|
||||||||||||
Исследование PISAИсследование PISA (Program for International of Student Assessment) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях В 2021 году УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА попадает под проверку PISA
А) Леонтьев А. А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Б) Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. ]. Виноградова Н. Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. < …> Ребенок < …> должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; способностью строить социальные отношения…; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17]. В) Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире. 5. Некоторые проблемы функционально неграмотных. -- трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар трудно быть пациентом (т. к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению, побочные эффекты, правила применения я т. д. ) -сложно быть путешественником -оплата счетов, заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оформление почтовых отправлений и писем -проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т. д. -Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним -Не могут работать с компьютерами и другими аналогичными системами 6. Основные направления формирования функциональной грамотности. 1. Математическая грамотность 2. Читательская грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 6. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане. (Примеры из исследований PISA ). Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ((Примеры из исследований PISA ). Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов Финансовая грамотность -включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Креативное мышление: понятие Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или знаний, нового эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п. ) выражения воображения.
7. Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности: 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
8. Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач: 1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования. 2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. 3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия: • обучение на уроках должно носить деятельностный характер; • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; • используются продуктивные формы групповой работы; • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры. Для этого необходимо: • использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т. е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей. • психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения; • совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Какие задачи нужно предлагать нашим учащимся, чтобы развить их умственные способности и научить применять полученные знания в реальных условиях? 9. Особенности заданий для оценки функциональной грамотности. -Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике. -В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся. -Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. -Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. -Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др. ) -Используются иллюстрации: рисунки, таблицы. II. Практическая часть. Работа в группах. Задания: 1. Просмотреть фрагмент урока (видеоурок). Класс: 2. Учитель: Урок: русского языка. Тема: «Единственное и множественное число глаголов. » Класс: 4. Учитель: Урок: физической культуры. Тема: «Знакомство с игрой «тэг-регби». Класс: 5. Учитель: Урок: биологии. Тема: «Три среды обитания» Класс: 6. Учитель: Урок: литературы. Тема: «Знакомство с биографией Ф. И. Искандера и произведением «13-ый подвиг Геракла» 2. Заполнить таблицу.
|
||||||||||||
|