Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5 Заказ 385. § 1. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

Личные взаимоотношения возникают на основе психологиче­ских мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, компле-ментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распо­ряжениями личных взаимоотношений установить нельзя. Необхо­димым условием возникновения данных взаимоотношений являет­ся постижение друг друга. Именно в ходе познания устанавлива­ются взаимоотношения, а по мере их укрепления члены группы узнают друг друга. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Систе­ма личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения намечается несколько вариантов соотно­шения деловых и личных взаимоотношений.

1. Совпадение положительной направленности. В группе,
не имекэщей деловых противоречий между членами, добрые лич­
ные контакты способствуют успешному выполнению стоящей за­
дачи.  Под влиянием положительных личных взаимоотношений
деловые становятся менее официальными. Но различия между
ними сохраняются.

2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные лич­
ные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. Она мо­
жет возникнуть в отношениях равенства или подчинения. При­
чины осложнения отношений могут быть различные, но выход
из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения
деловой активности членов группы, коллектива, снижения ка­
чества и уменьшения количества выпускаемой продукции.

3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтраль­
ными следует понимать такие отношения, при которых обе сто­
роны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы.
Это так называемые строго официальные отношения. Личные
при этом нивелируются. Они не проявляются, т. к. для этого
нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмо­циональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворен­ность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставлен­ные задачи.

Методы изучения общения и межличностных отношений. Об­щение и межличностные отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетным оп­росом, социометрией. Применение того или иного метода дикту­ется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществ­ляется изучение. Виды наблюдения, эксперимента и опроса, ко­торые были кратко изложены в предыдущей главе, вполне при­емлемы при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.


В настоящее время широкое распространение получила со­циометрическая методика. Она используется для изучения об­щения и межличностных отношений в уже сложившихся груп­пах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных акций (на деловой и личной основе) путем от­вета на вопрос типа: «С кем бы ты желал... (работать в одной бригаде, провести отпуск, отправиться в опасное путешествие и т. д. )? » или «Кого бы ты пригласил... (на день рождения, на встречу Нового года и др. )? » Такого рода вопросы называют критериями выбора. Процедура проведения опроса несложна. Каждый член группы, коллектива должен назвать фамилии тех, кого он выбирает, записать на листочке бумаги или сообщить экспериментатору устно. На основе ответов составляются матри­цы, которые дают наглядное представление о положении, занима­емом каждым лицом в межличностных отношениях; популяр­ность — непопулярность, взаимность отношений и общения, сос­тав микрогрупп, существующих в данной первичной группе. Ука­занная методика при небольшой затрате времени позволяет по­лучить своеобразную канву изучаемой общности. Эта канва, кар­кас, в дальнейшей работе должна быть детализирована, 'напол­нена содержанием при помощи других методов и методик.

В социальной психологии приняты специальные термины, обо­значающие положение личности в межличностных отношениях.

«Звезда» — член группы, получающий наибольшее количест­во выборов. Например, в школьном классе из 35—50 учащихся некоторые учащиеся получают по 8—10 выборов. Такое коли­чество одноклассников выбирает их для совместных акций. Этот ученик популярен. Как правило, «звезд» в группе немного — 1—2.

«Предпочитаемый» — член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных попу­лярному. В классе такой ученик получает 4—7 выборов.

'«Оттесненный» — термин обозначает лицо, получающее 1—3 выбора.

Изучение коллективов и групп показывает, что «предпочи­таемых» и «оттесненных» в них большинство. Это основная масса.

«Изолированный»— лицо, которое не получает ни одного вы­бора. В школьных классах таких 2—3 ученика.

«Отвергаемый» — тот, кого называют при ответе на вопрос: «С кем бы ты не хотел работать, отдыхать...? »

Итак, каждый член группы, коллектива занимает то или иное положение. Однако оно не всегда одинаково в деловых и лич­ных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях ока-• зывается в ранге «оттесненных», в личных — «предпочитаемый»; другой — в личных — «звезда», в деловых — «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса: «предпочитаемый» в де­ловых и в личных отношениях.


 


Психологи исследовали дифференциацию в классных коллек­тивах и выявили причины популярности одних учащихся и не­популярности других. Оказалось, статус «звезды» обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, умением устанавливать кон­такты с одноклассниками. Как правило, «популярные» находят дорогу к сердцу одноклассников. Они понимают и оценивают состояние сверстников, входят в их положение. Во-вторых, скла­дом характера. Как правило, эти школьники общительны, ини­циативны, настойчивы. В-третьих, наиболее «популярные» обыч­но являются носителями знаний: они хорошо успевают по учеб­ным предметам, имеют много сведений, полученных вне школы. Эти учащиеся готовы поделиться знаниями с одноклассниками. В-четвертых, физический фактор: приятная внешность девочки, физическая сила мальчика.

Иногда в классных коллективах «популярным» оказывается ученик с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам. Это бывает в тех случаях, когда воспитательная работа и коллективные дела в запущенном состоянии.

Непопулярность (изолированность и отвергаемость) также имеет свои причины. Установлено, что такое положение школь­ника вызывается следующими причинами. Во-первых, безразли­чием к собственной учебе и успеваемости товарищей. Для них учение — дело обязательное, но неинтересное. Это замечают сверстники. Во-вторых, непопулярны те, кто неинтересен в об­щении: они не могут предложить что-то забавное, увлекательное, у них для этого не хватает выдумки, инициативы. В-третьих, вялость, бездеятельность в налаживании контактов и отношений. Такие школьники хотели бы участвовать в общих делах, но не знают, как включиться в них. Попытки, которые они предприни­мают, не отличаются тактичностью, скромностью. Этим они боль­ше вредят себе, чем помогают. В-четвертых, способствует изо­лированности небрежный, неряшливый внешний вид. Нестриже­ные ногти, немытые руки и грязная одежда, в сочетании с пре­небрежением к санитарным правилам, отталкивают одноклас­сников.

Таким образом, эмоциональное благополучие и удовлетворен­ность индивида в системе межличностных отношений определя­ется тем, насколько популярен он, как много членов группы претендуют на деловые и личные контакты с ним. Но это не все. Как показывают исследования, эмоциональное благополучие за­висит от взаимности выбора. Если М выбрал Н, а Н выбрал М — это взаимный выбор. Все другие варианты не характеризуются взаимностью. Поэтому, если Б, Д, Г выбрали А, но никто из них не получил выбора от А, — взаимности нет. В этом случае А, хотя и получил много выборов, но остался без взаим­ности. И его эмоциональное благополучие окажется хуже, ниже, чем у двух лиц, находящихся во взаимном выборе. Важным


феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия — способность индивида восприни­мать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных при­тязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.

Исследованиями установлено, что составляющие рефлексию притязания и оценка человека другими членами группы не всег­да гармонично соотносятся друг с другом. Их соотношение мо­жет быть следующее. Первое — притязания соответствуют реаль­ному положению, оценка со стороны и самооценка совпадают Второе — притязания и положение в группе не совпадают. При­тязания либо завышены, либо занижены.

Социально-психологическая рефлексия измеряется «рефлек­сивным коэффициентом осознанности» по формуле

РКО =. *. . Ю0%, " ]

где. /? — число оправдавшихся ожиданий в выборах партнера, ^— число ожидавшихся выборов.

§ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ, КОНФЛИКТЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Психологическая совместимость. Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

Совместимость — оптимальное сочетание качеств людей в про­цессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физиче­скую, психофизиологическую, социально-психологическую и со­циально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном соче­тании физических качеств двух или нескольких людей, выполняю­щих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др. ). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсме­нов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые кате­гории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить ана­томические предпосылки, на основе которых развиваются физи­ческие свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен трениров­кой при данном весе.

В основе психофизиологической совместимости лежат особен­ности анализаторских систем, а также свойства темперамен-


 


та. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение лю­дей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персо­нажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказа­лись физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличаю­щиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, явля­ются несовместимыми. Производительность их труда будет невы­сокой.

Еще большее значение в пределах данного вида совмести­мости имеет темперамент. Исследования и наблюдения свидетель­ствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо сов­мещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегма­тик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с одно­типными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, по­скольку не обеспечивают одинакового ритма работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает вза­имоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная прак­тика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один — задиристый, решительный, другой — спокойный, рассуди­тельный, неторопливый. Один — более способный в усвоении зна­ний, другой — в приобретении двигательных навыков. Сказан­ное не означает, что в любых случаях совместимыми оказыва­ются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общно­сти в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общ­ность идейных взглядов, сходство социальных установок и цен­ностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идей­ное сходство, совпадение социальных установок как бы перекры­вает и интегрирует все другие основания. Физический, психофи­зиологический и социально-психологический факторы, если они


идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглуше­ны, и несовместимость на основе этих параметров не будет про­являться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями (партией, классом, народом).

Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и со­циально-психологическая; социально-психологическая, психофи­зиологическая и социально-идеологическая и др.

Конфликты и межличностные отношения. Конфликт это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев).

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиоло­гическом, социально-психологическом и социально-идеологиче ском отношениях. В социалистическом обществе нет антагони­стических противоречий. Поэтому нет масштабных конфликтов, порожденных социально-идеологической несовместимостью. Меж­ду тем в годы гражданской войны в нашей стране идеологиче­ские расхождения приводили к конфликтам не только чужих друг другу людей, но и родственников: родителей и детей, брать­ев, сестер.

Капитализм порождает социальное неравенство, что в свою очередь ведет к антагонистическим противоречиям и конфликтам. Яркую картину несовместимости в социально-идеологическом от­ношении нарисовал Джек Лондон в рассказе «В далеком краю». Он повествует о том, как два незадачливых золотоискателя за­зимовали на Крайнем Севере в небольшом домике. Они были представителями разных сословий, у каждого были свои взгля­ды, идейные ценности. Совместная жизнь была мучительной. Финал оказался трагичным: они погибли в смертельной схватке.

Отсутствие социально-идеологической несовместимости в груп­пах и коллективах нашего общества не означает, что в них нет притиворечий и конфликтов. Они есть и возникают по разным причинам.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда при­водят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие — вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устояв­шихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в дли­тельно существующих общностях под влиянием отсева и взаимо­познания достигается уровень совместимости, при котором про­тиворечия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах


и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причи­нами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами — заносчивых кап­ризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завист­ников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выпол­няет их прихоти, способствует реализации их коварных замы слов

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разо браться. Поэтому выход из создавшегося положения порой оты скивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает вза­имоотношения на личной основе. Дело в том, что личные вза­имоотношения не обязательны. Поэтому, как только обознача­ется несовместимость и это становится очевидным —люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.

§ 5. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Социальная психология изучает проявление психической дея­тельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое — одновре­менное проявление одной из сторон сознания множества людей Это так называемые массовидные психические явления, к кото­рым относятся общественное мнение, коллективное переживание, соревнование, подражание.

В. И. Ленин, разрабатывая стратегию и тактику партии ком­мунистов, много внимания уделял психологии масс.

Массовидные психические явления, преломляясь через бли­жайшую социальную среду — коллектив, группу, — оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.

Рассмотрим некоторые проявления общественной психологии больших групп и их преломление в общении.

Общественное мнение. Общественное мнение единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллектив­ной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно при­обретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, пере­даваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, от­ражающее господствующую идеологию, социально-экономический уклад общества, государства, вырастает на данных массовой ин-


формации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митин­гов и т. д.

Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: стра­ну, континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей. Но общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей — коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.

Общественное мнение отражается на жизни коллектива, груп­пы, личности, на общении и межличностных отношениях. В шко­ле, например в коллективе учителей, учащихся, создается об­щественное мнение о том или ином ученике. Если в нем пра­вильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в ко­тором он учится. Если же мнение основывается на ложной ин­формации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности ученика, сфера его общения.

Коллективное переживание. Тождество эмоционального со­стояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей. Вспомним день первого полета человека в космос. Радовались не только граждане Советского Союза, но и все прогрессивное человечество.

Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Сти­хийные бедствия — печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отри­цательными по содержанию. Глубоко отрицательным пережива­нием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и рабо­ты, ломает устоявшиеся отношения.

А. С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энту­зиазма, но, как показывает практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.

Каково значение коллективных переживаний в жизни груп­пы, коллектива? Как они влияют на общение и межличностные отношения? Эмоциональный настрой коллектива создает опреде­ленную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограниче­ний выявляются чувства солидарности и участия, коллективиз-


ма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее утомительными становятся дела. И напротив, уныние и грусть, чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и коллектив. На фоне коллективного переживания оформляются и существуют межличностные отношения. В коллективе с преоб­ладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межлич­ностные отношения как бы входят в русло существующего эмо­ционального климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений.

Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сто­рон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его содержание свя­зано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качест­во и количество выпускаемой продукции, спортивных результа­тов и т. д. В отличие от конкуренции, соревнование не имеет антагонистических тенденций. Оно не предполагает, что перевес над другой стороной будет достигнут любой ценой. Соревнова­ние создает эмоциональную насыщенность, оно затрагивает сфе­ру переживаний, поскольку есть противоборство, стремление каждой стороны выйти вперед, занять более высокое место.

Соревнование есть форма взаимосвязи людей. Поэтому оно определяет и выявляет межличностные отношения, характер об­щения внутри коллектива, группы. При наличии соревнования сложившиеся межличностные отношения в коллективе не меня­ются по существу, но приобретают иной оттенок. Так, в кол­лективе, где деловые отношения сочетаются с взаимной симпати­ей, правильно организованное соревнование нисколько не снижа­ет товарищеской атмосферы (хотя оно и предусматривает стрем­ление каждой стороны превзойти другую). Напротив, общая эмо­циональная атмосфера укрепляется, поскольку соревнование не мыслится без взаимопомощи, взаимовыручки для достижения об­щеколлективного результата.

Соревнование требует умственного, физического и эмоцио­нального напряжения. Эмоциональный настрой колеблется в зависимости от хода соревнования. Так, эмоциональный накал усиливается, если возникает разрыв в результатах соревную­щихся сторон. Напряжение борьбы увеличивается по мере со­кращения срока, отведенного на соревновательную борьбу. В соревновательной борьбе особую важность приобретает спаян­ность, сработанность, взаимопонимание отдельных членов груп­пы, коллектива. В этом случае единое стремление, единый порыв, единая эмоция выливаются в результат, невозможный без со­ревновательной борьбы. Разлад, несогласованность в действиях, взаимные упреки и разнотипные эмоции не приводят к успеху.


Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбивше­муся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подража­нии. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения — все это может явиться объектом для подражания.

Подражание как массовое социально-психологическое яв­ление так или иначе преломляется в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив. Подражание образцу осуществляется либо согласно инструкции (в официальной группе), либо по дого­воренности лиц, либо стихийно. Например, опыт работы произ­водственной бригады и складывающиеся в ней деловые отно­шения становятся объектом специального изучения и распро­странения. Бригады, которые перенимают этот опыт, вводят его путем подражания.

Подражание манерам поведения, приемам умственной дея­тельности, стилю общения авторитетной личности или члену коллектива может осуществляться стихийно.

Подражание может быть полностью неосознанным или не до конца осознанным. Особенно заметно это в группах детей млад­шего возраста. Неосознанное подражание наблюдается и при речевом общении. Человек, попавший в среду с чуждыми ему речевыми особенностями, через некоторое время, не желая этого, будет произносить слова так, как слышит их.

Таким образом, подражание, наряду с другим^ социально-психологическими явлениями, становится содержанием и формой общения и межличностных отношений в группе, коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. М., Высшая шко­ла, 1972.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976.

Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе, Мектеб, 1974.

Юрганов О. Б. Смотрись, как в зеркало, в другого человека. Минск, Высшая школа, 1977.

Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., Знание, 1973.

5 Заказ 385


Глава 8

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движения, действия, деятельность. Человек по своей приро­де активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражаю­щейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духов­ной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из при­роды, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Принцип единства сознания и деятельности, сформулирован­ный советскими психологами, обобщает ряд теоретических поло­жений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые вклю­чены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения лично­сти, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и вы­полнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологиче­ского изучения является личность в деятельности.

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.

Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и произ­водит руками и ногами хаотические движения, у него прояв­ляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.


Врожденные движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ла­дони новорожденного вызывает стереотипное хватательное дви­жение. Это исходная безусловнорефлекторная связь между ощущением и движением без отражения специфики воздейст­вующего предмета. Значительные изменения в характере хва­тательного рефлекса происходят в возрасте от 2, 5 до 4 месяцев. Они вызваны развитием органов чувств, прежде всего зрения и осязания, а также совершенствованием моторики и двигатель­ных ощущений. Длительный контакт с предметом, осуществляе­мый в хватательном рефлексе, происходит под контролем зрения. Благодаря этому формируется система зрительно-моторных связей на основе тактильного подкрепления. Хватательный реф­лекс распадается, уступая место условнорефлекторным движе­ниям, соответствующим особенностям предмета.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловнореф-лекторные) и приобретенные (условнорефлекторные). Подавляю­щее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, че­ловек приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений являются условнорефлекторными. Лишь очень не­значительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преоб­разованием безусловнорефлекторной регуляции движений в систему условнорефлекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений че­ловека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая обли­чает одного человека от другого. На изменение походки, ско­рости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением го­лосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетиче­ского восприятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.