|
|||
Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., Наука, 1978, гл. 1. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Глава 9 ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ § 1. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ Определение внимания. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности. Можно дать следующее определение внимания. Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Способность произвольно направлять и сосредоточивать внимание выражает активность человека. Произвольное внимание, как особенность его психической жизни, сложилось в процессе трудовой деятельности. Это отмечал К. Маркс: «... в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения... » '. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно. Организуя его, учитель прежде всего должен указать, на чем в данный момент нужно сосредоточиться школьникам, и умело переключить внимание с одного предмета на другой. «Послушайте доказательство теоремы... А теперь обратите внимание на чертеж... »-такие замечания вызывают внимание к тем сторонам учебного материала, которые являются наиболее сложными и в данный момент наиболее значимыми. Полезно во время опроса поставить задачу: на какую сторону ответа ученика следует обратить внимание классу. Это может быть доказательность мысли, правильность речи, ее выразительность, полнота знаний — словом то, что учитель считает нужным выделить для особо ясного 1 Маркс К. Капитал, т. 1. —Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 189.
|
|||
|