Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





6 класс. 3. Тематическое планирование



6 класс

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др. ). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии разного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Мир образов камерной и симфонической музыки

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принципу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др. ). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ - портрет, образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн); струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Музыкальный материал

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.

Песня венецианского гондольера(№6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Серенада. Ф. Шуберт, слова JI. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

 Фореллен - квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И. -В. Гёте, русский текст В. Жуковского.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни. Во кузнице.

 Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский- Корсаков.

Шестопсаямие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Весна. Слова народные; Осень. Слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.

 В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова. Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И. -С. Бах.

 Хоралы №2, 4. Из «Рождественской оратории». И. -С. Бах.

 Реквием (фрагменты). В. -А. Моцарт.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из вагантов.

Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст JI. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

 Атланты; Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А... Якушевой.

 Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

 Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова.

Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

 Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

 Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И. -С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдия для фортепиано. М. Чюрлёнис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония№4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония № 2(«Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония№3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В. -А. Моцарт. Моцартиана.

 Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта.

Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка JI. Марченко.

 Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

 

 

7 класс

Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно- инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок - музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок), мюзикл, диско-музыка.

Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.

Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический.

Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды

 

8 класс

Искусство в жизни человека. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного челове­ка. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Виды искусств и их взаимосвязь. Роль искусства в форми­ровании творческого мышления человека (художественного и научного).

Устное русское народное творчество. Знакомство с историей и литературным содержанием былин, исторических песен, посвященных историческим народным героям и выдающимся историческим деятелям и полководцам. Письменные литературные памятники 12 века, как элементы устного и народного творчества.

Художественный материал

Изучение былин, посвященных русским богатырям («Былина об Илье Муромце», «О Добрыне Никитиче»); историей создания исторических песен и посвящение их героям различных исторических событиям. «Слово о полку Игореве» и тесная взаимосвязь с русским народным творчеством. Подвиги Александра Невского и Сергия Радонежского.

Художественный образ – стиль – язык. Особенности музыкального языка, стилистические особенности и раскрытие художественного образа в произведениях органной, фортепианной и симфонической музыки зарубежных композиторов 17-18 в. – И. С. Баха, Л. Бетховена.

Художественный материал

Органная музыка Иоганна Себастьяна Баха. Симфоническая музыка и особенности музыкального языка фортепианных произведений Людвига ван Бетховена.

Наука и творчество. Знание научное и знание художественное. Творческая письменная работа во время слушания симфонической музыки В. А. Моцарта.

Художественный материал

Симфония № 40 Вольфганга Амадея Моцарта – анализ особенностей художественного портрета и музыки в письменной творческой работе.

Искусство открывает новые грани мира. Искусство как образная модель окружающего мира, обога­щающая жизненный опыт человека, его знания и представле­ния о мире. Знание научное и знание художественное. Искус­ство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами ис­кусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

Художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах музыкального фольклора, класси­ческих и современных образцов профессионального художественного творчества в музыке.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Понятие пейзажа. Импрессионизм в музыке. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» на музыку Г. В. Свиридова. Фрагменты фильма.

Цикл концертов А. Вивальди «Времена года». Понятие сентиментализм.

Фортепианный альбом П. И. Чайковского «Времена года».

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портретная живопись 17-18в. в музыке, живописи, архитектуре. Памятники архитектуры в стиле «романтизма». Музыкальный портрет в произведениях Ф. Шопена, В. Моцарта, М. Глинки, С. Прокофьева, П. Чайковского.

Литературные портреты героев музыкальных произведений «Ромео и Джульетта», опера «Иван Сусанин», опера «Борис Годунов». Портрет композитора В. А. Моцарта в литературе и кино.

Художественный материал

Портрет Э. Делакруа Ф. Шопена и образ Родины в Этюде ми мажор. Трагедия У. Шекспира в опере С. Прокофьева «Ромео Джульетта». Литературное произведение К. Рылеева «Дума» и опера М. Глинки «Иван Сусанин». Стихи А. С. Пушкина в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Музыкальный портрет В. Моцарта в художественном фильме «Амадей», Рок – опера «Иисус христос – суперзвезда»

Искусство как универсальный способ общения. Искусство как проводник духовной энергии. Архитектура середины и второй половины 18 века; музеи мира; международные конкурсы и фестивали.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрите­лем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыж­ский, Д. Шостакович, А. Хачатурян. Романсы и гитара.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помо­щью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др. ) или с помощью информационных технологий.

Передача представителям внеземной цивилизации информа­ции о современном человеке в образно-символической форме.

Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Красота в искусстве и жизни. Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социаль­ные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Художественный материал

Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И. С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др. ). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Художественно-творческая деятельность учащихся

 

 

3. Тематическое планирование



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.