Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследование PISA



Исследование PISA (Program for International of Student Assessment) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях

В 2021 году УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА попадает под проверку PISA


4. Знакомство с тремя определениями ФГ.

А) Леонтьев А. А.: «Функционально грамотный человек

— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений».

 [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А.

Б) Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. ].

Виноградова Н. Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

       < …> Ребенок < …> должен обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

способностью строить социальные отношения…;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8 учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

В) Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

5. Некоторые проблемы  функционально неграмотных.

-- трудно быть покупателем и выбрать необходимый товар

 трудно быть пациентом (т. к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению, побочные эффекты, правила применения я т. д. )

-сложно быть путешественником

-оплата счетов, заполнение налоговых квитанций и банковских документов, оформление почтовых отправлений и писем

-проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т. д.

-Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним

-Не могут работать с компьютерами и другими аналогичными системами

6. Основные направления формирования функциональной грамотности.

1. Математическая грамотность

2. Читательская грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

6. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане. (Примеры из исследований PISA ).

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ((Примеры из исследований PISA ).

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Финансовая грамотность -включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для  принятии эффективных решений в разнообразных

финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Креативное мышление: понятие

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных

(действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или знаний, нового эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п. ) выражения воображения.

 

7. Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

 

8. Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:

1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

• обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

• учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

• предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

• правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

• используются продуктивные формы групповой работы;

• обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

     Для этого необходимо:

• использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т. е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.

• психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;

• совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

 

Какие задачи нужно предлагать нашим учащимся, чтобы развить их умственные способности и научить применять полученные знания в реальных условиях?

9. Особенности заданий для оценки функциональной грамотности.

-Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.

-В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся.

-Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

-Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

-Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др. )

-Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

II. Практическая часть. Работа в группах.

Задания:

1. Просмотреть фрагмент урока (видеоурок).

Класс: 2. Учитель: Урок: русского языка. Тема: «Единственное и множественное число глаголов. »

Класс: 4. Учитель:  Урок: физической культуры. Тема: «Знакомство с игрой «тэг-регби».

Класс: 5. Учитель: Урок: биологии.  Тема: «Три среды обитания»

Класс: 6. Учитель:  Урок: литературы.  Тема: «Знакомство с биографией Ф. И. Искандера и произведением «13-ый подвиг Геракла»

2. Заполнить таблицу.

Урок Класс Тема Формы (индивидуальная, групповая, парная, коллективная…) Методы (практический, проблемный, наглядный, словесный…. ) УУД  Компетенции для формирования функциональной грамотности
        -читательская грамотность -математическая грамотность естественнонаучная грамотность -финансовая грамотность - креативное мышление -глобальные компетенции

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.