|
|||
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60 м2, высоту потолка - 3 м. В зале работают 15 компьютеров, из которых 7 не имеют сертификатов соответствия. Компьютеры в классе размещены вдоль боковых стен помещения, что приводит к перекрестному облучению рабочих мест. Расстояния между рабочими столами 1 м, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1 м, рабочие места не изолированы друг от друга, высота рабочих столов 600 мм. Экраны мониторов находятся на расстоянии 50 см от глаз. Продолжительность урока – 2 час. Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0, 8%. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность на поверхности столов составляет 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы 250, относительная влажность 25%, в помещение отсутствует вентиляционная система. После оборудования компьютерного класса измерения электрического и магнитного полей не проводилось. Вопросы: 1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере. 2. Какое негативное действие могут оказывать электромагнитные поля компьютера на здоровье пользователя. 3. Перечислите требования к компьютерному классу. 4. Перечислите факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере. 5. Назовите допустимую продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников. 6. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса? 7. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе? 8. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека. 9. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе? Решение: 1. Рабочие места оператора ЭВМ должны располагаться так, чтобы естественный свет падал слева. Расстояние между столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностными ЭВМ не менее 1, 2 м. Высота стола не менее 680 мм. Экран должен быть на расстоянии 50-70 см от глаз оператора. Площадь на одно рабочее место не менее 6м2. 2. Действие электромагнитных полей: · влияют на биохимические процессы в организме, в том числе на минеральный обмен железа, фосфора и алюминия, · изменяют лимфоцитарную систему крови и нарушают иммунную систему, · ухудшают процесс запоминания, · нарушают кровоснабжение головного мозга. 3. Требования к компьютерному классу. Класс для занятии с ЭВМ должен быть оборудован одноместными столами, провода электропитания и кабель локальной сети следует совмещать с подставкой для ног. Высота стола и размер стула должны соответствовать росту учащихся. Площадь на одно рабочее место с ЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6 м2, а объем- не менее 24 м3. Помещения должны быть оборудованы пристенными шкафами или полками для хранения портфелей учащихся. Звукоизоляция ограждающих конструкций должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума. 4. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм школьника при работе на компьютере: · светотехнические параметры дисплея, · уровень освещения и параметры микроклимата, · расстояние между глазами и экраном дисплея, · электромагнитные излучения, · время и режим работы на компьютере, · статическая нагрузка, · напряженность электростатического поля. 5. Продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников. Длительность работ на ЭВМ студентов во время учебных занятии определяется курсом обучения и характером работы: · для студентов первого курса - 1 час, · для студентов старших курсов – 2 часа, с перерывом 15-20 минут после каждого часа работы. Для школьников: · учащихся 1 классов – 10 минут, · учащихся 11- VI классов – 15 минут, · учащихся VI-VII классов – 20 минут, · учащихся VIII-XI классов – 25 минут, · учащихся X-XI классов при сдваивании занятий - на первом 6. Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям: · Температура воздуха 18-22 °С, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0, 1-0, 2 м/с. · Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей 7. Требования, предъявляемые к естественному и искусственному освещению в классе: Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 ЛК. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1, 2% при ориентации окон на север или северо-восток. Снижение КЕО может происходить по причине загрязнения оконных стекол или за счет использования занавесок. 8. Негативное воздействие воздуха на организм человека: Сухой воздух является причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, в том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться причиной развития аллергических заболеваний. 9. В данном помещении, для повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и его аэроионный состав. 10. Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и проблема правильной ориентации. 11. Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.
|
|||
|