Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонав­тике. М., Наука, 1978, гл. 1.




 


Глава 9

ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

Определение внимания. Среди психических явлений внима­ние занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются инте­ресы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продук­тивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Можно дать следующее определение внимания.

Внимание сосредоточение сознания на определенном объек­те, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Способность произвольно направлять и сосредоточивать вни­мание выражает активность человека. Произвольное внимание, как особенность его психической жизни, сложилось в процессе трудовой деятельности. Это отмечал К. Маркс: «... в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выра­жающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения... » '.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражи­телей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятель­ность: мысли, переживания, анализ действия, поступка.

Внимание не может быть беспредметно. Организуя его, учи­тель прежде всего должен указать, на чем в данный момент нужно сосредоточиться школьникам, и умело переключить вни­мание с одного предмета на другой. «Послушайте доказатель­ство теоремы... А теперь обратите внимание на чертеж... »-такие замечания вызывают внимание к тем сторонам учебного материала, которые являются наиболее сложными и в данный момент наиболее значимыми. Полезно во время опроса поста­вить задачу: на какую сторону ответа ученика следует обратить внимание классу. Это может быть доказательность мысли, пра­вильность речи, ее выразительность, полнота знаний — словом то, что учитель считает нужным выделить для особо ясного

1 Маркс К. Капитал, т. 1. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 189.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.