Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инок Тарасий



Житие старца Авраамия написал его послушник, а затем и преемник, инок Тарасий. О нем тоже известно немного, потому что в основном сведения о потаенной скитской жизни и вождях раскола передавались «изустно», и вот – выветрилось из памяти. Русские люди в сибирских деревнях называют себя где «кержаками», где «чалдонами». Первым «чалдоном», выходцем с Дона, в Сибири стал инок Тарасий, ученик знаменитого на Дону приверженца старых обрядов инока Феодосия Рыльского. Тарасий появился в Зауралье в 1696 году. Жил ли он вместе со старцем Авраамием на болоте на Дальних Кармаках, или они познакомились уже после его освобождения из Тобольских казематов – неизвестно. Но после кончины Авраамия руководство ирюмскими староверами на восемь лет перешло к нему.


На долю Тарасия выпало немало драматических событий. После разгрома в 1720 году Керженских скитов за Урал хлынули многие десятки тысяч кержаков, затем был введен двойной налог за исповедание старой веры (с тех пор староверов стали называть «двоеданами»). В 1722 году в городке Тара вспыхнул бунт. Поводом послужил царский закон о произвольном наследнике престола. Это породило волну слухов по всей Сибири, якобы присяга безымянному наследнику на деле является присягой антихристу. Казачий гарнизон Тары отказался от присяги. По всей Сибири начались кровавые расправы, людей сажали на кол, «пятерили». В ответ с новой силой заполыхали гари.


Особенно тщательно власти искали «ирюмского отца» – инока Тарасия, но он скрылся на Авраамиевом острове. А за 20 лет дорогу туда то ли успели позабыть, то ли просто не сумели найти остров. Тем не менее именно здесь Тарасий пережил первую самую страшную волну розыска. В разгар Тарского розыска, 29 мая 1723 года, в деревне Кирсановой состоялся Ирюмский собор староверов Зауралья. Жизнь ставила многие вопросы, надо было их решать. Время шло, настал час, когда некому стало служить литургию. Глубоко верующие люди духовно страдали без церковных таинств. Епископов у староверов не было, а рукополагать священников, кроме них, никто не мог. Какое-то время староверы принимали «беглых попов» из никонианской церкви. Они «обещали служить и добра хотеть», но моральный облик некоторых из них шокировал суровых и строгих к себе староверов. Начались раздоры, не все соглашались признавать и принимать «перебещиков»: «церковь никоновская, дескать, плоха, а попы дак хороши».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.