Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Старец Авраамий



Кто же он, человек, освятивший своей молитвой эти непроходимые, глухие дебри, память которого староверы свято чтили два с лишним века?


Тоболяк Алексей Венгерский близко сошелся с ссыльным протопопом Аввакумом в 1653 году. Под влиянием друга и учителя боярский сын принял постриг в северном Кондинском Троицком монастыре. По монастырским делам инок Авраамий в середине 60-х годов ездил в Первопрестольную, бушующую от нововведений патриарха Никона, «бить челом» о монастырских нуждах. Вернувшись, чернец вступил в «спор о вере» с тобольскими властями. С рук такое дело ему не сошло, дерзкого монаха отправили на край земли – в Туруханский монастырь, для «исправления». Через некоторое время «по отпуску» ему удалось вернуться в родную обитель. Притворился, что «исправился», или кто-то хлопотал за его освобождение из туруханского темничества?


Уже в начале 70-х Авраамий ушел из монастыря, перебрался в Приисетье. 6 января 1679 года запылали лесные избушки в Ялуторовском уезде на реке Березовке, по разным источникам, сгорело от 1700 до 2700 человек. Власти искали инока Авраамия, подозревая, что зачинщиком гари был именно он. Убежище себе Авраамий и его верный друг, инок Иоанн, Иванище, нашли на Ирюме, в деревне Ильиной, в которой всего-то было три двора. Сыскное дело в царской Руси было хорошо поставлено, поэтому вскоре оставаться в Ильиной стало небезопасно. Старцы подыскали себе другое место, более глухое. Крестьяне рассказали, что охотились они зимой на болоте на Дальних Кармаках, за 100 верст отсюда, и есть-де там несколько пустынных островов, уж там-то антихрист век их не сыщет!


На этих двух крошечных островках среди огромного болота решались вопросы, которые на несколько веков определили судьбу сотен тысяч людей. Отсюда уходили сибирские крестьяне в заполярный Пустозерск к протопопу Аввакуму за благословением – принимать ли «огненное крещение». Неистовый протопоп благословил: «Да сгорят». Противник гарей, инок Авраамий послал гонцов вторично, дескать, нет подписи соузников протопопа. Но опоздали сибиряки, взошел на костер огнеопальный вождь.


Здесь Авраамий расстался с дорогим сердцу другом, покинул навсегда Иванище «сей горестный мир». В конце 1701 года власти все же схватили «связную» старца, стрелецкую женку Ненилку Кузнецову. Под пытками женщина согласилась проводить отряд поимщиков на остров. В апреле 1702 года пленного престарелого Авраамия отправили в Тобольск. Узнав об этом, жители ирюмских деревень «наполниша сокровища свои» и отправились выручать наставника.


В Тобольске они обратились к «старшему» охраннику, чтобы он дозволил им повидаться со старцем. Позволение было дано. Улучив момент, ирюмцы шепнули: «Аще хочеши, отче Авраамие, то мы выкупим тебя отселе». «Во узах истомленный» старец низко склонил голову, конечно, он «рад бысть». Не мешкая, крестьяне приступили к делу. «Во един от дней» в церковь, где находился старец, пришел некий человек громадного роста и силы, одетый в большой тулуп, именем Калина. Отец Авраамий «воссел на оного великана между тулуп». Силач так искусно вышел из церкви со своей ношей, что никто ничего и не заметил. Караульный знал, конечно, но рот у него был «за­ткнут» десятирублевым билетом. А ирюмцы вместе с немощным старцем сели на приготовленную подводу «да поскорее и скрылись из рук, ловящих их».


Привезли Авраамия на место его старого скита на Ирюме, в д. Ильину.


Власти то ли забыли об этом ските, то ли недосуг им было искать престарелого старца, но в Ильиной старец Авраамий прожил еще несколько лет. С Керженских скитов в 1705 году приходил сюда монах Сафонтий. Видимо, держали старцы совет, куда же деваться керженским староверам, если их скиты разорят. Порешили, что места в Приисетье угожие, сюда и будет исход кержаков… Но уже клонились к закату дни инока. Перед смертью завещал он похоронить себя на острове на Дальних Кармаках, рядом с другом Иванищем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.