|
|||
ДОКЛАД. Традиционная одеждаСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет»
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
ДОКЛАД На тему: Культура стран Южной Европы. Португалия
Исполнитель: студентка 5 курса группы «Из» ___________ ______________ Т. Е. Круглова дата подпись
Руководитель: _____________ ______________ Д. В. Кузнецов К. И. Н., доцент дата подпись
Благовещенск 2020 г.
Эпоха Великих географических открытий, когда португальцы открыли Индию и Америку, закончилась в середине XVII века. Возможно, теперь в XXI веке настало время для того, чтобы туристы открыли для себя саму Португалию. Ведь в Португалии есть не только футбол, но и старинные памятники архитектуры, средневековые крепости и дворцы, отличные вина, прекрасная природа и пляжные курорты, многие из которых пользуются популярностью у европейских аристократических семей. Основой материальной и духовной культуры португальцев является романская культура, испытавшая в ходе становления и развития португальского государства влияние многих культурных компонентов, привнесенных и завоевателями португальских земель, и народами захваченных португальцами обширных владений. Разные исторические судьбы северных и южных районов страны, определившие общественные и экономические особенности каждой из этих частей Португалии, породили в свою очередь некоторые различия в материальной и духовной культуре португальцев Севера и Юга. На Юге, например, более заметны черты арабской культуры, которая длительное время оказывала здесь свое влияние. Различия между Севером и Югом страны, в числе прочего, проявляются и в характере сельских поселений и жилых построек. На Севере преобладают обособленные хутора или небольшие кучевые деревушки. Дома двухэтажные, сухой каменной кладки, крытые черепицей, а иногда — соломой. Жильем в них занят только верхний этаж, куда поднимаются по наружной лестнице. Нижний этаж с глинобитным полом используется для скота и для хозяйственных надобностей. Дом примитивный, однако в окружении сада или обвитый виноградной лозой часто выглядит живописно. На юге страны, между р. Тежу и областью Алгарви, преобладают крупные рядовые деревни уличного типа с одноэтажными, вытянутыми, побеленными глинобитными домами. Хлев и сарай не характерны для домов крестьян Юга, так как большинство из них не разводят скот или птицу. Жилые и хозяйственные постройки в таких домах расположены в ряд, под одной крышей. Помещичьи усадьбы с хозяйственными службами и бараками для батраков и сезонных рабочих расположены обособленно от деревень. В разных частях страны со времен реконкисты и «золотого века» португальского колониализма сохранилось много замков феодалов и крупных землевладельцев-латифундистов. Они построены из гранита, известняка и других местных материалов. Нередко они носят названия старинных дворянских фамилий. Многие здания городов облицованы цветными керамическими изразцами — азулежу. Часто это целые картины на библейские и другие темы. Азулежу нередко сплошным ковром покрьюают фасады зданий. Проявления романского стиля видны во многих сохранившихся готических монастырях XII— XIV вв. Более поздняя готика стала основой для национального декоративного стиля мануэлино, который сочетает причудливо - натуралистические детали (например, изображения раковин, кораллов и т. д. ) с готическими, мавританскими и даже индейскими мотивами, навеянными рассказами мореплавателей о дальних странах. Развитие нарядного, пышного стиля мануэлино тесно связано с эпохой Великих географических открытий, эпохой обогащения Португалии, ее возвеличивания как мощной колониальной державы при короле Мануэле I. В первой четверти XVI в. наряду с мануэлино в Португалии распространяется стиль эпохи Возрождения.
Семья В городах Португалии семья состоит преимущественно из трех-четырех человек. Крестьянские семьи значительно больше. Чаще всего престарелые родители живут вместе с детьми и внуками. В Португалии преобладают ранние браки. У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о женитьбе. До недавнего времени свадебные церемонии, связанные с обязательным церковным обрядом венчания, были очень красочны. Женщина традиционно занимает в португальской семье подчиненное положение. Однако в крестьянских семьях, особенно в бедных, где мужчины уезжают на заработки (прежде всего это относится к северным районам), фактическое положение женщин более независимо, так как в длительный период отсутствия мужа она практически становится главой семьи. В горных районах северо-восточной Португалии еще сохранились общинные формы крестьянской жизни. Здесь традиционно строили сообща, всей общиной, дороги, мосты и другие сооружения. Община владела пастбищами. Односельчане помогали друг другу при обработке земли. Главы отдельных семейств по очереди выполняли обязанности старосты. Каждая община представляла собой замкнутое, обособленное целое. Принадлежность к той или иной общине находила свое выражение даже в специфической одежде. Браки могли заключаться только внутри общин. Под влиянием распространения капиталистических форм ведения хозяйства общинный строй северо- востока все больше приходит в упадок.
Традиционная одежда
Современная одежда жителей португальских городов почти утратила национальный колорит. Однако отдельные традиционные черты все же сохранились. Так, женщины даже в самую жаркую погоду часто носят черное платье и почти не появляются на улице без перчаток. Яркую, красочную национальную одежду португальцев гораздо чаще можно увидеть в сельских районах. Главные черты женского народного костюма: клетчатая или полосатая широкая юбка (< сайя) с каймой по нижнему краю, яркий передник, белая блузка с длинными рукавами (в праздничном костюме вышитая), корсаж, или болеро, накидка на плечи, обувь на деревянной подошве на каблуке, но без задников. Неотъемлемая часть женского народного костюма — платок, который повязывают самыми различными способами.
Мужской народный костюм включает короткие штаны, гетры, рубаху, жилет и широкий пояс, а также круглую фетровую или войлочную шляпу с широкими полями (сомбреро). Иногда мужчины носят коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.
Сохранились заметные различия между народной одеждой различных районов Португалии. Наиболее богат и красочен женский костюм провинции Минью. Невесты Минью надевают бархатные или шерстяные юбки, украшенные золотой тесьмой, а на голову — белый кружевной платок. На женихе обычно строгий светло-серый или черный костюм и красный жилет с серебряными пуговицами.
Большим своеобразием отличается одежда рыбаков: у мужчин — это черные вязаные колпаки, рубахи и брюки в крупную клетку. У женщин — черные шляпы или черные шали, а на ногах ботинки на деревянной подошве; в будни нередко ходят босиком.
|
|||
|