Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 6 страница



Недостатки. Поскольку процедуры психотерапии “голосов” относительно просты и легко применимы на практике, используемые в ней специализированные техники могут, вообще говоря, причинить вред, если будут применяться недостаточно подготовленными или незрелыми в личностном плане психотерапевтами. Наши методы затрагивают глубинные защитные механизмы и важные элементы психики. Поэтому их применение требует мастерства, присущего профессионалу высшего класса, чуткого восприятия чувств вины и тревоги, возникающих, когда устраняются привычные механизмы защиты и симбиотические отношения. В тот момент, когда клиент осознает, что присущие ему сегодня ограничения тесно связаны с его ранним опытом в семье, у него возникают интенсивные чувства гнева, печали, негодования, причем существует отчетливая тенденция обращать этот гнев на себя. (Такое происходит и в большинстве других направлений психотерапии. ) На этом этапе может иметь место сильная регрессия, сопровождающаяся соответствующим кризисом в психотерапевтических отношениях. Важно, чтобы психотерапевт, использующий в своей работе эти специальные техники, хорошо понимал лежащую в их основе теорию и имел возможность эффективно помогать клиентам в критические периоды их развития.

Выводы. В последние годы методы психотерапии “голосов” применяются при проблемах, возникающих в отношениях родителей с детьми, а также в профилактике психических нарушений. Используя эти методы, мы помогаем родителям выявить источник их амбивалентного отношения к самим себе и к своим детям, что позволяет избежать серьезных ошибок в воспитании детей. Используя новый подход, мы попытались положить конец переходящему из поколения в поколение детскому абъюзу. Решение вырваться из круга запретов и избавиться от отупляющих стереотипов поведения отчасти является этическим, поскольку защиты, реально ограничивающие способность человека быть живым и чувствующим, причиняют ему ущерб, который влечет за собой ущерб и для его близких. Процесс психотерапии, избавляющий клиента от диктата “голосов” и фантазий относительно связей с другими, открывает перед людьми исключительную возможность реализовать свой человеческий потенциал и, таким образом, придать своей жизни особый смысл.

Биография

Роберт У. Файрстоун является членом “Глендон-Ассоциации” (Лос-Анджелес) — некоммерческой организации, занимающейся развитием и распространением новых концепций и методов психотерапии. Диссертацию на тему “Концепция процесса шизофрении” Файрстоун защитил в 1957 г. и получил степень доктора в области клинической психологии. С 1957 по 1979 гг. Файрстоун работал клиническим психологом, занимаясь частной практикой. В работе с широким кругом клиентов он использовал свои оригинальные идеи, касающиеся шизофрении. В 1979 г. он вступил в “Глендон-Ассоциацию”, что позволило ему осуществить лонгитюдные исследования, подтвердившие правильность его теории шизофрении и позволившие понять феномен фантазийных уз, проявляющийся в нормальных супружеских парах и семейных отношениях.

В своих основных работах Файрстоун показал, как пары формируют деструктивные связи, серьезно ухудшающие их функционирование в психологическом плане и оказывающие пагубное воздействие на воспитание детей. Файрстоун участвовал в исследованиях процессов негативного мышления и их вредных последствий. Он разработал новую психотерапевтическую методологию, позволяющую выявлять различные аспекты деструктивного мышления и преодолевать его. В своей последней работе Файрстоун исследует проблемы родительской амбивалентности, развивает оригинальный философский и творческий подход к воспитанию детей, а также описывает методы психогигиены, включающие групповую психотерапию для родителей с применением методов психотерапии “голосов”.

Литература

Firestone, R. W. (1984). A concept of the primary fantasy bond: A developmental perspective. Psychotherapy, 21(2), 218—225.

Firestone, R. W. (1985). The fantasy bond: Structure of psychological defenses. New York: Human Sciences Press.

Firestone, R. W. (1986). The “inner voice” and suicide. Psychotherapy, 23(3),

439—447.

Firestone, R. W. (1987a). Destructive effects of the fantasy bond in couple and family relationships. Psychotherapy, 24(2), 233—239.

Firestone, R. W. (1987b). The “voice”: The dual nature of guilt reactions. The American Journal of Psychoanalysis, 47(3), 210—229.

Firestone, R. W. (1988a). Compassionate child-rearing: A psychotherapy model. Manuscript submitted for publication.

Firestone, R. W. (1988b). Voice therapy: A psychotherapeutic approach to self-destructive behavior. New York: Human Sciences Press.

Firestone, R. W., & Catlett, J. (in press). Psychological defenses in everyday life. New York: Human Sciences Press. (Revised edition of The truth: A psychological cure, published originally by Macmillan, 1981).

Firestone, R. W., & Seiden, R. H. (1987). Microsuicide and suicidal threats of everyday life. Psychotherapy, 24(1), 31—39.

Краткосрочная психотерапия

с использованием метода провоцирования тревоги

Питер И. Сифниос

Определение

Краткосрочная психотерапия с использованием метода провоцирования тревоги (или КПСИМПТ) отличается от других форм краткосрочной динамической психотерапии тем, что в ней используются самые строгие критерии отбора подходящих для этого вида психотерапии пациентов, а также тем, что в рамках этого направления осуществляется крупномасштабное обследование пациентов в случаях, когда фокус терапии составляет неразрешенный эдипов комплекс. Кроме того, в отличие от основных видов краткосрочной психотерапии в КПСИМПТ заранее не предусматривается определенное число психотерапевтических сессий.

Краткая характеристика

Краткосрочная психотерапия с использованием метода провоцирования тревоги была разработана в середине 50-х годов в Психиатрической клинике главной больницы Массачусетса в Бостоне, в то время в самой большой клинике этого региона. Оказалось, что молодые студенты, жаловавшиеся на легкую депрессию, фобии, навязчивые состояния, страхи и проблемы в межличностных отношениях, способны разрешать эмоциональные конфликты, лежащие в основе их психологических трудностей, при условии, что с ними проводилась непродолжительная фокусированная динамическая психотерапия. Вдохновленные полученными результатами, мы предприняли попытку обследовать как можно больше бывших клиентов через год-полтора после завершения работы с ними. Хотя нам удалось встретиться только с двадцать одним клиентом из пятидесяти, впечатляющими оказались их сообщения об исчезновении ряда симптомов, значительном улучшении их отношений с другими и повышении самооценки. Они подчеркивали также, что многое узнали о самих себе. На основании этих результатов мы решили, что необходимы дополнительные, более обширные исследования.

В период между 1960-м и 1964 гг. психотерапию с использованием модели КПСИМПТ прошли более 500 человек. На этот раз критерии для отбора клиентов были менее жесткими, чем первоначально. От будущего клиента требовалось описание главной проблемы, указание на значимые отношения в своем детстве, гибкое взаимодействие с тем, кто осуществлял проверку его пригодности для психотерапии, осознание психологических феноменов, уровень интеллекта выше среднего, а также стремление добиться серьезных изменений, а не просто избавиться от симптомов.

С клиентами, соответствовавшими этим требованиям и находившимися, как было установлено, в состоянии эмоционального кризиса, КПСИМПТ не проводилась — вместо нее осуществлялась антикризисная интервенция.

Следующий шаг — контролируемое исследование КПСМИПТ — был предпринят в 1968 г. Результаты данных исследований были доложены на трехдневном симпозиуме в Лондоне и опубликованы в книге “Роль научения в психотерапии”. Для этих исследований испытуемые подбирались так, чтобы каждая пара включала лиц, соответствующих друг другу по возрасту и полу. Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Независимые эксперты осуществляли оценку первоначального отбора клиентов и результатов исследования. Об эффективности КПСИМПТ свидетельствуют заявления клиентов о том, что они многое узнали о самих себе. Еще более важным представляется следующее открытие: то, чему клиенты научились в ходе психотерапии, затем использовалось ими в повседневной жизни, и помощь психотерапевта им не требовалась.

В конце 1960-х годов возникла необходимость наглядно продемонстрировать достоверность оценок психотерапии, даваемых клиентами, показать сам процесс психотерапии и полученные результаты. К счастью, появление видеозаписи позволило решить эти задачи, и профессионалам была предоставлена возможность ознакомиться с КПСИМПТ и оценить ее.

Еще два исследования проводились в 1970-е годы в больнице “Бет Израэль”, их результаты были опубликованы. Последнее из исследований включало отбор однородной по составу популяции пациентов, состоящей из лиц, соответствующих всем критериям отбора. В психотерапевтической работе с ними основное внимание уделялось неразрешенному эдипову комплексу, и клиенты выразили согласие интенсивно работать со своими психотерапевтами над его разрешением. Результаты исследований однозначно показали ценность КПСИМПТ в работе с этой конкретной популяцией.

Критические замечания

Каковы же преимущества КПСИМПТ? Какая критика возможна в отношении этой формы краткосрочной динамической психотерапии? Утверждают, что для КПСИМПТ отбираются только такие клиенты, состояние которых улучшилось бы и без применения какой-либо психотерапии, динамической или нединамической. В настоящее время, однако, мне не известны какие-либо исследования, в которых клиенты, проходившие КПСИМПТ, сравнивались бы с клиентами, проходившими психотерапию другого рода. Между тем, такое исследование необходимо и его следует про­вести.

Высказывается точка зрения, что клиенты, отбиравшиеся для КПСИМПТ, должны были хорошо подходить для психоанализа. Это верно, но следует спросить: почему клиент должен проходить длительную и дорогостоящую форму психотерапии, когда подобные результаты могут быть получены за более короткое время и с меньшими расходами?

Другие критики указывают на то, что популяция клиентов КПСИМПТ представляла собой относительно здоровых людей. Эти критики подразумевают, что время следует уделять только клиентам с серьезными нарушениями. Хотя утверждение о том, что клиенты КПСИМПТ относительно здоровы, и соответствует действительности, они, тем не менее, испытывают немалые страдания в результате имеющихся у них нарушений или трудностей в межличностных отношениях, с которыми они не в состоянии справиться. Кроме того, они создают серьезные проблемы для своих близких. И эти клиенты относятся к наиболее продуктивным слоям нашего общества. Они вполне заслуживают усилий, направленных на то, чтобы помочь им разрешить психологические проблемы. Тогда они будут максимально способствовать благосостоянию нашего общества.

И последнее. Утверждается, что результаты краткосрочной психотерапии не могут сравниться с более основательными результатами длительного процесса лечения. Но доказательств в пользу подобного утверждения просто не существует. Если глубокий психоанализ и вызывает в клиенте более значительные изменения, то эти преимущества становятся не столь весомыми, учитывая ту экономию времени и денег, которой позволяет добиться КПСИМПТ.

Значительно легче обсуждать достоинства КПСИМПТ. Преж­де всего это тип психотерапевтического воздействия, ставший предметом обширных исследований, проводившихся с участием большого количества клиентов. Результаты исследований, включавших сравнение КПСИМПТ с другими схожими видами краткосроч­ной динамической психотерапии, говорят в пользу нашего подхода. В добавление к сказанному следует отметить, что были сделаны многочис­ленные видеозаписи психотерапевтических сессий КПСИМПТ, оценки этого подхода и проводившихся затем интервью. Самым важным моментом при оценке КПСИМПТ являются, возможно, заявления многих бывших клиентов о том, что более всего им помогла приобретенная в ходе психотерапии способность испытывать инсайт в отношении своих эмоциональных проблем. Они также использовали этот инсайт для решения новых эмоциональных проблем, становились самостоятельными и независимыми и более не нуждались в психотерапевте. Так что КПСИМПТ можно считать подлинной профилактической психиатрической интервенцией.

Биография

Питер И. Сифниос является профессором психиатрии в Гарвардском университете и главным редактором журнала “Психотерапия и психосоматика”. Степень доктора медицины он получил в 1946 г., а в 1954 г. был сертифицирован как психиатр Американским советом по психиатрии и неврологии. Сифниос — автор трех книг и 105 журнальных статей.

III. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

И ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНАЯ*

ПСИХОТЕРАПИЯ

Эта глава посвящена гуманистической, аффективной психотерапии. Читатель познакомиться с основной составляющей “третьей силы”, возникшей в противовес бихевиористской и психодинамической парадигмам, которые представлялись основоположникам нового направления психотерапии чрезмерно детерминистическими и игнорирующими индивидуальность клиента. Общим для всех направлений психотерапии, представленных в данной главе и в главе 6, является уважительное отношение к личности клиента, к уникальности каждого индивида, а также использование феноменологического подхода. Направления, представленные в настоящей главе, уходят своими корнями в теорию функционирования личности, в центре внимания которой находятся реакции индивида на испытываемые им эмоции. Сторонники этой теории считают, что человеческим существам присуща естественная способность расти и успешно развиваться в эмоционально благоприятствующей среде, если только не возникают внутриличностные нарушения, препятствующие такому развитию. Общий для всех представителей этого направления принцип формулируется следующим образом: “Познай себя (или открой себя), и тебе будет обеспечено успешное, здоровое развитие”. В подходах, представленных в главе 6, аффектам уделяется меньше внимания, интерес здесь проявляется скорее к внешним факторам, к связи индивида с космосом и его отношениям со своим ближайшим окружением.

Согласно Карлу Роджерсу, психологическое неблагополучие наблюдается там, где организм не допускает осознания важного сенсорного или висцерального опыта, который не может быть символизирован и организован в гештальте в структуру “Я”.

Поэтому для того, чтобы произошло исцеление, этот опыт должен быть осознан. В рамках данной теоретической системы феноменология, переживание и восприятие трактуются как аутентичное, подлинное содержание реальности индивида, а не как артефакты психодинамически детерминированных процессов или заученных схем реагирования. В соответствии с принятой теорией, единицами анализа здесь выступают в первую очередь чувства, не нашедшие выражения. Работа психотерапевта и клиента бывает направлена на то, чтобы предоставить возможность проявиться силам, способствующим естественному росту личности.

Если обратиться к истории, то окажется, что представленные здесь подходы имеют многочисленные источники. Так, ориентированной на клиента психотерапии предшествовала недирективная психотерапия К. Роджерса, предусматривавшая эмпатическое, безусловно положительное отношение к клиенту, что способствовало его личностному росту и решению беспокоящей его проблемы. Абрахам Маслоу полагал, что здоровые индивиды естественным образом стремятся к личностному росту, а Фриц Перлз предложил эффективные методы осознания, установления контактов и выражения эмоций.

Настоящая глава содержит разделы, посвященные психотерапии, центрированной на клиенте, эмпирическому подходу и гештальт-подходу. В первом разделе Рут Сэнфорд рассматривает философские основы центрированной на клиенте психотерапии.

Второй раздел содержит описание трех различных вариантов терапии переживанием. Томас и Патрик Мэлоны в своей работе проводят различие между консультированием и психотерапией и описывают процесс научения. Элвин Марер подробно рассматривает другой процесс, где в центре внимания оказываются изменения, осуществление которых возможно в ходе психотерапевтической сессии. Подход Джеймса Айберга основывается преимущественно на работах Карла Роджерса и Юджина Джендлина и направлен на усиление самосимволизации.

Раздел, посвященный гештальт-подходу, содержит работы, в которых рассматриваются теория и философия Фрица Перлза. Ирвин и Мириам Польстеры обсуждают концептуальные основы гештальт-терапии. Теоретические вопросы гештальт-терапии рассматриваются в работе Эдварда У. Л. Смита.

1. ПСИХОТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ

НА КЛИЕНТЕ

Психотерапия, центрированная на клиенте

Рут Сэнфорд

Определение

Психотерапия представляет собой процесс, в ходе которого два индивида заключают союз с целью помочь клиенту осуществить положительные изменения в отношениях к самому себе и к другим, а также найти более удовлетворительные способы поведения в различных жизненных ситуациях. В центрированной на клиенте психотерапии психотерапевт стремится создать атмосферу, способствующую реализации врожденного потенциала личностного роста клиента и его самореализации. Психотерапевт доверяет клиенту как личности, обладающей ресурсами и способной двигаться к тому, чтобы стать полноценно функционирующей личностью, с внутренним фокусом оценки. Если психотерапевт искренне уважает клиента, доверяет ему и принимает его как самостоятельное человеческое существо, то традиционная медицинская модель, предусматривающая установление диагноза, “приклеивание к клиенту ярлыка с обозначением болезни”, прогнозирование, интерпретацию и разработанный без участия клиента план лечения, перестает иметь отношение к процессу и целям психотерапии.

Краткая характеристика

Я не уверена в том, что психотерапии можно дать общее определение, ведь она не представляет собой единого целого. Каждому из нас важно установить, что психотерапия означает именно для него, в надежде получить возможность помочь себе, своим коллегам и своим клиентам. Для меня первый шаг — выявить самое главное в том пути, который я выбрала для бытия с другими, приходящими ко мне за помощью. Я ищу способы сделать их жизнь более эффективной и дающей больше удовлетворения. Следующий шаг заключается в том, чтобы рассказать коллегам о моих ответах, а также о философских, этических, научных и личных основаниях моего выбора.

Способы оказания помощи людям, испытывающим трудности в этой непростой жизни, многообразны. После многих лет индивидуальной и групповой психотерапии с молодыми и взрослыми людьми, которые или сами ощутили потребность в психологической помощи или были направлены ко мне, я нашла вполне определенный способ общения с ними, вне зависимости от того, какие “ярлыки” были “приклеены” к ним некоторыми представителями нашей профессии. Мой подход эффективен и дает удовлетворение как мне, так и большинству моих клиентов. Я выбрала такой способ работы потому, что он совместим с философией, которой я придерживаюсь, с моим чувством ответственности, уважением к другим человеческим существам, с моим уважением к науке. Исключительно много мне дали десять лет совместной работы с Карлом Роджерсом, жизнь и работа которого стимулировали развитие моего собственного подхода. Сначала это было влияние центрированной на клиенте психотерапии, а затем влияние центрированного на личности подхода к значимым отношениям, в том числе и к отношениям психотерапевта с клиентом.

Я отдала предпочтение этому подходу перед тем, в котором получила первоначальную подготовку, потому, что он соответствует мне как человеку, а не только моему интеллекту, профессиональным умениям или удовлетворяет мою потребность в достижениях, которыми можно гордиться.

Центрированная на клиенте психотерапия, как ее понимал Карл Роджерс, представляет собой способ общения с клиентом, основывающийся на предпосылке, что каждый человеческий организм располагает значительными ресурсами, позволяющими ему понять себя и осуществить конструктивные изменения в своем способе бытия и поведении, а также на предположении, что эти ресурсы лучше всего могут быть высвобождены и реализованы при определенных психологических условиях. Вероятность изменений, о которых шла речь выше, наиболее велика в том случае, когда психотерапевт ощущает свою собственную реальность и передает это чувство клиенту, когда психотерапевт тонко чувствует клиента и понимает его, избегая при этом каких-либо оценок. Другими словами, качество отношений между психотерапевтом и клиентом выступает главным фактором решения основной задачи психотерапевтического процесса: дать клиенту возможность испытать веру в себя.

Традиционная медицинская модель с ее диагнозом, прогнозом, планом лечения и курсом лечения, осуществляемая в рамках иерархических отношений, игнорирует врожденную способность человека самостоятельно осуществлять изменения, а именно на этой способности и основывается центрированная на клиенте психотерапия. Во главу угла она ставит не какие-то привнесенные извне стратегии, систему или метод, а врожденное стремление человеческого организма реализовать свои возможности, стремление, сохраняющееся на протяжение всей жизни организма. Такой подход выражает убеждение психотерапевта в том, что деструктивное по отношению к себе или другим поведение клиента свидетельствует о том, что его естественное стремление к здоровому росту было подавлено де­структивным окружением и что безопасная и питающая атмосфера вызовут у клиента соответствующий отклик.

Критические замечания

На некоторые вопросы, поставленные авторами данного подхода, ответы еще не получены, поскольку дать их можно будет только в результате обширных исследований. Один из таких вопросов, приобретающий все большее значение, заключается в следующем: если мы больше всего внимания уделяем личностному росту и духу общности, то уменьшает ли это вероятность социальных изменений в репрессивном обществе? (В Южной Африке нас спрашивали: “Но отведет ли это от нас назревающую революцию? ”) Другой оставшийся без ответа вопрос звучал так: “Отступит ли этот подход перед теми, кто делает ставку на агрессивное доминирование на основе власти”? Ответ мы узнаем лишь со временем, когда будут осуществлены тщательные исследования. Карл Роджерс всегда приветствовал подобные исследования и использовал их для проверки своих гипотез. Третий вопрос: является ли внимание, уделяемое индивидуальной свободе и праву выбора, культурным феноменом, присущим только Западу, Соединенным Штатам, или же можно говорить о существовании такого явления и в других культурах? Ответ, подтверждающий всеобщий характер рассматриваемого феномена, был получен, в частности, благодаря исследованиям, проводившимся в Японии, Южной Африке и Советском Союзе.

В 1970-е годы критики обвиняли центрированный на клиенте подход в том, что он, подчеркивая значение самореализации, поощряет нарциссизм и способствует формированию так называемого “Я-поколения”, результатом чего стало растущее пренебрежение социальными интересами. Правда заключается в том, что свобода, ответственность и разделение власти являются основополагающими в нашей концепции. Согласно гипотезе, на которой основывается центрированная на клиенте психотерапия, человек, которого выслушивают, учится слушать не только самого себя, но и других. Человек, которому доверяют и которого уважают, учится доверять себе и другим и уважать себя и других. И, наконец, человек, которого воспринимают как способного отвечать за себя, берет боґльшую ответственность за свои действия и как индивид, и как член общества. Будучи личностью, функционирующей более полно, такой человек менее склонен следовать за кем-либо или навязывать кому-либо свои ценности.

Другие критики считают недостатком нашего подхода то, что он не позволяет разглядеть в человеке или в мире злое начало. Насилие, разрушительные силы, в большинстве случаев бессмысленные, не только присутствуют в мире, но и грозят ему разрушением. Подлинный вопрос заключается в источнике зла. Вера в человеческий организм проистекает из убеждения, что вопреки тому, о чем много говорится в нашей культуре, в религиозных учениях, воспитании и бизнесе, человеческое существо не рождается злым — таким, за которым необходимо надзирать, которое следует наказывать и укрощать. Оно, скорее, предрасположено к добру и созиданию и в атмосфере, благоприятствующей его естественному росту, будет стремиться реализовать все свои возможности. Если же атмосфера неблагоприятна, то естественные устремления человека не смогут осуществиться, и организму будет нанесен ущерб, так что его естественный рост нарушается, извращается, а в своем поведении этот человек будет прибегать к насилию. Однако тенденция к самоактуализации сохраняется, и организм, даже если ему был нанесен серьезный ущерб, при определенных психологических условиях, начнет стремиться к позитивному росту.

Два других критических замечания к данному направлению психотерапии состоят в следующем: во-первых, психотерапевту предъявляются непомерные требования и, во-вторых, психотерапевт “балует” клиента. Это верно, что психотерапевт, избравший наш подход, тем самым соглашается подчиняться строгой дисциплине, которая требует от него быть конгруэнтным в постоянном осознании себя и своих чувств, искренним и достаточно открытым для того, чтобы выразить эти чувства клиенту в подходящий момент, испытывать глубокую эмпатию и быть в достаточной мере спокойным, уверенным в себе, чтобы войти в мир клиента и чувствовать себя в нем комфортно, а затем вернуться в свой собственный мир и делать все это, не высказывая каких-либо суждений и испытывая уважение к другому человеческому существу. При соблюдении всех этих условий вероятность важных положительных изменений весьма высока. Нельзя надеяться на то, что любой психотерапевт сможет соблюдать все условия в любой момент своей работы с любым или даже с одним клиентом. И психотерапевт, и клиент — это всего лишь два несовершенных человеческих существа, вместе отправившихся в путь и постоянно совершенствующихся в том, что они делают. Психотерапевт бывает при этом более опытным, более зрелым в эмоциональном или психологическом отношении, но он все равно остается человеческим существом, и ему, как и всем людям, свойственно ошибаться.

Биография

Рут Сэнфорд является профессором нескольких университетов США. Начиная с 1977 г., она совместно с Карлом Роджерсом проводила многочисленные семинары по психотерапии, центрированной на клиенте. Она помогала К. Роджерсу в его работе в Мексике в 1981 и 1982 гг., в Южной Африке в 1982 и 1986 гг. и в СССР в 1986 г. После смерти К. Роджерса Рут Сэнфорд вновь посетила Южную Африку (1987 г. ) и СССР (1988 г. ). Она является автором ряда работ, вошедших в научные сборники и опубликованных в журналах. Рут Сэнфорд была соавтором К. Роджерса в работе над многими статьями, в том числе над главой “Центрированная на клиенте психотерапия” из Сборника “The Comprehensive Textbook of Psychiatry”.

Литература

Rogers, C. R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in a client-centered framework. In Psychology: A A study of a science: Vol. 3. Formulation of the person and the social context (pp. 184—256). New York: McGraw-Hill.

Rogers, C. R. (1977). Carl Rogers on personal power: Inner strength and its revolutionary impact. New York: Delacorte Press.

Rogers, C. R. (1980). A way of being. New York: Houghton Mifflin.

Rogers, C. R., & Sanford, R. S. (1988). Client-centered psychotherapy. In H. I. Kaplan and B. J. Sadock (Eds. ), Comprehensive textbook of psychiatry: Vol. 5. Baltimore: Williams and Wilkins.

Sanford, R. S. (1985). An inquiry into evolution of the person-centered approach to significat relationships. Unpublished paper based on invited address to the Evolution of the Psychotherapies Conference, Phoenix, Arizona.

Sanford, R. S. (1986). Unconditional positive regard: A misunderstood way of being. Revista de Psiquiatria y Psicologia Humanista, 17 (4), 27—35.

2. ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Экспериенциальная психотерапия

Томас П. Мэлон, Патрик Т. Мэлон

Определение

Экспериенциальная терапия — это не какой-то метод и не какая-то школа психотерапии. Это скорее попытка описать нелинейный процесс, лежащий в основе каждого из направлений психотерапии. Ее фундаментальная посылка такова: личностный рост происходит только в результате опыта, приобретаемого в ходе межличностных отношений, а на близость терапевтических отношений в экспериенциальной терапии влияет прежде всего личность психотерапевта, вне зависимости от того, какого направления он придерживается: поведенческого, психоаналитического, гуманистического или какого-либо еще. В процессе терапевтических отношений клиент учится учиться и воссоздает в себе естественную способность к исследованию и росту. Так преодолевается его зависимость как от своего прошлого, так и от психотерапевта.

Краткая характеристика

В экспериенциальной психотерапии проводится различие между психотерапией и консультированием — двумя компонентами любого направляемого профессионалом психотерапевтического опыта. Психотерапия способствует личностному росту. Консультирование направляет этот рост, но не пропагандирует его. Психотерапия, как мы ее понимаем, чаще всего происходит в процессе повседневных человеческих переживаний, а не в кабинете психотерапевта. Изменения и личностный рост происходят всегда, когда индивид устанавливает тесную связь с кем-нибудь или с чем-нибудь. Профессиональная психотерапия является частью этого универсального процесса. Личностный рост может происходить и спонтанно, но в профессиональной психотерапии заключается соглашение (контракт) между терапевтом — целителем и тем человеком или теми людьми, которые желают исцелиться, измениться и добиться личностного роста. (Называют их по-разному: клиентами, учениками или пациентами. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.