Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Французская опера –первый французский театр“Grand Opera” (Большая опера). Жан Батист Люлли.



 

РОЖДЕНИЕ ОПЕРЫ

 

1. История возникновения оперы:

Но уж темнеет вечер синий,

                                                                                            Пора нам в оперу скорей:

                                                                                           Там упоительный Россини,

                                                                                            Европы баловень – Орфей.

 

В письме к Н. Ф. фон Мекк П. И. Чайковский писал: «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики… Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных музыкальных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа».

Опера – это слово с итальянского означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера, режиссера, балетмейстера и художника. Откуда же пришла к нам опера, когда она появилась?

Италия – страна bel canto – стала родиной оперы. Первым очагом оперного искусства явилась Флоренция (флорентийская школа), славная своей богатейшей художественной культурой. Историческую известность приобрёл кружок (camerata -- академия) поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств, возглавляемый флорентийским аристократом Джиованни Барди1 и его другом Якопо Корси2. Идеологическим главой был Венченцо Галилей3 (отец Галилео Галилея). В своём трактате о музыке Венченцо Галилей отвергал полифонию, так как она затемняла смысл слов.

Поиски новых средств сольного пения привели деятелей камераты к созданию речитативного вокального стиля, сделавшегося основой флорентийской оперы.

Первая опера «Дафна» с музыкой Пери к сожалению не сохранилась. Первой дошедшей до нас опер была «Эвредика», авторы поэт Оттавио Ринуттчини и компазитор Якопо Пери. Показ «Эвредики» был приурочен к торжеству по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV с Марией Медичи в 1600 году. Во флорентийской опере пение сопровождалось аккомпанементом небольшого инструментального ансамбля, который располагался за сценой. В этом же году на этот же сюжет и с таким же названием была написана опера композитором Джулио Каччини.

Прослушивание 1Дж. Каччини «Эвредика» (фрагмент)

Другим центром ранней итальянской оперы был Рим (римская школа). Инициатором организации оперного театра выступили семейство Барберини4 (из трёх братьев Барберини двое были кардиналами). В сюжетах римской оперной школы пропагандировались идеи христианской религии с обязательными морально-назидательными выводами. Опера Стефано Ланди «Св. Алексей» имела шумный успех. Новое и важное в драматургии этого произведения – внесение комедийных элементов. Оркестру отводится новая роль – каждому акту предшествует инструментальное вступление. Одним из лучших произведений римской школы считается опера «Галатея» Лоретто Виттори.

Клаудио Монтеверди - оперы «Ариадна», «Орфей», «Поединок Танкреда и Клоринды», «Коронация Поппеи»- величайший новатор, оказался первым создателем музыкальной драмы.

Прослушивание 2 К. Монтеверди Орфей. Танцы пастухов и пастушек, 3 Орфей 1 акт «Роза небесная». 4 Оралия Домингес. Колыбельная Орнальты из оперы «Коронация Поппеи»

К середине XVII века центр оперного искусства из Флоренции и Рима переместился в Венецию (венецианская школа). Опера покидает дворцы аристократов и переселяется в общедоступные городские театры. В условиях конкуренции часто меняется и обновляется репертуар. Из оперных средств устраняется хор и балет, ограничивается состав оркестра. Внимание композиторов сосредотачивается на арии с остро эмоциональной и доходчивой мелодией. Источником мелодических образов становится народная музыка её ритмы и интонации (Франческо Кавалли5 и Антонио Чести6 «Золотое яблоко».

Прослушивание 5 А. Чести Операс «Оровед» ария «Нежные ветры овевают мою любимую», 6 Д. Хворостовский «…моя любовь».

Со второй половины XVII века ведущая роль в истории итальянского музыкального театра переходит к неаполитанской опере. Неаполитанская опера отождествляется с общенациональным типом итальянской оперы-seria («серьезные»). Уже в 16веке в Неаполе функционировали четыре консерватории.

Алессандро Скарлатти7 –первоклассный органист, педагог, капельмейстер. Ему принадлежат свыше 100 опер, несколько сот кантат, оратории, мессы, мадригалы, множество пьес для отдельных инструментов. Скарлатти – создатель нового оперного вокального стиля, один из немногих оперных итальянских композиторов, кто обращал внимание на оркестровую партитуру. Никола Порпора8.

Прослушивание 7 А. Скарлатти Ария Роберто из оперы «Гризельда», 8 Анна Герман. Ария из оперы «Тетита на острове Скирос» (Верь мне сердце), 9 Ария «О, перестань меня терзать»

Прослушивание Н. Порпора 10 Ария, 11 Чичелия Бартоли «Признанная Семирамида».

К концу столетия итальянская опера-seria  выходит за рубежи Италии и начинает победное шествие по всем странам Европы.

Французская опера –первый французский театр“Grand Opera” (Большая опера). Жан Батист Люлли.

Немецкая опера – Рейнгард Кейзер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.