Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ленинградский зоопарк



Ленинградский зоопарк, который мы все знаем и любим, вырос из небольшого частного зоосада, открывшегося в 1865 году на том же месте, где он находится и поныне. Его основателями стали супруги Гебгардт, София и Юлиус – голландцы, поселившиеся в Петербурге. В те годы зоосады открывались по всей Европе, а в 1864 году такое учреждение появилось и в Москве. Тогда Юлиус обратился к властям Петербурга с предложением предоставить ему землю под организацию зоосада, необходимого в столице Российской империи, и получил её в бесплатную аренду сроком на 20 лет. Так в Петербурге 14 августа 1865 года открылся зоосад.
В Петербурге основательницей сада считали именно жену Юлиуса – Софию Гебгардт.


 «Зоологический сад в Петербурге», гравюра 1870-х годов.


  Вход в зоосад, фото 1894 года.

Появление в столице зоосада вызвало большой интерес, было отмечено публикой и прессой. Вот как это новое учреждение было описано в «Петербургском листке»: «Зоосад г-жи Гебгардт как по устройству, так и по разнообразию и выбору животных, представляет чрезвычайно занимательное и отрадное явление. Это превосходное пособие для наглядного обучения, заменить которого не может даже самый лучший зоологический музей… При самом входе в сад вы замечаете возвышение, поднявшись на которое, увидите, что это помещение для медведей. Налево от них в небольшом изящном домике находятся барсуки, на лугу прыгают две обезьяны, из которых особенно замечательна обезьяна с шерстью синеватого отлива. Затем следуют в особых помещениях: рысь, львица, ягуар, леопард, антилопа, лисы. Следуя по саду, нельзя не остановиться около помещения хищных птиц, в котором находятся превосходные экземпляры: филина, орла, ястребов, также перед помещением наших туземных сорок, воронов, тропических армадилов (броненосцев), последние с необыкновенной учтивостью бегают по своему помещению и вызывают всеобщее любопытство своею крепкою чешуйчатою бронёю».
Живая коллекция зоосада постоянно росла. В зоосаде супругов Гебгардт была большая группа хищников – леопард, гиены, медведи, тигры, львы, значительная группа животных жарких стран с такими редкими и по нынешним дням экспонатами, как ленивец, броненосец, мелкие сумчатые. Кстати, первым детёнышем, увидевшим свет в Петербургском зоосаде, была сумчатая крыса.
Покупалось очень много зверей и птиц. Не обошлось без подарков, в том числе и от членов царской семьи. Александр II подарил зоосаду двух слонов, великий князь Александр Михайлович – леопарда и двух корейских пони, а принц Ольденбургский – мандрила (мартышку).

Многое в зоосаде супругов Гебгардт было сделано для привлечения и увеселения публики. Была построена специальная эстрада, где играл духовой оркестр. Также при зоосаде работала молочная ферма и буфет, где можно было приобрести разные молочные продукты по достаточно низким ценам. Зоосад довольно быстро приобрел имидж места для приятного, культурного времяпрепровождения. Однако больших доходов он не приносил.
Зимой посетителей почти не было, и хозяевам приходилось открывать филиалы зоосада на Адмиралтейской стороне. Один из них располагался на Большой Морской, примерно на месте Дворца культуры работников связи, а второй представлял собой балаган на Царицыном поле (ныне Марсово поле) и работал там во время масленичных гуляний.

После смерти Юлиуса Софья повторно вышла замуж – за энергичного 30-летнего предпринимателя Эрнеста Антоновича Роста, который и стал в 1873 году следующим владельцем зоосада. При нём это учреждение по-настоящему расцвело: была построена масса новых, красивых зданий, богато украшенных резьбой, проведены коммуникации, в зоопарк приехали животные, которых доселе не видел Петербург – жираф, шимпанзе, орангутан, муравьед и другие. Коллекция животных зоопарка Роста была солидной и по нынешним временам – более 200 видов и свыше 1200 экземпляров разных зверей, птиц и рептилий.
Однако основным источником дохода была все же коммерческая часть. Прежде всего, новым хозяином была построена большая летняя эстрада с рядами скамеек перед ней, всего на 1380 мест, а затем и закрытый театр на 500 мест. На этих сценах давались цирковые представления, приходили «сборные» концерты, ставились пышные «феерии», выступали оперные труппы, хоры и оркестры.
Зоосад имел свои, сначала духовой, а потом симфонический, оркестры. В 1886 году стали популярны симфонические «четверги», в программе которых были сочинения Чайковского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Вагнера и др. Интересно, что давались и органные концерты, поскольку даже этот инструмент был в зоосаде.

Большой популярностью пользовались и так называемые этнографические выставки, которые организовывались в саду с 1879 года. Петербуржцы во время проведения этих выставок могли увидеть жителей из разных уголков земного шара в национальных костюмах, с домашней утварью, оружием, предметами быта, познакомиться с их обычаями, а заодно и с животными – как домашними, так и дикими.

В 1882 году Зоологический сад приобрёл двух дрессированных самок азиатского слона – Дженни и Сарру. Животные эти выступали летом на открытой эстраде сада. В 1889 году было построено специальное здание слоновника. Оно было бревенчатое, обшитое досками, увенчанное большим куполом. К зданию примыкал летний выгул, обнесённый оградой из толстых металлических прутьев.
Рост очень внимательно наблюдал за содержанием своих питомцев, беспокоили его и вопросы акклиматизации, и тонкости разведения разных видов. Не будучи зоологом, он консультировался по самым разным вопросам как с учёными Петербурга, так и с ведущими специалистами Европы. Показательна история с попытками сохранить в зоосаде Петербурга потомство бегемотов. Эрнест Антонович отправился в Англию, где подробно познакомился с особенностями содержания этих зверей в Лондонском зоопарке и получил необходимые советы у директора этого зоопарка. Рекомендации были соблюдены, и в Петербурге удалось выкормить и вырастить детёныша бегемота. Таким образом, наш зоосад стал третьим учреждением в мире, достигшим успеха в этом непростом деле. Рост в общей сложности руководил зоосадом 24 года – это самый, на данный момент, продолжительный срок управления этим учреждением.
К сожалению, ни супруги Гебгардт, ни Рост не оставили наследников, и, когда заболевший Эрнест Антонович в 1897 году уехал на родину в Берлин, зоосад остался фактически без владельца. Им руководили заместители Эрнеста Антоновича, пока в 1911 году на торгах зоосад не приобрёл антрепренёр (так называли владельца частного зрелищного предприятия) Семён Новиков.
До революции зоосад делился на две части: зоологическую, в которой содержались животные, и развлекательную, в которой стоял большой ресторан, театр и открытая летняя эстрада. Семён Новиков, покупая зоосад, рассматривал его, скорее, как перспективную концертную площадку. В развлекательной части сада под его управлением организовывались разнообразные концерты, выступления артистов самых разных жанров. Но и о животных Семён Никодимович не забывал – при нём в коллекции зоосада появились любимцы публики носорог Тали, слониха Бетти и бегемот Красавица. Ухаживать за этими гигантами был приставлен смотритель Василий Буряк. Он не только кормил их и убирал загоны, но также занимался дрессировкой.
Дрессировка помогала при дальнейшей работе с животными. Например, после нескольких месяцев тренировок Василий Буряк научил носорога спокойно впускать себя в его вольер и позволять мыть. Позже носорогом были выучены более сложные команды – вставать на ящик, качать служителя на роге, и т. д. Такая дрессура служила уже для привлечения посетителей в зоосад. Да и для самих животных такие занятия были интересны. Кроме Василия Буряка в зоосаде Новикова работал и профессиональный дрессировщик – А. О. Гурве. Он выступал в цирке, а с 1911 года заинтересовался работой в зоосаде. Выступления Гурве и его дрессированных хищников привлекали в зоосад посетителей.
В 1915 году зоосад торжественно отметил свой 50-летний юбилей. Для снабжения животных свежей травой и овощами в Коломягах был куплен хутор и семь десятин земли. Было построено два новых каменных здания в дополнение к единственному, сохранившемуся со времён Э. А. Роста. Всего же разнообразных помещений для животных, многие из которых были оборудованы бассейнами, насчитывалось более 30.

С 1911 года было сделано очень многое, зоосад прочно стоял на ногах. Однако в связи с революционными событиями октября 1917 года С. Н. Новиков уехал в Крым, а его сын В. С. Новиков, после «Декрета о национализации частных зрелищных предприятий», изданного в апреле 1918 года, передал по спискам весь движимый и недвижимый инвентарь зоосада новому владельцу – Управлению Петроградскими городскими Народными домами. Более 50 лет своей истории зоосад был частным зверинцем. Начался новый этап истории зоосада.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.