Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 29 страница



Фокусирование включает в себя определенное отношение к чувствуемым ощущениям и всему, что может возникать изнутри. Это отношение связано с межличностным общением, подобно тому, как это происходит в подходе, центрированном на клиенте. Фокусирование требует особого реагирования, что создает особый климат безопасности и рождает готовность воспринимать все, что возникает изнутри (вместе с созданием пространства для проявления других реакций, которые также необходимо признавать).

Не следует воспринимать фокусирование как нечто таинственное. Под “фокусированием” подразумевается то, что в течение определенного времени мы находимся в контакте с неотчетливым телесным ощущением проблемы и позволяем таким образом возникать новым шагам. Поэтому фокусирование — лишь небольшая дверь. Некоторые люди называют “фокусированием” все, что они обнаруживают, проходя через эту дверь. Нет, фокусирование — это внимание, направленное на то, как человек на телесном уровне ощущает свою проблему. Необходимо придерживаться этого несложного понимания фокусирования, чтобы оно было доступно для людей. Однако нам необходимо отразить нечто более обширное и глубокое, основные принципы того, что мы называем словом “психотерапия”, сущность которого, может быть, становится более понятной с помощью фокусирования. “Психотерапия, ориентированная на фокусирование” не является совокупностью инструкций по фокусированию. Скорее, это направление психотерапии, которое допускает, что все, что возникает из глубин личности клиента при фокусировании, определяет действия психотерапевта, его взаимоотношения с клиентом и протекание всего процесса психотерапии.

Однако с таким представлением о психотерапии связан ряд сложных философских проблем. Личность с ее внутренней целостностью, раскрывающейся при фокусировании, оказывается чем-то совершенно не известным для культуры. В нашей культуре принято считать, что в человеке нет ничего, кроме того, что внедрено в него культурой. На протяжении долгого времени преобладала точка зрения, что изнутри индивида ничего не может возникнуть. Если же что-то подобное происходило, это объяснялось результатом влияния общества, социальных классов, истории и языка. Когда при такой “социализации” что-либо происходило неправильно, считалось, что ситуацию можно исправить только с помощью другой формы социализации. Но хотя такой социализации подвергался каждый из нас, все то, что возникало на телесном уровне, “под” этой социализацией и за ее пределами, оказывалось более целостным, более этичным и в то же время более сложным, чем усвоенное под влиянием культуры.

В соответствии с существовавшими ранее представлениями, тело — просто механизм. Сейчас отношение к телу иное, и ему уделяется большое внимание, хотя большинство людей так и не открыли для себя тот особый вид телесных ощущений, являющийся нашим чувством ситуации.

Почему фокусирование вообще работает? Как происходит этот “процесс”, позволяющий нам обретать мудрость? В действительности “мудрым” является наше тело, — хотя, конечно, это не то тело, которое можно свести до уровня простой физиологии и считать “механизмом”. Наше тело позволяет нам жить. Неправильно считать, что тело является чем-то одним, а ваша личность — чем-то другим. Именно тело разыгрывает ваши жизненные ситуации еще до того, как вы успеваете подумать о том, как это происходит. Когда ваше внимание направлено на собственный жизненный процесс, вы получаете гораздо больше возможностей и свободу выбора, чем если бы просто управляли телом, как обычно управляете машиной. Телу свойственно жить вместе с другими. Оно само рождается благодаря взаимодействию двух людей и по своей физической природе предполагает наличие в себе устремления к другим, к тому, чтобы находиться рядом с людьми. Когда тело только появляется на свет, его уже необходимо взращивать и поддерживать, а впитав в себя всю сложность обстоятельств человеческой жизни, оно поможет найти новое решение непредсказуемых и затруднительных ситуаций.

Интерактивная, ориентированная на взаимодействие природа тела не вписывается в большинство теорий. Но даже если мы отвергаем теории, наши исходные предпосылки остаются прежними: они построены из обычных слов и фраз. При разработке своих философских идей я нашел способ создавать фразы и предложения таким образом, что слова в них используются по-новому, с их помощью мы можем продвигаться дальше, развивая новые мысли. Так я создал теорию с новыми понятиями, взаимосвязанными как логически, так и на уровне переживаний. С помощью этих понятий я получил возможность обрести новое понимание физического тела как некоторой целостности, обретающей способность сначала к животному поведению, потом к человеческому языку и, наконец, — к фокусированию.


 

 Литература
 

Литература

Allen, F. H. (1942). Psychotherapy with Children. New York: Norton.

Alperson, E. (1980). Contacting Bodily-Felt Experiencing. In J. E. Shorr, G. E. Sobel, P. Robin, and J. A. Connella (Eds. ), Imagery: Its Many Dimensions and Applications. New York: Plenum Press.

Amodeo, J., and Wentworth, K. (1986). Being Intimate: A Guide to Successful Relationships. London: Penguin.

Beebe, J. (1992). Integrity in Depth. College Station: Texas A & M University Press.

Boukydis, C. F. Z. (1990) Client-Centered/Experiential Practice with Parents and Infants. In G. Lietar, J. Rombauts, and R. VanBalen (Eds. ), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties. Leuven, Belgium: Leuven University Press.

Campbell P. A., and McMahon, E. M. (1985) Biospirituality. Chicago: Loyola University Press.

Depestelle, F. (1996). A Primary Bibliography og Eugene Gendlin. Tijdschrift voor Psychotherapie, 1.

Egendrof, A. (1981). Consciousness and Mastery. The CEA Critic, 44 (1).

Ellis, A. (1962). Reason and Emotion in Psychotherapy. New York: Lyle Stuart.

Fenichel, O. (1945). The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: Norton.

Finlay de Monchy, M. (1995). The Horrified Position: An Ethics Grounded in the Affective Interest in the unitery Body as Psyche/Soma. Body & Society, 1 (2).

Focusing Biblothek, DAF, D—97082 Wurzburg, Frankfurter Strasse 10.

Focusing Connection, Bulletin. Focusing Resources, 2625 Alcatraz Ave. #202, Berkeley, CA 94705—2702.

Focusing Folio. Journal of the Focusihg Institute, 800—799—7418.

Focusing Institute. Training centers in various cities, tapes, and other resources, 800—799—7418.

Freud, S. (1926/1936). The Problem of Anxiety. New York: Norton.

Freud, S. (1911/1957) Formulations Regarding the Two Principles in Mental Functioning. In Collected Papers, Vol. 4 (pp. 13—21). London: Hogarth Press.

Freud, S. (1923/1960). The Ego and the Id. New York. Norton.

Freud, S. (1928/1959). Beyond the Pleasure Principle. New York: Bantam.

Freud, S. (1940/1949). Outline of Psychoanalysis. New York: Norton.

Freud, S. (1915/1971). The Wolf Man. New York: Basic Books.

Freidman, N. (1995). On Focusing. 259 Massachussetts Avenue, Arlington, MA 02174, 1995.

Gendlin, E. T. (1962). Experiencing and the Creation of Meaning. New York: Free Press. (Reprinted by Macmillan, 1970; Japanese translation, 1994; paperback, Northwestern University Press, 1996).

Gendlin, E. T. (1964). A Theory of Personality Change. In Worchel and Byrne (Eds. ), Personality Change. New York: Wiley. (Reprinted in J. Hart and T Tomlinson (Eds. ), New Directions in Client-Centered Therapy. Boston: Houghton-Mifflin, 1970. Also reprinted in A. Mahrer and L. Pearson (Eds. ), Creative Developments in Psychotherapy. New York: Aronson, 1974.

Gendlin, E. T. (1965). Expressive Meanings. In J. Edie (Ed. ), Invitation to Phenomenology. Chicago: Quadrangle Books.

Gendlin, E. T. (1965/1966). Experiential Explication and Truth. Journal of Existentialism, 6, 131—146. (Reprinted in F. R. Molina (Ed. ), The Sources of Existentialism as Philosophy. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969.

Gendlin, E. T. (1967). Values and the Process of Experiencing. In A. Mahrer (Ed. ), The Goals of Psychotherapy. New York: Appleton-Century-Crofts.

Gendlin, E. T. (1968a). Experiential Groups. In G. M. Gazda (Ed. ), Innovations to Group Psychotherapy. Springfield, IL: Charles Thomas. (Also in Journal of Research and Development in Eeducation, 1 (2). )

Gendlin, E. T. (1968b) The Experiential Response. In Hammer (Ed. ), Interpretation in Therapy: Its Role, Scope, Depth, Timing and Art. York: Grune and Stratton.

Gendlin, E. T. (with Beebe, Cassens, Klein, and Oberlander). (1968c). Focusing Ability in Psychotherapy, Personality, and Creativity. In J. M. Shlien (Ed. ), Research in Psychotherapy, Vol. 3. Washington, DC: American Psychological Association.

Gendlin, E. T. (1971). A Phenomenology of Emotions: In D. Carr and E. Casey (Eds. ), Exploration in Phenomenology. The Hague, The Netherlands: Martinus Nijhoff.

Gendlin, E. T. (1972). Therapeutic Procedures with Schizophrenic Patients. In M. Hammer (Ed. ), The Theory and Practice of Psychotherapy with Specific Disorders. Springfield, IL: Charles Thomas.

Gendlin E. T. (1973). Experiential Phenomenology. In M Natanson (Ed. ), Phenomenology and the Social Sciences. Evanston, IL: Northwestern University Press.

Gendlin, E. T. (1975). The Newer Therapies. In S. Arieti (Ed. ), American Handbook of Psychiatry, Vol. 5 (chap. 14). New York: Basic Book.

Gendlin, E. T. (1978/1979). Befindlichkeit. Review of Psychology and Psychiatry, 16 (1—3): 43—71.

Gendlin, E. T. (1981) Focusing, Second Edition. New York: Bantam Books. (Translation: Danish, Dutch, French, German, Hungarian, Japanese, Spanish, Swedish. )

Gendlin, E. T. (1982). Two Phenomenologists Do Not Disagree. In Bruzina and Wilshire (Eds. ), Phenomenology: Dialogues and Bridges. Albany: State University of New York Press.

Gendlin, E. T. (1983). Dwelling. In R. C. Scharff (Ed. ), Proceedings of the Heidegger Conference. University of New Hampshire. (Reprinted in H. Silverman, A. Mickunas, T. Kissel, and A. Lingis (Eds. ), The Horizons of Continental Philosophy: Essays on Husserl, Heidegger and Merleau-Ponty. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer, 1988. )

Gendlin, E. T. (1984). The Politics of Giving Therapy Away. In D. Larson (Ed. ), Teaching Psychological Skills: Models For Giving Therapy Away. Monterey, CA: Brook/Cole.

Gendlin, E. T. (1984). The Client’s Client. In J. M. Shlien and R. Levant (Eds. ), Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach. New York: Praeger.

Gendlin, E. T. (with Grindler, D., and McGuire, M. ) (1984). Imagery, Body, and Space. In A. A. Sheikh (Ed. ), Imagination and Healing. New York, Baywood.

Gendlin, E. T. (1986a). Let Your Body Interpret Your Dreams. Wilmette, IL: Chiron.

Gendlin, E. T. (1986b). Process Ethics and The Political Question. In A-T. Tymieniecka (Ed. ), Analecta Husserliana, Vol. 20 (pp. 265—275). Boston; Reidel. (Reprinted in Focusing Folio, 5 (2): 68—87. )

Gendlin, E. T. (1986c). What Comes after Traditional Psychotherapy Research? American Psychologist, 41 (2); 131—136.

Gendlin, E. T. (1987). A Philosophical Critique of the Concept of Narcissism. In D. Levin (Ed. ), Patologies of the Modern Self (pp. 251—304). New York: New York Universyty Press.

Gendlin, E. T. (1988). Obituary for Carl Rogers. American Psychologist, 43 (2).

Gendlin E. T. (1989). Toward a Bodily Human Nature. Discours Social/Social Discourse, 2 (1—2).

Gendlin, E. T. (1990). The Small Steps of the Therapy Process: How Trey Come and How to Help Them Come. In G. Lietar, J. Rombauts, and R. VanBalen (Eds. ), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties. Leuven, Belgium. Leuven University Press.

Gendlin, E. T. (1991a). Crossing and Dipping: Some Terms for Approachihg the Interface between Natural Understanding and Logical Formation. In M. Galbraith and W. J. Rapaport (Eds. ), Subjectivity and the Debate over Computational Cognitive Science (pp. 37—59). Buffalo State University of New York, Center for Cognitive Science.

Gendlin, E. T. (1991b). On Emotion in Therapy. In J. D. Safran and L. s. Greenberg (Eds. ), Emotion, Psychotherapy, and Change (pp. 255—279). New York: Guilford. (Reprinted inThe Focusing Folio, 2 (1): 1—49. Also in Hakomi Forum, Winter 1992, Hakomi Institute, P. O Box 625, Branchville, NJ 07826. )

Gendlin, E. T. (1992a). The Primacy of the Body, Not the Primacy of Perception. Man and Wold, 25 (3—4): 341—353.

Gendlin, E. T. (1992b). Thinking beyond Patterns: Body, Language and Situations. In B. den Ouden and M. Moen (Eds. ), The Presence of Feeling in Thought (pp. 25—151). New York: Peter Lang.

Gendlin, E. T. (1992c). The Wider Role of Bodily Sense in Thought and Language. In M. Sheets-Johnstone (Ed. ), Giving the Body Its Due (pp. 192—207). Albany: State University of New York Press. (German translations in Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 41 (4), 1993, and Brennpunkt, 17, no. 63, 1995. )

Gendlin, E. T. (1996a). A Process Model. Unpublished manuscript. (In eight parts, 422 pages. )

Gendlin, E. T. (1996b). The Use of Focusing in Therapy. In J. K. Zeig (Ed. ), The Evolution of Psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Gendlin, E. T. (in press). Language After Post Modernism: Fourteen Commentaries on the Philosophy of Eugene Gendlin’s Replies. (D. Levin, Ed. ). Evanston, IL: Northwestern University Press.

Gordon, T. (1970). Parent-Effectiveness Training. New York: P. H. Wyden.

Grindler, D. (1984). Focusing with a cancer Patient. In A. A. Sheikh (Ed. ), Imagination and Healing. Amityville, NY: Baywood.

Grinder, D. (1995). Exploring Focusing and Bodily Meanings. Care Cassette, Vol. 22, 106. The College of Chaplains, 1701. E. Woodfield Rd., Schaumburg, IL 60173.

Grove, D. (1995). In the Presence of the Past. David Grove Seminars, RR5, Box 215 AA, Eldon, MO 65026.

Hart, J. T., and Tomlinson, T. M. (Eds. ). (1970). New Directions in Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin.

Hendricks M. N., and Cartwright, R. (1978). Experiencing in Dreems. Psychotherapy, Theory, Research, and Practice, 15 (3): 292—298.

Hendricks, M. N. (1984). A Focusing Group: Model for a New Kind of Group Process. Small Group Behavior, 15: 155—171.

Hendricks, M. N. (1986). Experiencing Level as a Therapeutic Variable. person-Centered Review, 1: 141—162.

Hendrix, H. (1988). Getting the Love You Want. New York: Holt.

Hinterkopf, E., and Brunswick, L. (1981). Teaching Mental Patients to Use Client-Centered and Experiential Therapeutic Skills with Each Other. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 18: 394—402.

Iberg, J. R. (1981). Focusing. In R. J. Corsini (Ed. ), Handbook of Innovative Psychotherapies. New York: Wiley.

Jaekins, H. (1962). Fundamentals of Co-Counseling. Seattle: Rational Island Press.

Juchli, E. (1995) GFK Texte, Vols. 1& 2, Weierhofgasse 9, CH—9500 Wil, Switzerland.

Johanson, G., and Taylor, C. (1988). Hakomi Therapy with Emotionally Disturbed Adolescents. In C. Schaefer (Ed. ), Innovative Interventions in Child and Adolescent Psychotherapy. New York: Wiley.

Jung, C. G. (1930/1976). Vision Seminars. Zurich: Spring Publications.

Jung, C. G. (1956). Two Essays on Analytical Psychology. New York: Meridian.

Katz, R. (1981). Focusing with the Critic. Focusing Folio, 1 (3).

Klein, M. N., Mathieu, P. L., Kiesler, D. J., and Gendlin, E. T. (1969). The Experiencing Scale: A Research and Training Manual. Bureau of Audio-Visual Instruction, the University of Wisconsin, Madison.

Kohut, H. (1977). The Restoration of the Self. New York: International Universities Press.

Lazarus, A. A. (1971). Behavior Therapy and Beyond. New York: McGraw-Hill.

Levin, D. M. (1985). The Body’s Recollection of Being. London: Routledge.

Liejssen, M. (1990). On Focusing and the Necessary Conditions of Therapeutic Personality Change. In G. Lietar, J. Rombauts, and VanBalen (Eds. ), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties. Leuven, Belgium: Leuven University Press.

Lietar, G. (1988). Bibliographical Survey, 1950—1987. Katholieke Universiteit, Lleuven, Belgium.

Lietar, G., Rombauts, J., and VanBalen, R. (Eds. ). (1990). Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties. Leuven, Belgium: Leuven University Press.

McGuire, K. (1981). Building Supportive Community: Mutual Self-Help Through Peer Counseling, Training Manual. Focusing Northwest, 3440 Onyx Street, Eugene, OR 97405.

McGuire, K. (1991). Affect in Focusing and Experiential Psychotherapy. In J. D. Safran and L. S. Greenberg (Eds. ), Emotion, Psychotherapy and Change (pp. 255—279). New York: Guilford.

McGuire, M. (1984). Making a Space. In A. A. Sheikh (Ed. ), Imagination and Healing. Amityville, New York: Baywood.

McGuire, M. (1990). Caring Touch Training Manual. Focusing Institute Publications, 800—799—7418.

McMahon, E. M. (1993). Beyond the Myth of Dominance. Kansas City: Sheed & Ward.

Muller, D. (1995). Dealing with Self-Criticism: The Critic Within Us and the Criticized One. Focusing Folio, 14, (1).

Moustakas, C. (1996). Being-In, Being-For, Being-With. Psychotherapy Book News, 30.

Neagu, G. (1988). The Focusing Technique with Children and Adolescents. In C. Schaefer (Ed. ), Innovative Interventions in Child and Adolescent Psychotherapy. New York: Wiley.

Olsen, L., and Gendlin, E. T. (1970). The Use of Imagery in Experiential Focusing. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 7 (4).

Perl, S. (1994). A Writer’s Way of Knowing: Guidelines for Composing. In A Brand and R Graves (Eds. ), A Writer’s Way of Knowing: Writing and the Domain Beyond the Cognitive. Portsmouth, NH: Boynton Cook.

Perl, F. (1969). Gestalt Therapy Verbatim. Lafayttte, CA: Real People Publishing.

Prouty, G. (1976). Pre-Therapy, A Method of Treating Psychotic and Retarded Patients. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 13 (3).

Prouty, G. (1994). Theoretical Evolutions in Person-Centered/Experiential Therapy: Applications to Schizophrenic and Reterded Psychoses. Westport, CT: Praeger.

Rank, O. (1929/1945). Will Therapy and Truth and Reality. New York: Knopf.

Rogers, C. R. (1961). On Becoming A Person. Boston: Houghton Mifflin.

Rohlfs, A. (1990). Fraudulent Degrees or Fraudulent Assertions? Journal of Mental Health Counseling, 12 (1).

Safran, J. (1990). Interpersonal Process in Cognitive Therapy. New York: Basic Books.

Seeman, J. (1954). Counselor Judgments of Therapy Process and Outcome. In C. R. Rogers and R. Dymond (Eds. ), Psychotherapy and Personality Change. Chicago: University of Chicago Press.

Seeman, J. (1983). Personality Integration. New York: Human Sciences Press.

Sherman, E. (1984). Working With Older Persons. Boston: Kluwer-Nijhoff.

Sherman, E. (1986). A Phenomenological Approach to Reminiscene and Life review. Clinical Gerontologist, 3: 3—16.

Shlien, J. M., and Levant, R. (Eds. ), (1984). Client-Centered Therapy and the Person-centered Approach. New York: Praeger.

Skinner, B. F. (1953). Science and Human Behavior. New York: Macmillan.

Stern, Daniel N. (1985). The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic Books.

Stern, Donnel (1983). Unformulated Experience. Contemporary Psychoanalysis, 19, (1).

Stern, Donnel. (in press). Unformulated Experience. Hillside, NJ: The Analytical Press.

Sullivan, H. S. (1940). The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York: Norton.

Ullman, M., and Zimmerman, a. (1979). Working with Dreams. New York: Delacorte.

Weiser, A. (1994). The Focusing Student’s manual and The Focusing Guide’s manual. Focusing Resources, 2625 Alcatraz Ave. #202, Berkeley, CA 94705—2702.

Weiser, A. (in press). The Power of Focusing: A Practical Guide to Emotional Self-Healing. Oakland, CA: New Harbinger.

Welwood, J. (1996). Love and Awakening: The Sacred Path of Intimate Relationships. New York: Harper Collins.

Wexler, D. A., and Rice, L. N. (Eds. ). (1974). Innovations Client-Centered Therapy. New York: Wiley.

Wiltsschkor, J. Focusing Biblothek, DAF, D—97082 Wurzburg, Frankfurter Strasse 10.

Wolfus, B., and Bierman, R. (1996). An Evaluation of a Group Psychotherapy Program for Incarcerated Male Batterers. Ontario Correctional Institute, 109 McLaughlin Rd. South, Brampton, Ontario L6V 2P1, Canada.

Zimring, F. M., and Balcombe, J. K. (1974). Cognitive Operations in Two Measures of Handling Emotionally Relevant Material. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 11 (3).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.