Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гипотеза. Содержание. 1 Этап. Организационный



 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается организация образовательной деятельности по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

В рамках реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мною обобщён опыт по теме «Мы такие разные», направленность – гендерное воспитание.

Характеризуя актуальность опыта необходимо отметить, что

современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением целей и задач, норм и ценностей образовательного процесса, что влечет за собой появление новых подходов к проблеме социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Одним из условий эффективности социализации является гендерный подход.

Предпосылками гендерного подхода в педагогике (А. А. Мудрик, E. H. Каменская, Е. В. Бондаревская, Г. Г. Кравцов и др. ) являются:

1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей: традиционное тендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность.

2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые становятся менее полярными.

3. Наблюдаются объективные изменения в брачно-семейных отношениях: а) происходит становление нового тендерного качества брачно-семейных отношений; б) наблюдаются позитивные изменения в брачно-семейном статусе мужчины, которые выражаются в утрате функции «добытчика», прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства.

4. Повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.

По данным отдела дошкольного образования Федерального института развития образования (ФИРО), собранным на основе анализа специальной литературы можно отметить следующее:

 - для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

 - мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается положительно);

 - в раннем возрасте мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, т. к. нетипичное гендерное поведение в детстве имеет множество отрицательных последствий.

Необходимость гендерного подхода в большой степени осознается в обществе. Однако анализ массовой практики показал, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы:

- программно-методическое обеспечение учитывает возрастные и психологические особенности детей вообще, без учета пола;

 - стратегии, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. Женщина-педагог не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики.

Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним я отношу:

– создание гендерно-комфортного воспитательного пространства;

– разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Наблюдения за детьми моей группы показали, что многие девочки лишены скромности, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, стараются доминировать над мальчиками. Мальчики же не могут постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости, у них наблюдается отсутствие культуры поведения по отношению к девочкам. В сюжетно-ролевых играх дети выстраивают модели поведения, не свойственные полу ребёнка.

Исходя из результатов наблюдений, мною был разработан, реализован и обобщён опыт работы по теме «Мы такие разные».

Цель:  Создание условий для воспитания детей разного пола, их гендерной социализации.

Задачи:

Для воспитанников:

- Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;

- Закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям.

Для педагогов:

- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

Для родителей:

- Повысить уровень компетенций и роли семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Реализация проекта «Мы такие разные» позволит объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

У детей

- Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям посредством игровой деятельности;

- Развитие ребенка как личности в социуме и семье, становление чувства мужественности (женственности);

- Желание отразить свои чувства в художественно-творческой (продуктивной) деятельности.

У родителей

- Повышение уровня компетенций родителей в вопросах гендерного воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.

У педагогов

- Разработка и введение в образовательный процесс комплекса методических материалов для воспитанников средней группы по гендерному воспитанию.

- Повышение профессиональной компетентности в вопросах гендерного воспитания.

Содержание

1 Этап. Организационный

1. Проведение анкетирования родителей на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.

2.  Проведение с детьми:

- педагогической диагностики   с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др. );

- тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др. );

- наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.

Цель проведения педагогической диагностики - выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.

3. Анкетирование педагогов, изучение методической литературы по теме проекта.

Результаты анкетирования родителей показали, что лишь 10% родительской общественности компетентны в вопросах гендерного воспитания детей. Активность родителей в рамках участия в образовательном процессе группы составила 25%.

    Уровень развития гендерной идентичности воспитанников по результатам педагогической диагностики составил 8, 5%.

    Результаты анкетирования педагогов показали, что только 35% педагогов обладают профессиональной компетентностью в вопросах гендерного воспитания детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.