Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1 См.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968, с. 250.



Г, «                                                                                                                                    131


действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с ко­торыми сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребе­нок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их поло­тенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соот­ветственно с этим происходит развитие его действий. Из слу­чайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с вы­делением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает на­правлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом по­ведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противо­речат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества скла­дываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальпери­на, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия форми­руются вначале как внешние, предметные и постепенно перено­сятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, при­кладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда па­лочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внеш­него действия с ними. Объектом оперирования становятся сим­волы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя дея­тельность направляется и контролируется умственной деятель-


ностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с заплани­рованным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе дви­жений и действий названы акцептором действия. Данный ме­ханизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончатель­ной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью '.

По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий ^< к чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризу­ются малой степенью осознанности целей и возможных послед­ствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сраз) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встре­чаются у младших школьников и подростков — это обычные случаи незлостного, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия предполагают продуманность целей и воз­можных последствий.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выпол­няющих определенную общественную функцию, составляет дея­тельность.

Психологическая характеристика деятельности. В основе дея­тельности лежит система движений и предметных действий, ин­тегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность лю­дей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии ка тегория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессиональ­но-личностные особенности человека.

Формирующая роль деятельности раскрывается при сравне­нии психики людей, занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда (психология космическая, спортивная, педагогиче­ская и т. д. ). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она формирует. Устойчивые ка­чества личности позволяют по отдельным проявлениям в пове­дении, а иногда и по внешнему облику определить профессию

1 См.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968, с. 250.


человека. Подтянутость, внимание к отношениям людей, поста­новка голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и мно­гие другие личностные качества становятся типичными для поведения учителя.

Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия, направляют деятельность в целом. Знания на раз­личных уровнях отражения регулируют деятельность. Например, на уровне ощущений и восприятий дозируются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направ­ляется образами и понятиями, зависит от опыта человека. Регу­лировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мысли­тельные процессы, но, производя арифметические вычисления, он подписывает результаты один под другим, управляя процес­сом выполнения действия на уровне восприятия.

Возрастающие требования к быстроте и точности реакций человека в условиях современного производства заставляют ин­женеров вместе с психологами искать новые конструктивные решения пультов управления технологическим процессом. Это необходимо для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни психической регулировки, а с другой — раз­личные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию производимых действий в соответствии с объ­ективными требованиями деятельности. В отличие от автома­тических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чув­ства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате, деятельности.

В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В ка­питалистическом обществе человека побуждает к деятельности либо нужда (невозможность физического существования без работы), либо нажива (стремление к личному обогащению, удов­летворению личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистическо­го общества. На первый план в мотивации деятельности высту­пает общественная ценность результатов труда. Конечно, совет­ские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заин­тересованность в труде.


Поведение человека определяется не врожденными стремле­ниями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизнен­ных условий. Основой понимания поведения в советской психо­логии является марксистско-ленинское учение о потребностях. Наряду с органическими потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими усло­виями жизни. Под влиянием изменений окружающего мира изме­няются и потребности.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целе­направленного сознательного действия. Для возникновения пред­метной деятельности необходимо соотнести потребность с пред­метом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Для поведения человека характерна динамичность; с измене­нием обстоятельств могут измениться и мотивы поведения и средства, необходимые для достижения цели. Общественно зна­чимый мотив оказывает в конечном счете решающее влияние на результат деятельности.

Одна из задач советской школы — воспитание у учащихся коммунистических мотивов и целей деятельности. В процессе обу­чения через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику обще­ственного богатства.

В формировании отношения человека к деятельности, в ста­новлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.

Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других — может вы­звать самоуспокоение.

Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неус­пех и выбирать все более сложные задачи, или выяснить при­чины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполне­ния более простыл видов деятельности, а в дальнейшем перехо­дить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутые надежды на его ус­пешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависи­мости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.

Уровень притязания оценка человеком своих возможностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уро-


вень притязаний соответствует фактическим возможностям вы­полнения деятельности. При высоком уровне притязаний и огра­ниченной возможности их реализации возникает конфликт лич­ности с коллективом или с самим собой.

Причины, порождающие несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями, могут быть объективными и субъективными. Социалистический строй уничтожил классовые и экономические причины, преграждающие в эксплуататорском обществе возможность творческого самоутверждения личности в любом деле. Тем большее значение в условиях строительства коммунизма приобретает правильное воспитание, которое ликви­дирует возможность расхождения между притязаниями личности и психическими, субъективными возможностями достижения ус­пеха.

При правильном воспитании уровень притязания должен на­ходиться в соответствии со способностями и трудолюбием лич­ности. Поддерживая уверенность учащегося в возможности ус­пеха, учитель одновременно должен объективно и требовательно оценивать результаты его деятельности, не допуская возникнове­ния необоснованных претензий. Высокий уровень притязаний не­редко помогает человеку развить свои способности, если человек сам упорно и последовательно стремится к достижению цели.

В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности. Осуществление притязаний в деятель­ности, постановка новых целей — это мощный фактор развития личности.

Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из них — сочетание элементов творчества со сложившимися сте­реотипами выполнения задания. Поиск нового в труде, «жи­винка в деле» характерны для творческой личности. Творчество поднимает деятельность на высшую ступень, двигает вперед про­изводство и науку. Для самого труженика важно то, что в твор­ческом труде происходит слияние физических, умственных и нравственных сил, обеспечивающих полноту самовыражения лич­ности.

На успех выполнения деятельности влияет состояние лично­сти. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомле­ние — естественное понижение работоспособности вследствие рас­хода энергетических ресурсов организма. Усталость — пережива­ние человеком утомления. Чувство усталости включает отноше­ние человека к работе, привычку к физическому и умственному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Усталость после трудной, но нуж­ной людям работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида деятельности восста­навливают силы, создают возможность продолжения деятельности.


Объективным показателем утомления является замедление тем­па работы и снижение ее качества. Исследование работоспособ­ности показывает, что в первые два часа работоспособность по­вышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что утомление и усталость наступают раньше, чем в тех случаях, когда работа увлекает человека.

Учителю необходимо обращать внимание на утомление уча­щихся. Организация правильного режима деятельности — одна из важных психолого-педагогических задач школы. Чередование уроков, разнообразных по содержанию материала, по степени трудности, правильная организация отдыха на переменах помо­гут предупредить утомление и сохранить силы учащихся дс конца учебного дня.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в про­цессе деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет характер творческих поисков, возмож­ность преодоления астенических переживаний ради обществен­ных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.

§ 2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ

Знания. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскры­вают возможности воздействия человека на природу и общест­во и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Присмотритесь, как тесно переплетены знания и действия. И ребенку и взрослому действия с предметами дают одновре­менно знания об их свойствах и о возможностях обращения с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ним действовать, как его использовать. Если вы взяли впервые в руки киносъемоч­ную камеру, то прежде всего познакомитесь с инструкцией, в которой рассказано, как ею пользоваться. Из инструкции можно узнать о действиях, которые позволяют собрать камеру, заря­дить ее. Выполненные на основе инструкции движения запечатле­ваются в виде двигательных представлений. Однако для кино­съемки одних представлений о движениях и их последователь-


ности недостаточно. Нужны теоретические знания о чувствитель­ности пленки, об освещенности объекта, о соотношении чувстви­тельности с освещенностью, о фокусировке. Более того, для создания простого любительского фильма потребуются знания о принципах написания сценария, раскадровке, монтаже и т. д., которых уже нет в инструкции по обращению с камерой. Их приобретают из специальной литературы и используют в деятель­ности. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна.

Общая характеристика умений. Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследова­тели считают, что навыки предшествуют умениям, другие пола­гают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и • мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствований навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Рассмотрим соотношение элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя. Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение


всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраи вается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя — вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под-

' ражания.

Общая характеристика навыков. Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На^ вы к — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение ус-ловнорефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах. Дифференцировочяое торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условнорефлекторных связей с упроченными переходами от од­ной системы нервных связей к другой.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале


обучения едва успевает написать за это же время 2 — 3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения ис­чезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объе­диняются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При бег­лом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются ки-нестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает «слепым» методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки, навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.


Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навы­ка—не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков-в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действии, нель­зя создать условия для творческой деятельности. Начинающий ху­дожник, не овладевший навыками построения перспективы, дол­жен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка пра­вильного построения предложений, вынужден думать не о содер­жании сочинения, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильны­ми приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особен­ности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интег­рация движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение позна­вательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятель­ности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям разви­вать в процессе труда более точное выполнение действия, дру­гим — более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятель­ности обеспечивается типичными для человека приемами совер­шения действий.

Таким образом, навыки включаются в структуру личности.

Виды навыков. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают опреде-



/5


ленный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях уп­ражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться навыки правильного поведения.

Роль упражнения в выработке навыков. Навык формируется в упражнении. Упражнение — целенаправленное, многократно' выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершен­ствования. В процессе упражнения деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводя­щих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый почерк, грамотное письмо, правиль­ную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщен­но, эффективный и качественный труд. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Органи­зуя упражнения, необходимо вызвать у обучающегося положи­тельное отношение к ним. Исследования показали, что для положительного отношения к тренировкам во время выработки некоторых двигательных навыков лучше отказаться от поопера­ционного обучения. Суть этого обучения заключается в том, что ученик сначала обучается только одной группе движений, необходимых в деятельности. Их выполнение доводится до со­вершенства, затем тренируются следующие. Лишь затем раз­решается изготовление детали. Проучившись таким образом несколько месяцев и приобретя ряд навыков, человек теряет интерес к выполнению заданий, которые не приводят непосред­ственно к созданию продуктов труда. Это снижает интерес к обучению. В современных методиках обучения выработка на-


Рис. 5. Роль анализа ошибок при выработке навыков (данные М. Н. Шардакова).

выков связывается с изготовлением несложных деталей. В об­щественно полезной трудовой деятельности навык совершенству­ется и развивается.

В создании положительного отношения к выработанному на­выку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровож­дающееся положительной оценкой, вызывает желание совершен­ствовать навык.

Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык выраба­тывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводились (рис. 5).

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства. » Взаимодействие навыков. Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого, цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном


Р

л

м

б

Ч

ЧгЧ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.