Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1 1 страница



 

Эрнест Анатольевич Цветков

В поисках утраченного «Я»

 

 http: //lib. aldebaran. ru

«В поисках утраченного «Я»»: Питер; Санкт‑ Петербург; 2002

ISBN 5‑ 94723‑ 071‑ 2

 

Аннотация

 

Почему даже при полном благополучии вы часто не удовлетворены своей жизнью и отношениями с окружающими? Чем вы руководствуетесь, совершая те или иные поступки или произнося те или иные слова? Что представляет собой ваше «Я»? Эти вопросы время от времени задает себе каждый. Книга‑ тренинг «В поисках утраченного „Я“» не только ответит на них, но и поможет вам распознать и решить проблемы, которые существуют в вашем подсознании, но активно влияют на всю вашу жизнь.

 

Эрнест Цветков

В поисках утраченного «Я»

 

Пролог

 

Данная книга представляет собой практическое руководство, своего рода краткий курс по изменению собственной жизни. Она составлена как некий учебник по внутренней «навигации» – постижению и освоению таинственных пространств наших миров и измерений. Поэтому она содержит в себе своеобразные карты, сообразуясь с которыми можно свободно ориентироваться на этих необычных территориях, скрытых от посторонних, а зачастую и от наших собственных глаз. Однако путь человеческой судьбы может быть метафорически вычерчен в виде поступательной последовательности ее деяний – праксисов (от лат. praksis – действие). Таким образом, каждая биография, являясь неповторимым личным романом о жизни и о себе, имеет тем не менее универсальную, мистическую драматургию.

Вместе с тем кто‑ то может задать резонный вопрос: «А зачем, собственно, менять ее, эту самую жизнь? ». Без излишних протяженных мудрствований вроде «извечного стремления к совершенствованию», «тяги к познанию», «устремленности к освоению запредельных миров», «дерзновенности человеческого разума» и т. д. скажу просто – потребность изменить

свою жизнь заложена в человеке на уровне инстинкта. Совершенствование – это не прерогатива «продвинутых», а биологически заданная программа выживания каждой человеческой особи. Это такая же насущная потребность, как и любовь.

Многие ныне метят пробраться в когорту «посвященных», культивируя и лелея мечты об обретении сверхчеловеческих, паранормальных способностей. Но что там – сверхчеловеки? Нам бы до человеков дорасти… добраться до того высочайшего уровня, который и определен этим словом – ЧЕЛОВЕК, что в буквальном переводе с санскрита означает – «мыслеведающий» (ЧЕ – «мысль», ВЕК – «ведать», «видеть»). Поэтому, приступая к написанию данного пособия, я прежде всего предлагаю его тем, кто стремится вырваться из рутины опостылевших будней, совершить прорыв в постижении себя самого, найти себя в созидающем благотворном общении с собою же, ближним своим и дальним тоже, ожить и проявить свою жизненность в полной мере.

Исходя из сказанного, вы с большей ясностью осознаете, почему настоящее руководство в подзаголовке обозначено как «книга‑ тренинг». Можно рассуждать о смысле жизни и, дотошно роясь в букве закона, выуживать «великие» истины. Но возможен и иной путь – это путь непосредственного делания. Именно он выбирается здесь. Исходя из этого, прежде чем приступить к изложению основного материала, который является практически дословной записью моих лекций, семинаров и тренингов, я совершу краткое введение в философию (но не философствование) системы практического преображения личности.

 

Философия тренинга Studium ЦЭ

 

Studium – в переводе с латыни означает «стремление», «деятельное участие», «занятие», «профессия», «наука». ЦЭ – аббревиатура значений Цель + Энергия.

• Мы исходим из понимания того, что наша жизнь есть одна большая привычка, некий таинственный, но – рефлекс. Сообразно сказанному, в значительной степени проясняется и ситуация: «плохая» или «хорошая» жизнь всего лишь навсего – дело привычки.

• Данное положение позволяет нам проникнуться уверенностью в том, что мы вовсе не бессильны и можем сами что‑ либо изменить в своем бытии, что мы – не пыль, гонимая ветрами Вселенной, но – существа, способные к активному и осознанному жизнетворчеству.

• Трудности и проблемы возникают там, где мы не знаем, как и когда действовать (или бездействовать), что делать (или не делать) в тот или иной момент.

• Поэтому наши ошибочные, то есть неэффективные, реакции очень быстро становятся негативными, извращенными рефлексами и вскоре претворяются в патогенные, разрушительные программы, которые и обусловливают цепочку последующих мук и страданий.

• Таким образом, складывается соответствующий жизненный формат (стереотип), и мы к нему легко привыкаем, «обживаем его». И тогда вся жизнь становится одной сплошной вредной привычкой. Именно в отношении такого существования уместны слова: «Жизнь – это смертельная болезнь, передающаяся половым путем».

• Однако нам известно и другое: от любой привычки можно избавиться за довольно короткий срок и заменить ее новой – позитивной и благотворной. Чтобы данный процесс проходил легко, приятно, без надрывов и потуг, следует просто знать, как это делается.

Возможность раскрытия в себе подобного знания и предоставляет тренинг Studium ЦЭ. Именно знания, а не только информации. И это весьма важный акцент. Ведь, к примеру, можно прочитать огромное количество литературы, посвященной умению плавать, и даже выучить ее наизусть, а войдя в воду, тут же начать тонуть со всей своей начитанностью. Для того чтобы плавать, необходимо знать, как плавать. В том‑ то и заключается основное отличие такой формы обучения, как тренинг, от академического лекционного начетничества. Тренинг – это:

• живая, саморазвивающаяся система. Это – сама жизнь, только сконцентрированная и проявленная в четком, сжатом выражении, которое без труда позволяет выявиться всем ее закономерностям и «подводным» течениям. Это и обеспечивает возможность ее «панорамного» видения как целостного смыслового поля;


• уникальная форма общения, где никто никому не должен, не обязан быть «хорошим», и ему нет необходимости «держать лицо» и соответствовать чьим‑ то ожиданиям;

• возможно, единственное место, где можно высказаться полностью, не боясь осуждения, насмешек, не стесняясь показаться глупым и несуразным.

Пространство тренинга – это место, где можно единожды и навсегда освободиться от мусора в душе и получить технологию, позволяющую больше не накапливать в себе новые психические отходы, а научиться умело перерабатывать «руду» в «золото». Вместе с тем психотренинг не следует воспринимать как задушевные посиделки с хоровым плачем или коллективным ликованием. Каждый его процесс выверен с математической точностью и проверен строгой логикой жизненной практики. Посему он предстает именно как Система, подкрепленная основательной исследовательской базой, и содержит в себе четко отработанную структуру.

 

Структура тренинга

 

Теоретическая информация – 30 %. Обсуждение прожитого и пережитого – 20 %. Практика – 50 %. Практика – это индивидуальные и групповые медитации, интерактивные диалоги, провокативные психотехники, психоаналитические погружения и трансперсональные путешествия, опыт пиковых переживаний, позволяющих максимально высвободить свою заблокированную энергию и перенаправить ее на творческое созидание. То есть

Практика и есть то Знание, которое позволяет птице однажды взлететь, младенцу подняться на ноги и пойти, а человеку взрослому на этих самых ногах удержаться и идти дальше по своему пути, не сбиваясь и не спотыкаясь на жизненном пути.

 

Принципы тренинга Studium ЦЭ

 

1. Информативный. Данный принцип позволяет быть элементарно грамотным относительно законов и закономерностей наших отношений – с самим собой, с другими, с Жизнью, что формирует способность ясного видения происходящего и свободного ориентирования в запутанных лабиринтах нелинейной реальности человеческих судеб и взаимодействий.

2. Стратагемный. Обучение мощным и эффективным стратагемам – сумме приемов, с помощью которых легко обнаруживается собственная способность воздействовать на механику жизненных процессов и активно изменять ее в соответствии со своими намерениями. Участник получает своеобразный набор инструментов вместе со знанием о том, как их применять.

3. Тренировочный. Когда мы приходим в спортзал, мы получаем возможность пользоваться услугами тренера, снаряжением и инвентарем. И мы – тренируемся. Пространство психотренинга обеспечивает возможность пользоваться услугами психотренера, «духовным» снаряжением и «душевным» инвентарем. Психику можно тренировать с не меньшей эффективностью, чем мускулатуру.

4. Унитарный. В основе его лежит положение К. Юнга – UnusMundus – концепция Унитарного Мира, в котором все взаимосвязано, взаимозависимо, взаимообусловлено. Как уже было отмечено, тренинг Studium ЦЭ – это сконцентрированная, сконденсированная, «уплотненная» жизнь. Поэтому все то, что с индивидом происходит на тренировочном поле, в соответствии с принципом унитарности проявляется и в ею повседневном, обычном существовании. Результаты, получаемые участником во время психопрактик, как бы транслируются, переносятся, перемещаются из пространства тренинга в сферу его внетренинговой жизни. Поэтому не приходится удивляться, что столь краткосрочная процедура (3 дня) за столь же короткое время активизирует существенные жизненные перемены, разумеется, продуктивные. И в этом проявляется его следующий принцип.

5. Каталитический. Психотренинг Studium ЦЭ – ускоритель, катализатор ситуативных и событийных процессов. То, что при обыденном ритме заурядного течения жизни растягивается на долгие годы, после участия в тренинге осуществляется незамедлительно. Естественно, данное положение никоим образом не касается продолжительности самой жизни.

 

Сверхзадача тренинга Studium ЦЭ

 

Тренинг Studium ЦЭ, или Система Индивидуальной Трансформации (СИТ), применяется даже там, где ординарная психотерапия слегка пасует, и ориентируется во многих случаях, когда требуется разрешение самых разнообразных жизненных коллизий, даже таких, когда начинает казаться, что выхода из тупика никогда не последует. СИТ выводит из этого тупика, потому что она за довольно короткий срок позволяет:

• разобраться в себе и ответить на вопросы: «Почему со мной это происходит? Что меня ожидает в дальнейшем? Каковы закономерности моей судьбы? »;

• сделать продуктивными семейные и личные отношения, разобравшись в механике счастья (и это не метафора, а реальность);

• улучшить качество своей жизни и жизни близких;

• избавиться от тревог, беспокойства, неуверенности;

• освоить искусство эффективного общения и выйти из невротического одиночества;

• познать свои истинные желания и в связи с этим раскрыть индивидуальный шифр своего предназначения (многие люди испытывают неудовлетворенность именно оттого, что не знают его и ощущают себя как бы не на своем месте);

• освободиться от чужих и негативных влияний, приносящих страдания;

• сформировать новые – положительные программы своего бытия, своего жизненного успеха в любой актуальной для себя области;

• овладеть методом, позволяющим получать результаты в соответствии со своими намерениями;

• создать здоровье – душевное спокойствие, телесную стойкость, благополучные отношения.

 

Актуальные темы тренинга Studium ЦЭ

 

Зло в нашей жизни проявляет себя конкретно. Философские категории обретают четкий смысл и становятся реально действующими факторами: несчастные случаи; травмы; болезни и недуги; беспокойство, смятение, мучения; хроническое невезение; семейные драмы; неприятности с близкими; собственное одиночество; депрессии; неврозы. Все это симптомы саморазрушения и проблемной жизни. Мы придумываем слабые и невротические самоутешения: «добро и зло относительны», «все к лучшему», «нет худа без добра», «карма», «жизненные уроки», «на все воля божья» и т. п. Однако, как известно, утешения не исцеляют, и личное зло нарастает. Мы приходим в этот мир в ненависти и страхе. Мы можем прийти к любви и свободе и никуда больше не уходить. Все дело заключается в том, как это сделать. Искусство Жизни – конкретная наука. Studium ЦЭ предоставляет возможность индивидуального самопознания и самотрансформации. Скрытые силы судьбы проявляются в «невинных» вопросах. Мы утверждаем, что каждое событие имеет свой смысл, Studium ЦЭ поможет вам узнать почему:

• порезанный палец – это чувство вины;

• легкая обида – это тяжелая ненависть;

• плохое поведение ребенка – это его желание быть наказанным;

• непрошеный совет – это символическое убийство;

• случайно оброненное обручальное кольцо – это скорый развод;

• супружеская ревность – это желание изменить самому (самой);

• дети ненавидят родителей, а родители – детей.

 

Studium ЦЭ предоставляет возможность овладеть методами жизни без проблем, узнать:

• как с помощью обычных и необычных слов повлиять на свою жизнь;

• что такое молитва, заговор, заклинание, гипноз – с точки зрения психолингвистики;

• механизмы воздействия слов и звуков;

• проработка индивидуальных жизненных сценариев;

• психоаналитические аспекты судьбы;

• мужчина и женщина – анатомия отношений;

• как выйти из транса рутины и начать жить;

• тайные пружины человеческой психики;

• как стать Лидером Своей Жизни;

• о ловушках для человека – как из них выбраться и больше не попадать.

 

Содержание тренинга Studium ЦЭ

 

Тренинг Studium ЦЭ есть система динамически взаимодействующих мастерских, каждая из которых актуализирует конкретный аспект самопознания. Развитие

состоит из витков. Участник может по желанию пройти все мастерские или выбрать для себя ту (определенный виток), которая отвечает его насущным запросам.

Виток 1. «Земля». Как поменять свои жизненные программы. Человек тотально запрограммирован на выполнение определенных функций и предписаний. Достаточно вспомнить о наличии генетических кодов и иных биологических механизмов, обусловливающих жизнедеятельность организма, чтобы осознать это. И в данном смысле каждый из нас в той или иной мере автоматизирован, в какой‑ то степени – робот, управляемая машина, практически себе не принадлежащая. Но проблема не в том, что человек есть робот, а в том, насколько он – робот и насколько – человек. В чем же различие этих состояний? В способности создавать результаты в соответствии со своими намерениями. Робот просто реализует чью‑ то волю, человек могущий воплощает волю собственную.

Сверхзадача 1‑ го витка состоит в том, чтобы участник определил в себе блокирующие негативные программы – основные ограничители и смог их успешно нейтрализовать. Подобное достигается применением специфической психоаналитической технологии, позволяющей достичь уровней, на которых происходит формирование индивидуальных предписаний.

Виток 2. Погружение в мастерство самопознания. Машина человеческого организма и ее возможности. Осознание душевно‑ телесного единства как один из аспектов возможности Преображения. Освобождение от личностных блоков путем интенсивного творческого взаимодействия с телом. Тело есть проявленное выражение Бессознательного. Оно не что иное, как материализованный разум. И потому, работая с ним, мы можем влиять на собственную душу и судьбу. Психотехники высокого напряжения (ПВН) – способ прорыва в надличностные (трансперсональные) переживания. Освобождение души посредством освобождения тела.

Виток 3. Приключение сновидящего тела. Та действительность, в которой мы существуем, является лишь привычным описанием мира, которому нас обучили в детстве. Принимаемая нами за истинную реальность, она тем не менее, таковой не является, а, вернее, представляет собой один из вариантов ее, который можно обозначить как – обыденная реальность мира предметных отношений, выражаясь же проще, – рутина.

Таким образом, получается, что жизнь обычного человека – не что иное, как своеобразная форма транса. Попадая под его чары, индивидуум теряет свою связь с тем, что К. Юнг называл Самостью, т. е. глубинной основой душевного бытия, его смысловым ядром, объединяющим в себе личное и Внеличностное – определяемое в зависимости от системы мировоззрения как – Бог, Мировая Воля, Высший Разум, Ангел‑ Хранитель и т. д. Тот, кто игнорирует различные знамения, знаки, сигналы, послания, являющиеся из параллельных миров мистических глубин Бессознательного, не только обкрадывает себя, но и подвергается риску. Ибо, как отмечал тот же К. Юнг, «если человек не идет навстречу Духу, то Дух сам приходит к нему, но только уже в форме болезней и неврозов».

Виток 4. Переход за черту рождения. Осмысливая свою биографию, человек не способен осознать полностью события о жизни, которые оставляют отпечаток травмы. Ведь понятие стресса весьма относительно – то, что одного повергает в ужас или уныние, другого оставляет совершенно равнодушным. Это означает, что поиск причин возникновения проблемы в этой жизни индивида вряд ли является эффективным способом нахождения действительного источника проблемы. Игнорируя то, что бытие каждого из нас начинается задолго до нашего появления на этот свет, мы упускаем возможность по настоящему разобраться в хитросплетениях лабиринтов собственной судьбы.

Многое же зависит от состояния, испытанного нами в лабиринтах родового пути. Между тем еще классики психоанализа высказывали мысли о том, что само по себе рождение переживается как глубочайший шок, формирующий резервуар тревоги, порции которой высвобождаются в течение всей жизни. Более того, переход от пренатального (дородового) существования к постнатальному (послеродовому) является испытанием, по серьезности сравнимым со смертью. А сам травматический опыт рождения настолько ужасен, что полностью вытесняется из детской памяти. Однако забытое – не значит неактуальное. Находящееся в подсознании, оно создает напряжение, разряжающееся в последующих катастрофах, конфликтах и жизненных коллизиях.

Рождение ребенка – это смерть плода. Стало быть, каждый из нас несет переживание опыта смерти. Мы умерли – уже при этой жизни! Мастер Самопознания находит в себе смелость переступить таинственную черту и заново пройти дорогу, предшествующую его телесному воплощению в данном мире, но только теперь уже осознанно. Он заново переживает собственную смерть, чтобы заново родиться.

Виток 5. Свободное парение. Путешествие заканчивается, но это лишь начало Пути. Полное осознание собственных глубин открывает доступ к высотам. Погружение плавно переходит в свободное парение. Куколка превращается в бабочку, а ученик – в Мастера. Распахиваются двери прихожей, и весь Мир становится Домом.

Что дальше?.. Дальше нет вопросов, нет ответов. Только Жизнь. Только Любовь.

 

Часть 1

Предваряющие позиции

 

Глава 1

Логика трансформации

 

Что такое проблема?

 

Греческое слово problema дословно означает «нечто выступающее, брошенное вперед» – «выступ» – «преграда». Двухосновное слово, раскладывающееся следующим образом: pro – «впереди», «перед» + blema – «бросок», происшедшее от ballo «бросаю», «мечу», «накидываю». Семантический ряд. Проблема – Мусор – Муть – Смятение – Мучение.

Отчего мы мечем и мечемся? Оттого что сами создаем в жизни своей муть, замутняем то, что изначально пребывает в ясности, и накидываем под своими же ногами груды мусора, о которые непременно и спотыкаемся. Все это сдерживает естественный ход событий и тормозит, а впоследствии и блокирует развитие поступательного движения, приводя к застою и распаду. Ибо накопившийся мусор, когда достигает некой критической массы, неизбежно начинает разлагаться, ускоряя смертоносные процессы тления. С другой стороны, мы имеем известное евангельское предостережение: «Не мечите жемчуг ваш перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Жемчужина в психоаналитической интерпретации представляет собой мистический Центр и сублимацию и тем самым отождествляется с человеческой душой. Символическое ее значение связывается с такими качествами, как: жизнетворящая сила, связь с первоисточником энергии, образ негасимого Божественного света, тайна превращения потустороннего в ощутимое, проявление Бога в космосе – у гностиков. Ее скрытое развитие внутри раковины связывается с чудом рождения и возрождения, процессом трансформации, означающим переход от примитивных стадий развития к спиритуальным статусам бытия человеческого. В алхимическом контексте можно говорить о феномене преобразования материи в философский камень. Свинья в символизме означает обратный процесс превращения высшего в низшее. На некоторых фресках изображение свиньи у ног св. Антония означало победу духа над животным началом.

Исходя из представленных символических толкований, становится ясным зашифрованный подтекст евангелического предостережения, который лично я трактую так: «Не стоит свои духовные достижения подчинять деструктивным, хтоническим импульсам бессознательного, которые, вырвавшись из‑ под контроля, способны хаотической и неуправляемой силой своей оказать разрушительное действие». Человек, достигающий более высоких измерений своего бытия, на первых этапах трансформации подвергается риску подпасть под влияние искусов прошлого с его отлаженными и заученными стереотипами и таким образом вновь регрессировать до состояния, обусловленного примитивными позициями. В этот период важно вспоминать и осознавать, что достигнутое человеком внутреннее достояние принесет куда более весомые плоды, чем те, которые давно уже съедены и переварены.

 

Почему мы испытываем мучения?

 

Слово «мучение» происходит от индоевропейского корня теп – «мять», «щемить», «дробить». Сравним, как развивается данное понятие в других языках: греческое masso – «давить», «угнетать», «мять»; древнеиндийское macate – «дробить», «раздроблять»; древнерусское мутити – «волновать», «смущать», «тревожить»; мутный – «грязный», «неясный», «тревожный»; муть – «смятение», «волнение». Поскольку одно из значений рассматриваемого смысла – «грязный», то было бы вполне закономерным здесь проявить внимание к понятию «мусор», восходящему к протоязыковой базе mud: moud от корня meu: mou «сырой», «нечистая жидкость», так же «грязнить», «сорить». Однокоренное греческое слово mudos означает «пятно», «бесчестие», «позор», mudaros – «гнусный». Семантический ряд. Мучение – Мутить – Мусор – Смятение – Смущение.

Таким образом, причина мучений становится понятной. Когда жизнь мутна и присутствуют в ней смута и муть, то накапливается всевозможный мусор, в котором совсем несложно и захлебнуться, и задохнуться. Муть сминает, и мусор давит нечистой массой. Оттого и мучения. Следовательно, как только в существование субъекта вносится ясность, проясняются его отношения – с собою, другими, миром, муть исчезает и, как само собой разумеющееся, уходят мучения. Стало быть, чтобы не мучиться, достаточно просто быть ясным. Ясность же достигается тогда, когда мы анализируем динамику и закономерности собственного существования. Следовательно, если говорить на простом языке, без нагромождения затемненной и туманной «оккультной» терминологии, целью любой эффективной трансформации человеческого существа становится Ясность его Бытия.

Именно в применении к понятию «ясность» употребляются метафоры с позитивным смыслом – «ясное сознание», «ясные и чистые отношения», «просветленная душа». Когда же хотят подчеркнуть наличие проблемного состояния, то употребляют прямо противоположные по значению выражения – «затуманенный мозг», «жизненная путаница и сумятица», «затмение рассудка» и т. д.

Опираясь на принцип Ясности, сделаем акцент и на то, что сам трансформационный процесс предполагает наличие четкости, последовательности, структурной организации, а потому и не допускает никаких фантазийных искажений и хаоса.

 

Ловушки на пути перемен

 

Сколь бы своеобразными ни представлялись варианты развития людских судеб, они тем не менее вполне спонтанно и естественно стекаются к Источнику общих закономерностей, правил и предписаний. Так, например, несмотря на все различия в практически безграничном множестве нюансов между людьми, их обобщает то, что все они рождаются и умирают. Рождение и смерть – такие факты, которые никто еще не смог преодолеть, отринуть или игнорировать.

Настоящий принцип касается и таинства поступательного развития психобытийного человеческого состояния – его перехода от примитивных, ограниченных форм существования к реализации заложенных в нем мощных потенций, проявлению их во всей полноте изначально данных сил и способностей. Личное преображение у каждого осуществляется по‑ своему, тем человек и самобытен. Однако, с другой стороны, диалектика подобного движения неизменно предполагает и наличие некоего обобщающего закона, который проявление свободы организует, упорядочивает и делает ее по‑ настоящему свободной. Размышляя вдумчиво, мы легко убеждаемся, что крайнюю степень несвободы представляет собой как раз хаос. Если мы хотим добраться до пункта назначения, то, разумеется, сверяемся с дорожными указателями, и чем добросовестнее это делаем, тем больше шансов у нас попасть туда.

Трансформацию личности можно представить в виде универсального пути, с одинаковыми для всех знаками, обозначениями и указателями, что вовсе не обязывает, не призывает и даже не предполагает выстраиваться в одну колонну и дружным стадом маршировать по проложенному маршруту к заветному счастью. Кто‑ то волен идти, кто‑ то бежать, иной решит поехать, и каждый – своим способом, своим темпом, со своими остановками, передышками, привалами, хотя при этом перевалы одни и те же. Намечая основу карты жизненных пространств и бытийных территорий, выделим на ней основные ловушки, которые могут подстерегать нас на трассе трансформации.

Ложь. Желание измениться начинается с характерного стремления разобраться в себе. Но для этого необходимо проявить достаточную решительность. Ведь подобная процедура предполагает прежде всего готовность быть предельно честным по отношению к себе. А для этого следует прекратить себе лгать. Ситуация же усложняется тем, что способы, которыми мы себя обманываем, весьма искусны и изощренны. Вряд ли кто при этом восклицает, мол, вот, дескать, я себе самым наглым образом вру! Отнюдь, – наши ухищрения куда пленительней, и почти всегда они проявляются в форме самооправданий, «рационализации» и даже доказательств собственной правоты. Таким образом, уже на корню благое намерение может быть подрублено.

Поэтому на данном этапе важно, проявив силу своего намерения измениться, сказать себе: «Стоп! » – и осознать, что такие тенденции, как Самооправдание, Приверженность к собственной правоте, Рациональное обоснование своих иррациональных побуждений, есть – Ложь. Если не остановиться в этот момент и позволить увлечь себя инерции прежних стереотипов, то не избежать тупика, где многие уже сломались, придавленные тяжестью собственной лжи. И именно отказ от лжи себе является первым шагом Трансформации.

Как только принято осознанное решение прекратить всякую ложь по отношению к себе, Бессознательное на это начинает реагировать. Потаенные душевные механизмы актуализируют активность изменений. Но постольку поскольку где изменения, там и перемены, душе следует настроиться на восприятие и принятие происходящего, а разуму – проявить надлежащую бдительность для того, чтобы утилизировать и переработать новый жизненный материал. Кроме того, освобождение от лжи позволяет начать уже объективно, беспристрастно разбираться в собственных механизмах и программах жизнедеятельности.

Сопротивление. Каждому психотерапевту хорошо известен парадокс, который заключается в странном противоречии пациента между его желанием исцелиться и одновременным подсознательным сопротивлением этому процессу. Таков закон: как только у нас возникает желание измениться, непременно появляется и скрытое сопротивление.

Одной из наиболее частых и очевидных форм сопротивления является проекция. Проекция представляет собой тенденцию переложить ответственность на других за то, что исходит от себя – импульсов, желаний, поведения, – поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Например, мы жалуемся на недостатки и начинаем видеть эти недостатки в других людях, в то время как прежде всего, сами являемся носителями этих черт. Проанализируйте, что именно вас раздражает в другом человеке, и сопоставьте свои проблемы со своим негативным восприятием. И вы увидите то, что называется проекцией. Нетерпение – другая форма сопротивления. Когда мы требуем, чтобы перемена произошла прямо сейчас, мы бессознательно сопротивляемся. В этом случае сознательно примите свое сопротивление и продолжайте работать над собой, меняйтесь, несмотря на это сопротивление. Вы его осознали, а значит, наполовину избавились от него.

Присмотримся внимательнее к нашей обыденной жизни. Мы увидим, что наши внешне невинные действия часто свидетельствуют о нашем сопротивлении. Вот небольшой список этих действий:

• переменить тему разговора;

• внезапно пойти в туалет;

• опоздать;

• заболеть;

• внезапное желание есть, или выпить, или закурить;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.