Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 4 страница



Критические замечания

Для юнгианского подхода к психотерапии характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента, насколько позволяют способности психотерапевта. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность. Цель процесса — трансформация личности.

Психотерапевтический процесс отнюдь не направлен на то, чтобы умом понять сущность проблем клиента. Ведется поиск эмоциональных корней его проблем, комплексов и симптомов. Психотерапевт, сам прошедший основательный анализ личности, прилагает энергичные усилия, стремясь помочь клиенту обрести целостность. Он устанавливает также некоторые конкретные цели, на которые может ориентироваться клиент, предпринимая серьезные изменения в своих отношениях и поведении.

Сессии с психотерапевтом составляют лишь часть психотерапевтической работы клиента. В промежутках между сессиями он осуществляет рефлексию, записывает свои сны, а также использует техники, предусматривающие работу с образами. Психотерапевтический процесс продолжается и после завершения курса психотерапии: клиент продолжает использовать все рекомендуемые средства.

Недостатки юнгианской психотерапии в основном представляют собой оборотную сторону ее достоинств. Среди них — ее относительная неэффективность при кратковременном применении. Хотя известны случаи, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений, большинство клиентов все же нуждаются в долгосрочной психотерапии, требующей значительных затрат времени и денег.

Юнгианская психотерапия, направленная на трансформацию, часто оказывается неподходящей для индивидов, чьи проблемы требуют быстрых действий (в случаях зависимостей и насилия в семье). Это ограничение, а также большое значение, придаваемое индивидуальному развитию, объясняют, почему психотерапевты-юнгианцы зачастую избегают работать с детьми, парами, семьями и другими группами.

Внимание к снам и другой образной “продукции” порой оборачивается отрицательной стороной. Клиент может так увлечься игрой воображения, что проблемы жизни в бодрствующем состоянии отойдут на задний план — как для клиента, так и для терапевта.

Таким образом, преимущества и недостатки юнгианского подхода к психотерапии взаимосвязаны. Порождающая инсайт интенсивная фокусировка на внутренней реальности может разрушать внимание к реальности внешней. Необходимо мощное устремление к конкретному результату работы, чтобы участие глубин психики, души и внешнего мира в этом процессе было сбаланси­ровано.

Биография

Мэри Энн Маттун — частнопрактикующий юнгианский аналитик и профессор клинической психологии в Миннесотском университете. Она получила докторскую степень в области психологии личности в Миннесотском университете в 1970 г. и является дипломантом (1965 г. ) Института К. Г. Юнга в Цюрихе. Она автор книги “Понимание сновидений” (“Understanding Dre­ams”) — наиболее полного и систематического изложения юнговской теории интерпретации сновидений. Ее вторая книга, “Перспективы юнгианской психологии” (“Jungian Psychology in Per­­spective”) — единственный существующий учебник по юнгианской психологии, написанный на основе десятилетнего преподавания курса юнгианской психологии в Миннесотском университете. Маттун читала лекции для юнгианских групп и институтов подготовки юнгианских аналитиков в Соединенных Штатах и Европе. Она является автором статей, публиковавшихся в юнгианских журналах, и множества обзоров книг, посвященных психологии Юнга.

Психотерапия по Адлеру

Ги Дж. Манастер

Определение

Психотерапия — процесс научения, состоящий из четырех фаз: (1) установление формальных отношений дружественного равенства; (2) анализ или раскрытие стиля жизни пациента, его целей, присущей ему логики; (3) интерпретация, позволяющая пациенту лучше понять себя, уяснить свои цели, накладывающие отпечаток на его мысли, чувства и поведение; (4) переориентация и переобучение пациента, для чего психотерапевт помогает клиенту изменить жизненные цели, избегать основных ошибок, развивать уверенность в себе, способствует улучшению его функционирования в обществе, его социальных чувств и социального интереса, а также устранению присущих пациенту симптомов.

Краткая характеристика

Психотерапия по Адлеру отличается от многих других видов психотерапии характером психотерапевтических отношений, формой и содержанием оценки личности (осуществляемой с помощью анализа стиля жизни); вниманием, уделяемым социальным последствиям стиля жизни клиента; а также эклектизмом методов, используемых для изменения ориентации пациента и его переобучения в сфере социального интереса. В основе этого направления психотерапии лежит разработанная Адлером теория индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология может быть охарактеризована как “холистический, феноменологический, телеологический*, теоретико-полевой** и социально-ориентированный подход, при котором каждый человек признается существом уникальным, последовательным в своих устремлениях, активным и творческим (стиль жизни), открытой динамической системой мотивации (стремление к таким достижениям, субъективно трактующимся как успех) и обладающим врожденным потенциалом для социальной жизни (социальным интересом)” (Энсбейгер).

Таким образом, в психотерапевтических отношениях подчеркивается равенство их участников. Делается это для того, чтобы продемонстрировать и компенсировать характерные для клиента проблемы неполноценности-превосходства и “социабельности” (стремления принадлежать к чему-то, соответствовать чему-либо). Цель индивидуальной психологии состоит в усилении социальной составляющей целей и поведения клиента. Психотерапевт и клиент располагаются лицом к лицу, а сам процесс психотерапии представляет собой осуществляемый совместно процесс обучения, в котором участвуют два эксперта: клиент, являющийся экспертом в вопросах, касающихся его самого, и психотерапевт — эксперт, помогающий клиенту обратиться к вопросам теории и подчеркивающий особое значение того, что называется “социальным интересом”.

В психотерапии по Адлеру анализ или оценка личности осуществляются в ходе опроса клиента, в котором основное внимание уделяется его стилю жизни. Этот метод полностью соответствует положениям, приведенным выше в разделе “Определение”. Оценка стиля жизни клиента позволяет выявить его цели. Становится понятным, как клиент сформировал эти цели в семье, из которой он происходит, и как можно интерпретировать эти цели на основе семейной констелляции, воспоминаний пациента, относящихся к его раннему детству, а также анализа снов. Все это вместе составляет ядро процедуры анализа стиля жизни. Анализ стиля жизни показывает постоянство целей индивида в социальных ситуациях на протяжении его жизни, а также ошибки, преувеличения и крайности, присущие этим целям, как они понимаются клиентом, т. е. присущие его индивидуальной логике. Выявленные цели и связанное с ними поведение могут затем быть оценены с точки зрения их дисфункциональности, несоответствия здравому смыслу социальной жизни, понятиям социального равенства и социального интереса.

“Индивидуальная подстройка” этого анализа осуществляется в ходе дискуссии до достижения психотерапевтом и клиентом согласия, а затем начинается процесс интерпретации. Постепенно клиент приходит к пониманию собственного стиля жизни и своих целей — в мыслях, чувствах и действиях, как в прошлом, так и в настоящем.

После того как клиент признает и поймет свою ответственность за формирование собственного стиля жизни и за жизненные ситуации своего прошлого и настоящего, становится возможным начать четвертую фазу психотерапии, заключающуюся в том, что психотерапевт стимулирует клиента изменить цели в результате улучшения его социального функционирования и наоборот: улучшить социальное функционирование за счет изменения целей. Эти задачи взаимосвязаны: так, уменьшение чувства неполноценности уменьшает стремление к демонстрации клиентом своего превосходства над другими и позволяет ему функционировать вместе с другими, а не против других, и, опять-таки, возможен обратный порядок: функционирование вместе с другими уменьшает стремление к демонстрации своего превосходства и т. д. Для того чтобы добиться осуществления этих целей, теория Адлера разрешает психотерапевту использовать любые техники, соответствующие теории и позволяющие надеяться на успех.

Критические замечания

Психотерапия по Адлеру подвергалась критике с самого момента своего появления. Следует рассмотреть исторический и современный контексты этой критики. Довольно значительная часть теории Адлера (работу над ней он начал еще до своего сотрудничества с Фрейдом и продолжил после его завершения) возникла как реакция на те крайности и ошибки, которые Адлер видел в теории Фрейда. Резкий разрыв в отношениях между ними и продолжавшиеся затем попытки Фрейда помешать Адлеру в его работе привлекли внимание сторонников Адлера как к его разрыву с Фрейдом, так и к критике со стороны фрейдистов. Занятая ими оборонительная позиция ограничила распространение адлерианской психотерапии. Однако появились новые течения психотерапии, основанные на теории Адлера и его практике, и внимание стали привлекать в равной мере как сходство, так и различия в подходах Адлера и Фрейда.

В прошлом критика психотерапии по Адлеру была тесно связана с ее теоретической базой. Теория Адлера отличает его психотерапию от бихевиористского и психоаналитического подходов, основывающихся на естественных науках или на редукционистских моделях, обращенных к биологическим инстинктам или мистике. Психотерапию по Адлеру критиковали в первую очередь за ее холизм, а также за то, что она слишком когнитивна, слишком социально ориентирована и слишком проста, так как чрезмерно полагается на здравый смысл. Эволюция психоанализа и развитие неопсихоаналитических и когнитивно-поведенческих направлений психотерапии, а также готовность психотерапевтов-адлерианцев использовать в практике своей работы синтетические и расширительные толкования уменьшили различия между теорией и практикой других направлений и теорией и практикой психотерапии по Адлеру. И сегодня психотерапевты-адлерианцы принимаются в психоаналитические общества, а когнитивисты-бихевиористы относятся к числу гуманистически ориентированных адлерианцев, хотя некоторые важные и принципиальные различия, касающиеся теории и техники, сохраняются.

Главное достоинство психотерапии по Адлеру обусловлено полнотой и всеохватностью ее теории, а также прямой связью, существующей между этой теорией и психотерапевтической практикой. Теория Адлера выглядит простой и вполне соответствующей здравому смыслу. Клиенты понимают это и могут сразу же рассмотреть себя через призму уникальных интерпретаций стиля собственной жизни. Телеологическая концепция, если к ней подходить абстрактно, бывает трудной для понимания, но если вы обратите внимание на то, к чему стремитесь в повседневной жизни, т. е. на свои цели, особенно на те, которые порождают определенные трудности, то ее понимание дается легко.

Согласно теории Адлера, самым основным желанием человека является желание быть частью какого-либо сообщества, войти в него, отыскать в нем свое место. Чтобы осуществить такое желание, люди намечают определенные цели, определяют, что они должны делать или кем должны стать. При этом, правда, они бывают озабочены своей полноценностью и нередко имеют неверные представления о человеческой жизни. Клиенты относительно легко могут распознать то, к чему стремятся, и затем увидеть себя стремящимися к этим целям в различных ситуациях. Психотерапевты-адлерианцы вправе использовать в работе со своими клиентами любые техники, не противоречащие основным положениям теории Адлера. Они помогают своим клиентам намечать реальные цели в различных ситуациях и развивать навыки, необходимые как в межличностных отношениях, так и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями. Они конфронтируют иррациональные убеждения своих клиентов, позволяя им свободно ассоциировать, но делают это с определенными ограничениями, что ведет клиентов к осознанию собственной ответственности за то, что они делают, и за то, что они собой представляют.

У психотерапевтов-адлерианцев не существует жестких представлений о продолжительности психотерапии, и в тех случаях, когда это возможно, они практикуют краткосрочную психотерапию. Психотерапевты-адлерианцы не прибегают к профессиональному жаргону. Ощущая себя равными в этом мире, постижимом постольку, поскольку он для нас реален, они профессионально и эффективно помогают своим клиентам быть ответственными, значимыми членами человеческого сообщества.

Биография

Ги Дж. Манастер является профессором педагогической психологии Техасского университета в Остине. В прошлом он был директором Программы подготовки психологов-консультантов в этом же университете. Преподает в рамках этой программы. Степень доктора философии получил в 1969 г. Манастер был президентом Североамериканского Общества психологов-адлерианцев и 14 лет редактором “Журнала индивидуальной психологии”. Он автор книг по индивидуальной психологии, развитию подростков и кросс-культуральным исследованиям. По этой тематике, а также по социальной психологии, геронтологии и воспитанию Манастером написано множество статей. Холистический подход, присущий теории Адлера и основывающейся на ней психотерапии, используется Манастером в его работе в таких областях, как педагогика, социальная психология, а также психология личности и развития. В то же время он использует знания и подходы, почерпнутые из этих дисциплин, для дальнейшего развития теории и практики адлерианского подхода.

Литература

Ansbacher, H. (1973). In General Information section of the Journal of Individual Psychology, 29.

Dreikurs, R. R. (1953). Fundamentals of Adlerian psychology. Chicago: Alfred Adler Institute.

Dreikurs, R. R. (1967). Psychodynamics, psychotherapy and counseling. Chicago: Alfred Adler Institute.

Manaster, G. J., & Corsini, R. J. (1982). Individual psychology: Theory and practice. Itasca, IL: Peacock.

Wexberg, E. (1970). Individual psychological treatment. Chicago: Alfred Adler Institute, (2nd edition, originally published 1929).

Психотерапия по Адлеру

Раймонд Дж. Корсини

Определение

Психотерапии нельзя дать сколько-нибудь точное определение. В словаре можно прочитать: “Психотерапия представляет собой формальный процесс, в ходе которого взаимодействуют две стороны. Каждая сторона обычно бывает представлена одним человеком, но вполне возможно участие с каждой стороны двух или большего числа индивидов. Цель психотерапии заключается в облегчении дистресса, испытываемого одной из участвующих сторон и связанного с ее неспособностью функционировать, или неудовлетворительным функционированием (а также сочетанием того и другого) в следующих сферах: когнитивные функции (расстройства мышления), аффективные функции (страдания или эмоциональный дискомфорт), поведенческие функции (неадекватное поведение). Сторона, осуществляющая лечение, обычно придерживается какой-либо теории, объясняющей происхождение, развитие, постоянство и изменение личности. С этой теорией логически связаны определенные способы лечения. Осуществляющая лечение сторона обычно располагает подтверждениями своей профессиональной компетентности и имеет законное право осуществлять психотерапию”.

Краткая характеристика

Психотерапия по Адлеру, по моему мнению, является самой эклектичной из всех существующих направлений психотерапии. Хотя все психотерапевты-адлерианцы придерживаются одной и той же философии и определенного теоретического минимума, неизменных с 1937 года, когда умер Альфред Адлер, методология и подходы к психологическому консультированию, присущие сторонникам этого направления, могут сильно разниться. Так, например, в сборнике “Руководство по новаторским формам психотерапии” (“Handbook of Innovative Psychotherapies”, 1981), вышедшем под моей редакцией, пять из сорока шести глав были написаны адлерианцами, и каждый из них предлагал особые, отличающиеся от других, системы терапии. Можно, таким образом, сказать, что психотерапия по Адлеру основывается на простом философском принципе — социальном интересе (Gemeinschaftsgefьhl) и на двенадцати основных теоретических принципах, подробно рассмотренных в сборнике “Индивидуальная психология Альфреда Адлера”, вышедшем в свет в 1956 г. под редакцией A. Ансбахера и Р. Ансбахера.

В определенном смысле психотерапия преследует две цели: помочь человеку почувствовать себя более комфортно (феноменология) и помочь ему добиться большего успеха (социальный интерес), лучше защищать как свои интересы, так и интересы других.

Мой собственный подход — смесь того, чему я научился у других (психодраме у Морено, конфронтации у Эллиса, индивидуальному анализу у Дрейкурса и общему подходу у Роджерса). И если бы мои учителя увидели меня в практической работе, то, пожалуй, каждый из них был бы в определенной степени разочарован, обнаружив, какой смесью методов я пользуюсь. Я всегда стремлюсь к трем целям. Первая из них — понимание (психотерапия по Адлеру основывается на когнитивной модели обучения), затем следуют изменения поведения, а затем, как результат лучшего понимания и более успешного поведения, — улучшение эмоционального состояния.

Адлер особо подчеркивал то влияние, которое оказывает на поведение человека видение им своего будущего. В соответствии с этими принципами свою главную задачу я вижу в том, чтобы попытаться выяснить, чего же в действительности хочет индивид. Сделать это нелегко, поскольку часто сами клиенты этого не знают. Очень важным представляется мне анализ ранних воспоминаний, который клиницистам следовало бы лучше освоить.

Критические замечания

У меня нет критических замечаний по тому подходу к психотерапии, которого я придерживаюсь. Не думаю, что практикующие психотерапевты, знакомые с рядом систем и честные в интеллектуальном плане, могут высказать какую-либо критику в отношении используемых ими подходов, поскольку убежден: каждый психотерапевт, в силу самого характера осуществляемой им деятельности, всегда старается сделать все, на что он способен.

Беспокойство вызывают у меня люди, вставшие на тот или иной путь и годами продолжающие следовать ему, поскольку ничего другого не знают или страшатся перемен. Я думаю, например, о ситуации, в которую попадают некоторые католические священники: они становятся членами того или иного религиозного ордена (отчасти благодаря безудержному энтузиазму своих матерей), затем следуют годы подготовки, а потом, возможно, в возрасте тридцати пяти лет, уже став священниками, они вдруг обнаруживают, что не могут больше верить в то, чему их так долго учили. Говоря иными словами, я в первую очередь озабочен не своей ситуацией, а положением тех моих коллег, которые, восприняв в свое время учения классического бихевиоризма или психоанализа — на мой взгляд, учения, ошибочно исключающие все остальное, — теперь оказались замкнутыми в рамках этого учения и не могут от них освободиться.

Преимущество метода, предложенного Адлером, заключается в том, что он основывается на двух простых вещах: на философии социального интереса (Gemeinschaftsgefьhl), которая может выступать в качестве основы системы ценностей, и на теории здравого смысла. Эту теорию, кстати, большинство психотерапевтов других направлений не знает и интерпретирует неверно, что неудивительно, так как большинство авторов работ по психологии и психотерапии, словно сговорившись, создавали неверный образ индивидуальной психологии.

Мне удалось достаточно подробно ознакомиться с другими системами благодаря тому, что я был редактором и составителем многих сборников, в первую очередь сборников “Современная психотерапия” и “Руководство по новаторским формам психотерапии”. От Роджерса я перешел к Морено, а от Морено к Адлеру, так что я никогда не был приверженцем какой-то одной системы. И не отрекся от тех систем, которых придерживался ранее, продолжая использовать в своей работе открытия, сделанные Роджерсом и Морено. Но я прежде всего уже тридцать лет являюсь адлерианцем и вполне доволен этим.

Биография

Раймонд Корсини — преподаватель факультета психологии Гавайского университета; практикующий психолог с пятидесятилетним опытом, ныне оставивший частную практику. Получил ряд наград за свой вклад в психологию и образование, является членом редколлегий ряда журналов. Он автор более чем 100 статей, автор или редактор 25 книг, в том числе одного бестселлера по психотерапии и четырехтомной энциклопедии по психологии.

Рассматривая психотерапию преимущественно как форму обучения, Корсини разработал собственную школьную программу “Школа Корсини 4-R”, в которой значительное место занимают темы, связанные с психическим здоровьем. Ныне эта программа используется во многих школах в Соединенных Штатах, Канаде, Голландии и Израиле.

Литература

Ansbacher, A., & Ansbacher, R. (Eds. ). (1956). The individual psychology of Alfred Adler. New York: Basic Books.

Corsini, R. J. (1981). Handbook of innovative psychotherapies. New York: Wiley.

Corsini, R. J. (Ed. ). (1983). Current psychotherapies (3rd ed. ). Itasca, IL: Peacock.

Olson H A. (1979). Early recollections: Their use in diagnosis and psychotherapy. Springfield, IL: Thomas.

3. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Динамически ориентированный

интегративный подход

Ричард К. Робертиелло

Определение

В основе моего подхода к психотерапии лежат теоретические положения психоанализа, но техника, которой я пользуюсь, отличается от обычных психоаналитических методов. Я понимаю психотерапию как коррективный эмоциональный опыт. Моя психоаналитическая ориентация является эклектической, я использую идеи и методы различных представителей психоанализа, стремлюсь к установлению тесных, сердечных, человеческих отношений с клиентом, отнюдь не лишенных эмоций. Использование кушетки и нейтральная позиция психотерапевта, выступающего в роли чистого экрана, характерные для многих классических психоаналитиков, в моем арсенале отсутствуют.

Краткая характеристика

Моя теоретическая позиция основывается на убеждении, что только эклектический подход дает возможность избежать ограниченности. В любой науке важно хорошо знать о том вкладе, который внесли в нее различные специалисты. Почему же психотерапия должна составлять исключение? Фрейд был основоположником психоанализа, и я использую его идеи в своей работе. Но прошло уже более пятидесяти лет с тех пор, как Фрейд умер. Было бы смешно полагать, что с тех пор развитие науки прекратилось.

Идеи многих психотерапевтов, в том числе и тех, кто не были психоаналитиками, существенно пополнили мой психотерапевтический арсенал. К числу таких психотерапевтов относятся Милтон Эриксон, Аарон Бек и Фриц Перлз. Я использую их идеи в тех случаях, когда они соответствуют стилю коммуникации клиента и могут помочь мне понять, что происходит. Среди тех психоаналитиков, чьи идеи я постоянно использую, — Фрейд, Юнг, Адлер, Мелани Кляйн, Винникотт, Кохут и Кернберг. Аналитик должен быть гибким и использовать теоретические положения, более всего подходящие для работы с данным пациентом. Теоретические положения, которыми руководствуюсь я, могут изменяться от сессии к сессии и даже в ходе одной сессии. Если вы не эклектичны в своей работе и не проявляете достаточную гибкость в использовании различных теоретических положений, то тем самым существенно ограничиваете свои возможности и снижаете свою результативность.

Что касается используемых техник, то здесь я стараюсь проявлять еще большую гибкость, чем в отношении теории. Но это отнюдь не означает, что я защищаю “дикий психоанализ”. Каждая психотерапевтическая интервенция обязана иметь твердый теоретический базис, так что техника, которой пользуется психотерапевт, должна соответствовать особенностям его личности. Замкнутый в себе, “закрытый” психотерапевт будет испытывать дискомфорт, используя техники, предполагающие самораскрытие и интерактивный подход. Сам я избегаю слова “техника”. Я верю в то, что надо быть открытым, аутентичным, раскрывающимся и очень диалогичным. Я никогда не использую кушетку. На мой взгляд, она препятствует коммуникации и в значительной мере ослабляет корригирующее эмоциональное воздействие психотерапии.

С большинством своих клиентов я встречаюсь один раз в неделю, самое большее — два раза. Некоторые из них проходят также групповую психотерапию. Я полагаю, что сочетание индивидуальной и групповой психотерапии часто, хотя и не всегда, является идеальным. Я не настаиваю на том, что назначенная сессия должна состояться во что бы то ни стало. Я редко беру с клиентов деньги за пропущенные ими сессии, провожу сессии по телефону, часто посещаю заболевших клиентов в больнице, бываю на свадьбах, на “бар мицва”*, на спектаклях и художественных выставках. При определенных обстоятельствах я могу пообедать с клиентами, пойти с ними на спортивные соревнования или какие-либо другие мероприятия. Сексуальные контакты с клиентами не допустимы ни в коем случае. Что касается гонорара, то в этом вопросе я проявляю гибкость. Если клиент по объективным обстоятельствам находится в затруднительном финансовом положении, я могу не брать с него платы. Я считаю, что психотерапевт в первую очередь должен быть человеком, во вторую — врачом, а в третью — психотерапевтом.

Критические замечания

Одно из достоинств моего подхода заключается в том, что он очень гибок. Клиент состоит в реальных отношениях с реальным человеком, который аутентичен, а не является носителем маски. Я считаю, что большинство наших проблем вызвано трудностями в таких отношениях, в которые вовлечены два человека (диадические отношения). Их улучшение должно осуществляться в рамках диады, а не на основе каких-то отвлеченных, весьма искусственных теорий. Мой подход критикуют, и вполне оправданно, за то, что он замедляет обретение клиентом эмоциональной независимости. Осуществление психотерапии в стерильной, безличностной атмосфере может побуждать пациента занимать более независимую позицию. Я признаю ценность этого критического замечания, но не вполне соглашаюсь с ним. Я считаю, что психотерапевт, использующий интерактивный подход, может в большей степени помочь клиенту осуществить процесс расставания с психотерапевтом, процесс индивидуации, чем психотерапевт, устанавливающий значительную дистанцию между собой и клиентом.

Мой подход часто подвергается критике также за то, что он препятствует клиенту в достижении самого глубокого уровня исследования бессознательного. И в этом случае мой опыт не подтверждает критику, хотя я признаю ее потенциальную верность. Многие аналитики полагают, что чем в большей мере аналитик предстает реальным человеком, тем в меньшей степени клиент способен осуществить перенос. Но существует и другое направление, представители которого считают, что чем больше клиенты доверяют той реальной личности, какой предстает для них аналитик, тем легче они входят в невроз переноса. Самое главное возражение, выдвигаемое против моего подхода, заключается в том, что он создает возможность потенциально деструктивного контрпереноса у аналитика. С этой критикой я должен согласиться. Я считаю, что мой подход может использовать лишь опытный аналитик, прошедший продолжительный анализ и супервидение, уверенный в том, что может избежать сколько-нибудь сильных реакций контрпереноса.

Биография

Ричард К. Робертиелло в течение сорока лет был частнопрактикующим психиатром и психоаналитиком в Нью-Йорке. Степень бакалавра гуманитарных наук он получил в 1943 г. в Гарвардском университете, доктора медицины — в 1946 г. в медицинском колледже Колумбийского университета. Психоаналитическую подготовку прошел в Нью-Йоркском медицинском колледже. Является председателем совета опекунов лонг-айлендского Института психического здоровья, а также членом консультативного совета и преподавательского состава Американского института психотерапии и психоанализа. Р. Робертиелло — пожизненный действительный член Американской психиатрической ассоциации, действительный член Американской академии психоанализа, член Общества медицинского психоанализа и Национальной психологической ассоциации психоанализа. Написал свыше пятидесяти статей и двенадцать книг, в том числе “Странствие с Лесбоса”, “Психоаналитическое искание” и “101 распространенный ляпсус терапии” (Voyage from Lesbos, A Psychoanalysist’s Quest, 101 Common Therapeutic Blunders). В своих трудах неизменно твердо противостоял ортодоксии как в теории, так и в технике.

Психотерапия, ориентированная на эмоции

Доналд Л. Натансон

Определение

Психотерапия представляет собой формальный, структурированный процесс, в ходе которого психотерапевт-профессионал работает с индивидами, нуждающимися в его помощи, для того чтобы справиться со своей эмоциональной жизнью. Направление психотерапии, в котором основное внимание уделяется эмоциям пациента, называемое в буквальном переводе “Психотерапия, ориентированная на эмоции” (Emotion-Based Psychotherapy), ведет свое происхождение от теории развития, основывающейся на понимании аффекта, физиологического базиса эмоций. В дополнение к самонаблюдению, поощряемому всеми направлениями психодинамической психотерапии, в нашем направлении в процессе терапии создается некий лексикон эмоций, разделяемый обоими участниками процесса психотерапии, что позволяет им достичь нового понимания и создает благоприятные условия для изменений.

Краткая характеристика

Несмотря на утверждения психотерапевтов о том, что они лечат болезни эмоций, они редко касаются тех специфических эмоций, которые выражают клиенты, обращающиеся к ним за помощью. Эти эмоции также редко рассматриваются психотерапевтами в контексте развития индивида. Фрейд объяснял происхождение всех эмоций тем, что блокируются инстинктивные импульсы, отведенные таким образом в сторону от непосредственной цели. Несмотря на то, что современной науке не удалось доказать существование подобных гипотетических сил или механизмов, посредством которых их энергия продуцирует эмоции, психоаналитики (и те психотерапевты, которые исходят в своей работе из психоаналитической теории) продолжают избегать вопросов, касающихся природы эмоций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.