|
|||
Лингвистические заметкиПриёмы языковой игры — анаграмма, палиндром, каламбур, звукоподражание и др. Каламбур (от франц. calembour) — литературный приём, основанный на использовании в одном контексте слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или на использовании разных значений одного и того же слова: Заря подобна прилежному ученику: она каждое утро занимается... (журнал «Сатирикон»); Хотел старик в море сеть забросить, а ему эсэмэска пришла: «Сеть занята». И так несколько раз. Плюнул старик и сменил сеть. 1) Прочитайте текст, в котором рассматриваются некоторые языковые особенности анекдота. Один из исследователей особенностей языковой игры В. З. Санников писал: «Языковая игра — это и замечательный учитель словесности... » Именно приёмы языковой игры часто становятся основой для анекдота. Например: «Родители устраивают на ночлег подругу своей дочери. Той очень неудобно, она говорит: „Не хлопочите, я могу спать даже на гвоздях! “ На что отец девушки отвечает: „Ну, где мы тебе в час ночи гвозди возьмём? “». Выражение «спать на гвоздях» употреблено девушкой в значении «возможность спать в любой ситуации, без удобств», а родители понимают его в прямозначении: «необходимо для сна». Завязкой многих анекдотов может служить предложение, кажущееся обычным, но после того как произнесено второе предложение, восприятие первого полностью меняется. Яркими примерами таких анекдотов могут служить анекдоты про Ивана: «Читает Иван объявление на столбе: „Лечу от всех болезней! “. „Ну-ну, лети-лети, — подумал Иван. — От всех не улетишь! “». (По материалам конференции школьников) 2) Объясните, какое языковое явление становится основой построения анекдотов, приведённых в тексте. 3) Приведите примеры анекдотов, в основе которых — использование различных приёмов языковой игры. Расскажите такие анекдоты одноклассникам. 4) Составьте небольшой сборник анекдотов, наиболее популярных среди сверстников. Подумайте, какие разделы будут в вашем сборнике, какие иллюстрации или фотографии.
|
|||
|