Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 22 страница



Датировка кодекса определяется в первую очередь тем, что он лежал в полуметре от края и ниже сруба, получившего надежную дендрохронологическую дату – 1036 г. Следовательно, время его попадания в слой ограничивается первой третью XI в. Стратиграфическая датировка псалтыри была подтверждена радиокарбонным анализом воска, произведенным Й. Посснертом в октябре 2000 г. в Швеции в лаборатории имени Ангсрема отделения ионной физики университета Упсалы. В результате этого анализа установлены датирующие интервалы: 1. С надежностью 68, 2 % – 860—1010 гг.; 2. С надежностью 95, 4 % – 760—1030 гг. Эти результаты вполне совместимы со стратиграфическими данными и особенно ценны для установления времени создания книги. Судя по внешнему виду, она долгое время была в употреблении. На ее внешних сторонах обнаружены многочисленные царапины и надрезы, заметны общая потертость дерева, заполированность отверстий, закругленность углов, ребер не только снаружи, но и внутри при развороте страниц. Кроме того, обнаружены следы ремонта книги. В частности первоначальные сквозные отверстия для соединения триптиха были забиты деревянными штырьками, а вместо них были сделаны новые отверстия. Следы ремонта обнаружены также на первой табличке, где сначала образовавшаяся трещина была скреплена через крошечные отверстия какими-то шнурками, а впоследствии склеена. Оставшиеся отверстия были законопачены деревянными штырьками. Суть этих наблюдений сводится к тому, что наша книга прежде, чем попасть в землю, использовалась в течение длительного времени. Суммируя все вышеизложенные данные, можно с уверенностью говорить о том, что книга была создана на рубеже X–XI вв., т. е. вскоре после принятия в Новгороде христианства.

Между тем древнейший известный до находки Новгородской Псалтыри датированный манускрипт, написанный кириллическим письмом, датируется 1056–1057 гг. Это знаменитое Евангелие, изготовленное по заказу новгородского посадника Остромира и известное в науке как «Остромирово Евангелие». Все остальные самые древние кириллические рукописи также относятся ко второй половине или концу XI в. Значит, обнаруженная в культурном слое Новгорода книга почти на полвека старше и, следовательно, в настоящее время является древнейшей датированной во всем славянском мире.

Первая страница, на которой восковое покрытие почти не пострадало, начиналась с крупного заголовка: «ПЪСАЛЪМЪ ОЕ», т. е. «Псалом 75», [847] после которого более мелкими буквами было написано начало этого псалма. На второй, третьей и частично на четвертой страницах последовательно были записаны продолжение 75-го псалма и псалом 76 (автор обоих – Асаф). На четвертой странице после окончания 76-го псалма было пустое место объемом в несколько затертых строк, после которого сохранилась еще одна запись, написанная убористым, мелким почерком. Это были 4–6 стихи 67-го псалма Давида. Общеизвестное начало этого псалма «Да воскреснет Бог и расточатся врази его» было стерто, чтобы освободить место для окончания 76-го псалма. Иными словами, восковой кодекс оказался палимпсестом. На нем был написан один текст, стертый для написания другого. Из этого соотношения не до конца стертого текста 67-го псалма, и 75/76 псалмов иной кафизмы, окончание которой написано поверх уничтоженного начала 67 псалма, очевидно, что кодекс служил пособием для обучения первого поколения новгородских христиан: учитель писал тексты, которые списывались учениками, затем стирал написанное и писал новые тексты.

Хронологический контекст находки позволяет считать, что перед нами одна из первых книг, которую читали принявшие крещение новгородцы и первый учебник, по которому они учились грамоте. В России именно Псалтырь на протяжении всех последующих столетий вплоть до XX в. была первым учебником, по которому наши предки учились грамоте.

Что касается языка, то Новгородская псалтырь является самым ранним памятником церковнославянского языка русского извода. Важнейшая особенность графики Новгородской псалтыри состоит в том, что вместо двух разных букв – ъ и ь – употребляется только одна, а именно ъ. Это так называемая одноеровая графическая система, известная до сих пор на Руси лишь по нескольким фрагментам книжных памятников XI в. и некоторым надписям, а так же по части берестяных грамот XI – 1 пол. XII в. В отличие от большинства других книжных памятников, в Новгородской псалтыри одноеровая графическая система проведена со стопроцентной последовательностью, т. е. обычной для всей последующей русской письменности.

Текст кодекса представляет исключительный интерес с точки зрения палеографии. Надежно датированная, Новгородская псалтырь станет новой точкой отсчета для палеографических оценок. С одной стороны, она обнаруживает определенные палеографические сходства с книжными пергаменными памятниками XI в., с другой – с древнейшими берестяными грамотами. Вместе с тем письмо на воске обладало и определенной палеографической спецификой. Кодекс позволил установить происхождение палеографических отличий берестяного письма от книжного, которые отмечаются с самого начала письменной эпохи, т. е. уже в берестяных грамотах XI в. Письмо на воске служило образцом для первых текстов на бересте.

С появлением первых навощенных табличек и началась письменность в Новгороде. Однако вместо массового изготовления деревянных навощенных табличек для разного рода записей в Новгороде, в отличие от Западной Европы, стали писать на бересте, а церы использовали лишь в качестве пособия для обучения. За годы раскопок в Новгороде в слоях XI—^XIV вв. найдено всего 14 деревянных табличек, явно предназначенных для обучения грамоте. В частности, на внешней стороне одной из табличек XIV в. аккуратно вырезана азбука.

Самые ранние из найденных на сегодняшний день берестяных грамот относятся к 30-м гг. XI в. Внедрение берестяного письма, вероятно, непосредственно связано с упомянутой инициативой Ярослава Мудрого, организовавшего первую русскую школу. Кто-то из новгородцев предпочел тогда вместо трудоемкого процесса изготовления навощенных табличек использовать доступную бересту, удобную для письма. Эти свойства бересты и стали причиной её массового использования в древнерусской письменности.

Архитектура. После принятия около 990 г. христианства в городе началось строительство храмов и монастырей. Именно в Новгороде находятся древнейшие в современной России святыни: Софийский собор (1045–1050), Юрьев и Антониев монастыри (оба возникли в первые десятилетия XII в. ).

Одно время в представлениях о новгородском зодчестве утвердилась мысль о нарочитой простоте его творений. Новгородские храмы с их сдержанным декором и видимой приземистостью противопоставлялись стройным церквам Владимиро-Суздальской Руси, стены которых покрыты изощренной белокаменной резьбой. Неадекватное восприятие древней новгородской архитектуры, в которой многие замечали некоторую неказистость и связывали ее с тем же образом мужика, лишенного эстетического чувства, было вызвано тем, что неизбежное нарастание культурного слоя, столь интенсивное в Новгороде, нарушало пропорциональность исходного архитектурного образа. Теперь, когда стены многих древних храмов Новгорода освобождаются от наслоений культурного слоя, этим храмам возвращается их первоначальный гармоничный облик. Ярким примером тому служит церковь Спаса Преображения на Нередице (см. илл. 29 цв. вкл. ).

Что касается декора, то отсутствие в Новгородской земле твердых пород строительного камня сделало основой каменного строительства в XIV–XV вв. розовый известняк-ракушечник, добываемый на южном берегу Ильменя. Этот рыхлый камень удобен для кладки стен, но абсолютно не приспособлен для резьбы. Стремление к красоте было свойственно новгородцам в не меньшей степени, чем их собратьям в других областях Руси. В архитектуре это стремление реализовывалось применением декоративных элементов из кирпича, из которого выкладывались фризы барабанов, ниши окон и порталов, розетки и кресты на стенах, демонстрирующие сдержанный, но целеустремленный эстетический вкус.

Обилие храмов в боярском Новгороде (в пору расцвета вместе с придельными церквами их было более 150) кажется избыточным для города с населением в 20–30 тысяч человек. Однако всякое явление имеет свои причины. Вероятно, такое обилие церквей связано с самой социальной организацией средневекового Новгорода. Как отмечено выше, новгородские бояре-землевладельцы предпочитали жить не в своих вотчинах, а в новгородских усадьбах, чтобы иметь возможность быть избранными на высшие государственные должности (посадников и тысяцких). Это обстоятельство вело к непрекращающемуся соперничеству боярских семей не только в борьбе за власть. Воздвигать церкви, вкладывать в их строительство растущие от эксплуатации земельных владений капиталы было престижно. Церковные вклады демонстрировали богатства бояр перед прихожанами, из числа которых необходимо было вербовать сторонников в политической борьбе за власть. И когда на плане древнего Новгорода мы видим стоящие неподалеку одна от другой две Кузьмодемьянские церкви, или, например, две Константиноеленинские церкви, становится очевидным, что они были построены двумя соседствующими боярскими семьями, кичащимися друг перед другом и согражданами своими материальными возможностями. Те же мотивы способствовали внутреннему убранству храмов иконами, драгоценной утварью, шитьем и книгами.

Высоту культурного взлета Новгорода в XIV–XV вв. может характеризовать число храмов, фигурирующих в описи конца XV столетия, которая была составлена сразу же после присоединения Новгорода к Москве. Всего в городе было 83 действующих храма, почти все они были каменными. Среди них построенные в XIV в. шедевры новгородского архитектурного стиля – церкви Федора Стратилата на Ручье, Спаса-Преображения на Ильиной улице (см. илл. 57 цв. вкл. ). В 1406 г. воздвигнута церковь святых Петра и Павла в Кожевниках – вершина средневекового новгородского зодчества (см. илл. 58 цв. вкл. ).

Новгород был окружен плотным кольцом пригородных монастырей, которое начало формироваться еще в XI в, включив в себя выдающиеся шедевры архитектуры и живописи – соборы Юрьева, Антониева, Благовещенского и Спас-Нередицкого монастырей XII в. Многие из городских и монастырских новгородских храмов были украшены фресковыми композициями XII–XV вв., не сохранившими имен писавших их мастеров. Однако в результате раскопок было выяснено, что артель расписавших фресками церковь конца XII в. на Нередице возглавлял Олисей Гречин, усадьба которого была исследована в Людином конце. Художником Спас-Преображенской церкви второй половины XIV в. был великий Феофан Грек.

Любопытной страницей истории новгородской архитектуры оказался отрезок времени, связанный с деятельностью архиепископа Евфимия II (1428–1454 гг. ). Убежденный противник Москвы, он стал главным идеологом антимосковских настроений. Взывая к прошлому XII столетия, когда были достигнуты наиболее существенные успехи в борьбе с княжеским самовластьем и в укреплении боярской государственности, Евфимий возрождает архитектурный стиль этой эпохи, разительно отличающийся от стиля XIV – начала XV вв. Если к его времени был канонизован стиль одноапсидного храма с лопастным покрытием, то по инициативе Евфимия II начинается восстановление храмов XII в. «на старой основе» с присущей им трехапсидностью и позакомарным покрытием. Утвердившись в Новгороде, москвичи воспринимают эти возрожденные церкви как проявление новейшей моды и в дальнейшем основывают развитие архитектуры Новгорода на этих образцах.

Присоединение Новгорода к Москве в 1478 г. надолго прервало в нем строительную деятельность. Ее остановила уже сама агония новгородской независимости в бурные годы финального столкновения с Москвой. Последняя церковь в еще независимом Новгороде была сооружена в 1463 г., а следующая – только в 1508 г. Главные заботы овладевших Новгородом москвичей были направлены на укрепление города как важнейшей приграничной крепости на Северо-Западе Руси. В конце XV в. заново выстроены стены и башни Детинца. Затем наступила очередь нового укрепления Окольного города – внешней фортификации Новгорода.

Иконопись. Особый уклад новгородской жизни, его республиканское устройство, ощущение независимости от сторонних властителей сформировали те черты местной школы станковой живописи, которые сделали ее отличной от иконописи других древнерусских центров. Новгородская иконопись отличалась не только особой цветовой гаммой и насыщенностью цветовой палитры, техникой живописи, но и выбором сюжетов, предпочтительным изображением почитаемых местных святых. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отмечал, что «новгородцы обращались с иконой запросто, как со своим закадычным другом. Они доверяли ей затаенные мысли, и они настойчиво добивались от нее поддержки во всем том, что представлялось им важным и неотложным»[848].

В основе общественной психологии республиканского Новгорода лежало уважением к предкам, а следовательно, и самоуважение. Личность конкретного человека через молитвенное обращение к святым покровителям участвовала и в иконной композиции, делая саму икону максимально приближенной к заказчику, его семье и его окружению. Вот несколько примеров. На иконе 1467 г. «Молящиеся новгородцы» изображена семья заказчика Антипа Кузьмина, но самого Антипа среди молящихся нет. На ней представлены только уже умершие родственники заказчика, поименованные «рабами Божьими Спаса и Богородицы», то есть прихожанами этих двух церквей (см. илл. 59 цв. вкл. ). Такой приход в Новгороде может быть идентифицирован только с собором Знамения и храмом Спаса на Ильине улице.

На иконе «Благовещение» XIV в. мы видим неожиданно введенную в каноническую композицию маленькую фигуру святого Федора – патрона заказчика; последний через это изображение как бы участвует в акте рождения Христа и христианства.

Еще поразительнее одна из самых знаменитых новгородских икон, исключительность которой состоит, в частности, в том, что она сохранила дату создания – 1294 год, имя художника – Алекса Петров и имя заказчика – Николай Васильевич (см. илл. 34 цв. вкл. ). Икона предназначалась для только что построенного соборного храма Николо-Липинского монастыря; заказчик, естественно, распорядился изобразить на ней святого Николая Мирликийского, которому посвящена церковь Липинского монастыря. Но это также был и небесный покровитель заказчика. На иконе, вопреки иконографической и канонической иерархии, по сторонам громадной фигуры святого Николая изображены в почтительной позе маленькие фигурки Христа и Богоматери.

Знаковыми в новгородской живописи стали иконы «Знамение» и «Битва новгородцев с суздальцами» (см. илл. 21 и 48 цв. вкл. ). Созданная в XII в. Знаменская икона считалась главной защитницей Новгорода. Она была поражена стрелой напавших на Новгород суздальцев, после чего стала символом победы над врагом. Утвердившийся с XIV в. культ этой иконы привел к созданию в XV в. многоплановой сюжетной композиции, изображающей весь ход исторической битвы новгородцев с суздальцами.

Необходимо отметить, что идейные, философские и общекультурные основы того расцвета искусства, который наблюдается в Новгороде республиканской поры, оказали сильнейшее воздействие на искусство всей Руси. Тема культурного воздействия Новгорода на другие русские местные художественные школы заслуживает специального освещения. Здесь же уместно коснуться роли прикладного искусства в процессе формирования высокого искусства.

Открытие мира средневекового новгородского прикладного искусства – одно из важнейших достижений археологии. До этого открытия великие шедевры зодчества, фресковой живописи, иконописи, которыми давно уже прославлен Новгород, выглядели прекрасными цветами, выросшими на пустыре. Красота шедевров носила сугубо элитарный характер и казалась доступной немногочисленным ценителям, прежде всего самим художникам и зодчим, а также наиболее просвещенной верхушке духовенства и боярства. Извечное противопоставление каменного храма жалкой избе простого человека, оборачивающееся и противопоставлением средоточия художественных сокровищ в высших слоях общества некой бездуховности простого населения, особенно контрастным казалось именно в Новгороде. Раскопки обнаружили, что высоко развитое эстетическое чувство было присуще всем слоям новгородского населения, проявляясь в массовом стремлении искусно украсить бытовые предметы. Прекрасное было органичным компонентом быта и простого горожанина. Стремление украсить любой предмет, употреблявшийся в повседневном быту, проявлялось многократно.

До раскопок в Новгороде мы были лишены возможности видеть многообразие древнерусского прикладного искусства во всех его привычных средневековому человеку проявлениях. Виной тому – все та же хрупкость и практическая несохраняемость в земле подавляющего большинства предметов, служивших средневековому человеку.

Прикладное искусство Древней Руси больше всего известно сегодня по находкам драгоценных – золотых и серебряных – ювелирных изделий в кладах, большинство которых было скрыто в земле в эпоху татаро-монгольского нашествия, а также по сохранившимся в церковных и монастырских ризницах культовым предметам. И в том и в другом случае обстоятельства уберегли некий пласт художественного творчества, ориентированный на вкусы привилегированной части общества. Были ли другие пласты творчества подобны ему или же принципиально от него отличны? Ответить на этот вопрос стало возможно только после обнаружения в Новгороде массовых находок деревянных, костяных и кожаных художественных изделий. Рассматривая их, мы видим, что и шедевры высокого искусства, и украшенные резьбой деревянная ложка или костяной гребень принадлежат к одному кругу явлений, порождены общим стремлением к красоте, потребностью выразить художественный вкус в образах, соответствующих обстановке.

Однако и эта обстановка, и эти вкусы находились в постоянном движении, развиваясь вместе с обществом. Художественный вкус всегда производен от мировоззрения, а общественные идеологические системы зависимы от десятков обстоятельств как внутренней жизни, так и воздействия на нее внешних сил. Если с течением времени изменяются самые формы используемых человеком вещей, то в неменьшей степени варьируется и их художественный облик. Поэтому проблема датирования массовых находок древних художественных предметов для выяснения динамики и тенденции развития прикладного искусства так же важна, как проблема датирования любых предметов для изучения истории ремесла, техники и всей системы социальных отношений. Благодаря стратиграфической четкости новгородского культурного слоя, все категории найденных в нем художественных предметов обретают каждая свою собственную хронологическую шкалу, которая имеет не только относительный, но и абсолютный характер.

С помощью надежной хронологии решаются и проблемы, далеко выходящие за пределы собственно новгородской истории прикладного искусства. Выше уже отмечалась разница в убранстве средневековых каменных храмов Владимиро-Суздальской земли и Новгорода. Владимирские церкви XII и начала XIII в. покрыты коврами каменной резьбы, в которых причудливые орнаменты обрамляют не только фигуры святых, но и изображения птиц и зверей, фантастических животных и небывалых цветов. Стены же новгородских церквей украшены скупо – сама поверхность кладки из чередующихся слоев плинфы и известкового раствора или из розового ильменского ракушечника служит им украшением. Изощренность каменной резьбы владимирских церквей долгое время оставалась искусствоведческой и исторической загадкой. Как мог возникнуть ее стиль? Исследователи вспоминали летописное сообщение о том, что владимирский князь Андрей Боголюбский призывал к своему двору художников из далеких стран, и искали корни этого стиля в других землях – от Италии до Армении.

Раскопки в Новгороде решили эту загадку, перечеркнув и возникшее было представление о примитивной простоте и суровости рядового новгородца. Оказалось, что многие деревянные предметы, повседневно служившие человеку, украшены такой же причудливой и тонкой резьбой, как и стены владимирских храмов. В слое начала XII в. были найдены уцелевшие дубовые колонны здания, построенного в XI, а может быть еще в Х столетии (см. илл 60 цв. вкл. ). На них в окружении подобной резьбы оказались изображения кентавра и грифона – двойники владимирских. Однако новгородские изображения на 150–200 лет старше владимирских. Следовательно, этот загадочный стиль возник не за рубежами Руси, а на славянской почве. И там, где не было подходящего камня, достаточно пластичного, чтобы воспринять линии сложного рисунка, пользовались главным поделочным материалом прошлого – деревом. Во Владимире, очевидно, резали и на камне и на дереве, но деревянные предметы там не сохраняются в земле.

Еще одна сфера древнерусской культуры – музыкальная, недоступная прежде исследователям, стала известна благодаря многочисленным находкам в Новгороде разнообразных музыкальных инструментов X–XV вв. и подвижнической деятельности замечательного художника и реставратора В. И. Поветкина. Коллекция деталей музыкальных инструментов, собранная за годы раскопок в Новгороде, насчитывает несколько десятков предметов, в числе которых гусли, гудки, свирели, варганы, трещетки и другие предметы, связанные с миром музыки. Талантом и руками В. И. Поветкина не только восстановлена форма этих инструментов, но им возвращен голос[849]. Достоверные модели древних гудков и гуслей, созданные из таких же материалов и по законам заложенной в найденных фрагментах архитектоники, зазвучали в талантливых руках В. И. Поветкина. Широкое привлечение материалов этнографических экспедиций, собравших традиционные мелодии, позволило услышать музыку, максимально приближенную к той, которая звучала в средневековье[850].

Новгород – открытый город

Новгород изначально не был замкнут в рамках одной культурной традиции. В нем, как в огромном горниле, переплавлялись в разные эпохи элементы различных культур и традиций: западнославянской и южнорусской, скандинавской и угро-финской, византийской, восточной, западноевропейской. Косвенное воздействие этих культур и прямое участие их носителей прослеживается в памятниках архитектуры, живописи, прикладного искусства, общественной мысли Великого Новгорода и материальной культуре, открытой археологами.

В живописи XII в. проявляются романские влияния, а в архитектуре XV в., когда в Новгород иногда привлекаются западные мастера, заметны элементы готики. Летопись рассказывает, что строителями дворца новгородского архиепископа, известного под названием Грановитая палата, в 1433 г. были немецкие мастера, работавшие вместе с новгородскими «стенщиками» (см. илл. 61 цв. вкл. ). Вход в главный новгородский собор святой Софии украшали и украшают до сих пор великолепные бронзовые врата, изготовленные в XII в. в Магдебурге и попавшие в Новгород, вероятно, в XIV в., когда русский мастер добавил к ним несколько новых рельефов и снабдил латинские надписи переводом на русский язык (см. илл. 62 цв. вкл. ). С 20-х гг. XV в., когда очередная реформа преобразовала систему государственной власти, новгородцы осознают сходство новых институтов с венецианскими: на новгородских монетах появляется изображение патронессы города св. Софии, вручающей посаднику символы власти, что является несомненной репликой традиционного изображения на монетах Венеции, где св. Марк вручает символы власти дожу.

Существует еще один важный фактор, формировавший высокую культуру горожан Новгорода. В отличие от Венеции, где сенат собирался в закрытом помещении «Дворца дожей», обеспечивающем конфиденциальность его заседаний, новгородское вече, на котором сначала ежегодно, а потом дважды в год избирались высшие руководители боярской республики, обсуждало свои проблемы под открытым небом около Никольского собора, по соседству с новгородским Торгом. Членами веча, обладавшими правом решающего голоса, были представители городской элиты, владельцы больших городских усадеб, в первую очередь – бояре. Кстати, немецкий источник XIV в. называет новгородское вече – «300 золотых поясов», что соответствует примерному числу владельцев таких усадеб. Но вечевому собранию была свойственна гласность: новгородский плебс имел возможность, обступив вечевую площадь, криками одобрения или порицания влиять на ход собрания, создавая для себя иллюзию активного участия в политической жизни города и государства. Пусть иллюзорное, но это самосознание, несомненно, было важной составляющей частью менталитета средневекового новгородца.

Е. А. Рыбина
 Международные связи Новгорода
 

Район озера Ильмень с истоком Волхова с раннего средневековья стал чрезвычайно притягательным местом для заселения и ведения торговли, поскольку был местом пересечения важнейших водных путей Восточной Европы: балтийско-днепровского (путь «из варяг в греки») и балтийско-волжского. Это обстоятельство и предопределило в будущем особое значение возникшего здесь в середине X в. Новгорода как крупнейшего центра внутрирусской и международной торговли, которая и является основным индикатором межгородских и международных связей[851]. Благодаря своему местоположению на пересечении торговых путей, Новгород стал важнейшим транзитным пунктом, осуществлявшим связи между Русью, Западной Европой, Византией и мусульманским Востоком (рис. 63).

Большое значение для изучения средневековой новгородской торговли имеет археологический материал[852]. Дело в том, что письменные источники освещают торговые связи нерегулярно и главным образом в поздний период (XIV–XV вв. ), в то время как ранний период (X–XIII вв. ), и особенно южные направления новгородских связей, практически не нашли отражения ни в летописях, ни в торговых грамотах и договорах. Между тем динамичное развитие и расцвет южной и юго-восточной торговли Новгорода приходится как раз на X–XII вв., поэтому археологический материал для этого периода является, по существу, единственным источником.

Рис. 63. Карта торговых путей

Краткий обзор международных связей средневекового Новгорода (X–XV вв. ) дан с той степенью конкретности и полноты, которые содержатся в источниках.

Южное и юго-восточное направления

Главным торговым партнером Новгорода на южном участке пути «из варяг в греки» был Киев, откуда в Новгород поступали товары, идущие днепровским путем из Византии, Крыма и других мест. В Киеве новгородские купцы имели собственный гостиный двор с церковью архангела Михаила.

Археологически выявлены такие товары, поступавшие в Новгород днепровским путем, как амфоры, служившие тарой для вина и масла, грецкие орехи, стеклянные браслеты и другие стеклянные изделия византийского и киевского происхождения, византийские ткани (найдены их фрагменты, а также упоминания о них в берестяных грамотах – № 675), приднепровский янтарь, пряслица из розового шифера. Последние составляют самую массовую категорию южного импорта (обнаружено около 4 тысяч экз. ). Важным качеством этой группы наряду с массовостью является определенность ее происхождения. Хорошо известно, что такие пряслица в Древней Руси производились на Волыни в районе Овруча, где обнаружены месторождения розового шифера, а также мастерские по изготовлению пряслиц. Отсюда они распространялись по всей территории Древней Руси и даже попадали за ее рубежи: известны находки овручских шиферных пряслиц в Польше, Швеции, Германии.

Благодаря массовому характеру большинства перечисленных предметов, удалось восстановить динамику торговых связей между Новгородом и его южными партнерами. Для них характерно постепенное развитие с середины X в. и в течение всего XI в., а затем заметный подъем в XII в. В слоях, датированных временем после монгольского нашествия (со второй половины XIII в. до середины XV в. ) практически не обнаруживаются предметы импорта, поступавшие по днепровскому пути. [853]

Таким образом, после монгольского нашествия, разрушившего основной торговый центр на Днепре – Киев, днепровский путь, по существу, перестает функционировать и уже никогда не будет иметь для Новгорода большого значения.

Волжский путь, судя по кладам серебряных арабских монет, найденным в Новгородской земле, начал функционировать еще на рубеже VIII–IX вв. [854] Главным торговым партнером Новгорода в юго-восточном направлении был город Булгар, через который в северную столицу на Волхове поступали товары из Поволжья, Кавказа, Средней Азии и стран Востока. Основным импортом, поступавшим в Новгород волжским путем, были серебряные монеты, чеканившиеся в странах арабского халифата. При раскопках Новгорода в слое середины X в. обнаружены три клада арабских монет, изредка встречаются и отдельные восточные монеты. Кроме арабских монет обнаружены сердоликовые и хрустальные бусы, самшитовые гребни, ближневосточная и золотоордынская поливная керамика, поступавшие в Новгород волжским путем. Судя по находкам, этот путь действовал бесперебойно в X и XI вв. Только с первой четверти XII в. из-за постоянных столкновений с половцами торговое движение по Волге на долгие десятилетия замирает и вновь оживляется лишь на рубеже XIV–XV вв. [855]

Наблюдения над массовыми предметами южного импорта, обнаруженными при раскопках в Новгороде, приводят к выводу о том, что после монгольского нашествия традиционные южное и юго-восточное направления новгородских торговых связей или прекращается (путь по Днепру), или надолго замирает (волжский путь).

Для раннего периода (XI–XII вв. ) характерны и активные связи Новгорода с древнерусскими городами, что нашло отражение в берестяных грамотах этого периода. [856] В некоторых из них встречаются названия Киева, Пскова, Смоленска, Суздаля, Полоцка, Ярославля, Ростова Великого, Москвы в ее первоначальном названии – Кучков и другие города. Все эти города упоминаются в текстах берестяных грамот в связи с торговыми поездками новгородцев в названные центры или с финансовыми делами торговых партнеров. В XIII в. из-за монгольского нашествия, разрушившего многие древнерусские центры, а также в связи с изменением экономической базы Новгорода, основой которой стало крупное землевладение, межгородские связи слабеют, а в XIV–XV вв. и вовсе перестают играть какую-либо роль в новгородской экономике. В это время основные внешнеполитические и торговые интересы Новгорода устремлены на Запад.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.