Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свойства. 9 страница



 

№ 97 Торможение в коре головного мозга, его значение и виды. Характеристика внешнего и внутреннего торможения и современные представления об их механизмах.

Торможение в коре головного мозга, его значение и виды:

В зависимости от условий возникновения коркового торможения различают две формы – безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).

При исследовании взаимоотношений возбуждения и торможения в коре мозга было установлено, что в течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражении.

Внешнее (безусловное) торможение наблюдается в случаях, когда на животное с ранее выработанным условным рефлексом неожиданно действует какой-то новый, довольно сильный внешний раздражитель. Внешнее торможение проявляется также в новой обстановке. В этом случае у животного возника­ет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая и является причиной торможения ранее выработанного условного рефлекса. Внешнее торможение не требует обучения. Торможение происходит в результате взаимодействия двух возбуждений. Возбуждение, обусловленное ориенти­ровочно-исследовательской реакцией, оказывается более сильным и затормаживает более слабое возбуждение. С системных позиций при этом более сильная функциональная система на уровне отдельных нейронов мозга вытормаживает более слабую.

Внутреннее (условное) торможение возникает в самой дуге условного рефлекса. Требует специального обучения. Главным условием формирования внутреннего торможения яв­ляется отсутствие подкрепления условного сигнала. При этом у животных сначала, так же как и в случае внешнего торможения, в ответ на условный раздражитель развивается ориентировочно-исследовательская реакция, ко­торая в дальнейшем сменяется отрицательной эмоцией.

Различают несколько видов внутреннего торможения:

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда условный сигнал ранее выработанного условного рефлекса перестает подкрепляться. Например, пищевой условный раздражитель при его последовательных предъявлениях перестает подкрепляться пищей. В этом случае величина слюноотделения на каждый последующий условный сигнал постепенно уменьшается и в конце концов достигает нулевых значений.

Дифференцировочное торможение формируется в случае, когда один из условных раздражителей подкрепляется, а другой, близкий к нему по физи­ческим параметрам, не подкрепляется. Торможение проявляется в этом случае по отношению к неподкрепляемому воздействию и развивается в две фазы. Сначала возникает фаза генерализации, в которой животное отве­чает на оба условных — подкрепляемый и неподкрепляемый — раздражите­ля. Затем формируется стадия концентрации, когда на ранее подкрепляе­мый условный раздражитель животное отвечает условнорефлекторной ре­акцией, а на неподкрепляемый условный раздражитель условнорефлекторная реакция не проявляется.

Запаздывательное торможение формируется в случаях, когда подкреп­ление отставлено от условного раздражителя, например, на 2—3 мин. При этом при пищевых запаздывательных условных рефлексах торможение про­является в течение всего времени действия условного сигнала.

Условный тормоз проявляется в тех случаях, когда условный раздра­житель подкрепляется, а сочетание его с другим условным раздражите­лем не подкрепляется. В этом случае второй условный раздражитель становится тормозом.

Механизм внутреннего торможения. Павлов считал, что внутреннее торможение развивается в корковых клетках представительства условных раздражителей. Однако опыты с регистрацией вегетативных компонентов условнорефлекторной деятельности Ано­хина свидетельствуют о том, что при торможении слюноотделения при пи­щевом условном рефлексе изменения сердцебиений и дыхания продолжают регистрироваться.

№ 98 Торможение условнорефлекторной деятельности. Безусловное торможение и его виды. Условное торможение и его виды. Механизмы безусловного и условного торможения.

Условнорефлекторная и временная связь в головном мозге, так же как и приобретаемые в индивидуальной жизни программы поведения, довольно динамичны. Они становятся прочными при длительных однотипных способах удовлетворения соответствующих потребностей организма в стабильных условиях внешней среды. В то же время при специальных воздействиях они нарушаются, исчезают ранее выработанные условные рефлексы.

Процессы разрушения временных связей происходят в результате тор­можения условнорефлекторной деятельности. Выявлено несколько разновидностей торможения условных рефлексов.

Внешнее (безусловное) торможение наблюдается в случаях, когда на животное с ранее выработанным условным рефлексом неожиданно действует какой-то новый, довольно сильный внешний раздражитель. Внешнее торможение проявляется также в новой обстановке. В этом случае у животного возника­ет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая и является причиной торможения ранее выработанного условного рефлекса. Внешнее торможение не требует обучения. Торможение происходит в результате взаимодействия двух возбуждений. Возбуждение, обусловленное ориенти­ровочно-исследовательской реакцией, оказывается более сильным и затормаживает более слабое возбуждение. С системных позиций при этом более сильная функциональная система на уровне отдельных нейронов мозга вытормаживает более слабую.

Внутреннее (условное) торможение возникает в самой дуге условного рефлекса. Требует специального обучения. Главным условием формирования внутреннего торможения яв­ляется отсутствие подкрепления условного сигнала. При этом у животных сначала, так же как и в случае внешнего торможения, в ответ на условный раздражитель развивается ориентировочно-исследовательская реакция, ко­торая в дальнейшем сменяется отрицательной эмоцией.

Различают несколько видов внутреннего торможения:

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда условный сигнал ранее выработанного условного рефлекса перестает подкрепляться. Например, пищевой условный раздражитель при его последовательных предъявлениях перестает подкрепляться пищей. В этом случае величина слюноотделения на каждый последующий условный сигнал постепенно уменьшается и в конце концов достигает нулевых значений.

Дифференцировочное торможение формируется в случае, когда один из условных раздражителей подкрепляется, а другой, близкий к нему по физи­ческим параметрам, не подкрепляется. Торможение проявляется в этом случае по отношению к неподкрепляемому воздействию и развивается в две фазы. Сначала возникает фаза генерализации, в которой животное отве­чает на оба условных — подкрепляемый и неподкрепляемый — раздражите­ля. Затем формируется стадия концентрации, когда на ранее подкрепляе­мый условный раздражитель животное отвечает условнорефлекторной ре­акцией, а на неподкрепляемый условный раздражитель условнорефлекторная реакция не проявляется.

Запаздывательное торможение формируется в случаях, когда подкреп­ление отставлено от условного раздражителя, например, на 2—3 мин. При этом при пищевых запаздывательных условных рефлексах торможение про­является в течение всего времени действия условного сигнала.

Условный тормоз проявляется в тех случаях, когда условный раздра­житель подкрепляется, а сочетание его с другим условным раздражите­лем не подкрепляется. В этом случае второй условный раздражитель становится тормозом.

Механизм внутреннего торможения. Павлов считал, что внутреннее торможение развивается в корковых клетках представительства условных раздражителей. Однако опыты с регистрацией вегетативных компонентов условнорефлекторной деятельности Ано­хина свидетельствуют о том, что при торможении слюноотделения при пи­щевом условном рефлексе изменения сердцебиений и дыхания продолжают регистрироваться.

№ 99 Типы высшей нервной деятельности. Типологические особенности ВНД человека (Гиппократ, И. П. Павлов), характеристика художественного, мыслительного и среднего типов психики человека. Учение о типах поведения (темпераментах) восходит еще к Гиппократу, который по преобладанию той или иной внутренней среды подразделял людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Павлов в основу классификации типов ВНД у животных положил следующие свойства основных нервных процессов возбуждения и торможе­ния: силу, уравновешенность и подвижность. По силе нервных процессов животных подразделяют на сильных и сла­бых. При этом сила процесса возбуждения характеризует предел работоспо­собности животных, за которым наступает пессимальное торможение. Уравновешенность отражает баланс между процессами возбуждения и торможения. Подвижность отражает способность смены процесса возбуждения на торможение и наоборот. Типы высшей нервной деятельности у собак. Павлов соотнес ука­занные свойства нервной системы с классификацией темпераментов по Гиппократу. Сангвиник — сильный по процессам возбуждения и торможения, урав­новешенный, подвижный. Холерик — сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный. Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик — слабый. Системная классификация типов высшей нервной деятельности. Системный подход изменил представления о типах ВНД человека и животных. Классификация типов при этом строится с учетом индивидуальных особенностей формирования у субъектов стадий афферентного синтеза, принятия решения, способности предвидения и оценки результатов действия. Значение различных стадий системной организации поведенческих актов меняется у одних и тех же индивидов. Человек может хорошо прини­мать решения в одной ситуации и быть совершенно беспомощным в другой. Индивидуальные особенности организации различных функциональ­ных систем у каждого индивида должны учитываться при разработке и при­менении фармакологических и нелекарственных средств. Павлов ввел представление о двух сигнальных системах действи­тельности. Первая сигнальная система связана с физическими свойствами условных раздражений. Она присуща животным и человеку. Вторая сигнальная система связана со словесными воздействиями на человека. Павлов рассматривал слово как «сигнал сигналов». Классификация типов высшей нервнойдеятельности у человека. По пре­обладанию первой и второй сигнальной систем Павлов подразделял людей на мыслительные, художественные и смешанные типы. У мысли­тельных типов преобладает вторая сигнальная система, у художественных типов — первая.

№ 100 Системные механизмы боли. Классификация болей. Нейрофизиологические и биохимические компоненты боли. Биологическое значение боли.

Боль является интегративной функцией организма, которая мобилизует организм и его разнообраз­ные функциональные системы на защиту от воздействующих вредящих факторов и включает такие компоненты, как сознание, ощущение, па­мять, мотивации, вегетативные, соматические, поведенческие реакции, эмоции. Боль может возникать при сильном раздражении различных сенсорных рецепторов: температуры, давления и т. д.

Боль разделяют на два типа. Первый тип — острая, «эпикритическая», боль, которая быстро осознается, легко детерминируется и локализуется, к ней быстро развивается адаптация, и она продолжается не дольше, чем действие стимула. Второй тип — тупая, «протопатическая», боль, которая осознается более медленно, плохо локализуется, сохраняется длительное время и не сопровождается развитием адаптации. Считается, что второй тип боли эволюционно более древний и менее совершенный как сигнал опасности.

Ощущение боли можно классифицировать по качествам, определяе­мым либо по месту ее возникновения, либо по характеру. В частности, раз­деляют боль соматическую и висцеральную. В свою очередь соматическая боль состоит из двух подклассов: поверхностной и глубокой боли. Сомати­ческая боль, возникающая в коже, называется поверхностной, тогда как боль, исходящая от мышц, костей, суставов или соединительной ткани, по­лучила название глубокой боли. Самым известным примером глубокой боли является головная боль. По времени формирования болевого ощуще­ния боль разделяют на раннюю и позднюю.

Висцеральная боль сходна с глубокой болью тем, что сопровождается такими же вегетативными реакциями.

Особые формы боли. Кардиогенная боль, источником которой является главным образом ишемия миокарда, возникает вследствие недо­статочности коронарного кровообращения. Образующиеся при этом био­логически активные вещества (брадикинин) и продукты метаболизма раз­дражают нервные окончания.

Среди нейрогенных болей выделяют лицевые боли, обусловленные не­вралгией черепного нерва или симпаталгией. Фантомные боли появляются после ампутации конечности. Гемиалгии — жестокие, трудно переносимые боли в половине тела, свя­заны с раздражением каким-либо патологическим процессом (опухоли, со­судистые заболевания, инсульты) зрительного бугра.

Каузалгии («жгучие боли») — возникают при частичном повреждении нерва с неполным нарушением проводимости и явлениями раздражения вегетативных волокон. К особым формам относят проецируемую боль, т. е. состояние, при кото­ром место, на которое действует повреждающий стимул, не совпадает с тем, где эта боль ощущается.

Нейрофизиологические компоненты боли:

Участие в механизмах болевого возбуждения хемоноцицепторов пред­полагает вовлечение в эти процессы химических веществ. Основными хи­мическими веществами, которые вызывают активацию хемоноцицепторов, являются прежде всего медиаторы. Установлено, что ацетилхолин, норадреналин, серотонин, а также некоторые химические элементы, как, напри­мер, калий, изменяющий возбудимость мембраны нервной клетки, вызыва­ют болевые ощущения. Кроме того, имеются вещества, ко­торые, не являясь медиаторами, усиливают возбуждение хемоноцицепто­ров, на основе которого возникает болевое ощущение. Эти вещества посто­янно присутствуют в тканях, но при нарушении окислительных процессов их образование резко увеличивается. При нарушении целостности или функционального состояния тканей (травма, воспаление) увеличива­ется образование хлорида калия, гистамина, серотонина, простагландинов, кининов, например брадикинина и вещества П, повышающих возбуди­мость как механо-, так и хемоноцицепторов.

Модуляторное усиливающее действие вещества П на передачу ноци-цептивной импульсации отмечено на уровне нейронов задних рогов спин­ного мозга.

Существует ряд химических веществ, которые в боль­шей или меньшей степени участвуют в механизмах формирования ноци­цептивного возбуждения на разных уровнях ЦНС. К ним относятся моду­ляторы и медиаторы ноцицептивной импульсации, модуляторы и медиаторы возбуждения или торможения образований мозга, формирующих боль.

Значение боли: существование в организме ноцицептивной системы, формирующей болевые ощущения, направлено на устранение воздействий, которые могут причинить организму вред, угрожая жизнедеятельности.

№ 101 Физиология эмоций. Эмоции как компонент системной архитектоники поведенческих актов. Теории эмоций. Эмоциональный стресс. Профилактика эмоционального стресса.

 

Эмоции – субъективное переживание человеком своего внутреннего состояния, в частности потребностей, а также социальных факторов окружающей среды.

Системные механизмы эмоций: теория функциональных систем рассматривает эмоциональные состоя­ния в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность и ее удовлетворение, в системном кванте поведения. В этом отрезке поведенческой деятельности эмоции определяют субъективную оценку потребности, предвидение свойств потребного результата и, нако­нец, оценку действия на организм подкрепляющих раздражений.

С позиций теории функциональных систем эмоциональная окраска по­веденческого акта определяется отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качест­ва, биологический и социальный смысл которой — санкционировать успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской реакции нарастает общая отри­цательная эмоция неудовлетворенности, которая позволяет субъекту пре­одолевать препятствия или строить другие формы результативной деятель­ности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмо­ции все в большей степени включаются в формирование аппарата предви­дения потребного результата — акцептора результата действия, определяя формирование эмоционально окрашенной цели. Эмоции, следовательно, зависят от обучения.

Теории эмоций:

Теория подкорковых центров: связывает генез эмоций с глу­бинными структурами мозга.

Многочисленные клинические наблюдения указывают на то, что при локализации очага повреждения, например опухоли или кровоизлияния, в глубинных структурах мозга у пациентов наблюдаются нарушения эмоцио­нальных переживаний от повышенной раздражительности до полного по­давления эмоций.

Корковая теория эмоций. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга отчетливо продемонстрировали, что эмоции у животных после удаления коры мозга сохраняются, но изменяют свой характер. Как правило, у таких животных эмоциональные реакции на внешние раздражители, особенно агрессивные, становятся более выра­женными, яркими.

Периферическая теория эмоций: в формировании эмоций существенная роль принадлежит влияни­ям, идущим в ЦНС со стороны внутренних органов.

Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций: эмоции являются целостной реакцией мозга, формирующейся на основе объединения (интеграции) различных структур мозга: подкорковых образований и коры.

Эндогенные эмоции. Эмоциональные возбуждения возникают пер­вично в мотивациогенных центрах гипоталамуса, а затем генерализованно распространяются в восходящем направлении на лимбические структуры и кору большого мозга. Таким путем формируются ощущения потребностей голода, жажды, страха, полового возбуж­дения.

Экзогенные эмоции. Эмоциональные реакции возникают под первичным влиянием внешних воздействий. В этом случае возбуждения, вызванные действием на организм внешних факторов, первично по специ­фическим сенсорным путям достигают клеток соответствующих проекци­онных зон коры большого мозга и активируют корковые механизмы памя­ти. Только после этого возбуждения распространяются в нисходящем на­правлении на эмоциогенные подкорковые и, в частности, лимбические центры, формируя в зависимости от внешних воздействий и следов памяти в одних случаях положительные, а в других — отрицательные эмоциональ­ные реакции субъекта.

Профилактика эмоционального стресса:

1. интенсивная (дозированная) мышечная нагрузка

2. микроволновое воздействие – поле УВЧ, СВЧ, определенной частоты модуляции и импульсные токи.

3. переключение на любимую работу, от которой человек получает положительные эмоции. Хобби.

4. Плавание, сауна, прием антиоксидантов, некоторых олигопептидов (вещество П, пептид, вызывающий дельта сон, бета – эндорфин, пролактин)

№ 102 Физиология памяти. Виды памяти. Современные представления о механизмах памяти. Характеристика краткосрочной и долгосрочной памяти. Память как компонент системной архитектоники поведенческих актов. Память— способность живых существ запоминать, сохранять и вос­производить информацию о ранее воздействовавших на них событиях. Па­мять тесно связана с обучением. С точки зрения системной организации физиологических функций, память присуща всем компонентам системной архитектоники поведенческого акта — стадии афферентного синтеза, при­нятия решения, акцептора результата действия и эфферентного синтеза. Виды памяти. Выделяют три вида памяти: кратковременную, проме­жуточную и долговременную. Кратковременная память определяет значимость поступающей инфор­мации для организма. Если эта информация важна для организма, особен­но для удовлетворения его ведущих потребностей, она затем обрабатывает­ся в промежуточной памяти и переходит в долговременную память. В про­тивном случае она быстро забывается. Промежуточная память определяет сохранение полученной организ­мом информации в течение нескольких минут или часов. Такая память оп­ределяет, например, формирование мыслей при разговоре, запоминание адресов, телефонных разговоров, некоторых заданий (так называемая рабо­чая память). Долговременная память сохраняется всю жизнь. Важные для субъекта, особенно эмоционально окрашенные события, запечатляются в долговре­менной памяти достаточно ярко. Особую форму представляет эмоциональная память — запечатление ярких положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Процесс памяти включает 4 стадии:  - восприятие, запечатление, запоминание информации;  - хранение информации;  - воспроизведение необходимой информации;  - забывание. Кратковременная память формируется на основе непосредственно сенсорного отпечатка внешнего мира. При этом в памяти уже удержива­ется ограниченная, выделенная доминирующей мотивацией информация о внешней среде, способствующая удовлетворению ведущей потребности организма. Кратковременная память позволяет в течение нескольких се­кунд или минут удерживать и воспроизводить отобранную часть инфор­мации. Процессы последующей за кратковременной промежуточной памяти обычно разыгрываются в течение нескольких часов после обучения. В этот период времени экстремальные механические и химические воз­действия способны стереть память, но по истечении 4 ч следы кратковре­менной памяти становятся устойчивыми. Происходит консолидация па­мяти. Кратковременная память нарушается при таких воздействиях на организм, как электрошок, сильные мозговые травмы, судороги, наркоз, гипоксия. При этом наблю­дается ретроградная амнезия — потеря памяти на события, предшество­вавшие воздействию. Установлено, что объем кратковременной памяти человека составляет 7±2 единицы, т. е. бессмысленные слова после однократного их применения воспроизводятся испытуемыми лишь в эквивалентном количестве. В основе современных представлений о механизмах кратковременной памяти лежит несколько гипотез: корково – подкорковая реверберация возбуждений, синаптическая теория. Долговременная память определяет сохранение ранее полученной ин­формации в течение длительного времени. Процессы фиксации следов в долговременной памяти осуществляются лучше при повторных воздействи­ях, особенно биологически значимых раздражителей. Наиболее быстро процесс консолидации памяти происходит при действии эмоционально значимых раздражителей. Долговременная память по своему механизму ка­чественно отличается от кратковременной памяти и не нарушается при таких экстремальных воздействиях на мозг, как механическая травма, электрошок, наркоз и др. Механизм долговременной памяти окончательно не установлен. Несколь­ко теорий с разных позиций объясняют механизмы долговременной памяти: морфологические теории, глиальная теория, медиаторная теория, молекулярные теории.
№ 103 Физиология сна. Структура сна: фазы сна и их проявления. Физиологические изменения во время сна. Современные представления о механизмах сна (П. К. Анохин). Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим миром. Биологическое значение сна: активность мозга во время сна часто превосходит дневные уровни. По­казано, например, что во время сна активность нейронов ряда структур мозга существенно возрастает. Во сне наблюдается и активация ряда веге­тативных функций. Все это позволило рассмат­ривать сон не как снижение процессов жизнедеятельности, а как активный физиологический процесс, активное состояние жизнедеятельности. Неко­торые исследователи рассматривают сон наряду с бодрствованием как вто­рое состояние жизнедеятельности организма. Объективные признаки сна: Потеря сознания. Сон прежде всего характеризуется потерей активного сознания субъекта, выключением его активных связей с окружающим миром. Глубоко спящий человек не реагирует на многие воздействия окру­жающей среды. Фазовые изменения ВНД при переходе ко сну. Особенно отчетливо фазовые состояния наблюдаются при засыпании, т. е. при переходе от бодрствования ко сну. Полиметрия. Наиболее объективно характеризуют состояние сна изме­нения электроэнцефалограммы и ряда вегетативных показателей. Для этого применяют методы полиметрии, когда на многоканальном полиграфе одно­временно регистрируются ЭЭГ в нескольких отведениях и ряд физиологи­ческих функций: ЭКГ, дыхание, артериальное давление, температура тела, показатели газообмена. Выделяют несколько стадий изменения ЭЭГ во время сна: Медленноволновая фаза: для состояния бодрствования характерна низкоамплитуд­ная высокочастотная ЭЭГ-активность. При закрывании испытуемым глаз и расслаблении «быстрая» бета-ЭЭГ-активность сменяется на более медлен­ный альфа-ритм. В этот период происходит постепенное расслабление мышц, глаза закрываются, человек погружается в дремотное состояние; пробуждение в этой фазе происходит легко, достаточно слегка потревожить засыпающего. В течение следующего получаса на ЭЭГ альфа-волны начи­нают складываться в характерные «веретена». Стадия «веретен» примерно через 30 мин сменяется стадией высокоамплитудных медленных тета-волн. Пробуждение в эту фазу становится затруднительным. Снижаются ЧСС, кровяное давление, температура тела; сердцебиение и дыхание становятся регулярными. Стадия тета-волн сменяется стадией, когда на ЭЭГ нараста­ют высокоамплитудные сверхмедленные дельта-волны. Дельта – сон – период глубокого сна. Обычно при засыпании стадия медленноволнового сна занимает около 1—1, 5 ч. Эта стадия сменяется по­явлением на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности. Она получила по ЭЭГ-характеристике на­звание парадоксального, или быстроволнового, сна. В состоянии быстроволнового сна испы­туемые находятся в глубоком сне, их нельзя разбудить сильными раздражителями, но они просыпаются от малейшего шороха. Первое проявление парадоксального сна длится 6—10 мин. Затем на ЭЭГ снова возникают альфа-волны с последующими проявлениями фаз медленноволнового сна. Парадоксальный ЭЭГ-сон с интервалами 80—90 мин периодически сменяет медленноволновой сон. Быстрые движения глаз. В соответствии с ЭЭГ-изменениями во время сна выявлены характерные быстрые движения глаз, которые точно совпадают с парадоксальной ЭЭГ-стадией сна. Установлено, что если спящего человека разбудить в фазу парадоксального сна, то он сообщает о снах. Этого не отмечается при пробуждении в фазу медленноволнового сна. Корково – подкорковая теория Анохина: позволяет объяснить разные виды сна и его расстройства. Какова бы ни была причина сна, состояние сна связано с важнейшим механизмом – снижением восходящих активирующих влияний подкорковых образований на кору мозга. № 104 Физиология мотиваций. Мотивация как компонент системной организации поведенческих актов. Виды мотиваций. Физиологические механизмы биологических мотиваций.   Мотивация— вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется по­ведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности. Основные влечения организма представляют собой именно такую форму поведенческой деятельности, которая в отличие от рефлекторной деятельности как реакции на внешние стимулы, напротив, направлена на поиск специальных раздражителей внешней среды. К числу основных влечений, направленных на обладание определенными раздражающими предметами относятся, в первую очередь, влечение голода и ориентировочно – исследовательская деятельность. Различают биологические и социальные мотивации: Биологические мотивации, они же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации. Биологические мотивации направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей индивидуумов по сохранению их вида или рода. К ним относятся мотивации голода, жажды, страха, агрессии, половые влечения, различные родительские, в частности материнские, температурные и другие влечения. Ведущими биологическими потребностями являются: 1) пищевая по­требность, характеризующаяся уменьшением в организме уровня питатель­ных веществ; 2) питьевая потребность, связанная с повышением осмоти­ческого давления; 3) температурная потребность — при изменении темпе­ратуры тела; 4) половая потребность. Всег­да имеется ведущий параметр общей метаболической потребности — доми­нирующая потребность, наиболее важная для выживания особи или ее рода, которая строит поведенческий акт, направленный на ее удовлетворение. Социальные мотивации, они же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения индивидуу­мов со средой обитания, родителями и окружающими их живыми сущест­вами, а у человека — и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию различных фак­торов внешней среды, обучению и, следовательно, механизмам памяти. Мотивации как биологического, так и социального плана в целостной деятельности организма всегда являются компонентом системной архитек­тоники поведенческого акта. Мотивации играют существенную роль в орга­низации таких ответственных системных механизмов, как стадия афферент­ного синтеза, принятия решения и предвидения потребного результата — ак­цептора результата действия. Не меньшее значение мотивация имеет в фор­мировании эфферентной программы поведения — стадии эфферентного синтеза. Мотивации в своем становлении в развивающемся организме подлежат общим закономерностям развития функциональных систем — процессам системогенеза. В процессе онтогене­тического развития отдельных функциональных систем мотивации, будучи их составным компонентом, созревают избирательно и последовательно. Физиологические механизмы биологических мотиваций: Биологические мотивации, будучи тесно связанными с метаболически­ми потребностями организма, строятся на основе врожденных, генетически детерминированных механизмов. Причиной биологических мотиваций являются раздражители внутренней среды, связанные с изменением различных показателей гомеостаза, определяющих нормальное течение об­менных процессов в организме, например уровня питательных веществ, ос­мотического давления, состояния половых клеток, различных гормонов. Биологические мотивации могут активироваться или тормозиться специальными внешними «осво­бождающими» факторами внешней среды, например видом или запахом противника или полового партнера, пищи или других удовлетворяющих различные потребности раздражителей. Биологические мотивации нередко относятся к разряду сложных безус­ловных рефлексов, или инстинктов.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.