|
|||
Ответ по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»Стр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ответ по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» Интернализм и экстернализм в философии науки
Выполнил: магистрант 1 курса 1 группы направления «Межкультурная коммуникация: теория и практика преподавания (английский язык)» Руман Валерия Артуровна Проверил: Борсяков Юрий Иванович доктор философских наук, доцент кафедры философии
Воронеж – 2020 Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Экстернализм ………………………………………………………….... 3 2. Интернализм…………………………………………………………….. 5 Заключение…………………………………………………………………6 Список литературы……………………………………………………….... 8
Введение В философии науки сформировались две позиции: экстернализм и интернализм. Для представителей экстерналистского и интерналистского направлений характерно следующее: они считают, что наука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утверждают, что научный метод - отнюдь не естественный, непосредственно данный человеку способ восприятия действительности, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно. Экстерналистский и инетрналистский взгляды на развитие науки представляют собой крайние точки зрения, поскольку преувеличивают роль и значение одних факторов и недооценивают влияние других. 1. Экстернализм Экстерналистские взгляды впервые возникли еще в период становления классической науки и признают решающим движущим фактором развития науки внешние для нее обстоятельства – социальные, экономические и т. д. По мнению экстерналистов не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Умеренные представители этого направления, однако, признают, что потребности общества влияют на науку лишь на первых порах ее становления. В дальнейшем же это влияние постепенно ослабевает, и она начинает развиваться под воздействием собственных внутренних движущих сил. Тем не менее, все экстерналисты сходятся в том, что решающее влияние на развитие науки оказывает именно общество. Экстернализм возник в 1930-е гг. как реакция на позитивистски ориентированную историю науки, представляющую её лишь как накопление и классификацию опытных данных. Экстерналисты считают, что основной задачей обращения к истории науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т. п. ), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего ход научного познания и структуру получаемого знания. Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и социальный институт является имманентной, органиченной частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем. Невозможно внутренними причинами объяснить, например, создание геометрии как теоретической системы знаний. Научное знание всегда прежде всего зависит от практического интереса Экстернализм представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Дж. Нидема и др. Значительное влияние на формирование экстернализма оказал марксизм, в частности доклад Б. М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на 2-м Международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931 год). Во 2-й половине XX века экстернализм получил новый импульс со стороны исторической школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения, исторической социологии науки, социологии знания и др. Его сторонники подчеркивают и пытаются доказать, что ведущими факторами развития науки, определяющими не только ее направленность и темпы, но в конечном итоге и содержание научного знания, являются потребности общества в широком смысле этого слова. Именно социальные потребности формируют познавательный интерес. Любой сколько-нибудь последовательный экстерналист убежден: совсем не трудно предугадать, какие задачи ставит перед собой ученый, если известны интеллектуальные возможности общества, его духовный потенциал, но главное, если известны его социальные запросы и возможности их удовлетворения. Среди экстерналистов нет единства в том, какие факторы общественной жизни оказывают наибольшее воздействие на науку. Есть попытки объединить их, и тогда ставится вопрос о решающей роли социокультурного фона в целом. Но в экстернализме превалирует другая позиция. Выделяется один или несколько взаимосвязанных факторов, а остальные рассматриваются как производные от них. Формируются экономические, политические, религиозно-нравственные представления о том, как возникает наука, каково ее содержание и основные направления развития. Главный недостаток экстерналистского взгляда заключается в недооценке внутренних стимулов развития науки и ее относительной самостоятельности как от всего общества в целом, так и от отдельных его подсистем (экономической, политической, социальной и т. д. ). Действительно, идея рождается от идеи, но социальная среда как бы впитывает в себя науку. Именно среда в конечном итоге порождает широкий круг проблем, требующих решения, часто именно научного решения. Само по себе общество не формирует проблем науки, но оно определенным образом настраивает ученых, подталкивает к выделению и осмыслению проблем. В конечном итоге обнаруживается, что возникшая идея какими-то своими сторонами, прямо или косвенно, отражает реальные запросы общества.
|
|||
|