Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Справочник кустаря 3 страница



в раствор; когда окрасится, вынуть, промыть, просушить и натереть

раствором 1 воска в 4 скипидара.

III) 2 нашатыря, I поваренной соли, 1 селитры, 1 крепкого нашатырного

спирта вскипятить с 96 крепкого уксуса и в кипящий раствор погрузить вещи,

держа их там до тех пор, пока они там окрасятся надлежащим образом. Вынув,

промыть сначала в горячем растворе нашатыря в воде, а затем в кипящей воде.

Если вещи неудобно погружать в растворы, то их можно смазывать губкою,

смоченною этими растворами; но смазывать нужно равномерно, и главное

быстро; иначе окрашивание может оказаться- пятнистым.

Смазывать вещи можно также жидкою кашицею, приготовленной из 2

уксуснокислой меди, 2 киновари и 5 нашатыря с нужным количеством уксуса.

Смазанные вещи нагреваются, промываются и просушиваются; опять

смазываются, нагреваются и пр. и так несколько раз, пока окрашивание не

примет желаемого оттенка.

Для окрашивания в коричневый цвет вещей из настоящей бронзы (т. е. из

сплава меди с оловом) лучше употреблять один из следующих растворов:

I) 4 нашатыря, 1 щавелевокислого калия и 200 уксуса. Вещи смазывают этим

составом, дают высохнуть, снова смазывают и дают высохнуть и т. д.,

повторяя операцию до тех пор, пока вещи не приобретут желаемой окраски.

Остающийся после этого на вещах довольно резкий металлический глянец скоро

пропадет, и они получают ту приятную мягкую коричневатую окраску, которая,

при обыкновенных условиях, образуется на бронзе только по истечении

нескольких лет (патина).

II) 1 кристаллической уксуснокислой меди, 2 нашатыря и 200 воды. Смазав

поверхность вещи этим составом, сушат ее над огнем до тех пор, пока начнет

исчезать зеленое окрашивание. Разбавляют приведенный состав еще 340 воды и

таким разведенным раствором смазывают вещь еще 10-20 раз, каждый раз

просушивая ее над огнем. Этот разведенный состав можно приготовить

отдельно: 1 уксуснокислой меди, 2 нашатыря и 600 воды. Это даже

необходимо, если имеется в виду последовательно оперировать над многими

вещами. После первых смазываний окраска имеет оливково-зеленый цвет, но

затем она постепенно все более и более принимает приятный коричневый

оттенок, не исчезающий даже от очень сильного нагревания вещей.

б) В зеленые цвета. Окрасить в зеленый цвет поверхность медных, латунных

или бронзовых изделий можно различными способами:

I) Поверхность вещей, при помощи губки, смазывают сначала очень

разведенным раствором азотнокислой меди с прибавкою небольшого количества

поваренной соли. Затем, когда вещь просохнет, ее точно таким же образом

смазывают раствором 1 щавелевокислого калия и 5 нашатыря в 94 слабого

уксуса. Снова дают просохнуть и опять смазывают первым раствором; потом,

по просыхании, опять вторым раствором и т. д. попеременно до тех пору пока

окрашивание приобретает надлежащую силу. Намоченную в растворе губку,

перед смазыванием, следует сильно выжать так, чтобы она была влажна, но не

мокра. По окончании окраски поверхность вещи тщательно растирают жесткими

волосяными щетками, особенно в углублениях и щелях. После 8-14 дней работы

получается буровато-зеленоватое окрашивание.

II) Вещи в несколько приемов натирают суконкой, пропитанной неочищенной

олеиновой кислотой (продукт, получаемый на стеариновых заводах) и, перед

натиранием, сильно выжатою. На поверхности вещей образуется сначала

темно-зеленый слой олеиновокислой меди, которая под влиянием кислорода и

влаги воздуха, постепенно превращается в более светло-зеленую углекислую

медь. Процесс значительно ускоряется, если олеиновую кислоту

предварительно довольно долго настаивать на стружках меди, а вещи после

каждого смазывания такой кислотой, по просыхании смазки, слегка (зараз не

более нескольких капель) опрыскивать при помощи пульверизатора водным

раствором углекислого аммония.

в) В фиолетовый цвет. Мелкие латунные вещи, напр., пуговицы, замочки,

пряжки и т. п., могут быть окрашены в фиолетовый цвет - смазыванием сильно

нагретой вещи кусочком ваты, пропитанной сурьмяным маслом. Сурьмяное масло

есть нечистая треххлористая сурьма, которая имеется в готовом виде в

аптекарских складах.

г) В золотистые цвета. I) Мелкие латунные вещи, как пуговицы, замочки,

пряжки и т. п., могут быть окрашены в золотисто-желтый цвет - погружением

их на медной проволоке в нейтральный раствор уксуснокислой меди. Раствор

должен быть вполне нейтральный, т. е. не изменять цвета ни красной, ни

синей лакмусовой бумаги. Нейтрализацию его, в случае надобности,

производят уксусной кислотой.

II) Берут 4 едкого натра, 4 молочного сахара и 200 воды и кипятят в

продолжение 15 мин., прибавляя постепенно 4 концентриров. раств. медного

купороса. Готовую смесь охлаждают и затем в нее кладут латунные вещи,

предварительно очищенные от жирных пятен. После непродолжительной ванны

латунь принимает красивый золотисто-желтый оттенок.

III) Мелкие латунные вещи, напр. пуговицы, замочки, пряжки и т. п. могут

быть окрашены в золотисто-красный цвет - натиранием смеси из 4 промытого

мела (в порошке) и 1 сусального золота, смоченных водою до консистенции

кашицы. Сусальное золото есть не что иное, как сернистое (двусернистое)

олово; оно похоже цветом на настоящее золото и, подобно последнему, не

изменяется от атмосферных влияний.

IV) Для придания меди золотисто-красного (оранжевого) цвета, погружают ее

после тщательной чистки, на несколько секунд в раствор кристал.

яри-медянки.

V) Растворить 15 г серноватистокислого натрия в 30 г воды, прибавить 10 г

раствора хлористой сурьмы, подогреть до кипения, профильтровать и

получившийся красноватый осадок промыть в фильтре несколько раз и

разбавить его в 2-3 л. горячей воды. Нагревая, прибавить столько крепкого

раствора едкого натра, пока осадок не растворится. Погрузить латунные

изделия в горячую жидкость и оставить в ней, пока они не окрасятся в

желаемый цвет.

д) В серебряные цвета. I) В хорошо глазированом сосуде растворяют 40 г

винного камня и 14 г рвотного камня в 1 л. горячей воды, прибавляют затем

50 г соляной кислоты, 125 г зернистого или еще лучше истолченного в

порошок олова и 30 г сурьмы в порошке, подогревают жидкость до кипения и

погружают подлежащие обработке предметы. После получасового кипения они

покрываются красивым твердым и прочным слоем. II) 20 г рвотного камня,

соляной кислоты до растворения, воды- 1/3 всего объема.

5. Окраска бронзы, а) Протирают хорошо очищенный металл при помощи мягкой

щетки или тряпки раствором из 22 г нашатыря и 6 г щавелевокислого калия в

1 л. уксуса, пока место не станет сухим, и продолжают это до достижения

желаемой окраски.

б) Чтобы удалить блеск на новых медалях, статуях и т. п. изделиях из

бронзы, их смазывают густой кашицей из 5 графита, 15 хорошо выработанного

кровавика (красного железняка) и нужного количества чистого винного

спирта. По истечении 24 час. удаляют сухой порошок.

в) 2 нашатыря, по 1 поваренной соли и селитры растворяют нагреванием в 96

уксуса, смазывают предметы горячим раствором и после просушки прочищают

щеткой.

6. Окраска железа, а) Как и при цинке лучшим способом яв-яется косвенная

окраска, т. е. образование наслоения из меди и последующая окраска

последнего. Для прочности наслоения рекомендуется применить гальваническое

омеднение, главным образом в щелочно-медной ванне, каковой слой легко и

прочно можно позолотить, посеребрить или покрыть латунью.

б) Если покрыть железную поверхность смесью из 3 многосернистого натрия и

1 уксусносвинцовой соли в растворенном виде и нагреть ее тотчас же, то она

покроется слоем сернистого свинца, сквозь который будет просвечивать

железная поверхность разными цветами.

в) В коричневый цвет. Обыкновенно для этого употребляется сурьмяное масло,

смешанное с оливковым или другим растительным маслом. Этой смесью,

посредством суконки, натирают поверхность железной или стальной вещи.

Когда через сутки после первого натирания поверхность покроется ржавчиной,

ее натирают тем же составом во второй раз, потом в третий и т. д.

Продолжают это до тех пор, пока получится желаемое окрашивание - от светло

до темно-коричневого оттенка, смотря по числу натираний. Обусловливается

это окрашивание отложением на поверхности вещей окиси железа и

металлической сурьмы.

Окрашивание железа в металлический блестящий темно-коричневый цвет может

быть получено, если железо, предварительно нагретое до кипения, погрузить

на мгновение в 10% водный раствор красной хромовой соли (двухромовокислого

калия), просушить на воздухе и затем подержать 1-2 минуты над раскаленными

древесными углями. Операцию повторяют 2-3 раза, до получения желаемого

оттенка. По окончании промыть, просушить и протереть суконкою, слегка

смоченною льняным маслом. Но для успеха необходимо, чтобы железо было

нагрето до температуры 100 ёЦ (или очень близко). Если нагревание было

недостаточно, то окрашивание происходит плохо, и вода, в которой железо

промывается по окончании операции, окрашивается в желтый цвет; если же,

наоборот, железо было нагрето слишком сильно, то цвет окрашивания будет не

блестяще-коричневый, а матовый черный.

г) В синий цвет. Растворяют, с одной стороны, 140 г серноватистокислого

натрия (гипосульфита) в 1 л. воды, с другой стороны, 35 г уксуснокислого

свинца в 1 л. воды, смешивают оба раствора, опускают туда предметы и

медленно нагревают до кипения, от чего предметы становятся синими. Тогда

их вынимают из ванны, сушат и оставляют несколько часов в теплом месте.

д) В черный цвет. I) По Бюхнеру достигают прочной, черной окраски, если

подлежащий предмет смазать серным льняным маслом, затем дать просохнуть в

умеренном жару (напр. над угольями) и затем сильно нагреть, однако, с

предосторожностью, чтобы серное льняное масло только обуглилось, но не

загорелось пламенем. Лучше всего производить разогревание в муфеле.

II) Растворяют 18 цинкового порошка в смеси из 57 фосфорной кислоты и 57

воды; разбавляют 65 этого раствора в 10000 воды, подогревают эту смесь до

кипения и погружают подлежащие чернению железные предметы на 1/3-3 часа.

Затем зачерненные предметы основательно промываются в воде.

III) Чугунные предметы тщательно очищают, наводят мат тонкой стру„й песка

и опускают на 10 сек. в медную ванну следующего состава: 10 г медного

купороса, 15 г хлористого олова, 20 г соляной кислоты, 1 л. воды.

Медный купорос растворяют отдельно, так же как и хлористое олово, и оба

раствора смешивают. Затем предмет хорошо промывают в горячей воде и

окрашивают в черный цвет погружением в раствор серной печени (6 г серной

печени, 20 г нашатыря и 1 л. воды); после чернения предмет опять промывают

в горячей воде и сушат в опилках. Для окончательной отделки чугун

покрывают асфальтовым лаком, к которому прибавляют немного сажи, умбры или

какой-нибудь подходящей краски.

7. Окраска никеля, а) В серый цвет. Никель можно окрасить в серый цвет,

погружая предмет в раствор осажденной серы в сернистым аммонии. Образуется

сернистый никель и по прошествии нескольких часов получается окраска от

серой до черной. б) Цветная окраска никеля. Помещенный в ј 3-а " Цветная

окраска меди" рецепт может быть применен и для никеля, при чем в этом

случае получается сперва желтый, потом синий, и наконец, радужный цвет.

8. Окраска цинка, а) В разные цвета. Протереть металл бензином, чтобы

обезжирить его, а затем погрузить в ванну из 6 г никелевой соли, 6 г

хлористого аммония и 100 г воды и оставить в ней 2-3 минуты. Предметы

принимают сперва фиолетовую, а потом коричневую окраску.

б) В коричневый цвет. Повторное смазывание 4 уксуснокислой меди

(яри-медянки) в 11 уксуса производит коричневое окрашивание цинка.

Если цинковые изделия смазать сначала раствором 1 медного и 1 железного

купороса в 20 воды, а затем, по просыхании, раствором 4 уксуснокислой меди

в 11 уксуса и, по окончании операции, отполировать крокусом, то

поверхность вещей принимает очень красивый темный бронзовый цвет.

Смазав цинковые вещи несколько раз слабым водным раствором хлористой или

двухлористой меди и затем, нагрев и протерев их щеткою, получают тем более

темное окрашивание, чем крепче был раствор и чем большее число раз

повторялось смазывание. После достаточно повторенной смазки коричневый

цвет переходит в почти черный.

Если к раствору хлористой меди прибавить столько нашатырного спирта,

сколько нужно, чтобы образующийся сначала осадок снова растворился, то от

повторного смазывания такой жидкостью вещи окрашиваются в медно-красный

цвет. Примешав же к сказанной жидкости немного уксуса, придают окраске

желтоко-ричневый оттенок.

Очень красивое коричневое окрашивание дает раствор 15 хромовых квасцов и

15 серноватистокислого натра (гипосульфит) в 500 кипящей воды, по

остывании в раствор примешивают 25 серной кислоты. Затем профильтровывают

его и, нагрев его до кипения, погружают в него вещи и держат в нем,

помешивая, до тех пор, пока они не примут желаемого оттенка.

Мелкие цинковые вещи могут быть окрашены в коричнево-бронзовый цвет

погружением их в некрепкий раствор медного купороса, подкисленный уксусом.

После погружения вещи просушивают на воздухе и повторяют погружение

(каждый раз просушивая) до тех пор, пока окрашивание не примет желаемого

оттенка. Чем слабее медный раствор и чем, поэтому, чаще приходится

повторять погружение, тем красивее и прочнее.

в) В зеленый цвет. 50 серноватистокислого натра (гипосульфита) растворить

в 500 кипящей воды, прибавить 25 серной кислоты, профильтровать (для

отделения осевшей серы) и погрузить в раствор цинковые вещи, которые очень

быстро покрываются светлозеленым налетом. Если держать вещи в растворе

более продолжительное время, то светлозеленый цвет переходит в

темно-зеленый. Но лучше всего для такого рода окраски покрыть цинковые

вещи предварительно медью и затем поступать с ними, как с медными.

г) Под мрамор. В эмалированном котле растворяют 50 г медного купороса, 50

г никелевой соли (двойная соль никелевой и серноаммиачной солей) и 50 г

бертолетовой соли в 3 кг дистиллированной воды. Цинковые предметы

обезжиривают промыванием в слабом растворе соды, сушат, а затем опускают в

нагретый до 60ё раствор. Смотря по продолжительности ванны, образуется

слой окраски от желтого до черного цвета, которая очень прочна. Предметы

затем споласкиваются водой, высушиваются в подогретых опилках, протираются

маслом и, по желанию покрываются еще бесцветным лаком.

9. Окраска олова. Самый простой способ окраски олова состоит в том, чтобы

данный предмет гальваническим путем покрыть медью или латунью, а затем

окрасить, как медь.

10. Окраска алюминия. Проще всего окрасить алюминий, покрыв его (через

погружение) слоем меди или серебра, и полученный металлический слой

окрасить соответствующим образом.

11. Отделка окрашенных металлов. Поверхность химически окрашенных

металлических предметов имеет обыкновенно после окраски матовый вид, тон

краски холодный. Поэтому очень важно подвергнуть окрашенный предмет

последующей обработке, имеющей еще то преимущество, что предохраняет

окрашенную поверхность от действия воздуха. Трением восстанавливается

снова металлический блеск. Смотря по роду окраски, трут суконками, мягкими

или твердыми щетками, в случае надобности даже проволочными щетками, и

прибегают к помощи порошка из пемзы или извести. Возвышения на

металлических предметах должны выглядеть светлее, чем углубления, что

достигается полированием пемзой или крокусом.

Если хотят, чтобы металлический предмет остался матовым, то лучше всего,

слегка подогрев его, смазать при помощи кисти целлулоидным лаком.

Предметы, покрытые целлулоидным лаком, становятся после просушки твердыми,

не клейкими и очень прочными. В продаже имеется готовый целлулоидный,

бесцветный цапонлак (рецепт см. в отделе лаков). Цапонлак имеет то

преимущество, что по просушке не оставляет подтеков. Блестящие

металлические предметы могут быть тоже покрыты слоем этого лака, не теряя

от этого своего первоначального блеска.

Обработка воском или церезином придает металлическому предмету теплый тон

без особого блеска. Предметы обрабатываются щетками, натертыми воском или

церезином.

Сильный блеск приобретают металлические предметы, если их покрыть тонким

слоем лака. В большинстве случаев употребляют бесцветный лак, но можно

также цветными лаками достигнуть большого эффекта на окрашенном предмете.

12. Состав воска. При изготовлении состава воска, служащего для частичной

окраски металлов, все отдельные части, образующие состав, сперва

растираются в тончайший порошок и просеиваются через сито, причем остаток

снова толкут. После этого растапливают воск в чистом горшке, не слишком

нагревая его, и прибавляют, при постоянном помешивании, отдельные

составные части одну за другой. Затем массу тотчас же выливают в

охлажденный, смоченный водой сосуд, продолжая все время мешать, дают

остыть и затем нарезают на куски.

а) 8 белого воска, по 2 яри-медянки и сернокислой меди, 1/4 буры.

б) 12 белого воска, 3 армянского болюса, 1 1/2 ярь-медянки, 2 сернокислого

железа, 1/2 жженой охры, 1/4 буры.

в) 12 белого воска, 1 1/2 яри-медняки, 3 медного изгара, 1/4 буры.

г) 18 желтого воска, 6 яри-медянки, 6 цинкового купороса, 8 1/2 красного

глинистого железняка (сангина), 4 медного изгара, 3 железного купороса, 1/2

крокуса, 3/4 буры.

д) 1 желтого воска растворить в 15 бензола.

е) 1 ядрового мыла, 3 японского воска и 20 воды вскипятить вместе и часто

помешивать во время охлаждения.

ж) Растворить 1 воска в 2 горячего скипидара.

Примечание: Раствор " д" наносят кистью, растворы " е" и " ж" тряпочкой или

щеткой и насухо протирают щеткой.

 

IX. Оксидирование металлов.

 

1. Оксидирование железа и стали, имеющее своей целью, с одной стороны,

придать поверхности этих металлов красивый вид, а с другой- предохранить

их от ржавчины, состоит, как известно, в том, что металлические

поверхности, тщательно освобожденные от жира и грязи, натирают различными

нижеперечисленными смесями и подвергают затем действию высокой

температуры. В газете " Литейщик" приведены некоторые наиболее практичные и

энергично действующие составы для воронения: а) азотнокислого серебра

(ляписа) 1, воды 500; б) хлористой сурьмы 1, оливкового масла 1; в)

хлористой сурьмы 2, хлористого железа (кристал. ) 2, чернильно-орешковой

кислоты 1; г) медного купороса 54, железных опилок 3, азотной кислоты 14,

спирта 26, воды 200.

2. Оксидирование меди: а) Приготовляют насыщенный раствор сернокислой меди

и прибавляют к нему столько нашатырного спирта, чтобы смесь приняла

красивый, яркий прозрачный синий цвет. Обрабатываемая вещь опускается в

этот раствор на несколько минут, затем снимается и слегка нагревается,

пока не почернеет.

б) Медная вещь, подлежащая чернению, очищается сначала тонкой наждачной

бумагой, после чего до очищенной ее поверхности стараются не прикасаться

более пальцами. Затем она или погружается в жидкий раствор хлористой

платины или смачивается им при помощи кисти. Раствор этот слегка

подкисляется соляной кислотой, если он не имеет кислой реакции.

Очень прочное чернение медных изделий получается в том случае, если

погрузить их в насыщенный раствор металлической меди в азотной кислоте и

затем слегка нагреть.

3. Оксидирование латуни и бронзы. Обыкновенно, как чисто черное, так и

серое окрашивание получается образованием на поверхности вещи или окиси

меди или сернистой меди. Но оба эти окрашивания могут быть достигнуты и

отложением на поверхности вещи сернистых соединений других металлов -

свинца, висмута, ртути и т. п. Будет ли окрашиванием вполне черное или

более или менее серое, зависит как от состава, вызывающего окраску, так и

от времени действия последнего.

Для образования на поверхности вещей черной окиси меди подогретую вещь

погружают на несколько секунд в раствор меди в азотной кислоте и затем

держат ее над огнем древесных углей до тех пор, пока поверхность ее начнет

чернеть. Чтобы получить равномерную и достаточно густую черную окраску,

операцию повторяют несколько раз. Иначе покраска будет не совсем черная, а

сероватая. По окончании окрашивания вещь перетирают тряпочкой, смоченной

маслом. Таким образом обыкновенно чернятся оптические инструменты.

Для латуни и бронзы можно употреблять и следующие растворы: 2 мышьяковой

(не мышьяковистой) кислоты, 4 соляной кислоты, 1 серной кислоты и 80 воды.

Мышьяковую кислоту можно заменить сурьмяным маслом (треххлористой

сурьмой). Вещь погружают в раствор, подогретый до 50ёЦ и, во время

погружения, прикасаются к ней цинковой палочкой.

Очень хорошее окрашивание дает следующий раствор: 45 г свинцового сахара

(уксуснокислого свинца) растворить в 3/4 л. воды. а 150 г

серноватистокислого натра (гипосульфит) в 1 1/2 л. воды. Оба раствора

смешать и нагреть до 85ё-93ё Ц. Поверхность вещи, погруженной в раствор,

очень быстро покрывается слоем сернокислого свинца. Цвет, по мере

утолщения слоя, меняется и под конец становится очень красивым

металлическо-серым.

4. Оксидирование серебра. Очень употребительное и почти единственное

применяемое на практике окрашивание серебряных- или посеребренных

поверхностей есть чернение (т. н. чернь), причем окрашивается в черный

цвет обыкновенно не вся поверхность вещи, только некоторые ее части в

форме различных фигур, узоров, арабесков и т. п. Такого рода украшения

серебряных вещей чернью очень давно известны у нас (тульские серебряные

табакерки и портсигары, кавказские пояса, кинжалы и пр. ).

Процесс чернения заключается в образовании или отложении на поверхности

серебряной вещи сернистого серебра.

Кустарным образом чернение производится химическим путем: выгравированные

на поверхности вещи углубленные узоры заполняются плавким составом,

заключающим сернистое серебро; затем вещь подвергается действию высокой

температуры, достаточной для сплавления состава с серебром. Короче, здесь

совершается частичное покрытие поверхности вещи " черной эмалью", состав

которой у разных кустарей различен. Вот один из хороших рецептов такой

черной эмали: 38 серебра, 72 меди, 50 свинца, 384 серы и 36 буры сплавляют

в тигле, причем входящие в состав металлы превращаются в сернистые. По

охлаждении сплав размельчают в тонкий порошок и тщательно просеивают. При

употреблении выгравированные места посыпают порошком эмали и вещи держат

на огне до тех пор, пока снова расплавивашаяся эмаль не заполнит

углублений. По охлаждении излишек эмали стирают, вещь шлифуют и полируют.

В больших производствах чернь наводят большею частью гальваническим путем.

Иногда серебряные или посеребренные вещи (вазы, канделябры, фигуры)

подчернивают графитом. Для этого их смазывают кашицеобразною смесью из 6

графита в порошке и кровавика в порошке со скипидаром. Когда смазка

просохла, вещь обтирают мягкою щеткой и замшею, затем выпуклые места ее,

для сообщения им большего блеска, полируют тряпочкой, смоченной спиртом

или водкою. Такое подчернение носит чисто механический характер и

обусловливается оно теми же условиями, которые с течением времени

производят загрязнение всякой металлической поверхности, т. е.

приставанием частиц пыли (в данном случае роль пыли играет графит) к

неровностям и шероховатостям поверхности. Следовательно, чем менее гладка

поверхность, тем успешнее достигается почернение ее этим механическим

способом.

5. Оксидирование алюминия, а) Поверхность предмета из алюминия полируют

сначала мельчайшим порошком наждака, затем намазывают оливковым маслом и

нагревают, опять-таки при частом намазывании этим маслом, над спиртовой

лампой до тех пор, пока оливковое масло не окрасится в черный цвет. После

этого нагревание прекращают и, по охлаждении предмета, вытирают масло

тряпкой, б) Для покрытия алюминия прочной чернью, его моют сначала в

растворе соды, чтобы удалить следы жира с его поверхности. Высушив, кроют

сбитым яичным белком, простоявшим в теплом месте дня два. Когда белок

обсохнет, то предмет нагревают докрасна на некоптящем пламени. При этом

белок образует слой, который легко отстает, а под ним металл получает

черный цвет.

в. Оксидирование цинка, а) Тщательно очищенный от жира и пыли цинк

опускают в раствор медного купороса. Продержав его там некоторое время,

вынимают, сушат, не нагревая, в сухом месте, а потом обтирают суконкой.

Наконец, натирают шерстяным тампоном с несколькими каплями растительного

масла: тогда поверхность приобретает красивый черный цвет. б) Растворяют в

64 г воды 3 г хлорной меди и 2 г азотнокислого цинка. По растворении

прибавляют 8 г соляной кислоты. Цинковые предметы, вычищенные шкуркой,

окунают в этот раствор.

7. Оксидирование никеля. Никелевые вещи обрабатываются следующим

раствором: 15 железного купороса, 10 азотной кислоты и 45 воды. Когда они

сделаются коричневыми, их споласкивают водой.

 

X. Патинирование металлов.

 

1. Получение искусственной патины химическим путем. То красивое

малахитовое или синевато-зеленое окрашивание, которым обладают древние

бронзовые изделия, произошло под влиянием очень продолжительного действия

на них или влажной атмосферы или влажной почвы, среди которой они были

погребены. Химическое исследование показало, что причина этой патины

(раtina antica) заключается в образовании на поверхности меди или бронзы

более или менее толстого слоя углекислой меди, т. е. той самой соли меди,

из которой состоит малахит. Настощая патина тождественна с малахитом не

только по составу и виду, но и по самому способу происхождения.

Чтобы искусственно получить зеленое окрашивание, очень схожее с настоящею

патиною, нужно, по возможности, подражать тому процессу, при помощи

которого совершается естественное образование патины и малахита, т. е.

поставить вещи в условия, вызывающие медленное и постепенное образование

на поверхности их углекислой меди.

Для этого переносят вещи в помещение с равномерной, умеренно теплой

атмосферою, богатою влагою и углекислым газом; оставляют их здесь более

или менее продолжительное время, смазывая их поверхность ежедневно, не

менее двух или трех раз, 1-2% раствором уксусной кислоты в воде (или

уксусом, разведенным 4-5 воды).

Если нет под рукой подобных готовых помещений, то устраивают специальные

камеры (ящики), соответственной величины с плотно запирающимися дверцами.

Для постоянного образования углекислого газа на пол такой камеры ставят

один сосуд с размельченным известняком или мелом, а вверху, над этим

сосудом, укрепляют другой, меньший сосуд, из которого на мел или известняк

непрерывно и равномерно капает соляная кислота. Смачивание разведенным

раствором уксусной кислоты (см. выше) мелких вещей производится

погружением их в раствор, а крупных - полированием их сверху в виде

мелкого дождя или опрыскиванием их при помощи пульверизатора. Смачивать

таким образом предметы следует не менее двух раз в сутки. Когда зеленый

налет на поверхности вещи станет уже заметным, раствор уксусной кислоты

для смачивания можно еще более развести водою или даже заменить простой

водою.

Для образования надлежащего слоя патины необходимо продолжать описанную

обработку от 2 до 6 недель. Чем бронза богаче медью, чем кислее раствор

для смачивания и чем выше температура камеры, тем скорее совершается



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.