Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Депутат Мажилиса. Тлеухан Бекболат Канайулы. От: РОО «Казахстанский.  союз родителей». Эл. Поча: kazsouzrod@gmail.com. ОБРАЩЕНИЕ



Депутат Мажилиса

Тлеухан Бекболат Канайулы

От: РОО «Казахстанский

 союз родителей»

Эл. Поча: kazsouzrod@gmail. com

+77787768071

ОБРАЩЕНИЕ

 

    На рассмотрении рабочей группы Мажилиса Парламента находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по защите прав детей». Не оспаривая важность и обоснованность отдельных его предложений, гражданское общество не поддерживает следующие из них:

    1.  Закон «О правах ребенка»: травля (буллинг) – действие лица или группы лиц унизительного характера   в отношении несовершеннолетнего, в том числе с применением средств информационно-коммуникационных технологий (кибербуллинг);  и вытекающую из него обязанность государства обеспечить защиту детей от буллинга.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании»:

«травля (буллинг) – действие лица или группы лиц унизительного характера в отношении несовершеннолетнего, в том числе с применением средств информационно-коммуникационных технологий (кибербуллинг).

Отнесение к компетенции Министерства образования и науки «разработку Правил профилактики травли (буллингу) в образовательном процессе»;

Необходимость таких поправок обосновывается Посланием Президента от 1. 09. 2020 г., где дословно сказано следующее: «Критически важно принять новые меры по защите прав человека. Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в интернете. В первую очередь от этого страдают дети. Они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям».                        Однако, депутаты Парламента вместо принятия реальных мер по защите детей в сети интернет, установления контроля за производством и распространением информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, разработки технических мер защиты персональных данных, блокировки негативного контента, направили свои усилия в иное русло.                  Законодательная инициатива депутата 6-го созыва Балиевой З. Я. по вопросам буллинга не была основана на научных исследованиях и статистических данных.

    Кроме того, считаем, что данные предложения не отвечают требованиям, предъявляемым законом «О правовых актах» и Методическими рекомендациями по оформлению нормативных правовых актов ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» (протокол от 26 декабря 2018 года №11 Научно-методического совета).                                                                             

Широкое понимание буллинга, заложенное в его определении, может привести к запрету учителям критиковать ребенка, что приведет к снижению у него мотивации к достижению более высоких результатов в учебе. Аналогично и среди сверстников это может обернуться произвольным навешиванием ярлыков «буллера», даже в тех случаях, когда реакция ребенка была закономерной и не выходила за рамки обычного выражения эмоции.

Норма о буллинге в законе «О правах ребенка» подразумевает, что сфера его действия выходит за рамки организованных коллективов учебных заведений, не исключая и возможность приписывания его родителям в отношении детей. Возможность выявления буллинга в семье – это посягательство на естественное право родителей на заботу и воспитание в отношении своих детей. Следовательно, защитаправ ребенка от буллинга (поправка в ст. 10 закона «О правах ребенка») неминуемо должна предусматривать определенные меры воздействия за такое поведение вне школы, о которых законопроект умалчивает. Такая правовая неопределенность вызывает серьезные опасения в обществе.

Введение термина без раскрытия механизма его действия не соответствует п. 1 ст. 1 закона «О правовых актах», определяющей норму права как - общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение …. Аналогично, и Методические рекомендации Института законодательства по оформлению нормативного правового акта, предусматривают: «основные понятия излагаются в тех нормативных правовых актах, которые содержат новые дефиниции или понятия, без разъяснения которых невозможно должное понимание и применение нормативного правового акта; в правовом акте необходимо детально предусматривать механизм действия норм, конкретно определять права и обязанности субъектов правоотношений, точно формулировать правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры.

Таким образом, включение в закон «О правах ребенка» только лишь термина « буллинг» противоречит самой сути нормы права, превращая закон в некий словарь терминов.

Невозможность квалификации действий «буллера» в рамках действующего права означает и не распространение на подобные случаи существующего судебного порядка доказывания его вины и обеспечения конституционной гарантии презумпции невиновности. То есть, введение этого понятия открывает путь к правовому произволу и позволяет субъективно унижать человеческое достоинство путем навешивания подобных оскорбительных ярлыков как «буллер».

Действующим правом предусмотрены соответствующие составы правонарушений (оскорбление, клевета, угроза, хулиганство, вымогательство, доведение до самоубийства и т. д. ). На этом основании введение отдельного понятия «буллинг» противоречит действующей системе права. Для профилактики деструктивного поведения, в том числе и детей, существуют соответствующие законы «О профилактике правонарушений», «О профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской беспризорности и безнадзорности».                                                           В данных законах под профилактикой правонарушений подразумевается комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Цель профилактики – формирование законопослушного поведения, не нарушающего права, свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. При этом, закон не перечисляет правонарушения и явления в обществе, которые он профилактирует, соответственно, он будет распространяться в том числе, и на проявление буллинга.                                    Закон «О профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской беспризорности и безнадзорности» (ст. 12) относит к компетенция учреждений образования:      разработку и внедрение в практику работы организаций образования программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни; - участие в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними мер индивидуальной профилактики; - организация в общеобразовательных учебных заведениях доступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и вовлечение в них несовершеннолетних и т. д. Таким образом, и сегодня, без законодательного закрепления понятия «буллинг» работа в направлении профилактики правонарушений может вестись и фактически ведется, в том числе, в учреждениях образования. Представленные диаграмма показывают положительные результаты такой работы.


 

Сведения о преступлениях совершенных несовершеннолетними:

Для дальнейшего искоренения нарушений прав детей требуется разработка реальных мер, направленных на устранение причин. Они кроются в понижающемся социально-культурном уровне общества, в результате чего поступки, ранее считавшиеся безнравственными, превращаются в норму поведения. Отсутствие четкой молодежной политики, системы детских и молодежных организаций, через которую бы она реализовывалась, приводят к тому, что дети увлекаются ложными идеями или оказываются втянутыми в совершение правонарушений. Развал системы образования приводит к подавлению интереса, мотивации детей к духовному и культурному развитию, снижению потребностей до уровня примитивных. Агрессивная окружающая среда в информационном поле, в том числе, в интернет-пространстве, закономерно вызывает агрессию поведения. Недостатки работы правоохранительных органов, в том числе, в борьбе с наркобизнесом, способствовали наркотизации молодежи.

С учетом этого, для реального выполнения послания Президента необходимо решать все указанные проблемы, а не вводить новые термины.

Наряду с этим, изучив международный документ ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, разработанный, в том числе и для Казахстана – Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (далее – Руководство), напрашивается следующий вывод:

Под профилактикой буллинга прекрасно маскируется пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации среди детей, навязывая им, что такое поведение - норма.

В введении Руководства указано, что «особое внимание уделяется гендерному насилию». На странице 17 Руководства указано: «В большинстве случаев высказывания и притеснения сексуального характера и домогательства пугают, унижают и снижают чувство самоуважения у несовершеннолетних и могут вызвать их преждевременное выбытие из школы. Особенно часто такое случается с девочками и гендерно неконформными мальчиками и девочками».

«Термин «гендерная неконформность » используется для обозначения несоответствия поведения человека социально принятым характеристикам гендерного (полоролевого) поведения представителей его пола».

«Дискриминация подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака».

«Гендерная идентичность относится к глубокому внутреннему самоощущению своего пола и личному опыту человека, которые могут совпадать или не совпадать с полом, определенным при рождении, включая личное восприятие своего тела (что может включать в случае свободного выбора изменение внешнего вида или функции органов с помощью медицинского, хирургического или иного вмешательства), а также другое выражение своей гендерной принадлежности через одежду, речь и манеры поведения.

Сексуальная ориентация – способность человека испытывать глубокое эмоциональное и сексуальное влечение, а также способность вступать в интимные отношения с индивидами своего или другого пола, или разных полов».

«Информационно-просветительская работа: изучение в рамках образовательной программы вопросов, связанных с уважением и соблюдением прав человека, гендерным равенством, принятием общечеловеческих ценностей» (Стр. 19).

Преподаватель, классный руководитель: «использует уроки и другие формы занятий с учащимися как средство профилактики насилия – на уроках рассматривает вопросы, связанные с уважением, гендерным равенством, принятием многообразия (другого человека, другой точки зрения, других ценностей, форм самовыражения ) и неприятием насилия».

Далее: «Также появляется все больше свидетельств того, что большинство ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеры) учащиеся сообщают о том, что подвергались издевательствам или насилию на основании своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности» (Plan / ICRW, 2015; ЮНЕСКО, 2012a; ЮНЕСКО и др., 2014). «Дети и молодые люди, которые воспринимаются как сопротивляющиеся или не вписывающиеся в традиционные или бинарные гендерные нормы, подвергаются высокому риску насилия. Дети могут быть жертвами или виновниками гендерного насилия. Взрослые в школьной среде также могут быть преступниками или иногда жертвами, отражая динамику власти и иерархию между поколениями и между учащимися и школьным персоналом».

В Региональных Методических пособиях «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях», актуальность проблемы для Казахстана обосновывается следующим примером: «Мои одноклассники узнали о моей сексуальной ориентации и стали издеваться надо мной». «Однажды учитель при всем классе мне сказал, что таких как я, надо отправлять в тайгу». «Мои одноклассники узнали, что я лесбиянка, и почему-то решили мне отомстить и преподать урок».                                                             

Обоснованность опасений общества относительно активного внедрения чуждых нам западных «ценностей», в том числе через понятия «буллинг», доказывают рекомендации, выдаваемыми Казахстану международными организациями.

 Так, в 2019 году в комитете ООН прошла защита Национального доклада Казахстана по ликвидации дискриминации женщин, где Казахстану дано 90 рекомендаций, в том числе касающихся гендерного равенства. Кроме того, как следует из Доклада Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека (сорок третья сессия, 24 февраля – 20 марта 2020 года, Универсальный периодический обзор), Казахстану рекомендовано прилагать усилия для защиты от насилия и дискриминации женщин, лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов, а также всех лиц, находящихся в уязвимом положении, гарантировать благоприятные условия для деятельности гражданского общества, групп активистов и правозащитников, отстаивающих права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов, принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, направленное на борьбу с прямой и косвенной дискриминацией и охватывающее все запрещенные основания для A/HRC/43/10 GE. 19-22199 15.                              22 апреля 2020 года Комитет министров Совета Европы принял решение пригласить Казахстан и Тунис в качестве первых государств, не являющихся членами Совета Европы, присоединиться к Стамбульской конвенции «О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием». Цель данной Конвенции - добиться защиты жертв « независимо от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности » (п. 3 ст. 4 Конвенции), а также искоренить стереотипные представления о роли мужчины и женщины (ст. 12 Конвенции). Данная Конвенция предполагает, в том числе, изменение образовательных программ с целью формирования в детях свободы выбора сексуальной ориентации.

 Принятый Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения предусмотрел для детей без ограничения возраста право на получение информации о своем репродуктивном здоровье, с 10-ти лет - на услуги в области репродуктивного и психического здоровья. 20. 11. 2020 г. Национальным центром общественного здравоохранения одобрен Стандарт операционной процедуры (СОП) «Выявление насилия медицинскими работниками в отношении детей». Данный Стандарт к сексуальному насилию над ребенком относит подавление детской сексуальности, то есть, формирование негативного отношения к любым проявлениям ребенком сексуальности и сексуальных интересов (! ).

Таким образом, общество видит серьезные шаги на пути к реализации в нашей стране западных программ гендерного равенства и гендерной идентичности ( что не тождественно равноправию мужчин и женщин ), легализации прежде неприемлемой идеи свободного выбора пола и сексуальной ориентации среди детей, а также «защиты» детей, ставших жертвами такой разрушительной пропаганды - антибуллинговыми программами.

Вторая цель, которая преследуется введением понятия буллинга, на наш взгляд - нажива на психодиагностике и психокоррекции детей и членов их семьи.

Например, открывается широкое поле для постановки таких диагнозов детям как, гиперактивность (детям которые «буллят»), депрессия (потерпевшим от «буллинга»).

«Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия, ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными психологическими особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью в школе, высокой склонностью к гневу» - написано на стр. 28 Руководства ЮНЕСКО.

Также, на стр. 66 Руководства ЮНЕСКО указано следующее: «Психологические службы (государственные, муниципальные или частные ):

• консультируют детей, родителей, педагогов по широкому спектру вопросов, в том числе по вопросам разрешения конфликтных ситуаций, профилактики и реагирования на насилие;

• проводят психодиагностику, психокоррекцию и реабилитацию детей и взрослых, в том числе пострадавших от насилия и обидчиков;

• проводят психологические и обучающие тренинги».

Следовательно, дети и подросткам могут ставить психодиагнозы «Гиперактивность или Синдром дефицита внимания и гиперактивности»(СДВГ). В Казахстане они именуются как «Гиперкинетическое расстройство поведения» (официальный клинический протокол диагностики Республики Казахстан). Код по МКБ 10: F 90. 1:

Диагностические критерии: для диагностики гиперкинетического расстройства состояние должно соответствовать следующим критериям (некоторые пункты):

- не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям,

- нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру,

- часто не слушают, что им говорят,

- часто размахивают руками и ногами или вертятся на сиденьях,

- часто шумны в играх или неспособны к тихому времяпрепровождению

- часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

- часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.