Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Алиев Помоги себе сам 6 страница



Людмила П.: Интерес к методике. На здоровье не жаловалась. Пожалуй, единственное, что являлось отклонением от нормы, - сильная усталость в конце рабочего дня. Но ничего:

заставляла себя выполнять домашнюю работу.

В. С.: Как быстро вы овладели ключом?

Л. П.: По-моему, за 3-5 сеансов, по полчаса каждый.

В. С.: Если вы были абсолютно здоровым человеком, значит, вам трудно, наверно, сравнить прежнее состояние с теперешним?

Л. П.: Почему? Вовсе нет. Во-первых, я была очень вспыльчивой и обидчивой. Сейчас - вот уже 5 лет - муж не слышит от меня резких слов. И я совершенно забыла, что такое обижаться на людей. Во-вторых, я была чересчур впечатлительной. Сыновья выходят гулять, а я места себе не нахожу. В голову ерунда всякая лезла. Сейчас этого нет. В-третьих, я сохраняю бодрость с утра и до отбоя, причем с хорошим настроением. И в-четвертых, бросила курить, а ведь курила много.

В. С.: Были в вашей жизни экстремальные ситуации, когда вы использовали метод?

Л. П.: Пожалуй, было две: сильное сотрясение головного мозга и обширный ожог бедер - вылила на себя кастрюлю с горячей водой, когда белье кипятила.

В. С.: Если можно, расскажите подробнее.

Л. П.: Когда упала - поскользнулась на льду и ударилась затылком - рвало, сильная головная боль была. Дома я легла, вошла в нейтрал и представила, что к затылку подключили электроды для пропускания тока.

В. С.: А почему к затылку?

Л. П.: Не знаю, наверное, потому что болел.

В. С.: И помогло?

Л. П.: Сначала пошло тепло от затылка к носу. Потом боль стала стихать. За ночь я вызывала это ощущение раза три.

В. С.: А с ожогом?

Л. П.: Я знала, что при ожоге нарушается структура кожи. В " Здоровье" как-то читала. А для ее восстановления нужен усиленный приток крови. Я вошла в нейтрал, представила, что кровь циркулирует по ногам. Тогда я чаще входила в состояние, чем при сотрясении, но зато волдырей не было. А через три дня и краснота прошла. Сейчас никаких следов.

В. С.: Значит, ваши возможности расширились?

Л. П.: Значительно. Например, года два как радикулит начал давать о себе знать. Но тут очень просто. У меня почему-то точки, через которые мысленно пропускаю ток, чуть ниже позвоночника.

В. С.: Эффективно?

Л. П.: Очень.

В. С. А зубную боль снять можете?

Л. П.: Что вы! Конечно, нет!

В. С. Почему?

Л. П.: Не верю в это. В. С.: Но ведь вы не пробовали!

Л. П.: А зачем, если не верю!

в. с. Скажите, вы пытались поставить перед собой высокую задачу, выполнение кото

 

 

рой потребовало бы усилий, значительно превосходящих обычные возможности организма?

Л. П.: Нет. Боюсь. С нами в группе занималась А., в приличном возрасте, довольно полная. Она поставила себе задачу: стать на мостик. Ее так скрутило! Не рассчитала эффект. Чуть швы после операции не разошлись!

В. С.: Без врача, без страховки такие вещи делать нельзя.

Л. П.: А ей как с гуся вода. Вон девчонкой по цеху бегает.

В. С.: Вы понимаете, что здесь вы, как и в случае с зубной болью, неверием ограничиваете свои возможности, а значит, и свою судьбу?

Л. П.: Понимаю, но что поделаешь, если не верю!

В. С.: Хорошо. Как часто вы пользуетесь ключом?

Л. П.: Раньше - часто. Сейчас нет.

В. С.: Почему?

Л. П.: Суета захватывает. Вот если бы этому со школы обучали - привычкой бы стало.

В. С.: Если вы обладаете ключом, можете ли вы передать его кому-то? Вернее, можете вы обучить другого человека своим возможностям?

Л. П.: Конечно, я мужа научила. Правда, у него это хуже получается. Алиева надо попросить. Обучила родственников. Старшего сына - ему 15 лет. Это я сделала без разрешения Алиева. Очень хотелось им помочь.

В. С.: Что сын может делать?

Л. П.: Входит в нейтрал и танцует молодежные танцы, брейк, например. А в обычном состоянии, говорит, стесняется, сбивается с ритма.

В. С.: Вы не заметили в себе каких-то новых возможностей, способностей после овладения ключом?

Л. П.: Ну, что может быть нового у женщины, на которой семья. Нет. Разве что близким иногда снимаю головную боль.

В. С.: Как?

Л. П.: Представляю, что кончики пальцев покалывает током, как иголочками. Кладу правую руку больному на затылок, левую - на лоб и слегка запрокидываю его голову назад. Правда, сама я должна быть в фазе. Тогда лучше чувствую, что надо делать.

В. С.: Неужели боль снимали?

Л. П.: Еще не было случая, чтобы не помогла ее снять.

Их беседа длилась долго. Мы же решили остановиться на этом и ответить на вопрос: может ли человек после овладения ключом к управляемому состоянию использовать его во вред?

Беседы с бывшими пациентами убеждают в том, что хорошо обученные, с закрепленным навыком люди могут вызывать у себя самые различные реакции, но пока не было случая, когда бы человек поставил перед собой задачу на реализацию зла. Мы убеждены, что состояние гармонизации нейтрализует эти установки. А как же иначе? Гармония - это благо, а значит - душевное здоровье. И следовательно, не побоюсь высоких слов, всеобщая гуманизация.

С любезного разрешения Владимира Столярова привожу еще одну его короткую дневниковую запись. Она также может показаться интересной:

<... Совсем недавно приезжали гости из Тбилиси. Две пожилые дамы: Анна Григорьевна Овсянникова - бывшая актриса, одна из основательниц Тбилисского кукольного театра марионеток, а сейчас активная общественница, и Мария Ароновна Власова, сорок лет проработавшая терапевтом, сейчас пенсионерка. Гостьи были исключительно вежливы. Те профессии, которым они отдали всю жизнь, наложили на их манеру держаться свою печать. Отдав дань уважения хозяину, Анна Григорьевна задала вопрос автору методики управляемой саморегуляции, что называется, в лоб:

- Хасай Магомедович, у вас самого есть ключ к состоянию нейтрала?

- У меня - нет, - улыбнулся доктор Алиев.

- Если у меня нет десяти рублей, а их у меня кто-то просит, смогу я удовлетворить просьбу?

- Конечно, нет.

- Я читала индийские скрижали, знакома с йогой, системами ньяиков, мимансы, санкхья. Люди не одну жизнь посвятили тому, чтобы научиться владеть собой. Лучшие умы человечества искали пути.

- Значит, не там искали.

- Но согласитесь, - не отступала Анна Григорьевна, - за десять сеансов научить этому человека - не совсем серьезно.

Доктор Алиев подошел к ней:

- Встаньте, пожалуйста.

Через несколько минут Анна Григорьевна была в глубокой фазе. И это неудивительно:

хорошая восприимчивость к обучению позволила вызвать у нее это состояние без особого труда. Еще через пять минут Анна Григорьевна сама повторила у себя это состояние: Глаза ее блестели.

- Поняли? - спросил доктор.

- Да. Спасибо, - церемонно поклонилась Анна Григорьевна... "

Знакомый парашютист никак не мог выполнить задержку раскрытия парашюта:

страх заставлял его дергать кольцо намного раньше времени. Вместо необходимых 20 секунд задержки его выдержки хватало только на 3-5 секунд.

Со спортсменом-парашютистом мы провели около десяти занятий. В состоянии саморегуляции он моделировал прыжок с парашютом, представляя себе все, как это должно быть в реальных условиях. Вот он подходит к люку вертолета, вот прыжок! Упругий воздух ударяет в спину. Надо держать время: одна секунда, вторая, третья... Тут он рефлекторно дергает мнимое кольцо...

Стоп!

Еще раз, но без паники. Увеличить задержку.

Один, два, три, четыре...

Мы помогаем ему внушениями увеличить время. В режиме саморегуляции он слышит инструктора.

Затем он пробует сам. Опять вместе...

Через несколько дней он успешно прыгает и выработанный при тренировке стереотип ему помогает. Он добивается 20 необходимых секунд задержки!

Вот примерная логика приемов при тренировках с помощью саморегуляции. Она может быть полезной в любом виде деятельности.

Есть у американцев метод борьбы против болезни укачивания.

 

 

Эта болезнь укачивания со всеми ее неприятными симптомами (головокружение, тошнота и т. д. ) многим известна. Особенно страдают этим на море (морская лихорадка), в самолете, в горах при подъеме на высоту. Лекарства здесь мало помогают.

В авиации и космонавтике американские специалисты разработали против укачивания следующий прием: человека вращают на центрифуге и тем самым дают ему возможность испытать все симптомы на себе.

Затем предлагают сесть на стул и представить себе " центрифугу" со всеми связанными с нею последствиями.

Далее просят сесть на другой стул и научиться подавлять в себе вызванные воображением рефлексы укачивания.

После приобретения пациентом навыков гашения болезненных симптомов его вращают на центрифуге, чтобы проверить использование им приобретенных защитных навыков.

Есть сведения, что такая тренировка очень помогает. Даже создан соответствующий центр.

А теперь представим себе, как сильно может возрасти ее эффективность, если на первом и втором стуле (и затем на центрифуге) выполнять упражнения в состоянии саморегуляции!

Среди феноменов саморегуляции масса других интересных примеров.

Вот один случай из экспериментов на себе, который проделала Л. Кривошеева - психолог из Абовянского отдела промышленной психофизиологии.

По просьбе сотрудников она, не употребляющая спиртного, представила себе, что выпила рюмочку коньяка. И тут же, ощутив легкое опьянение, схватилась за бок.

Оказывается, когда-то, единственный раз в жизни выпив рюмку коньяка, она испытала сильные боли в области почки. Но затем об этом совсем забыла и вспомнила только теперь, получив после мнимого коньяка почечный рефлекс.

Мой приятель (не буду называть его по имени) всегда скучал на днях рождения и других празднествах, потому что спиртное вызывало у него сильную аллергию - крапивницу. " Избавь меня от этой напасти, - как-то попросил он меня, - хочу быть нормальным человеком".

Я, по молодости души, загипнотизировал его тогда и внушил, что никакой крапивницы теперь не будет.

Через пару недель встречаю друга, и он просит меня опять загипнотизировать и " сменить пластинку". Оказывается, так увлекся пьянством, что уже невмоготу.

Я научил его саморегуляции. На первом уроке он вызвал у себя образ выпитого вина и, естественно, никакой аллергии не получил. Затем, по моему совету, представил себе, что спиртное вызывает сильную аллергию вместе с тошнотой. Реакция включилась. " Теперь, - сказал я другу, - от тебя самого зависит, пить или не пить. У тебя есть инструмент и за и против".

Парень оказался с характером. Пользовался инструментом правильно и больше не пил. Потом он творчески применил его и в других целях.

Один из моих учеников-врачей рассказывал, что однажды его пациентка на предложе-

8 X. Алиев 113

ние вызвать у себя состояние саморегуляции для получения ощущения приятного отдыха вдруг выдала такую реакцию: зрачки ее расширились, дыхание ускорилось, на щеках появился румянец и она (о боже! ) стала автоматически подносить правой рукой к вене левой руки мнимый шприц.

Оказалась наркоманкой, и чувство приятности рефлекторно включило часто испытываемую цепочку реакций и действий.

Доктор тут же внушил ей, что с этого момента чувство приятности будет независимым от наркотика, и она под контролем врача несколько раз повторила вхождение в состояние саморегуляции без действий с мнимым наркотиком.

Затем больная сама тренировалась этому по совету врача и через несколько месяцев смогла победить свою зависимость от наркотиков.

Некоторое время назад нами была начата работа в гинекологическом отделении республиканской клинической больницы города Махачкалы. Цель работы: выявить полезность применения саморегуляции у женщин с различными заболеваниями. Параллельно с этим проводились исследования в женской консультации и родильном доме.

Вот сокращенный отзыв о результатах этой работы заведующего кафедрой акушерства и гинекологии Дагестанского медицинского института доктора медицинских наук, профессора М. А. Омарова.

" Все обучаемые женщины проявляли активность в освоении программы обучения, стремились овладеть навыками и самостоятельно их использовать.

Полезность психотерапии в области акушерства и гинекологии несомненна. Применение саморегуляции в этой области - еще один, более современный этап.

У всех обученных больных и беременных женщин отмечается выраженный психотерапевтический эффект, комфортизация общего самочувствия, улучшение ночного сна.

Высокоэффективно применение саморегуляции как общеукрепляющего средства в комплексном лечении нейроэндокринных синдромов: климактерическом, предменстру-альном, альгодисменории (нарушение менструального цикла с болевыми ощущениями). Обученные женщины успешно снимают боли и нормализуют общее состояние.

Более благоприятно течение послеоперационного периода у обученных саморегуляции женщин, которые перенесли полостные операции. Они самостоятельно вызывают у себя длительный сон, раньше чем обычно после операции начинают выполнять лечебные гимнастические упражнения в режиме саморегуляции для ускорения реабилитации. Активно применяются больными навыки саморегуляции при малых гинекологических операциях.

Наблюдения над беременными женщинами показали высокую степень усвоения ими навыков саморегуляции. Методу успешно обучались женщины с различными формами невынашивания беременности.

Метод саморегуляции эффективен для подготовки беременных к родам и может быть рекомендован для массового обучения.

В настоящее время сотрудники кафедры активно внедряют метод управляемой саморегуляции в практику работы отделения и жен-

8 115

ской консультации, разрабатывают его различные варианты".

Для сотрудников Центра саморегуляции наиболее интересной показалась работа с беременными женщинами, начиная с женской консультации. Они с охотой и достаточно легко осваивают ключ и с удовольствием отдыхают в " нирване". Их организму, находящемуся в условиях непрерывной внутренней перестройки, видимо, необходимо иметь такой регулирующий и гармонизирующий фактор.

Недаром в народе считают, что беременной женщине надо быть в душевном благополучии, что при ней нельзя рассказывать никаких ужасных историй и случаев, чтобы ребенок родился здоровым. Группа американских ученых из университета Северной Каролины не так давно провела исследования, научно подтвердившие эту народную мудрость. Оказалось, действительно, ребенок еще до своего рождения усваивает некоторую информацию о внешнем мире, и от направления мыслей будущей матери, ее душевного самочувствия, количества получаемых положительных эмоций и впечатлений зависит формирование здоровой психики ребенка на эмбриональном уровне.

Будущая мать является, по существу, звеном между нашим прошлым и нашим будущим, звеном, нуждающимся в активной поддержке, ибо и на нее падает весь стрессовый груз сегодняшнего образа жизни.

А если ей программировать желаемое самочувствие в состоянии саморегуляции? И в этом состоянии помечтать о самочувствии находящегося под сердцем ребенка, о его будущем характере? О его будущих способностях, наконец!

Не сможем ли мы таким способом, с помощью совершенствующейся науки, способствовать рождению более здорового и полноценного поколения? Ведь это так необходимо в наше время!

Изучая возможности саморегуляции, мы испытывали ее в разных сферах, порой в самых невероятных. И даже попадали в комические ситуации.

Директор завода Э. А. Петросян - человек незаурядный и неожиданный: сто пятьдесят килограммов веса и ни одного слова без живого образа.

- Сколько тебе нужно времени, чтобы загипнотизировать заставу пограничников? - спрашивает, забрав меня из дому ночью, по пути на границу.

- А сколько человек? - уточняю как можно невозмутимее.

- Тебе нужно обучить до рассвета двадцать пограничников. Утром приедет их высокое начальство. А они наши заказчики. Мы для них " телевизор" делаем. Понимаешь? А экран маленький. Мы все в комплексе сделаем - экран и к нему дадим методику против утомления. Понимаешь?

- Понимаю, - говорю. - А пограничники-то знают, что им предстоит, или надо их научить без их ведома?

- Хватит шутить! Заодно покажешь им обезболивание. Солдат должен уметь снимать у себя болевые травмы. Это будет подарок от нас дополнительно к их заказу.

И начал меня инструктировать, как настроить солдат, как помочь им сформировать нужные навыки...

В моем деле директор уже разбирался, как

в своем, усвоив предмет, пока мы создавали на заводе отдел промышленной психофизиологии.

Наутро на заставе появилось начальство, столь высокое, что даже Петросян сильно волновался.

Двое солдат стояли у экрана в ожидании команды.

Когда делегация приблизилась к солдатам, я сказал:

- Эти ребята обучены специальным способом снимать у себя усталость во время ночных дежурств у экрана, пока один заменяет другого. Мы можем их попросить, и они покажут, как это делается. Даже вот так, стоя. Прямо на ногах!

Петросян нетерпеливо махнул рукой, и солдаты один за другим, глядя в одну точку, сосчитали в уме до пяти.

Когда они, стоя по стойке " смирно", через пару секунд впали в глубокое безмятежное состояние, вся делегация оцепенела вместе с ними.

- Эти герои могут по желанию не только мгновенно заснуть на одну-две минуты, как Штирлиц, но и могут себя обезболить! Давай иголку! - приказал директор.

Я носил на такой случай стерильную иглу в пробирке из китайского комплекта для иглотерапии.

Солдаты по очереди открыли глаза и протянули мне правую обезболенную руку. Позволили спокойно уколоть ладонь правой руки, а левую отдернули.

- Попробуйте, кто хочет, - протянул я иглу высокому начальству.

- Нет, я не буду колоть, я верю, вижу! - сказал один из начальников.

- Ну-ка, дай мне иглу! - первый секретарь ЦК КПСС республики подошел к солдату и, поднося иглу к его руке, сказал, пристально заглядывая в глаза. - Дай честное комсомольское слово, что не больно!

- Честное комсомольское! - ответил солдат.

- Ну, тогда не буду колоть, раз честное комсомольское!

Делегация, как облако, проплыла дальше смотреть заставу.

- Ну и как? - спросил я потом директора. - Пойдет наша методика в серию в комплексе с экраном?

- Хватит шутить! Делом занимайся, на заводе тебя ждут. - Сказал, как обычно, свое " молодец" и дружески хлопнул по плечу.

Через год директора Петросяна назначили еще и председателем футбольной федерации республики - помогать команде " Арарат" выйти из прорыва.

Ситуация была очень сложная. Перенес инфаркт миокарда и ушел из команды главный тренер Н. Симонян. Дисквалифицирован за грубую игру лидер команды X. Оганесян. Новый тренер Б. Захаров пришел в команду, когда она была в состоянии почти полной психологической деморализации: полоса беспрерывных проигрышей, угроза выскочить из высшей лиги и никакой уверенности у футболистов в завтрашнем дне.

Конечно, Эдик Александрович бросил на поддержку любимой команды все свои возможности. В том числе и меня в качестве психолога.

Началась работа с обычного общеукрепляющего лечения. Рафику Галстяну очень по-

могала перед выходом на игру процедура тридцатисекундного иглоукалывания по тонизирующим точкам, дающая ему бодрость и силы на все 90 минут напряженного матча. Вратарь нуждался в психотерапии из-за повышенной эмоциональности. Остальным процедуры проводились по показаниям: у кого-то частые сердцебиения, кто-то страдает головными болями...

В общем, оказалось, как это уже известно, что профессиональные спортсмены - не самые здоровые люди. И они нуждались в поддержке.

" Я - Пеле! ", " Я - лев! ", " Я - тигр! " - входили они в образ своего футбольного кумира или какой-либо другой стимулирующий образ с помощью ключа после проведенного в раздевалке массажа непосредственно перед выходом на игру.

" У меня много сил и энергии! Сил хватит на все 90 минут игры! Даже больше! На две игры! " - внушали они себе в режиме саморегуляции.

И выбегали на поле...

А после первого тайма, отдыхая во время десятиминутного перерыва, сидя на стульях и вытянув ноги, сразу за пятиминуткой, проведенной тренером, оставшиеся пять минут усиленно восстанавливали энергию, представляя себе в особом состоянии, как набираются сил ноги, как легко стало дышать, как бодрящий душ упруго бьет по ногам, рукам...

И выбегали на поле...

И становились от игры к игре все более выносливыми, все более уверенными в себе.

Стали раз от раза выигрывать. Дела в команде пошли на поправку.

Последнюю игру, в подготовке к которой я принимал участие, они проиграли со счетом 4: 1 команде " Жальгирис". Это был шок!

" Мы могли проиграть 2: 1, ну, 3: 1, но не 4: I! " -оправдывались игроки.

Петросян сказал мне по телефону, что это была психологическая ошибка. Он смотрел матч по телевизору. Как сказал когда-то известный спортивный комментатор: " Петросян посмотрел на мяч, но мяч не посмотрел на Петросяна".

Действительно, еще в самолете по пути в Вильнюс я заметил, что футболисты уж слишком стали уверенны в себе. Не накликали бы лиха! И сказал об этом тренеру.

" Пусть верят в себя! " - ответил тренер.

А когда во время игры футболисты получили второй гол в свои ворота, началась паника. Это в самом деле была психологическая ошибка - чрезмерная самоуверенность, которая демонстрирует еще раз, уже на примере с саморегуляцией, как важен правильный психологический настрой и как необходимо над этим последовательно работать...

И, наконец, производственная сфера, которой человек отдает, увы, большую часть сознательной жизни.

И пусть меня назовут утопистом, но я убежден, что основную деятельность человека возможно превратить в источник его здоровья. Полностью эта идея может осуществиться, конечно, только при условии любимой работы, когда каждый человек будет иметь возможность реализовывать свои творческие побуждения и способности, применять свои практические умения. Моральное удовлетворение от

этого, несомненно, будет служить его общей гармонизации.

Однако и на современном уровне социально-производственных отношений, когда не каждый участок работы способствует здоровому самочувствию человека и использованию труда в качестве укрепляющего, развивающего и организующего фактора, все же можно и должно обеспечить внедрение комплексных мер по оздоровлению работников и найти способы оптимизации их производственной деятельности. Это может быть осуществлено на основе психофизиологической саморегуляции, которая разовьет способности человека к экстренной переорганизации своего внутреннего состояния в зависимости от решаемой задачи.

В условиях производства, например, саморегуляция позволяет работнику целенаправленно адаптироваться к условиям деятельности, а технологу - совершенствовать технологический процесс с учетом адаптивных возможностей работников. Взаимные усилия социологов, психологов и медиков, а также производственных специалистов с помощью саморегуляции могут приблизить производственный процесс к полезной тренировочной нагрузке. При этом очень важна работа медицинской службы. Сегодня, по моему мнению, медицина является пассивным институтом. Она занимается в основном возвращением больных людей к норме, в то время как медицина, кроме всего прочего, должна стремиться и к повышению существующей нормы здоровья.

Не боясь отпугнуть читателя надоевшими школьными ассоциациями с алюминиевыми дворцами из романа " Что делать? ", все же думаю, что рабочее место на производстве может служить своеобразной спортплощадкой, а завод - фабрякой здоровья. При условии, конечно, правильной работы заводских экологических служб.

Ориентированный таким образом работник мог бы рассматривать свое рабочее место с учетом полезности для здоровья, что стимулировало бы его к активному совершенствованию условий своего труда.

Полагаю, здесь уместно поделиться уже имеющимся опытом в этом направления и дать довольно подробное его описание - в надежде, что эти страницы попадутся на глаза хотя бы нескольким директорам предприятий, от которых прежде всего зависит организация подобных служб.

Обучение саморегуляции на производстве обычно и начинают с директора (или другого руководителя), который учится сбрасывать с себя отрицательные эмоции, стрессогенное перенапряжение, поддерживать бодрый уровень самочувствия, полнее сосредоточиваться на вопросах, требующих экстренного разрешения, быстрее и глубже засыпать после трудового дня. Согласитесь, все это в определенной мере поможет снять нервозность, царящую, увы, на большинстве наших предприятий, потому что, как правило, именно руководитель задает стиль работы. Таким образом, он может стать фактическим лидером трудового коллектива, не по субординационному принципу, а благодаря своим личным и профессиональным качествам, что значительно прочнее сплачивает коллектив.

После обучения саморегуляции управлен-

 

 

ческого аппарата дальнейшая работа организуется примерно следующим образом.

В актовом зале предприятия назначается общее собрание совместно с заводоуправлением и врачами медсанчасти. Проводится установочная беседа о сущности саморегуляции, определяется график занятий, производится запись в группы обучения. Тут же желающие проходят проверку на обучаемость с помощью соответствующих тестов. В первые группы записывают наиболее восприимчивых лиц. Группы формируют с расчетом по 15-20 человек на одного врача и медсестру. В задачи медсестры входит заполнение медицинской карты, измерение давления крови и других показателей. На всю организационную работу в актовом зале уходит около сорока минут.

В первые два-три дня занятия проводят по типу групповой психотерапии - обучаемым внушается улучшение общего самочувствия, снижение утомляемости, повышение работоспособности, улучшение ночного сна и, конечно, то, что самочувствие будет улучшаться с каждым следующим занятием...

В течение двух-трех занятий формируют окончательный список обучаемых.

В процессе выработки ключа внушают, что состояние саморегуляции есть целебное состояние, в котором начинает действовать внутренняя " аптека" организма, организм переключается на волну глубокого отдыха и восстановления сил, лечебной самонастройки, при этом человек испытывает приятный комфорт, прилив сил в теле, у него открывается свободное дыхание. После выхода из особого состояния рекомендуют сделать несколько

физических упражнений, как после сна. Средствами внушения обучаемых побуждают также к занятиям физкультурой и отказу от вредных привычек.

Обучающихся ориентируют прежде всего на то, что готовиться к самостоятельному включению этого состояния надо, как к ответственной лечебной процедуре - под знаком положительных эмоций. Рекомендуют использовать ключ для отдыха в удобное время, например, вечером, и производить эту оздоровительную процедуру в течение 3-10 минут, в зависимости от потребности организма. Регулярность применения саморегуляции устанавливается во время индивидуальных консультаций с врачом.

Параллельно с этим проводится коррекция входа в состояние и выхода из него в соответствии с жалобами обучающихся на возникающую дискомфортность или остаточные явления. Например, в режиме саморегуляции у обучаемого получается сильное отклонение головы назад, а после выхода остаются неприятные ощущения слабости и тяжести, которые устраняются врачом с помощью специальных внушений. При этом предлагают воспроизводить в режиме саморегуляции те образы и состояния, которые обычно приводят к улучшению самочувствия (прогулка в лесу, сауна, контрастный душ... )

На здравпункте или в медсанчасти предприятия работа с обученными лицами проводится совместно со специалистами Центра саморегуляции и врачами медсанчасти. Здесь контролируется статистика заболеваемости, проводятся консультации по применению саморегуляции. При необходимости производят-

ся способствующие обучению лечебно-оздоровительные процедуры...

Вот пример практического внедрения метода на одном из заводов электронной промышленности.

В результате применения саморегуляции у подавляющего большинства работников произошло значительное улучшение общего самочувствия, характеризующееся снижением нервнопсихического напряжения и утомляемости, повышением устойчивости уровня артериального давления крови, сокращением жалоб на головные боли, депрессии, нарушения ночного сна.

Кроме того, было зарегистрировано увеличение продолжительности напряженной, непрерывной и монотонной зрительной деятельности у операторов в среднем в 2, 5-3 раза наряду с тем, что при этой более длительной, чем обычно, работе они уставали ничуть не более, чем раньше.

И, наконец, было установлено, что время восстановления сил у операторов при использовании ключа сокращается примерно в три раза.

Было также отмечено выраженное улучшение психологического климата в трудовых коллективах на основе совместных занятий и общего интереса к обучению.

Итак, применение саморегуляции в сфере напряженной производственной деятельности позволяет значительно повысить работоспособность человека без ущерба для здоровья, а часто даже стимулировать его улучшение. Особенно эффективен метод на тех участках работы, где человек испытывает критические нагрузки. Это позволяет сделать выводы о целесообразности всестороннего изучения возможностей метода и перспективности его использования в условиях напряженной деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.