5 классы
№ п\п
| Наименование разделов и тем уроков
| Количество часов по программе
| 1.
| Что роднит музыку с литературой
|
| 2.
| Вокальная музыка. Знакомство с различными жанрами русской народной песни. Песни – заклички
|
| 3.
| Концерты в Архангельске. Хор, а капелла
|
| 4.
| Фольклор в музыке русских композиторов. Народные истоки русской профессиональной музыки.
|
| 5.
| Жанры инструментальной и вокальной музыки. Определение романса Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
|
| 6.
| Вторая жизнь песни. Разнохарактерные песенные жанры Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского
|
| 7.
| Вокальная и инструментальная музыка. . Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой.
|
| 8.
| Государственная Поморская филармония. Взаимосвязь музыки и речи
|
| 9.
| Поет Архангельская хоровая капелла
|
| 10.
| Всю жизнь мою несу родину в душе…
|
| 11.
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах. В. Моцарт – Ф. Шопен.
|
| 12.
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. «Иван Сусанин» Глинка
|
| 13.
| Раздел 2: Музыка и изобразительное искусство
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Чайковский «Щелкунчик»
|
| 14.
| Музыка в театре, в кино, на телевидении. Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
|
| 15.
| Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э. -Л. Уэббера
|
| 16.
| Мир композитора. Ф. Шуберт и С. Рахманинов
|
| 17.
| Что роднит музыку с изобразительным искусством. Образ моря в искусстве Чюрлениса
|
| 18.
| Небесное и земное в звуках и красках. Музыка И. Баха
|
| 19.
| Звать через прошлое к настоящему. Католические храмы и органная музыка
|
| 20.
| Хор епархиальной воскресной школы
г. Архангельска. Отечественная и зарубежная духовная музыка
| 1
| 21.
| Профессия артист. Дирижеры мира. Гергиев.
|
| 21.
| Музыкальная живопись и живописная музыка. Цикл «Мимолетности».
|
| 23.
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Перезвоны
|
| 24.
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
|
| 25.
| Образы борьбы и победы в искусстве. Симфонии №5 Л. Бетховена
|
| 26.
| Портрет композитора Л. Бетховена
|
| 27.
| Застывшая музыка.
|
| 28.
| Полифония в музыке и живописи И. С. Бах
|
| 29.
| Музыка на мольберте. Живописная музыка и музыкальная живопись М. К. Чюрлениса
|
| 30.
| Импрессионизм в музыке и живописи. Знакомство с произведениями К. Дебюсси
|
| 31.
| Волшебная палочка дирижера.
|
| 33.
| О подвигах, о доблести, о славе…Бородин симфония «Богатырская»
|
| 33.
| В каждой мимолетности вижу я миры…
|
| 34.
| Промежуточная аттестация. Тест за курс 5 класса.
|
| 35.
| Обобщение по темам четверти и года.
|
|
6 класс
№
п/п
| Тема урока
| Количесво часов по программе
| 1.
| Раздел1: Музыкальный образУдивительный мир музыкальных образов. Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
|
| 2.
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева
|
| 3., 4.
| Картинная галерея. Образы защитников отечества
Бородин симфония «Богатырская»
|
| 5.
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…» Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен
|
| 6.
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Песни военных лет. »Смуглянка», Катюша»
|
| 7.
| На море утушка купалася, русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Обряды и обычаи. Этнографические записи из коллекции фольклориста
|
| 8.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. Серенада. Ф. Шуберт, слова JI. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
|
| 9.
| Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
|
| 10.
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский- Корсаков. Шестопсаямие (знаменный распев). Свете тихий.
|
| 11.
| Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
|
| 12.
| «Фрески Софии Киевской» Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
|
| 13.
| «Перезвоны». Молитва. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
|
| 14.
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Хоралы №2, 4. Из «Рождественской оратории». И. -С. Бах.
|
| 15.
| Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И. -С. Бах.
|
| 16.
| Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
|
| 17.
| Раздел 2: Драматургия
Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского
|
| 18.
| Вечные темы искусства и жизни. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
|
| 19.
| Концерты в Архангельске. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня. М. Матвеев, слова народные.
|
| 20.
| Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
|
| 21.
| Инструментальный концерт. « Итальянский концерт» для клавира. И. -С. Бах. Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
|
| 22.
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов? ». Картинная галерея.
|
| 23., 24.
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина
|
| 25., 26.
| Симфоническое развитие музыкальных образов в балете. Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта.
|
| 27., 28.
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
|
| 29., 30.
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
П. Чайковский. Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта.
|
| 31., 32.
| Мир музыкального театра. Образы в музыке.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн. Звуки музыки; Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки».
|
| 33.
| Звать через прошлое к настоящему. Симфония № 2(«Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония№3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
|
| 34.
| Урок – концерт. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского
|
| 35.
| Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Промежуточная аттестация. Тест за курс 6 класса.
|
|
7 класс
№
| Тема урока
| Количество часов по программе
| 1.
| Раздел 1: «Особенности драматургии сценической музыки»
Музыка «старая» и «новая». Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь.
|
| 2.
| Фестиваль «Архангельск Блюз» Джаз и симфоджаз. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды
|
| 3.
| Живая сила традиции. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно- инструментальная.
|
| 4.
| Искусство начинается с мифа. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
|
| 5.
| Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Музыкальное творчество композиторов академического направления.
|
| 6.
| Языческая Русь в балете «Весна священная» И. Стравинского
|
| 7.
| Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»
|
| 8.
| «Благословляю вас, леса…»
|
| 9.
| Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана
|
| 10.
| Образы радости в музыке
|
| 11-12
| «Мелодией одной звучат печаль и радость». Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса
|
| 13.
| «Слезы людские, о слезы людские…».. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм
|
| 14.
| Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов
|
| 15.
| Тема любви в музыке. П. Чайковский. «Евгений Онегин»
|
| 16.
|
Театр романса Елены Бускиной. Искусство исполнительской интерпретации в музыке
|
| 17.
| Трагедия любви в музыке. Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов
|
| 18.
| Раздел 2 «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
|
| 19.
| Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
|
|
| Мир духовной музыки. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие
|
| 21.
| Колокольный звон на Руси. зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
|
| 22.
| Рождественская звезда
|
| 23.
| От Рождества до Крещения. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка.
|
| 24.
| «Светлый праздник». Православная музыка сегодня
|
| 25.
| Концерт духовной музыки в Архангельске. Музыкальная культура своего региона.
|
| 26.
| Музыка на войне. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
|
| 27.
| Вечные сюжеты. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
|
| 28.
| Исполнители военных лет: Шульженко, Утесов, Бернес, песенное и инструментальное творчество(характерные черты, основные жанры, темы, образы).
|
| 29.
| Arkhangelsk jazz friends - проект джазовых музыкантов Архангельска рок - музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок), мюзикл, диско-музыка.
|
| 30.
| Лирические страницы советской музыки. Воплощение единства содержания и формы. Взаимодействие музыкальных образов
|
| 31.
| Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка в современном мире: традиции и инновации
|
| 32.
| «Любовь никогда не перестанет» интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
|
| 33.
| Современность в музыке. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок - музыка
|
| 34.
| Урок - концерт
|
| 35.
| Промежуточная аттестация. Тест за курс 7 класса.
|
|
8 класс
№
| Тема урока
| Количество чесов по программе
|
| Раздел 1:
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Образ человека в мировой музыкальной культуре. Изучение былин, посвященных русским богатырям
|
| 2.
| Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И. С. Бах, Ф. Шуберт,
|
| 3, 4
| Музыкальная форма как процесс
|
| 5, 6
| Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
|
|
| Народно-эпические, характерно бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства. М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян.
|
|
| Афиша Поморской филармонии и Кирхи. Симфония № 40 Вольфганга Амадея Моцарта
|
| 9, 10
| Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства. Литературные портреты героев музыкальных произведений «Ромео и Джульетта», опера «Иван Сусанин», опера «Борис Годунов».
|
| 11, 12
| Функции музыки в современном мире. Портрет Э. Делакруа Ф. Шопена и образ Родины в Этюде ми мажор. Трагедия У. Шекспира в опере С. Прокофьева «Ромео Джульетта».
|
|
| Вкус и мода. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером
|
|
| « Аура» Архангельская блюз-рок-группа. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем.
|
|
| Образ человека в мировом искусстве. Симфония победы Шостаковича.
|
|
| Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее. Литературное произведение К. Рылеева «Дума» и опера М. Глинки «Иван Сусанин». Стихи А. С. Пушкина в опере
|
|
| Раздел 2: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства
|
|
| Сквозь призму традиций. Жанры. Марши победы разных лет
|
| 19, 20
| Симфония венских классиков
|
| 21, 22
| Новаторство в симфонической музыке. Музыкальный портрет В. Моцарта в художественном фильме «Амадей».
|
|
| Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание. Цикл концертов А. Вивальди «Времена года». Понятие сентиментализм.
Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года».
|
| 24
| Кольцов Петр Федорович - композитор, дирижер, педагог, художественный руководитель Архангельской филармонии
|
| 25, 26
| Оценка явлений музыкальной культуры. Понятие пейзажа. Импрессионизм в музыке. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» на музыку Г. В. Свиридова. Фрагменты фильма
|
| 27, 28
| Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация). Красота в искусстве и жизни. Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты
|
| 29, 30
| Рок – опера «Иисус христос – суперзвезда»
|
|
| Современное музыкальное пространство. Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.
|
|
| Записи с концерта в клубе " Артиль" (г. Архангельск). Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.
|
| 33, 34
| Мировое значение музыкального искусства. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
|
| 35.
| Промежуточная аттестация. Тест за курс 8 класса.
|
|
|