|
|||
Образование ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Португалия занимает последнее место в Европе по распространению грамотности среди населения. Закон об обязательном обучении детей от 7 до 13 лет вплоть до Апрельской революции 1974 г. практически не осуществлялся. До последнего времени в стране неграмотно около У3 населения. После революции началось проведение отдельных мероприятий по уменьшению неграмотности, в частности была расширена школьная сеть. Развитие португальской науки и культуры традиционно было тесно связано с университетами. В стране функционирует 7 университетов. Главные университетские центры — Лиссабон, Коимбра и Порту. Один из старейших и крупнейших университетов в Португалии — Лиссабонский. Он был основан в 1290 г. После этого он неоднократно переезжал и только в 1537 г. был окончательно переведен в Коимбру. Новый университет в столице создан в 1911 г., т. е. в том же году, когда был открыт университет в городе Порту.
Эра Великих географических открытий способствовала развитию в стране картографии, астрономии, математики, судостроения. В летопись этой эпохи вошли имена бесстрашных португальских мореплавателей Бартоломео Диаша, Васко да Гамы, Кабрала, а также бывшего на испанской службе Фернана Магеллана.
В те времена в Португалии был создан новый тип быстроходных судов — каравелл. Заслуга в этом принадлежит португальскому принцу — ненаследному сыну короля Жуана I — инфанту Генриху (Эн- рике) Мореплавателю, которого называли так за неутомимую деятельность в организации морских экспедиций, а также в учреждении научных и учебных заведений — обсерватории, первой мореходной школы (на мысе Сагриш), в привлечении иностранных ученых. Много лет служил в Португалии, например, Бехайм, автор первого дошедшего до нас глобуса (1492). Описания стран и морских путей, составленные португальцами, долго сохраняли свое значение. Навигационная и картографическая науки Португалии вплоть до конца XVI в. являлись образцом для всех европейских стран. В 1779 г. была образована Лиссабонская Академия наук. В 1875 г. в Лиссабоне были организованы Географическое общество и Этнографический музей заморских территорий, что стимулировалось возросшим интересом к исследованию тропиков, т. е. районов колониальной экспансии Португалии. Единого научно-координационного центра в Португалии нет. Государство финансирует исследования через министерства и специальные научные центры. Исследования ведутся Лиссабонской Академией наук, Португальской ассоциацией развития науки, другими научными обществами, а также частными фирмами. Культура Значительный вклад внесли португальцы в мировую культуру — в литературу, музыку, живопись, декоративно-прикладное искусство. С конца XV в. в условиях бурного подъема хозяйства и укрепления политического могущества страны разностороннее развитие получила в Португалии литература Возрождения. В этот период прославились имена основоположника португальского национального театра драматурга, актера, композитора Жила Висенте (ок. 1470 — ок. 1536); поэта Ф. Са ди Миранда (1481—1558); автора «Комедии характера» и трагедии «Инеш де Каштру» А. Феррейра (1528— 1569), крупного представителя литературы Возрождения; основоположника классической португальской литературы, поэта и драматурга Луиша ди Камо- энса (1524—1580), автора поэмы «Лузи- ады», ставшей национальным литературным памятником.
В период расцвета романтизма (первая половина XIX в. ) особую известность получает его основоположник в Португалии, писатель, поэт и драматург Ж. Б. да Алмейда Гаррет. С его именем связан подъем театрального искусства, создание Национального театра королевы Марии II, который называют также театром Гаррета. Реализм обрел силу в португальской литературе в связи с образованием так называемой коимбрской школы, манифестом которой стало письмо «Здравый смысл и хороший вкус», написанное поэтом и общественным прогрессивным деятелем Антеро ди Кенталом (1842—1891). Крупнейшим представителем реалистического направления стал один из самых известных португальских писателей — Жозе Мария Эса ди Кейруш (1843—1900), создавший социально-критические романы «Преступление падре Амару», «Знатный род Рамиреш» и др. Передовые представители современного реалистического направления в литературе, обращающиеся в основном к социальной теме, — А. Рибейра, Ж. М. Феррейра ди Каштру (романы «Буря», «Шерсть и снег» и др. ), А. Алвеш Редол (романы «Фанга», «У лодки семь рулей», «Портвейн» и др. ), а также М. Пирейра Ромиш, Ж. Г. Феррейра, Ф. Намора Гон- салвиш. В творчестве романистов М. да Фонсека, М. ди Насименту, К. ди Оливей- ру, А. Кабрала, Ж. Кардозу Пириша, У. Т. Родригеша (р. 1923 г. ) нашла отражение борьба за демократические свободы. В пору расцвета Португалии, в XV—XVI вв., возникли две школы живописи — Визеу и Лиссабона. Живопись Визеу религиозная по своим сюжетам, а Лиссабонская школа более светская по духу и композиции; она представлена большей частью портретами придворных и др. В живописи XVIII — начала в. выделяются художники Ф. Вией- ра Лузитану, Ф. Виейра Портуэнса, Д. Н. Сикейра.
Во второй половине XIX — начале в. в изобразительном искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соареша душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Сильва Порту и Ж. М. да Сильва Оливей- ры, станковая и монументальная живопись К. Бордалу Пиньейру). Сохраняет свои позиции сложившееся в середине XIX в. течение неореалистов, обратившееся к темам национальной истории и народной жизни (Ж. Помар, Р. Рибейру). С произведениями португальской живописи можно познакомиться в монастырских церквах (роспись алтарей), в музеях Лиссабона (Национальный музей старинного искусства, Национальный музей современного искусства и др. ), Визеу и других городов.
Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство, возникшее еще в XV—XVI вв. (мебель, ковры, ткани, платки, керамика и майоликовая плитка — азулежу, резьба по дереву, ювелирные изделия из золота и серебра).
Музыкальное творчество, народное и профессиональное, имеет в стране давние традиции. Португальские народные песни и музыка оригинальны и заметно отличаются от испанских. Издавна, еще со времен борьбы с маврами, распространенной формой португальской песни были ко- санты, особенность которых — повторение припева после каждого двустишия. Из многих видов народных песен преобладают лирические. Среди них наиболее распространена, особенно на юге и в городах, песенная форма фаду. Это меланхолическая песня, в которой сочетаются элементы мавританского фатализма и рыцарского романса, песня о неразделимости любви и грусти. Среди многочисленных народных танцев, различающихся от места к месту манере исполнения, один из наиболее популярных вира.
Португальская профессиональная музыка наиболее оригинальна и национальна в области комической оперы. Видными оперными композиторами XVIII—XIX вв. в Португалии были Ф. А. д'Алмейду, М. Португал. Из современных композиторов популярны В. да Мота, О. да Силва, JI. ди Фрей- таш Бранку, Р. Коэлью, К. Карейру, Ф. Лопиш Граса. Из выдающихся исполнителей известен пианист Ж. де Се- кейра Кошта. Центр музыкальной жизни — Лиссабон, где находятся оперный театр Сан Карлуш, национальная консерватория, симфонические оркестры, хоровая капелла «Полифония» и др.
Регулярное кинопроизводство в стране началось с создания в 1909 г. кинофирмы «Португалия-фильм». Позже возникли другие фирмы. Ныне имеются несколько студий художественных, документальных и научных фильмов. В начале 1930-х гг. был поставлен первый звуковой художественный фильм «Суровая» («Севера») крупным режиссером Л. ди Барруш. В эти годы начал ставить свои фильмы видный португальский кинорежиссер М. ди Оливейра, его документальная лента «Дору, тяжелый труд на реке» вошла в золотой фонд португальского киноискусства.
В междуречье Минью и Дору, на севере, расположен старинный, известный еще со II в. до н. э. город Брага с населением 49 тыс. человек. Со времен становления португальского государства Брага приобрела славу одного из религиозных центров страны с многочисленными духовными семинариями, с известными во многих странах мастерскими по производству церковных колоколов. В Браге издавна были развиты такие традиционные отрасли промышленности, как текстильная, главным образом хлопчатобумажная, а также кожевенно-обувная и производство сахара. В 1960—1980-х гг. все большее значение приобретает металлообработка и машиностроение. Среди архитектурных памятников города сохранились собор с гробницей пер- зого португальского графа Генриха Бургундского, сооруженный в XI—XII вв., позже достроенный в стиле мануэлино, а также множество церквей. Среди них наиболее известна церковь Жезуш-да- Монте (XVIII—XIX вв. ), центр паломничества португальских католиков.
Источники 1. Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа, ред. В. П. Максаковский, С. А. Токарев. Страны и народы. Зарубежная Европа. Южная Европа [научно-популярная литература], Москва; Мысль; 1983.
|
|||
|