Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мода и культура



Так уж сложилось, что все, чего касается мода, рано или поздно себя изживает. Во-первых, в силу падения интереса масс, во-вторых - и это немаловажно! - из-за появления на модной волне всевозможных " дельцов", пытающихся на моде сделать деньги, подобно тому, как биржевые брокеры делают деньги на падении курсов. Таким образом, изначально " здоровая" среда нонконформистских деятелей искусства, полных чистых, бескорыстных идей, оказывается наводнена средней руки " стряпчими", играющими на исключительно внешней, атрибутивной " внесистемности", " бунтарности" своих " произведений" (в кавычках, естественно). Позднее происходит вытеснение, как истинных художников коммерсантами, так и идей ширпотребным суррогатом.
Подобные изменения происходят и в мышлении потребителей " культурного продукта" - читателях, слушателях и прочих. Нонконформизм становится для них атрибутикой, своего рода " запретным плодом", вкусить которого, бесспорно, им хочется (ведь даже самый матерый " системщик" на уровне инстинктов рано или поздно сталкивается со стремлением к свободе т. е. нонконформизму - оно в него заложено природой), но не способом мышления. Стремление это активно подпитывается раскруткой " нонконформистского" образа мысли. Обыватель, поддерживающий правительство и существующий режим, пытается выразить свое неподчинение хотя бы потреблением " нонконформистского культурного продукта". Чувство протеста - пусть и бутафорного - успокаивает его, убеждает в своей силе. Это подобно выкрику из-за угла - не более. Однако среднестатистическому члену социума этого вполне достаточно. Понятно, что так называемые " деятели культуры" (те, которые стремятся заработать денег) - конечно же рады проявлению таких тенденций и всеми силами стремятся наплодить огромное количество якобы " нонконформистского" материала, способного удовлетворить нездоровый интерес обывателя. Как говорится, хорошо и вам и нам.
Плохо только культуре. Нонконформистской (имеется ввиду, конечно же, истинная нонконформистская культура, не ставящая своей целью принесение каких-либо материальных благ). Рано или поздно она загибается.
Так, в последнее время на книжном рынке появилось огромное количество " новомодных" писателей, заигрывающих на нонконформистских чувствах читателя, но реально лишь усиливающих конформизм последнего. Не будем называть имена - достаточно взглянуть на прилавки, посмотреть TV, пролистать страницы Интернета - нонконформистская идея активно используется (на атрибутивном уровне) в различного рода конформистском чтиве. Несомненно, это на руку издателям (да и " писателям" этим, наверняка) - " нонконформистские" книги хорошо продаются. К примеру, даже сравнительно небольшая книга глашатая битничества Дж. Керуака в любом книжном магазине стоит немалых денег - только потому, что это " модно читать".
Та же ситуация и в музыке. Панк, который родился в конце 60-х - 70-х на волне молодежного бунта, неприятия правительств и их программ, а в 80-х объединил под своими знаменами анархистское, антифашистское и антивоенное движения, вегетарианство, веганство и стрэйт-эдж, на исходе 90-х выродился в люмпенское полусектантское движение, ко всему еще и по большей части деидеологизированное. Панк запятнал себя связью с деньгами. Вопреки смыслу панка, появилась мода на панк. Точнее, стал моден не сам панк (как музыка, движение, идеология), а стало модно быть панком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.