|
|||
№44. Внешние эффекты. Общественные и частные выгоды и издержки№44. Внешние эффекты. Общественные и частные выгоды и издержки Внешние эффекты– это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т. е. они касаются и производителей и потребителей. Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии. Сумма частных издержек и внешних называется общественными (социальными) издержками. Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате (при отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускаются слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало. В левой части рис. 80 изображена также кривая предельных общественных затрат Мсобщ. Предельные общественные затраты - это сумма предельных частных и внешних затрат.
№45 Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике. Сущность внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов в экономике вследствие несовпадения частных и социальных издержек. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т. е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.
№46. Регулирование положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике. Корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза. Сущность внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов в экономике вследствие несовпадения частных и социальных издержек. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т. е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом. Корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС. Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. Теорема Коуза – внешние эффекты можно исключить путем закрепления прав собственности на объекты их порождающие, если реализация прав собственности не связана с большими затратами. В этом случае частные издержки будут равны общественным, т. е. в экономике будет производиться оптимальное количество данного блага. Часто этот механизм не действует (например, потому что издержки на реализацию прав собственности слишком высоки). Поэтому, государство может воздействовать на внешние эффекты путем введения налогов (налог Пигу) или закрепления прав собственности на объекты загрязнения. введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает не только частные затраты производителей, но и внешние затраты. На практике точно рассчитать внешние затраты для определения налога очень сложно. Тем более, что на разных предприятиях внешние затраты могут быть очень различными. Поэтому более эффективным считается закрепление прав собственности на объекты загрязнения. Это может проявляться в установлении норм вредных выбросов, продаже лицензий. Государство также может запретить производство какого-либо товара, если внешние затраты слишком высоки. Если производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.
|
|||
|