Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответ по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Ответ по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»

Интернализм и экстернализм в философии науки

 

Выполнил:

магистрант 1 курса 1 группы

направления «Межкультурная коммуникация:

теория и практика преподавания (английский язык)»

Руман Валерия Артуровна

Проверил:

Борсяков Юрий Иванович

доктор философских наук,

доцент кафедры философии

 

 

Воронеж – 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

1. Экстернализм ………………………………………………………….... 3

2. Интернализм…………………………………………………………….. 5

Заключение…………………………………………………………………6

Список литературы……………………………………………………….... 8

 

 

Введение

В философии науки сформировались две позиции: экстернализм и интернализм. Для представителей экстерналистского и интерналистского направлений характерно следующее: они считают, что наука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утверждают, что научный метод - отнюдь не естественный, непосредственно данный человеку способ восприятия действительности, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно.

Экстерналистский и инетрналистский взгляды на развитие науки представляют собой крайние точки зрения, поскольку преувеличивают роль и значение одних факторов и недооценивают влияние других.

1. Экстернализм

Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства – социальные, экономические и т. д. По мнению экстерналистов не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Умеренные представители этого направления, однако, признают, что потребности общества влияют на науку лишь на первых порах ее становления. В дальнейшем же это влияние постепенно ослабевает, и она начинает развиваться под воздействием собственных внутренних движущих сил. Тем не менее, все экстерналисты сходятся в том, что решающее влияние на развитие науки оказывает именно общество.

Экс­тер­на­лизм воз­ник в 1930-е гг. как ре­ак­ция на по­зи­ти­ви­ст­ски ори­ен­ти­ро­ван­ную ис­то­рию нау­ки, пред­став­ляю­щую её лишь как на­ко­п­ле­ние и клас­си­фи­ка­цию опыт­ных дан­ных. Экс­тер­на­ли­сты счи­та­ют, что основной за­да­чей об­ра­ще­ния к ис­то­рии нау­ки яв­ля­ет­ся ре­кон­ст­рук­ция со­цио­куль­тур­ных ус­ло­вий и ори­ен­ти­ров на­учной дея­тель­но­сти («со­ци­аль­ных за­ка­зов», «со­цио­эко­но­мических ус­ло­вий», «куль­тур­но-ис­то­рических кон­тек­стов» и т. п. ), ко­то­рые вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве фак­то­ра, не­по­сред­ст­вен­но оп­ре­де­ляю­ще­го ход на­учного по­зна­ния и струк­ту­ру по­лу­чае­мо­го зна­ния.

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и социальный институт является имманентной, органиченной частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем. Невозможно внутренними причинами объяснить, например, создание геометрии как теоретической системы знаний. Научное знание всегда прежде всего зависит от практического интереса

Экс­тер­на­лизм пред­став­лен в ра­бо­тах Дж. Бер­на­ла, Дж. Хол­дей­на, Э. Циль­зе­ля, Дж. Ни­де­ма и др. Зна­чительное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние экс­тер­на­лиз­ма ока­зал мар­ксизм, в ча­ст­но­сти док­лад Б. М. Гес­се­на «Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские кор­ни ме­ха­ни­ки Нью­то­на» на 2-м Ме­ж­ду­народном кон­грес­се ис­то­ри­ков нау­ки в Лон­до­не (1931 год). Во 2-й половине XX века экс­тер­на­лизм по­лу­чил но­вый им­пульс со сто­ро­ны ис­то­рической шко­лы пост­по­зи­ти­ви­ст­ской фи­ло­со­фии нау­ки и свя­зан­ных с ней на­прав­ле­ний нау­ко­ве­де­ния, ис­то­рической со­цио­ло­гии нау­ки, со­цио­ло­гии зна­ния и др.

Его сторонники подчеркивают и пытаются доказать, что ведущими факторами развития науки, определяющими не только ее направленность и темпы, но в конечном итоге и содержание научного знания, являются потребности общества в широком смысле этого слова. Именно социальные потребности формируют познавательный интерес. Любой сколько-нибудь последовательный экстерналист убежден: совсем не трудно предугадать, какие задачи ставит перед собой ученый, если известны интеллектуальные возможности общества, его духовный потенциал, но главное, если известны его социальные запросы и возможности их удовлетворения.

Среди экстерналистов нет единства в том, какие факторы общественной жизни оказывают наибольшее воздействие на науку. Есть попытки объединить их, и тогда ставится вопрос о решающей роли социокультурного фона в целом. Но в экстернализме превалирует другая позиция. Выделяется один или несколько взаимосвязанных факторов, а остальные рассматриваются как производные от них. Формируются экономические, политические, религиозно-нравственные представления о том, как возникает наука, каково ее содержание и основные направления развития.

Главный недостаток экстерналистского взгляда заключается в недооценке внутренних стимулов развития науки и ее относительной самостоятельности как от всего общества в целом, так и от отдельных его подсистем (экономической, политической, социальной и т. д. ). Действительно, идея рождается от идеи, но социальная среда как бы впитывает в себя науку. Именно среда в конечном итоге порождает широкий круг проблем, требующих решения, часто именно научного решения. Само по себе общество не формирует проблем науки, но оно определенным образом настраивает ученых, подталкивает к выделению и осмыслению проблем. В конечном итоге обнаруживается, что возникшая идея какими-то своими сторонами, прямо или косвенно, отражает реальные запросы общества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.