ничего больше не хочется, кроме как погружаться туда все глубже и глубже... Пока не услышал следующую фразу: " У нас в гостях Владимир Куни! " Оказывается, я попал под гипноз конферансье!

Это доказывает, что я высокогипнабельный человек. Гипнотическое погружение продолжалось всего две-три секунды, но именно эти секунды дали мне представление о гипнозе на всю жизнь, понятие о роли бессознательных установок. Больше я никогда не мог загипнотизироваться. Все время вижу ошибки гипнотизирующих меня специалистов и моих учеников, анализирую их, стремлюсь поправить.

Пытаюсь овладеть этим состоянием само-

9 131

стоятельно, и уже, кажется, нащупал пути. Уверен, что у меня это получится в ближайшем будущем. А как уж применить это качество, я знаю!

Парадоксальность моего случая вовсе не в том, что я оказался в классической ситуации сапожника без сапог. Просто однажды данный мне опыт гипноза мгновенно подвергся творческому анализу, который не прекращается до сих пор, из спонтанного став профессиональным. Ну, что ж, значит, я еще молод!

Описывая эту историю, я хочу сказать, что я-то - неудачник в подчинении гипнозу, тем не менее являюсь, повторяю, высокогипнабельным человеком.

Значит, все дело в том, что для труднообучаемых надо изобретать соответствующую технологию. Перспективы здесь есть!

Интересный случай, характеризующий феномены саморегуляции, мы наблюдали с Мариной, девушкой, увлекающейся йогой. Она приехала в наш Центр из Москвы, решив попробовать новый метод.

Марина никак не могла войти в особое состояние на точно заданное себе время. Задает две минуты, а выходит через полторы, задает одну - выходит через три. А освоить точность времени нахождения в состоянии очень хотела. Мы, правда, ей объясняли, что отклонение от заданного времени на полминуты или минуту не имеет никакого значения, что время состояния мозг корректирует сам в зависимости от исходного самочувствия: более усталый человек стремится непроизвольно для себя побыть в состоянии дольше, поскольку мозг его, переключившись наконец к восстановлению, стремится запастись питательными вещества

ми. Дескать, это же и есть естественная природная саморегуляция!

- Нет! - говорит. - Хочу, чтобы все было точно!

На следующий день приходит в лабораторию и заявляет:

- У меня открылся дар точного определения времени без часов! Я вчера весь вечер тренировалась и, если хотите, скажу сколько сейчас времени.

- Пожалуйста, скажи, - собрались вокруг нее сотрудники лаборатории.

- Десять часов пятнадцать минут, - отвечает Марина.

Все посмотрели на часы - точно! Эта игра продолжалась полдня. Марина называла время, и оно всегда оказывалось точным. Кто-то даже посоветовал ей снять часы.

- А у меня их нет, - засмеялась Марина. - Вы что же, думаете, я вас обманывать пришла, что ли? Хотите проверить? - И тут же опять выпалила точное московское время до минуты.

Потом работа в лаборатории вернулась в свое русло, и Марине стало скучно. Собравшись уходить, она автоматически спросила:

- Ребята, не знаете, который час? Все рассмеялись, а Марина, опомнившись, хлопнула себя по голове:

- Надо же, совсем забыла, что я это умею! - И тут же выпалила точное время.

Ай, да Марина!

Ай, да саморегуляция!

Она вскоре уехала, и я не знаю, сохранила ли она свою способность, развила ли в себе новые. Не могу спросить, не знаю адреса. Отзовитесь, Марина, нам всем это интересно!

МОЯ ЖИЗНЬ СТАЛА БОГАЧЕ

ЕЛЕНА ПОЛЯКОВА, мастер спорта СССР по теннису, аспирантка лаборатории психологии Центрального НИИ спорта, рассказывает:

Я приехала в Махачкалу с письмом от Госкомспорта СССР, в котором содержалась просьба помочь мне в освоении методики саморегуляции с целью возможного ее использования спортсменами при подготовке к Олимпийским играм в Сеуле и в дальнейшем к другим ответственным соревнованиям. Методику освоила за три занятия, что сразу поразило меня необыкновенной простотой и легкостью освоения. Буквально на третьем же занятии, в присутствии очередной группы пациентов, наблюдавших за мной с интересом и некоторым удивлением, я почувствовала такое всеобъемлющее ощущение парения в воздухе, что даже слезы невольно брызнули из глаз, дыхание стало глубинным, ровным и сильным. После этого, правда, мне уже не удавалось в такой степени приблизиться к подобному состоянию. Видно, не было новизны чувств, я адаптировалась.

Последующие занятия проходили исключительно интересно. Войдя в нейтральное состояние, мне однажды захотелось изобразить " танец огня" (не могу определить, откуда вдруг взялось это название, да и само пред-

ставление о танце). Зрелище получилось, как мне потом сказали, несколько необычное, но красивое. В другой раз меня познакомили с известным тренером по -китайской гимнастике Гусейном Магомаевым, вслед за которым я тщетно пыталась механически повторить упражнения гимнастики у-шу, о которой столько слышала, хотела научиться, а здесь впервые увидела. Но когда я вошла в состояние, эти упражнения стали у меня получаться. Это, естественно, не была идеальная копия упражнений гимнастики у-шу, но плавность, слитность и внешняя схожесть все же присутствовали, причем в моем индивидуальном стиле.

Не могу сказать, что являюсь уверенным в себе человеком и люблю выступать перед какой бы то ни было публикой, скорее наоборот. А в Махачкале мне пришлось не только демонстрировать известные " фокусы" вроде обезболивания кисти руки, " мостика" между двух стульев, " одеревенения", но и комментировать свои ощущения как в небольших аудиториях, так и в огромных, переполненных залах институтов, заводов, школ. Ни капли волнения, только приятное, спокойно-уверенное ощущение владения чем-то сверхъестественным и радость от того, что могу захватить этим всех, кто меня видит и слушает. Когда я приехала в Москву, это ощущение не покидало меня еще довольно долгое время. Я стала более раскованной в общении.

Я уже давно интересуюсь различными интерпретациями аутогенной тренировки, медитацией и гипнозом как в нашей литературе, так и в зарубежной, в основном на англий-

ском языке. Со мной занимались Н. В. Цзен, известный по книге < Психотехнические игры>, врач-рефлексотерапевт Г. И. Крайнев, спортивный врач-психолог А. В. Алексеев; правильному и рациональному питанию, массажу и вибрационной гимнастике меня учил В. С. Михайлов, в настоящее время являющийся директором Центра питания. Ни одна из методик не способствовала таким сильным и ярким ощущениям, которые вызвал у меня метод саморегуляции. Везде чувствовалась какая-то недодуманность, незавершенность идеи и вместо легкости - трудоемкость достижения и кратковременность желаемого эффекта. Все стремились прежде всего к тому, чтобы я поверила именно в их метод. Но, как сказал один философ: " Вера не сдвигает горы, а только при случае воздвигает их там, где их раньше не было... "

Однако мои попытки показать свои возможности и рассказать о них не вызвали почему-то должного интереса. Если я что-то показывала - восхищались, говорили:

" Ах, как интересно, надо обязательно попробовать". И каждый раз откладывали < на потом" - сейчас вроде бы не до этого. Поэтому использовала методику в основном для себя: чтобы быстро отдохнуть, крепко засыпать, несколько раз снимала зубную и головную боль. Иногда, если удавалось отогнать тревожные повседневные мысли, получала истинное удовольствие от бега трусцой: чувствовала необыкновенную легкость, силу и даже что-то близкое к эйфории. После кросса не чувствовала никакой усталости, и было даже жаль, что бег закончен и нужно < просыпать-ся" от этого наслаждения движениями. Но

так получалось далеко не часто, а сейчас я и вовсе забываю, что могу бегать с удовольствием. Один раз применила саморегуляцию для формирования психической установки на соревнованиях по теннису. Мне удалось < вы-тащить" совершенно безнадежный матч, в котором я проигрывала со счетом 4: 6 и 2: 5. Никогда до этого у меня не получалось выиграть с такого счета, а тут умудрилась закончить матч со счетом 4: 6, 7: 5, 6: 3 и стать победительницей Зимнего Открытого Чемпионата РСФСР.

Как-то произошел очень странный случай, который заставил меня задуматься об опасностях легкомысленного применения методики саморегуляции. Все началось с того, что однажды я сильно устала за день, а вечером перед сном, как всегда, решила позаниматься по методике для поддержания общего тонуса, а заодно чтобы скорее заснуть. Но именно потому, что я устала, мне стало лень придумывать программу для осуществления ее в нейтральном состоянии. Я решила, что дам полную свободу непроизвольным движениям своих рук и ног, куда бы они ни двигались, и представила себе бесконтрольность этих движений. Выйдя из состояния, я сразу же легла спать и тут же заснула. Умывшись утром, я вошла в свою комнату за какой-то вещью и вдруг почувствовала, что не только не могу ее взять, а просто не в состоянии сделать шаг. Естественно, меня обуял жуткий страх, лицо стало белым, я не смогла удержать равновесие и как-то неуклюже упала на пол и даже не смогла увернуться от двери, о которую больно стукнулась плечом. Боль меня сразу привела в чувство, я еле-еле доползла до

кровати, легла и стала анализировать случившуюся ситуацию. Хорошо, что это был выходной день, не было необходимости куда-то идти и родители оставались дома. После того как я наконец поняла причину такой сильной раскоординации, я попыталась ее устранить опять же через нейтральное состояние, но получилось это далеко не сразу. За ночь, вероятно, произошло закрепление непроизвольно данной установки бесконтрольных движений. Только к вечеру мне удалось сломить сопротивление своих непослушных рук и ног;

весь день я провела в мучениях, чтобы правильно поставить ноги, чтобы сделать несколько шагов, с трудом, дрожащей рукой подносила ко рту чашку и несколько раз просила маму сделать мне массаж. Не буду описывать испуг и недоверие родителей - когда они увидели, что со мной произошло, старались найти любые другие причины для объяснения моего < нездоровья". После этого я каждый раз тщательно продумывала двигательную программу перед использованием ключа в управляемое состояние. Другими программами я не пользовалась, не было такой необходимости. Упражнение с ощущением полета становилось все более поверхностным, особенно после того, как стала сомневаться в себе.

Сейчас использую ключ для решения элементарных задач и для улучшения техники ударов в теннисе, и то крайне редко, поскольку прошла волна новизны и затянули всесильные житейские заботы. Конечно, мне было небезынтересно посмотреть, какой эффект может получиться у других. Попробовала научить самоуправлению теннисистку междуна-

родного класса Наташу Реву. С меей помощью ей сразу удалось устранить некоторые неудобства в технике своих ударов, а также неуверенность при их выполнении. Несколько занятий провела с молодежной сборной СССР по современному пятиборью по просьбе старшего тренера. Эффект не замедлил сказаться (хотелось бы верить, что в этом действительно есть немножко и моей " вины" ); пятиборцы завоевали звание чемпионов мира в командном зачете и серебро в личном. Все остались довольны и опять-таки отложили все " на потом". На этом и закончился мой практический опыт. Мы всегда боимся того, чего не понимаем. Видимо, нужны более подробные разъяснения наших маленьких чудес.

В чем же заключается это нейтральное состояние? Это состояние между чутким сном и бодрствованием, такое легкое забытье. В обычной жизни может возникнуть непроизвольно. Один американский спортсмен определил его следующим образом: " Теперь я понимаю, что это именно то состояние, то положительно наркотическое состояние сознания, которое достигается в упражнениях косвенным путем и непосредственно в процессе медитации". Метод саморегуляции способствует моментальному погружению в это состояние, в то время как в аутогенной, психомышечной, психотонической и других разновидностях тренировок и медитаций оно достигается не сразу, очень неустойчивое, быстро переходит в сон и требует систематических и продолжительных занятий. Здесь же вызыванию состояния помогают идеомоторные движения, с их помощью контролируется и продолжительность состояния. Глубина саморегуляции

у всех индивидуальная, и у одного человека может быть различной в зависимости от сиюминутного настроения и физического тонуса, хотя со временем это тоже поддается регуляции. Эти идеомоторные упражнения могут быть приспособлены в любом виде спорта для совершенствования технического мастерства. В процессе идеомоторной имитации технических приемов, с целью их коррекции и закрепления навыка, можно фиксировать любое содержание адекватной соревновательной установки, определив время, место и продолжительность ее реализации. Образы как бы " записываются" в подсознании и в нужный момент загораются, как спасительная лампочка, и вызывают действие обратной связи.

Думаю, что один случай из моей жизни может проиллюстрировать влияние саморегуляции на раскрытие в себе творческих возможностей. Раньше я не замечала в себе каких-то особых дарований. А в последнее время появилась непривычная ясность мыслей, которые могу достаточно легко, без особого напряжения, изложить. Только этим можно объяснить ту быстроту, с которой был написан научный доклад на VII Всемирный конгресс психологии спорта, состоявшийся в Сингапуре в августе 1989 года.

Обстоятельства сложились таким образом, что я вынуждена была представить доклад через день после сообщения о том, что его нужно написать, перевести и зачитать уже на английском языке, рабочем языке конгресса. К вечеру следующего дня доклад был готов, а ночь и утро были отведены для его перевода. Конечно, эта затея с докладом была бы совершенно безнадежной, если бы не теорети-

ческая база по проблеме, сложившаяся благодаря занятиям с научным руководителем, а также уверенность в знании английского языка. Но я хочу обратить внимание на другое - ту необычно высокую работоспособность и концентрацию всей имеющейся в подсознании информации, которая без особых усилий вылилась, как мне представляется, в достаточно стройное оформление. Видимо, повторяющиеся занятия саморегуляцией с использованием нейтрального гармонизирующего состояния способствуют этому.

В общем моя жизнь стала богаче и разнообразнее. Даже если использовать ключ только для вхождения в особое состояние с целью отдыха, когда уходит напряжение, усталость, раздраженность, - мир предстает во всем богатстве своих красок, звуков, прекрасных лиц.

Я убеждена, что саморегуляция может во многом помочь человеку в его трудной, напряженной жизни. А человек должен быть счастливым.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Приехал как-то ко мне из Москвы некий Танидзе - физик, доцент. Моя лаборатория находилась тогда в армянском городе Абовян. Приехал он всего на три дня в командировку - учиться саморегуляции. Свалился, что называется, как снег на голову, в самый напряженный организационный момент.

" Мало времени, но надо успеть, - говорит, - дело серьезное, не терпит проволочек. Я за вашими статьями давно слежу и считаю, что эта работа имеет колоссальное стратегическое значение для развития людей. Это, - говорит, - государственная задача! "

Ну что ответить после таких слов? Каждый, кто посвящает годы своим творческим разработкам, хорошо меня поймет: когда кто-то похвалит твою работу, сразу становится ближайшим другом. Уж очень трудно пробивается новое.

И несмотря на напряженные дни, я взялся обучать Танидзе. Человек он крайне увлекающийся, но интеллигентный, сосредоточенный. Дело пошло быстро. На первом же получасовом занятии он усвоил правило вхождения в особое состояние и по собственной инициативе стал выдумывать разные номера: то просто отдыхает в этом состоянии несколько минут, стоя на одной ноге, то, мысленно представив себе канат, свисающий, как в спортзале, с потолка, тренируется лазать по этому

мнимому спортснаряду. Восхищается тем, как включаются его руки и ноги, как меняются темп дыхания и частота пульса. Так увлекся, что капли пота выступили на лбу!

В гостинице места не оказалось, и мой командированный гость устроился у меня дома на эти самые три дня. С семи утра он обегал квартал, затем делал мощную зарядку, дневное время проводил у меня на работе, присутствуя при обучении группы производственников, сидел среди них и все закреплял свои навыки. А по вечерам в первые два дня заставлял меня до упора экспериментировать с ним. " Давай, - говорит, - попробуем интересный опыт. Я войду в состояние и представлю себе, что мы с тобой написали в правительство письмо-предложение о перспективах саморегуляции в нашем обществе. А затем посмотрим, какую ответную реакцию выдадут бессознательные механизмы моего мозга. Итак, я вхожу в состояние и представляю, что наше письмо получил, например, сам Михаил Сергеевич Горбачев. Интересно, как он во мне среагирует? "

Он впал в состояние, и вдруг... - тело его поднялось со стула, как у лунатика, он сделал шаг вперед, вытянул руки, на его лице, доселе бесстрастном, появилась приятная, доброжелательная улыбка приветствия. Руки его затряслись, как от дружеского рукопожатия.

" Ему можно написать! - резюмировал Танидзе, стряхнув с себя наваждение. - А теперь испытаем товарища Рыжкова. Допустим, он тоже получил это письмо".

Танидзе встал, сосчитал в уме до пяти, глядя в одну точку, руки у него всплыли, его повело вперед, как бы навстречу, и начались

рукопожатия, дружеские объятия. Видно, ему это понравилось, и он не выходил из приветственного состояния почти целую минуту, то пожимая руку невидимого собеседника, то подставляя свое плечо под невидимые поощрительные похлопывания.

Я смотрел на все это и анализировал. Вспомнил, как обычно проводят спиритические сеансы: напускают побольше психологического тумана, и медиум, предложив положить всем присутствующим кончики пальцев на края тарелочки, начинает призывать какого-нибудь духа отвечать на вопросы. В удачных случаях тарелочка начинает вертеться, подчиняясь невидимым идеомоторным подталкиваниям пальцев, то есть бессознательные импульсы передаются через пальцы на тарелочку, заставляя поворачиваться нарисованную на ней стрелку в направлении написанных вокруг букв. Когда слово уже как будто бы обозначилось, тарелочка, естественно, вертится быстрее, подчиняясь интеграции бессознательных импульсов уже всего спиритического общества.

На том же принципе основан, как мне кажется, и способ лозоходцев, отыскивающих с помощью лозы воду под землей. Лоза в руке, подчиняясь невидимым идеомоторным сигналам и отражая их, показывает, где вода. Организм человека здесь работает, как компас в магнитном поле. А почему бы и нет, ведь чувствуют же люди с вегетативно-сосудистой дистонией грядущее изменение погоды, как барометр. Вероятно, и инструментарий так называемых экстрасенсов базируется на аналогичном явлении. Так, например, пользуясь рамочкой из тонких стержней, знакомый мне лекарь определяет область нарушений в организме пациента. Когда он подводит рамочку к беспокоящему месту, она начинает крутиться в его руке.

То же самое можно сказать о кольце, которым определяют давление крови. Подносят такое колечко, висящее на нитке, к руке больного, держат его над рукой и наблюдают, насколько оно отклоняется от мысленно обозначенных на руке пределов. В этом весь эксперимент.

Откуда же это чутье берется у медиума? Вероятнее всего, в каждом из нас, в зависимости от того, насколько мы раскрепощены, бессознательный мозг способен улавливать исходящие от пациента самые незаметные сигналы: характер дыхания, разницу величины зрачков, микрореакции на неожиданный звук или свет, степень заторможенности во время ответов на вопросы, готовность встать или сделать какие-либо движения, уровень общей возбудимости нервной системы и так далее. На основе бессознательного (интуитивного) анализа всего комплекса этих сигналов и реакций в нас синтезируется и бессознательная оценка состояния организма нашего пациента. Однако для того, чтобы эту подпороговую для нашего сознательного самоотчета оценку здоровья пациента сделать видимой, надо ее проявить, визуализировать. Для этого и служат вот такие посредники между нашим интуитивным чутьем и сознательным анализом: лоза, колечко, чашечка кофе для гадания, на которые проецируются наши установки. Это напоминает психиатрический тест на картах Роршаха, где нанесены произвольные цветовые пятна, которые человек воспри

10 X. Алиев

 

нимает в форме близких ему образов, например, лебедя, орла, собаки, женщины. И тем самым обнаруживает свои бессознательные установки.

Как велико наше бессознательное Я! Здесь весь наш личный опыт и опыт предшествующих нам поколений. Опыт наших пращуров. Коллективный опыт, наконец. Видимо, и древние оракулы, предсказывая будущее, впадали в особое состояние, с помощью своих приемов давая свободу своему бессознательному Я для синтеза ответных реакций. Тому можно найти много свидетельств в древних книгах, где описывается, например, как у оракула во время пророчеств расширяются зрачки, лицо становится отрешенным, а после этого он как бы возвращается к действительности из другого мира (мы бы сказали - выходит из режима саморегуляции), стряхнув с себя оцепенение.

Танидзе же воспроизвел ответную реакцию на поставленный себе вопрос не в форме речи, тогда бы он стал говорить, а в форме движений. Можно, впрочем, выражать ее не только движениями, а, например, цветоощущением. Такое явление в психиатрии известно как явление синестезии, которое наблюдается у некоторых людей в случае богатых нейронных связей в мозге между зрительным и слуховым анализаторами. Выраженную синестезию имел, судя по литературным документам, Скрябин, сопоставляющий со звуками цвета и изобретший на этой основе цветомузыку.

И если бы Танидзе в установочной задаче перед входом в режим саморегуляции запрограммировал ответную реакцию в форме цвета, то он бы наверняка не стал жестикулировать и совершать телодвижения, а увидел бы какую-либо цветовую ауру. Да, да, именно ту самую ауру, которую якобы видят некоторые экстрасенсы у своих пациентов при диагностировании. В то время как аура - их собственная синестезическая реакция, которую они, не зная механизмов ее образования, приписывают пациенту.

Я убежден, что руки некоторым экстрасенсам заменяют при диагностике те же рамочки или колечки: если диагност находится хотя бы частично в фазовом состоянии, которое у него может включаться в результате тренировок или спонтанно, с помощью собственных процедурных манипуляций, то его руки могут идеомоторно двигаться в более или менее точном направлении к больному органу, управляемые тем же самым механизмом бессознательной оценки состояния больного. Добавим к этому диагностический опыт и реакции пациента, которые он невольно обнаруживает при правильном или неправильном манипулировании руками, - и тут же начинает работать механизм динамической коррекции поведения экстрасенса. Включается биологическая обратная связь. Но вся она, подчеркиваем, осуществляется на психическом уровне, а не на уровне мифического биополя. Иначе как объяснить тот факт, что воздействие руками уже практикуется на расстоянии тысяч километров по телевидению? Это психотерапия действием, самая древняя по своей сути, которая раньше называлась лечением пассами и от которой наиболее восприимчивые к внушению пациенты действительно выздоравливают. Если они, конечно, страдают заболеванием, лечение которого возможно с помощью психотерапии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.