Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лингвистические заметки. Круг чтения. Моя Россия



Лингвистические заметки

Русские писатели придумали или ввели в литературный язык много новых слов: вещество, градусник (М. В. Ломоносов), промышленность (Н. М. Карамзин), головотяпство (М. Е. Салтыков-Щедрин), стушеваться (Ф. М. Достоевский), бездарь (Игорь Северянин). А ещё многие из писателей попадали в разные смешные ситуации, из которых умели очень достойно выходить. Так, известны анекдоты о русском баснописце

И. А. Крылове.

Круг чтения

И. А. Крылов был довольно крупным человеком. Однажды в Летнем саду, где он любил прогуливаться, Иван Андреевич повстречался с компанией молодёжи. Один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя: «Смотрите, какая туча идёт! » Крылов услышал, но не смутился. Посмотрел на небо и добавил саркастично: «И вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались! »

Больше анекдотов о литераторах, государственных деятелях, военачальниках вы можете прочитать в книге «Русский литературный анекдот конца XVIII — начала XIX века».

Моя Россия

С дорогой связано много примет и суеверий, например: перед дальней дорогой положено присесть и помолчать; считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. Плохая примета, если дорогу перебежала чёрная кошка, это значит — не повезёт.

Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя — всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог.

Такова, например, надпись на камне в русской народной сказке о молодильных яблоках и живой воде: «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть». Эта же тема повторяется с вариациями в русских былинах.

  1) Прочитайте фрагмент рассказа Д. Г. Шеварова «Первый клоун на деревне». От чьего имени идёт повествование? Какие языковые средства помогают этопонять?

Всё есть в Вёдрышках — и кино, и пожарная каланча, и киоск с мороженым, и детский парк с каруселью, и пристань с теплоходами, и даже кукольный театр. Есть даже две бани! Только одной важной вещи в Вёдрышках не хватает — цирка.

Но почти каждый день представления открываются в нашем 1«а». Ни с того, ни с сего смешинка вдруг начинает гулять по классу, захватывая всех-всех и даже учительницу Юль-Николавну. <... >

И почему нам так нравится быть смешными? Наверное, это оттого, что мы всем классом очень любим Юрия Никулина, хотя видим его только в кино. Никулин как-то незаметно внушил нам, что хорошему человеку не страшно быть немножечко смешным. А иногда это просто необходимо, чтобы спасти положение.

Недавно наступил час и моей персональной славы. Я к ней не стремился, но обстоятельства, как волна, выбросили меня на сцену.

А дело было так. Забыл я дома мешок со сменкой и, пока бежал в школу, заляпался в рыжей глине. Ботинки от глины стали тяжёлыми, и я еле доковылял до нашего класса. Звонок прозвенел, а я стою в дверях огорчённый, что не успел проскочить к своей парте.

Юль-Николавна смотрит на меня, как будто я не ученик её, а комок грязи, неизвестно как закатившийся в класс. И все ребята смотрят на меня как на чужого. Мне тоже захотелось посмотреть на себя: и чего это во мне такого удивительно страшного, но зеркала в классе не было. Тем временем Юль-Николавна зачем-то разворачивает газету «Красный Север» и стелет её на свой учительский стол.

Потом вдруг хватает меня, как пушинку, и ставит на газету. Я уже

догадываюсь, что это не пьедестал почёта.

— Полюбуйтесь на этого... — возмущённая Юль-Николавна не сразу находит то слово, которого я заслуживаю. Дожидаясь приговора, я сквозь набегающие слёзы разглядываю свои глиняные ботинки и заголовки на спортивной странице «Красного Севера»: «Спартак расстаётся с кубком», «А штанга всё тяжелеет»... Учительница продолжает греметь.

— Полюбуйтесь на него — первый клоун на деревне! Вылитый

Никулин!

И в этот момент происходит то, чего не ожидали ни я, ни учительница. При слове «Никулин» девочки начинают шептаться, а мальчишки одобрительно гудят. Я потихоньку поднимаю голову и вижу сияющие глаза нашего класса. Ребята смотрят на меня, как на артиста, который выполнил какой-то опасный трюк и благополучно спустился из-под купола на арену. Всё происходит как во сне. Ребята хлопают в ладоши, смеются. Я начинаю кланяться во все стороны. Топчусь и кланяюсь: мол, очень вам признателен за такой тёплый приём. Юль-

Николавна тоже вдруг начинает улыбаться; она стаскивает меня со стола и отправляет мыть ботинки.

В тот день я твёрдо решил, что когда подрасту, то обязательно пойду всерьёз учиться на клоуна. Нет, не просто на клоуна, а именно на Никулина.

2) Среди особенностей разговорной речи исследователи отмечают неполные

предложения, изменения в порядке слов, укороченные звательные формы, стремление

к экономии языковых средств, с одной стороны, и к избыточности — с другой.

Подтвердите эти наблюдения примерами из текста.

3) Перескажите текст от 3го лица.

4) Расскажите о смешном случае, который мог бы стать основой для анекдота, который произошёл с вами или свидетелем которого вы были.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.