Классификация общих методов воспитания
Классификация общих методов воспитания
(по В. А. Сластенину)
Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
1. Методы формирования сознания личности (рассказ, лекция, беседа, диспут, метод примера);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);
4. Метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы использовать в том или ином случае.
Методы формирования сознания личности (1 группа)
Название метода
| Задачи
| Требования
| Рассказ
| 1. Вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных поступков героя.
2. Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения.
3. Вызвать стремление подражать положительному примеру.
| - Логичность,
- последовательность,
- доказательность изложения,
- четкость,
- образность и эмоциональность,
- учет возрастных особенностей (10 мин – нач. шк., 30 мин – основная)
| Объяснение
| 1. Обеспечить четкое понимание сути явления.
2. Доказать правильность каких-либо положений (законов, правил, норм поведения).
| Форма изложения должна быть доказательной, основанной на использовании логически связанных умозаключений.
| Беседа
| 1. Привлечь учащихся к оценке событий, поступков.
2. Сформировать адекватное отношение к окружающей действительности.
| Является вопросно-ответным методом. Следует:
- тщательно продумывать систему вопросов, постепенно подводя учащихся к получению новых знаний.
- Вопросы должны быть: основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.
- Подача отдельных эпизодов должна наводить учащихся на размышление, результатом которого станет распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком.
| Дискуссия
| 1. Привлечь внимание школьников к разным точкам зрения по той или иной проблеме.
2. Побудить к осмыслению различных подходов к аргументации.
| - Наличие двух (и более) противоположных мнений.
- Каждый учащийся высказывает своё суждение о причинах того или иного явления и обосновывает их.
- Последнее слово за учителем, где он обобщает сказанное и подводит итог.
| Также к методам формирования сознания личности относятся: индивидуальные беседы (в связи с возникшими локальными конфликтами), лекции (похожи на рассказ, но отличается большей сложностью, применяется в старшей школе), диспуты (знания добываются в результате столкновения мнений, отличается от дискуссии тем, что окончательного решения нет, применяется в старшей школе).
|