|
|||
«Безответная ответственность»
Так как мы указали это выше, мораль своим источником имеет взаимность между сторон отношений. В этом плане интересным предметом рассмотрения становиться характер вовлеченности сторон, их обоюдности и ответственности друг перед другом. Так, когда правительство берёт на себя моральные обязательства перед гражданином, то это происходит без расчёта на то, что гражданин будет за это обязан правительству. То же происходит и в медицинской среде, где моральная ответственность врача перед пациентом осуществляется без расчёта на то, что пациент ответит взаимностью. Такие сферы чаще всего занимают роль односторонней ответственности, что опять-таки приводит к расширению круга своих до масштаба планеты. Моральные последствия этого в капиталистическом укладе общества приводят к образованию института благотворительности. Богатые не ждут взаимности, оказывая помощь малоимущих; богатые жертвуют с пониманием того, что слабые не могут предложить богатым что-либо взамен, что можно понимать, как реализации сильных своего морального долга. " Поступать с людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой". Данное правило этики стало нормой во всех развитых странах. Однако стоить отметить, что таковое не подразумевает требование от иной стороны взаимности, что и топит её в условности. Тогда американский социолог Амитай Этциони модернизирует его в следующее: " Уважай и поддерживай нравственный порядок в обществе, если хочешь, чтобы общество уважало и поддерживало твою независимость". Если говорить о модернизации морали в изменение его " золотого правила", то мы замечаем выявление перехода от взаимности между каждого члена общества к отношению между человеком и социальной структуры, что в дополнительный раз подчёркивает вовлеченность морального развития в его односторонность. Вместе с интересными преимуществами такого движения, мы находим не менее интересные его недостатки. Так, с увеличением моральных людей односторонних действий, которые не рассчитывают на взаимность от второй стороны этих отношений, последние начинают усматривать выгоду от первых, что показывает на непонимания глубины причинности действий первых и отсутствие морального воспитания последних. Это происходит из-за расположения обеих сторон односторонних отношений в разных системах взаимопомощи. В таком положении видны евангелевские мотивы, подразумевающие оказание блага без надежды на награду и даже любви к врагам.
«Мораль своими руками» В этом разделе автор рассматривает конструктивацию морали и её возможность. Её главная особенность заключается в перерассмотрении, обсуждении и дополнении различных сторон морали. Сконструированная мораль противоположна традиционной. Традиционная мораль всегда находится зафиксированной через некоторые догмы, в то время как конструктивизированная мораль от них свободна. В процессе конструктивации морали выделяют три момента: увеличение прозрачности процесса принятия новых моральных норм, появление рукотворных или искусственных норм и учащение появления моральных инноваций. Ярким примером конструктивации морали является теория " этики дискурса", введённая немецкими философом Юргеном Хабермасом. Теория этики дискурса подразумевает собой процесс развития общественной этики до столь высокого уровня, договориться на сколько представляется возможным. Изначальным базисом этого дискурса будет не принятие каких-либо норм, взятые из традиционной морали, а готовность к обсуждению и свобода в принятии нового решения путём дискуссии. В критике такой теории от Маркова, можно подчеркнуть, что такая мораль всегда будет блуждающей, спонтанной, возникающей по велению желания и по нему же пропадающей, а такая мораль не может претендовать на абсолютность, так как истина по своей природе неизменна. Также такого рода " этический дискурс" должен иметь договорённость со всеми людьми, что в своём достижении почти невыполнимо.
|
|||
|