Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 1. Влияние экономического роста на качество жизни



 

Перед правительствами стран с различным уровнем доходов граждан стоят совершенно разные задачи. Так, как проблемы качества экономического роста могут ставить страны, удовлетворившие базовые потребности своего населения, т. е. ЧАС. обеспечили уровень жизни, достаточный для дальнейшего развития государства.

В свою очередь, основой повышения уровня жизни является экономический рост, причем рост определенного качества, поскольку при определенных условиях он может оказывать негативное влияние.

 

1. 2 Типы экономического роста

В экономической теории рассматриваются различные подходы к классификации типов экономического роста.

В зависимости от движущих сил выделяют два основных типа:

– экстенсивный. Он представляет собой прирост ВВП за счет вовлечения в производственный процесс новых дополнительных факторов производства. Также позволяет государству относительно быстро и недорого увеличить объем национального производства и экономический потенциал страны. Но экстенсивный рост имеет следующие недостатки: производство дорогое, научно-технический прогресс отсутствует, производительность труда остается на прежнем уровне или снижается.

– интенсивный. Представляет собой увеличение объемов национального производства за счет повышения производительности труда и внедрения более совершенных технологий. Этот тип роста более сложен для достижения и требует значительных затрат на исследования и разработки для получения передовых технологий.

Включает следующие преимущества:

– решает проблему ограниченности ресурсов, создавая механизмы их более рационального применения,

– стимулирует научно-технический прогресс,

– способствует повышению производительности труда.

В действительности экстенсивный и интенсивный типы роста не встречаются в чистом виде, так как в основном используются как дополнительные ресурсы, так и производственные технологии, повышающие эффективность использования уже задействованных факторов для стимулирования экономического роста.

В настоящее время получает распространение понятие инновационного роста, который предлагается рассматривать как отдельный тип роста. Инновационный экономический рост – это рост за счет увеличения национального производства за счет постоянного внедрения инноваций во все сферы экономической деятельности (производство, сбыт, управление и т. д. ). Предпосылкой его возникновения поспособствовало выросшее существенное обострение конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках вследствие глобализации.

В зависимости от уровня объемов производства выделяют: положительный, отрицательный и нулевой экономический рост.

В зависимости от характеристики факторов выделяют экзогенный (обусловлен внешними факторами) и эндогенный (обусловлен внутренними факторами) типы роста.

В зависимости от стабильности критериев определяют устойчивый и неустойчивый рост.

В зависимости от связи внутренней динамики и развития экономики в мире выделяют связанный и автономный рост.

Следовательно, развитие национального хозяйства, сопровождающееся ростом реального объема производства, представляет собой экономический рост, мерой которого является темп прироста реального ВВП. Экономический рост является результатом действия различных факторов, влияющих на возможность увеличения объема производства, повышения эффективности и качества роста.

В нынешнее время экономическая ситуация в России достаточно нестабильна, отсутствуют темпы устойчивого развития. Этим слабостям российской экономики можно найти много объяснений, но, все содержится в российской экономической системе. Россия позиционирует себя как страна с рыночной экономикой, но на самом деле данный факт неоднозначен. По мнению специалистов, российская экономическая система должна классифицироваться все-таки как смешанная. После распада СССР Россия перешла к системе рыночной экономики, но по многим факторам оказывается то, что наша страна «застряла» в переходном этапе.

Несомненно, сегодня основой экономической системы России составляет рынок, но уровень участия государства велика, также, как и пределы его вмешательства. Это связано в первую очередь с тем, что российский рынок сильно монополизирован. Этот факт обосновывается тем, что длительный отрезок времени экономика России имела командно-административный характер, для которого был присущ в тотальном контроле государством экономической жизни страны. Соответственно, такой контроль был наиболее доступен в рамках малого числа больших фирм, нежели большого объема маленьких предприятий. Это положение упрощало осуществление командно-административной экономики, но значительно усложняло жизнь страны и ее экономической отрасли при переходе к рыночному типу и нормальному ее функционированию. Поэтому уровень государственного вмешательства в некоторые вопросы заведомо велик, и это необходимый шаг для приведения рынка к его разумным условиям.

Приводя одним из факторов классификации экономических систем отношения форм собственности, то можно отметить, что данный критерий указывает на присущность к рыночной системе так, как в России отмечается значительное превышение частной собственности над государственной. Также, капиталистической Россия характеризуется и по способу производства. Хоть и часть частной собственности велика, но доля малого бизнеса, обеспечивающего гибкость экономики и некоторую ее стабильность перед кризисными явлениями, не так высока, как в развитых странах, например, в США. Также, большая часть от всего сектора малого бизнеса приходятся на сферу услуг, особенно торговлю. Малое предпринимательство в промышленности – достаточно редкое явление для российской экономической системы. Хотя после кризиса 2014-2015 годов и введения санкций, политика импортозамещения стимулировала малые предприятия к увеличению своих позиций на рынке.

Российская экономическая система является многоукладной. Хотя базисом является частная собственность, в соответствии со ст. 8 Конституции также существует государственная, коллективная и корпоративная собственность [9, с. 132]. Несмотря на рыночный тип, российскую экономику нельзя охарактеризовать саморегулируемой. Как уже было обозначено ранее, в регулирование экономики активно участвует государство, с помощью прямых и косвенных методов. Рассматривая уровень развития, экономику России можно охарактеризовать как постиндустриальную Уровень компьютеризации с каждым годом постепенно увеличивается, как и доля образованного населения. С иной стороны, серьезным недостатком является высокая доля сырьевого сектора, зависимость от динамики цен на энергоносители, неразвитость наукоемких технологий и связанная с этим зависимость от импортных технологий. [4, с. 24].

В заключение следует отметить, что российская экономическая система относится к неоднозначному типу: она позиционирует себя как страна с рыночной экономикой, при этом наблюдаются некоторые явления, не свойственные рыночному типу. Поэтому можно констатировать, что Россия близка к смешанной экономике, для которой также характерны открытость и капитализм. Кроме того, в экономической системе есть ряд проблем, которые необходимо выявить и найти пути их решения.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

2. 1 Глобальные проблемы и особенности экономического роста в РФ

 

Экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономики. Он характеризует долгосрочные изменения реального объема внутреннего производства, связанные с развитием производительных сил за длительный период времени. Рассмотрим проблемы формирования устойчивого экономического роста в России.

К основным факторам, ограничивающим экономический рост в России, относятся ресурсная ориентация экономики, неконкурентоспособность промышленного сектора на мировом рынке и низкие темпы структурных реформ. Иными недостатками считаются слабый инвестиционный климат и бизнес-среда; высокий уровень воспринимаемой коррупции; неблагоприятная демографическая ситуация; недостаточно развитая конкурентная среда. Кризис, возникший в отношениях между Россией и Украиной в начале 2014 года, обусловил дополнительные факторы давления на экономику.

Это привело к появлению экономических санкций, а также к ослаблению доверия иностранных и российских инвесторов и поспособствовало значительному оттоку капитала из России.

В 2019 году к списку этих недостатков добавилась и ситуация с COVID-19 и её последствия в виде ухудшения уровня мировой экономики, снижения товарооборота с зарубежными странами, роста безработицы и падения доходов нашего населения и, как следствие, снижения его потребительской активности, а также спада деловой активности в российской экономике.

21 июля 2020 года Президент России В. В. Путин подписал Указ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе сохраняется ведущий приоритет социально-экономического развития страны – повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации, решение демографических проблем и в среднесрочной перспективе – увеличение численности населения и равномерности его распределения по территории страны, создание комфортных условий для жизни, работы и самосовершенствования каждого гражданина.

Рациональность этого указа полагает наращивание темпов социально-экономического развития России путём решения указанных выше задач. Интенсивность усилий в этих направлениях требует доработки целей развития и стратегических планов их достижения в границах уже реализуемых национальных проектов, особенно в условиях масштабной стагнации мировой и отечественной экономики, спровоцированной развернувшейся пандемией COVID-19 и её влиянием на перспективы социально-экономического развития.

Центробанк главными удерживающими экономический рост факторами считает внешние: это низкая деловая активность в странах – торговых партнерах России, особенно в еврозоне, и, как следствие, слабый спрос на российскую продукцию. От реорганизации экономики на современной технологической основе влияет не только будущее России, но и её имидж как промышленной державы. Отмечая приличное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, имеет место надобности масштабных притоков инвестиций как отечественных, так и иностранных.

Одним из основных источников снижения общего экономического роста стало сокращение размера инвестиций в основной капитал. При этом существенная часть этого сокращения пришлась на крупные компании инфраструктурного сектора с государственным участием (прежде всего, «Газпром»).

В России существует ряд региональных проблем, которые характеризуются затруднением для экономической регионализации и необходимые ресурсы пока еще надлежащим образом не вовлечены. Так на данном этапе наблюдается низкая эффективность реформ на рыночном секторе экономике. В данном случае конкурентоспособность экономики остается на низком уровне. Проблема конкурентоспособности носит многоуровневой характер. А в связи с тем, что территория России весьма большая и природные ресурсы многообразный уровень, имеющий отраслевой и региональный характер является достаточно важным для России.

В настоящее время неоднородность регионального регулирования иностранного капитала только возрастает, так как четкая региональной политика в России практически отсутствует. Интересы инвесторов приобретают ключевое значение, как в территориальном регулировании иностранного капитала, так и в отраслевом. Россия нуждается в огромных инвестиционных ресурсах и приостановка инвестиционного процесса может привести к потерям темпов развития. А отмечая высокий уровень износа основного капитала, приостановление обновления производства может пагубно сказаться на существовании самой организации.

Для избежания таких ситуаций в России существует государственный инвестиционный фонд, цель которого – софинансирование инвестиционных проектов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации стабильному экономическому росту и развитию экономики должны содействовать средства, заложенные в федеральный бюджет Российской Федерации для разработки инвестиционных проектов. Показатель загрузки мощностей в промышленном производстве фактически достиг предкризисных значений, что ведет к снижению возможности предприятий стремительно откликаться на наращивание спроса.

Чтобы устранить это ограничение, необходимо значительное увеличение инвестиционного потенциала, а также пересмотр способов по улучшения производственной и транспортной инфраструктуры, влияющих увеличению продуктивности труда. Еще одной трудностью, сдерживающей устойчивый экономический рост может стать динамика внешнего спроса на отечественную продукцию. Рост мировой экономики значительно приостановился и пока не наблюдается значительного роста на главных экспортных рынках.

Улучшению конкурентоспособности российской продукции должен поспособствовать рост объемов инвестиций. Экономический рост в современной России имеет экстенсивный характер вследствие традиционной неконкурентоспособной продукции. Многие экономические реформы были не доведены до конца вследствие слабости институтов власти, недостаточностью профессионализма на различных уровнях власти.

К тому же Россия пока не смогла занять желательные стабильные позиции по поставке готовой продукции на экспорт, в доле экспорта все еще главенствует сельскохозяйственная продукция и сырье. В последующем в экономике вероятно немало «острых» углов и проблем. Но в экономике России есть надлежащий потенциал не только для экономического роста, но и для экономического и социального благосостояния. Следует посчитать, что для обретения высоких и устойчивых темпов экономического роста в будущем понадобится более высокое качество содержащихся факторов.

Для этого имеются не только людские, технологические, производственные, природные, финансовые ресурсы, но и находчивые и высокообразованные люди нового поколения, а также научно-технический потенциал. Одним из главных факторов в новой схеме роста должен стать человеческий капитал. Впрочем улучшение качества человеческого капитала требует преобразование социальной сферы экономики, в том числе образования, здравоохранения и пенсионной системы. Благодаря всем этим усилиям есть объективный шанс достичь улучшенного роста ВВП и промышленного производства и вывести Россию на первое место по размерам ВВП в Европе и пятое-шестое место в мире.

Проблемы в финансовой сфере и противоречия в международной торговле вынуждают развивающиеся страны примкнуть к процессу глобализации. Страны стремятся к объединению. В новых условиях для стабильного развития требуется разработать стратегии на долгосрочную перспективу, учитывая поддержание баланса во всех сферах жизнедеятельности, включая политическую, экономическую, социальную и экологическую.

Интеграция как важный процесс глобализации стимулирует развитие производительных сил, а разделение труда способствует эффективному распределению ресурсов, что в соответствии с теорией сравнительных преимуществ должно привести к улучшению торгового оборота между странами. Интеграционные процессы развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга. Объединение развитых стран основано на взаимной торговле, а в развивающихся странах или странах с новыми рыночными экономиками, на процессе производства, т. к. у слабых стран часто отсутствует возможность развивать свою промышленность самостоятельно.

Барьеры экономического роста в виде тарифных и нетарифных ограничений, низкий уровень развития экономики можно устранить только путем объединения производственных усилий, что возможно в условиях совместной деятельности, но которая больше характерна не для интеграции, а для сотрудничества.

Таким образом, интеграционные группировки большинства развивающихся государств практически показали свою неэффективность. Поэтому остается наиболее выигрышный вариант – интеграция с развитыми государствами. В таких группировках страны «третьего мира» представляют интерес до тех пор, пока они насыщены ресурсами роста, а их кратко- или долгосрочное развитие определяется степенью исчерпанности ресурсов. О равенстве в интеграционном процессе можно говорить только тогда, когда страны объединяются на основе процесса индустриализации, в частности, развития обрабатывающей промышленности.

В этом случае они получают обоюдную выгоду. Но так как этого не происходит, то разрыв между странами (развитыми и развивающимися), достигнув рекордной величины, продолжает расти. Экономическое развитие стран определяется их территориальным, географическим и климатическим расположением. Многие страны находятся в неблагоприятных условиях, не имея производственных ресурсов.

Динамика большинства развивающихся стран основана на сырьевом секторе (сельское хозяйство, добывающая промышленность), который имеет возможность развиваться только путем получения финансирования от развитых государств или международных организаций. Используя страны «третьего мира» как сырьевой придаток, богатые государства не берут на себя ответственность за сохранение экологического равновесия, не стремятся сократить разрыв в уровне производительности труда, технической оснащенности, уровне жизни, доходов, потреблении.

Получение иностранных кредитов отсталыми странами не приносит положительного эффекта, и проблема экономического роста остается фактически не решаемой. Говоря об экономическом росте в целом, его темпы последние два года в развитых странах удерживались на уровне 2, 2 процента. Для некоторых стран это был потенциальный максимум, причем при рекордно низком уровне безработицы. Произошел рост валового внутреннего продукта (ВВП) Китая и Индии на 5, 8 процента.

Востребованность энергоресурсов для стран-экспортеров сырьевых товаров, несмотря на нестабильность цен, позволила восстановить их экономику. Применение фискальных мер способствовало росту экономики США, который компенсировал замедление экономического развития ряда крупных государств, поэтому в мире в целом ситуация остается стабильной. Отрицательное влияние на ряд государств оказало сокращение производства средств труда, что повлекло снижение товарооборота и финансирования производств.

Рассматривая в этих условиях характеристики уровня жизни, отметим, что ВВП на душу населения в мире по усредненным показателям составил 11, 4 тысяч долларов. Развитые страны, в которых данный показатель (46, 6 тысяч долларов) почти в 8 раз превышает развивающиеся (5, 7 тысяч долларов). В странах Южной Азии, Африки доходы в 2019 году составили около 2 тысяч долларов. Обычно повышение уровня жизни связывают с экономическим ростом. Вышеприведенные цифры свидетельствуют о неравномерном росте, который отсутствует в регионах, наиболее нуждающихся в ускорении своего экономического развития.

В целом по каждой группе стран доходы на душу населения снизились, но усилилась степень дифференциации стран. Даже исторически низкий уровень безработицы во многих странах (от 0, 1 процента в Катаре, Камбодже, Беларуси до 32, 5 процентов в Боснии и Герцеговине) в мире не привел к увеличению располагаемых доходов [3, с. 165].

 Проблемы снижения уровня бедности и отсталости существуют наряду с отсутствием у большей части населения мира социальной защиты, а потенциальные возможности роста ограничены только развитием трудоемкого сельского хозяйства. Связанный с таким состоянием экономики медленный рост доходов не позволяет достичь других целей устойчивого развития (создание необходимой инфраструктуры, улучшение системы здравоохранения, образования, расширения прав и возможностей людей).

На сегодняшний день около 660 миллионов человек не могут преодолеть порог бедности, 58 процентов из них проживают в африканских государствах, 31 процент – в странах Южной Азии. Для уничтожения бедности к 2030 году от африканских государств требуется удвоение ВВП и сокращение дифференциации доходов.

В регионах с высоким уровнем бедности и неравенства препятствием социально-экономической динамике являются низкие доходы на душу населения. Поиск путей ликвидации бедности в Африке и других государствах сводится к обеспечению экономического роста. Обладая важными экономическими ресурсами страны с новыми рыночными экономиками, испытывают проблему раскрытия своих возможностей [4, с. 25].

Развитие многих отстающих стран зависит от сырьевого сектора и экспортных поступлений, позволяющих финансировать государственные расходы. Большой объем внешнего долга, и дисбаланс отраслей приводит к рискам, грозящим ухудшением экономической ситуации.

В 2019 году торговая напряженность между крупнейшими экономиками мира значительно возросла. Странами повышены таможенные пошлины, что стало тормозом для обмена между ними. Дальнейшая эскалация торговой напряженности между крупнейшими экономиками мира и спираль дальнейшего повышения тарифов создают риски для инвестиционных процессов и влекут повышение потребительских цен. Растущая политическая неопределенность и трудности, с которыми сталкиваются отдельные страны, привели к серии резких колебаний цен на финансовых рынках в 2019 году.

На интересы инвесторов повлияли: эскалация торговой напряженности, высокий уровень долга, возросшие геополитические риски, колебания на рынке нефти и нестабильность денежно-кредитной политики. В данной ситуации любые неожиданные или внезапные изменения настроений инвесторов вызову резкое падение рыночных цен и хаотическое перераспределение капитала.

Климатические риски также угрожают экономике развивающихся государств. Большое количество экстремальных погодных явлений, произошедших за последнее время, связаны с изменением климата на Земле. Климатические бедствия, которым подвергаются различные регионы порождают миграционные процессы, нанося ущерб экономике государств. Такие объекты как аэропорты, морские порты, представляют стратегическую ценность для устойчивого развития экономики.

Нарушение транспортной инфраструктуры влечет замедление международной торговли. Глобальное потепление даже на 1, 5 градуса по Цельсию вызовет риск затопления прибрежных районов. С 2020 года мировая экономика вступила в фазу глубокого кризиса, которая, по мнению экспертов, продлится не один год. Основной причиной этого состояния, повлиявшей на политику, экономические отношения, ценности и приоритеты государств во всем мире, является пандемия COVID-19. Масштабные локдауны, закрытие секторов экономики в 2020 году в мировом масштабе привели к сокращению мирового валового продукта (МВП) на 4, 8 процента.

Сложившиеся условия требовали поиск новых путей и механизмов взаимодействия экономических субъектов. Неравномерное восстановление мировой экономики произошло в 2021 году. МВП увеличился примерно на 4, 2 процента и прогнозируется его дальнейший рост примерно на 4 процента в 2022 году. К первой половине 2022 года объемы мировой экономики должны вернуться к докризисному уровню, благодаря активному восстановлению экономики Китая, в тот же момент динамика ВВП крупнейших экономик мира будет существенно отличаться.

По данным Всемирного банка темпы экономического роста в мире стимулированы ростом экономической активности, отложенным спросом в Китае, ускорением инвестиционных процессов в США. На сегодняшний день, по данным экспертов валовой продукт США (22 триллиона долларов) по объему сравним с суммарным ВВП порядка 170 государств, не только развивающихся (133 государства), но и развитых.

Рассматривая самые маленькие экономики мира, стоит отметить Тувалу (ВВП в 2021 году составил 70 миллионов долларов), Микронезию – 400 миллионов долларов. Доминику – 600 миллионов долларов. Здесь прослеживается неравномерность развития по всем группам стран. Фундамент устойчиво высоких темпов роста составляют знания, финансы и технологии. Возможности новых рыночных экономик во многом ограничены.

Рассматривая роль сферы образования в формировании знаний, нужно сказать, что высокий уровень образования в развивающихся государствах вызовет миграцию населения в развитые регионы мира, а интеграционные процессы этому способствуют. Причиной этому является несоответствие уровня жизни (оплаты труда) производительности труда квалифицированных специалистов и отсутствием необходимых рабочих мест.

То есть правительство, выделяя средства на развитие сферы образования и науки с целью повышения производительности труда внутри государства, получает «отток умов», и экономика вместо желаемого роста остается на кризисном уровне. Сокращение масштабов бедности является одним из принципов экономической динамики. Развитые страны и международные организации на основе торговых соглашений, предоставления займов, финансирования, экономической и социальной помощи стараются подчинить слабые государства, лишив их самостоятельности, в том числе, в вопросах экономического роста.

Устойчивость роста в развивающихся странах – стимулирующий фактор сбалансированного развития глобальной экономики.

 

 

2. 2  Возможности развития экономического роста в РФ

 

В преддверии до пандемии COVID-19 стоимости на нефть на рынке уже начали свое падение в результате ценовой войны между Саудовской Аравией и Россией. Переговоры между этими двумя странами зашли в тупик во время встречи ОПЕК в Вене 6 марта 2020. В итоге на всемирном рынке образовался избыток нефти, что ускорило невообразимый обвал цен на нефть, который пагубно сказался на экономике, особенно зависимых от нефти стран, как Нигерия, Венесуэла и Ангола.

В начале пандемии COVID-19 цена на нефть снизилась примерно на 30%. Такого низкого низкого показателя не было со времён окончания войны в Персидском заливе. Однако после того, как была достигнута договоренность между членами ОПЕК о сокращении добычи, цены на нефть начали движение вверх [3, с. 165].

Снижение цен на нефть является основным каналом, через который COVID-19 оказывает влияние на нефтедобывающие страны. Хотя есть и другие факторы, но именно COVID-19 представляется наиболее важным из них, поскольку вследствие пандемии резко сократился спрос и закрытия китайской экономики. На долю Китая приходится около 14% мирового спроса на нефть и более 75% роста спроса на нефть. Китай за последнее время стал глобальным логистическим центром, и любые сбои в его экономике оказывают негативное влияние на экономику другие.

В результате пандемии COVID-19 фактическое закрытие границ привела к низкому спросу на нефть. Были приостановлены международные перевозки людей. Были закрыты аэропорты и границы. Были закрыты заводы и другие промышленные предприятия. Все это усугубило нефтяной кризис. Нефтезависимые страны, такие как Россия, были вынуждены внести корректировки в бюджет, поскольку планирование осуществлялось исходя из более высокого уровня цен на нефть. Эта ситуация отразилась также и на счетах платежного баланса. Такие страны, как Нигерия, начали обращаться за иностранными кредитами, чтобы восполнить дефицит счета текущих операций.

Пандемия требует огромных инвестиций в здравоохранение, для поддержания и развития в котором требуются средства, оборудование и персонал. Энергетический рынок пережил один из самых больших потрясений со времён «Нефтяного кризиса» 1973 года. В результате экономика нефтезависимых стран оказалась под угрозой в связи с сокращением поступлений иностранной валюты, которую обеспечивала продажа нефти. Как вывод, осуществление бюджетных расходов в полном объеме становится затруднительным. Финансовый кризис особенно заметен для нефтезависимых стран, которые имеют малые золотовалютные резервы, например, таких как Бруней.

Таким образом, большинство стран были вынуждены прибегать к внешним займам для покрытия бюджетного дефицита. На глобальном уровне основные мировые фондовые индексы зафиксировали резкое снижение с началом пандемии COVID-19. Потери составили триллионы долларов. На состоянии фондовых рынков всегда сказывается влияние внешних факторов, например, таких как глобальный финансовый кризис 2008 года. И даже неэкономические факторы, такие как эпидемии, сказываются на фондовых индексах. В США, глобальном центре фондовых рынков, индекс S& P 500, промышленный индекс Доу-Джонса и индекс NASDAQ продемонстрировали резкое снижение в начале 2020 г., достигнув минимума в марте.

Последующее движение индексов вверх было обеспечено принятием 25 марта 2020 г. Сенатом США пакета срочной помощи и экономического стимулирования на общую сумму 2 трлн долл. для борьбы с последствиями пандемии коронавируса. В марте 2020 года фондовый рынок США приостанавливал торги на фондовой бирже четыре раза в течение десять дней. А это беспрецедентный случай: ранее такое случалось лишь один раз в 1997 г. Фондовые рынки Гонконга, Южной Кореи и Австралии ежедневно фиксируют падение фондовых индексов более чем на 5%, в то время как в Китае оно составляет около 3%. FTSE в Великобритании рухнул более чем на 10% 12 марта 2020 года, что стало самым низким показателем с 1987 года. На фондовой бирже Японии падении фондовых индексов составило более 20% по сравнению с их пиковыми значениями в 2019 году [12, с. 23].

Фондовые рынки во всем мире демонстрировали огромную волатильность, никогда ранее не наблюдавшуюся. Результатом стали совокупные потери, составившие примерно 12, 35% стоимости в период с января по май 2020 года, или более 9 трлн долл. с начала пандемии COVID-19. Торговля услугами также оказалась непосредственно затронута пандемией COVID-19 в результате введения транспортных и туристических ограничений и закрытия многих торговых предприятий и гостиниц. Услуги не включены в прогноз WCO по торговле товарами, но большая часть торговли товарами невозможна без осуществления услуг (например, транспортные услуги). Услуги также взаимосвязаны.

Например, воздушный транспорт взаимосвязан с проведением культурных, спортивных и рекреационных мероприятий, которые в условиях пандемии были либо отменены полностью, либо существенно сокращены. Однако некоторые секторы экономики могут извлечь выгоду из кризиса. Например, услуги в области информационных технологий, спрос на которые резко возрос по мере того, как компании предоставляют сотрудникам возможность работать дома, а люди продолжают общаться удаленно.

Глобальные проблемы, стоящие перед российской экономикой, политическая нестабильность и продолжающаяся война в мире оказывают огромное влияние на экономическую политику России, а также активно обсуждается необходимость обеспечения экономического роста. Об этом свидетельствуют слова президента России В. Путина о необходимости в ближайшие несколько лет войти в топ - 5 национальных экономик мира и достичь темпов экономического роста в мире.

Разумеется, решить эти вопросы является задачей правительства, научного и экспертного сообщества. Несомненно, это своего рода расширение экономического роста, перераспределения и использования различных инструментов. Уровень жизни населения улучшился, и был создан сильный стимул для экономического развития.

Период экономического роста и качества напрямую связан и определяется системой и государством с созданием макроэкономической политики, является генератором или аббревиатурой экономического роста. Поэтому необходим анализ основных положений и целей долгосрочной экономической политики российского правительства.

Следует отметить, что экономическое развитие в сфере национальной политики определяется документом «Долгосрочная концепция социально-экономического развития до 2020 года» в России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. № 1662-р, независимо от ее основной цели, уровня успеха, экономического развития и социального статуса. Век, находившийся на лидирующих позициях в мировой экономике и надежной конкуренции, государственной безопасности и конституционных прав граждан, гарантирующий реализацию в 2015- 2020 годах, Россия должна войти в ряд пяти стран с точки зрения ВВП (с точки зрения паритета покупательной способности).

Валовой внутренний продукт, реальные располагаемые доходы неуклонно снижались с 2013-2017 годов, а число бедных людей увеличилось на 4 млн. Реализация этого критерия крайне сомнительна, так как, например, по данным Всемирного банка, Россия занимает лишь тринадцатое место по ВВП. Безусловно, причинами подобной ситуации являются международные санкции и снижение цен на нефть, но тем не менее именно эти внешние шоки показали всю несостоятельность существующей в стране экономической модели развития.

Особое внимание следует уделить стратегии макроэкономического развития страны, разработанной Минэкономразвития России – «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации», Центр стратегических разработок» под руководством Кудрина – «Стратегия 2018 – 2024», Институт экономического роста. «Стратегия роста» – им. Столыпина во главе с Борисом Титовым. Эта стратегия основана на модели экономического роста, которая приводит к различным методам. По сути, стратегический подход должен конкурировать друг с другом в повестке дня макроэкономических политических мер до 2024 года.

Все стратегии и концепции современной геополитической и технологической среды устарели с момента их разрешения. Экономисты также отмечают, что существует конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями социально-экономического развития, что означает, что краткосрочное воздействие будет вредным с точки зрения долгосрочного экономического роста, в то время как долгосрочный успех прогнозирования практически невозможен. декомпозиция социально-экономического развития будет иметь последствия для долгосрочного экономического роста.

Таким образом, для укрепления новой модели перехода к макроэкономической политике экономический рост является следующим шагом, если это необходимо. Первоначально экономический рост, достигнутый в производительности труда, должен помочь повысить конкурентоспособность продукции и повысить эффективность ее разработки.

Поскольку стратегия экономического роста и развития России основана как на передовых возможностях, так и на политическом и промышленном капитале, высокотехнологичная промышленность с слишком высокой добавленной стоимостью капитала для производства конечного продукта может не работать, внутренний общий спрос на средний и малый бизнес не документируется.

Наконец, переход на новую сырую модель экономического роста требует значительных структурных изменений. На основе модернизации основного капитала, создавая новые инструменты производства и новые промышленные продукты, они меняют смысл необходимости инвестировать в производство продукции труда, капитала и финансового сектора.

ВВП на душу населения в 2019 году в России, согласно данным Росстата, достиг значения в 29440, 76 долларов США, но уже в 2020 году данный показатель вырос до значения в 30176 долларов США. Это можно объяснить тем, что в экономике нашей страны продолжается умеренный рост, осуществляемый в условиях обоснованной макроэкономической политики, но при наличии структурных ограничений, воздействия санкций и относительно нестабильной эпидемической ситуации. Сложившаяся ситуация требует выбора такой экономической политики государства, которая будет прямым образом влиять на темпы экономического роста.

Наиболее оптимальный вариант для обеспечение экономического роста является политика «постепенного развития». Для достижения «постепенного развития» необходимо преодолеть следующие трудности:

Во-первых, нашей стране необходимо стать составной частью многополярной экономики мира, а также переформатировать свою. Для этого необходимо увеличить взаимодействие с Китаем, это можно осуществить в рамках проекта «Новый Шелковый путь». Традиционно партнёром нашей страны была Европа, но на данный момент наблюдается интеграция в восточном направлении [6, с. 116].

Во-вторых, перед Россией стоит задача в решении структурных проблем внутри страны, а именно, в увеличении ВВП на душу населения как минимум в 1, 5 раза. Для реализации данной задачи необходимо увеличить статью расходов федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение. Но в тоже время есть ряд следующих препятствий: коррупция; теневая экономика, которая составляется 16–18 % от совокупного российского сектора экономики; административные барьеры.

В-третьих, для обеспечения полноценного и стабильного экономического роста необходимо наиболее полно реализовать потенциал инвестиционного и потребительского спроса. По данному направлению важными факторами должны стать рост доходов населения и производительности труда на 4–5 % в год [7, с. 195].

Также для достижения экономического роста важно достичь улучшения инвестиционного климата в нашей стране, максимально снизив различные барьеры в области законодательства. Необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию энергетической и транспортной инфраструктуры. Также очень важно для экономического роста оказать поддержку малому и среднему предпринимательству и повысить уровень его конкурентоспособности.

Итак, безусловным остаётся тот факт, что наиболее важные перспективы, стоящие перед экономическим ростом в нашей стране, будут зависеть от возможности внедрения целого ряда новейших технологий, искусственного интеллекта и, конечно, от перевода современной экономики в цифровое русло [8, с. 79].

Таким образом, необходимо отметить, что Россия обладает всеми возможностями, которые обеспечат необходимый темп экономического роста. Безусловно, для этого необходимо построить баланс между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом. Иными словами, необходимо расширить производство при помощи увеличения количества заводов и внедрения научно-технического прогресса в процесс производства, наращивания инвестиционной и инновационной деятельности, развития науки, которая способна сформировать передовые технологии, реализации грамотной политики в области управления, и следования поставленным экономическим целям.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В условиях динамично развивающейся экономики актуализированы вопросы, связанные с исследованием экономического роста и экономического развития. Исследователи продолжают уточнять, дополнять и расширять понятия, выделяют новые параметры и показатели, рассматривают всевозможные подходы раскрытия взаимосвязи экономического роста и развития.

На сегодняшний день доказано, что эти категории взаимообусловлены и тесно связаны друг с другом. Действительно, «экономический рост, отражающий количественное приращение продукции, невозможен в долгосрочной перспективе без экономического развития». Однако множество интерпретаций этих понятий выявляет необходимость внесения смысловой ясности и конкретики.

Сегодня решение проблем, связанных с эффективным экономическим ростом, напрямую связанно с внедрением новых технологий, так необходимых для обеспечения конкурентоспособности продукции. Без государственной социально-экономической политики, которая учитывает все трансформационные преобразования в стране, направленной на создание, прежде всего, благоприятного социального климата на территории Российской Федерации, а также в регионах и во всех отраслях производства – невозможно. Данная политика позволит увеличить приток инвестиционных ресурсов в экономику государства и позволит обеспечить эффективную реализацию имеющихся ресурсов и возможностей для экономического развития.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы приходим к выводу, что экономический рост и экономическое развитие – это сложные экономические понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. На сегодняшний день, развитие – это комплекс изменений, направлен ных на улучшение материальных и духовных условий жизни. При этом, экономический рост является инструментом, с помощью которого можно реализовать цели экономического развития.

Страны, где сегодня отмечаются стратегии «рост без развития» и «развитие без роста», для совершенствования ситуации внутри своих территорий, нуждаются в качественном экономическом росте. Одни из них – для того, чтобы преобразовать рост ВВП в рост благополучия общества, другие – для поддержания развития на высоком уровне.

Более того, изучение прикладных и теоретических вопросов может способствовать открытию новых направлений развития производства, а также повышению уровня качества жизни населения.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Белоусова, С. В. система управления общественным сектором в свете теорий управления социально-экономическими системами / С. В. Белоусова // Вопросы управления. - 2020. - № 6 (18). - С. 135-148

2. Воронов, Г. А. Определенный подход к формированию системы показателей оценки управления социально-экономическими системами / Г. А. Воронов, С. А. Воронов, Э. Б. Назина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 12 (72). – С. 50.

3. Гайнанов, Д. А. Механизм взаимодействия экономических агентов в системе управления разноуровневыми социально-экономическими системами / Д. А. Гайнанов, И. Д. Закиров // Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS'2015)// Proceedings of the 3rd International Conference. 2018. - С. 164-168.

4. Крашенникова, Т. В. Проблема формирования сбалансированной системы показателей оценки эффективного управления социально-экономическими системами / Т. В. Крашенникова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2018. - № 20. - С. 24-28.

5. Лаврикова, Ю. Г. Труды всероссийской конференции / Ю. Г. Лаврикова // от идеи академика С. С. Шаталина о системных подходах к саморазвивающимся социально-экономическим системам. - 2018. - Том 4. – С. 354.

6. Лизунов, В. В. От производственных кластеров к социально-экономическим системам / В. В. Лизунов // Динамика систем, механизмов и машин. - 2017. - № 5. - С. 116-123.

7. Молчан, А. С. Система потенциалов устойчивого развития и экономической безопасности социально-экономических систем / А. С. Молчан, А. П. Ануфриева // Экономика устойчивого развития. - 2018. - № 2 (22). - С. 195-201.

8. Селезнева, И. Г. Влияние экономического роста на показатели уровня и качества жизни населения / И. Г. Селезнева, А. С. Сухова, И. Ю. Лясина // Сервис Plus. – 2018. – № 3. – С. 79 – 86.

9.  Сибирская, Е. В. Развитие систем управления экономическими системами / Е. В. Сибирская // Регион: системы, экономика, управление. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 131- 135.

10. Слагода, В. Г. Экономическая теория: учеб. для вузов / В. Г. Слагода, М. Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2018. – 159 с.

11. Соложенцев, Е. Д. Управление социально-экономическими системами и системой инноваций стратегия развития страны / Е. Д. Соложенцев // Проблемы анализа риска. - 2019. - Т. 11. - № 3. - С. 32-46.

12.  Строева, О. А. Эволюция систем управления экономическими системами / О. А. Строева // Вестник ОрелГИЭТ. - 2018. - № 4 (10). - С. 23-28.

13. Ткаченко, А. А. Что такое качество жизни в глобализирующемся мире? / А. А. Ткаченко // Власть. – 2020. – № 6. – С. 5–11.

14. Ульченкова, В. Э. Влияние инновационных факторов на темпы экономического роста России. / В. Э. Ульченкова // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – №38. – С. 27 – 33.

15. Чернявская, Ю. А. Место и роль особых экономических зон в системе общей концепции развития экономических систем / Ю. А. Чернявская // Экономическое развитие России: драйвер роста или генератор вызовов. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 231-234.

16. Ядгаров, Я. С. История экономических учений / Я. С. Ядгаров. – М.: Инфра, 2018. – 129-134 с.

17. Определение роли человека в сфере занятости общества [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http: //sbiblio. com/biblio/archive/radaev_ekonom/06. aspx (Дата обращения 4. 05. 2022).

18. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа:  http: //uecs. ru/uecs-38-382012/item/1015-2012-02-09-05-28-35 (Дата обращения 4. 05. 2022).

19. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: URL: http: //www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (Дата обращения 4. 05. 2022)

20. Федеральная стратегия экономического роста до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа:  http: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (Дата обращения 4. 05. 2022).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.