Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Веин А.М., Наменецкая Б.И. – Память человека 15 страница



Хорошо известны факты пробуждения матери при крике ребенка, мельника — при остановке мельницы. Скорее всего, они зависят от высокой значимости определенных стимулов, для которых порог реактивности значительно ниже, чем для безразличной информации. Следовательно, и ночью все раздражители, поступающие в мозг, подвергаются анализу на их значимость и новизну.

Не менее интересен вопрос о взаимосвязи сна и памяти. Имеются два аспекта этой проблемы: улучшение запоминания событий, имевших место перед сном, и очень плохое закрепление в памяти событий, происходящих ночью. Кто не испытал утром ощущения легкости при воспроизведении стихотворения, выученного перед сном. И в то же время мы решительно не помним наших сновидений (если не проснулись в период быстрого сна), не помним часто наших пробуждений и даже действий, совершаемых при этом.

В чем же дело?

Как уже указывалось выше, для хорошего запоминания необходимы два условия: уровень бодрствования должен быть достаточно высоким, а события значительными, вызывающими выраженные эмоциональные реакции.

Рассмотрим условия запоминания при введении информации перед сном. Уровень бодрствования высок, во всяком случае достаточен (ведь в полусонном состоянии не удается выучить стихотворения или запомнить события, о которых прочел, уже начиная дремать), налицо заинтересованность (выучить надо — будут спрашивать). После засыпания процесс закрепления (консолидации) следа осуществляется полноценно, новая информация практически не вводится, условия для перехода следов в долговременную память благоприятные. Все это и обусловливает хорошее запоминанание в данном варианте.

Материал, заученный 8 часов назад, лучше сохраняется, если эти часы проведены во сне. Совсем недавно Г. А. Манов показал, что после 8-часового бодрствования наблюдается значительная потеря заученного материала (быстрее забывается бессмысленный материал). При заучивании перед сном и проверке утром сохранение информации в памяти оказалось более полным, правда главным образом за счет бессмысленных слогов. Воспроизведение же осмысленного материала через 8 часов, проведенных без сна и во сне, существенно не отличалось.

Все эти факты имеют огромное приспособительное значение. Если стоять на точке зрения информационной теории сна, то поступление новой информации в период, задача которого «рассортировать» поступившие ранее в мозг сведения, было бы биологически бессмысленным. В природе же все целесообразно. Важная особенность сна — возможность активного извлечения следов из долговременной памяти. В частности, это касается сновидений, использующих в качестве сырья, каза лось бы, давно забытые детали, следы старого опыта.

Анализ приведенных в этой главе данных о рациональных приемах, способствующих улучшению памяти, позволяет считать, что решение этих вопросов возможно только на основе правильного понимания природы памяти, научно изученного и обобщенного опыта запоминания, а также на основании данных, добываемых экспериментальной физиологией и психологией.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бериташвили И. С. Память позвоночных, ее характеристика и происхождение. Тбилиси, 1968.

Бурешова О., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти. «Вопросы психологии», 1963, № 6.

Бейн А. М., Каменецкая Б. И. Нарушения памяти и мозговая патология. Вестник агентства печати «Новости», «Научная мысль», 1969, вып. 2 (февраль).

Вудворте Р. Экспериментальная психология. М., ИЛ, 1950.

Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., изд-во «Мир», 1965.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во Акад. пед. наук, 1960.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во Акад. пед. наук, 1961.

Каменецкая Б. И. Нарушения памяти при височной эпилепсии. В кн. «Височная эпилепсия». Тюмень, 1970.

Каменецкая Б. И. Вторичные нарушения памяти. Сборник трудов I ММИ. М., 1969.

Кругликов Р. И. Современные представления о механизмах памяти. «Военно-медицинский ж. », 1967, № 1.

Латаш Л. П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М., изд-во «Наука», 1968.

Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1969.

Лурия А. Р. Память. Б. С. Э.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. 3. М., Изд-во АН СССР, 1949.

Л. Т. Попова. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М., «Медицина», 1972.

Смирнов А. А. Психология запоминания. М., изд-во «Просвещение», 1943.

Смирнов А. А. Проблема психологии памяти. М., изд-во «Просвещение», 1966.

Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969.

«Сборник трудов конференции. Физиология и патология лимбико-ретикулярного комплекса». М., 1971.

«Тезисы докладов 2-й конференции по проблемам памяти и следовым процессам». В кн.: «Память и следовые процессы», Пущи- но-на-Оке, 1970.

«Труды XVIII Международного психологического конгресса (Симпозиумы 7, 20, 21, 22)». М., изд-во «Наука», 1966.

Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912,

www. e-puzzle. ru

www. e-puzzle. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.