|
|||
Часть 3 (С)Для ответов на задания этой части (С1 -. С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д. ), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставленных sa задания части 3 (С), зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ. Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4. «Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <... > Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <... > Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <... > Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101. ). С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества. СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности. С4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.
С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации. 2. Назовите любые три типа мировоззрения. 3. Укажите четыре отличия человека от животного.
С6. 1. Назовите любые три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером. 2. Приведите три примера экзистенциальных потребностей. 3. Раскройте на трех примерах социальную сущность человека.
С7. 1. Познакомьтесь с приведенной точкой зрения в отношении искусственного разума: «Создание искусственного разума — вопрос только времени... Естественный разум — только моделирующая установка из биологических элементов, обеспечивающая выделение и переработку информации. То же возможно воспроизвести искусственно... Многообразие естественных моделирующих установок доказывает, что можно создать разум лучше человеческого». Согласны ли вы с данной позицией? Свой ответ аргументируйте. 2. Считается, что французские просветители Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро сыграли большую роль в подготовке Великой французской революции XVIII в. К какому виду деятельности можно отнести «работу» французских просветителей? Охарактеризуйте этот вид деятельности. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. (А. С. Пушкин) К какому виду общения можно отнести представленное в отрывке? Укажите признаки, по которым вы это определили.
|
|||
|