Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока для начальной школы



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ  СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»


ПОРТФОЛИО (ПРОЕКТНАЯ ПАПКА)

 

«Лагерная» проза А. Солженицына

«Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

 

Семестровый экзамен

 Одп. 02 Литература

 

Студент:

Шаброва Мария Антоновна

Специальность 44. 02. 02

«ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Группа № 13,

Руководитель:

преподаватель высшей категории

Сорокожердьева Елена Александровна

 

 

 

Паспорт проекта

Название проекта «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «Раковый корпус»¸ »В кругу первом»  
Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту и смежные с ней дисциплины Литература
Тип проекта Исследовательский, лингвостилистический
Цель проекта Изучение и анализ «Лагерной» прозы: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом»
Гипотеза проекта Нравственная проблема человека в тоталитарном государстве в произведениях А. Солженицына
Задачи исследования 1. Исследовать биографию А. Солженицына 2. Проанализировать «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» и «Раковый корпус» 3. Раскрыть нравственные проблемы в произведениях А. Солженицына
Этапы работы над проектом Подготовительный: Изучение биографии А. Солженицына; чтение произведений «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»; знакомство с историей создания произведений Основной: Анализ произведения, знакомство с критикой произведения Заключительный: Создание проекта, презентации, защита проекта и самоанализ результата
Вопросы проекта 1. Важно ли знать такие произведения в наше время? 2. Какие проблемы автор поднимает в своих произведениях? 3. Сохранили ли люди свои человеческие качества в тех условиях, которые описывает А. Солженицын?
Предлагаемые продукты проекта Презентация, проектная папка
Необходимые ресурсы и оборудование Компьютер, презентация

 

Оглавление:

 

1. Введение: …………………………………………………………………. 4

2. Биография А. Солженицына……………………………………………. 5

3. «Архипелаг ГУЛАГ»……………………………………………………. 7

4. «Раковый корпус»……………………………………………………….. 10

5. «В круге первом»………………………………………………………... 11

6. Заключение………………………………………………………………13

7.  Конспект урока…………………………………………………………14

8. Список использованной литературы……………………………………..

 

 

Введение:

«Лагерная проза» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа.

Творчество А. И. Солженицына — это целая эпоха. Его произведения — это документальные свидетельства трагических фактов советского времени. В своих произведениях А. И. Солженицын поднимает важные проблемы, актуальные во все времена: проблемы совести и нравственности. Романы «Раковый корпус» и проза «Архипелаг ГУЛАГ» не исключение.

«Архипелаг ГУЛАГ». Эта книга не просто описывает жизнь в тюрьмах во время тяжелых годов для России, а еще и проводит анализ. Главный смысл или поучение в этом произведении является правда. Писатель предлагал правду о том, что происходило в Советском Союзе, и все истории в произведении совершенно не вымышленные.

Однажды А. И. Солженицыну сказали, что у него рак и что жить осталось ему меньше месяца. Представьте только, какое чувство испытывал писатель, какой это был страшный момент в его жизни. Но в ожидании смерти писатель видел возможность определить смысл жизни и он не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что возвращенная ему жизнь теперь имеет цель. Так и был создан роман “Раковый корпус”.

Теперь разберем это подробнее.

 

 

Биография А. И. Солженицына (1918-2008)

Александр Исаевич Солженицын – российский писатель, историк, политический деятель. Родился Александр Исаевич 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск. Отец Александра погиб еще до появления сына на свет. Бедствующая семья в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону, где Александр пошел в школу. Там он создает свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1941 году писатель окончил этот университет с отличием. В 1939 году, Солженицын поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, но не закончил, из-за начала войны.

Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремился на фронт. С 1941 года писатель служил, а в 1942 году Александра Исаевича направили в Костромское военное училище, по окончанию которого он получил звание лейтенанта. За военные заслуги Александр Исаевич был награжден двумя почетными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем капитана. В этот период Солженицын не прекращал писать, вел дневник.

В 1945 году писатель был арестован и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку (по 58-й статье). Зимой 1952 года у Александра Солженицына, биография которого и так была достаточно непростой, обнаружили рак.

В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе. В 1956 году писатель вернулся в Россию.

Годы заключения нашли отражение в литературном творчестве Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и др.

В 1968 году Солженицын заканчивает работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ», за границей выходят «В круге первом» и «Раковый корпус».

На следующий год, Александр Исаевич был исключен из Союза писателей. После публикации за границей в 1974 году первого тома «Архипелага ГУЛАГ», Солженицын был арестован и выслан в ФРГ.

В 1994 году Александр Исаевич вновь возвращается в Россию, продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006 – 2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына. Умер Солженицын 3 августа 2008 года. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря

 

«Архипелаг ГУЛАГ»

Архипелаг ГУЛАГ — это система лагерей, раскинувшаяся по всей стране. Людей арестовывали, в основном, по ночам, и полураздетых, растерянных, не понимающих своей вины, бросали в страшную мясорубку лагерей. Писатель Александр Солженицын был одним из таких. К обвинению его привели письма, которые он слал с фронта своим друзьям и родственникам. В них нередко присутствовала скрытая критика Сталина, которого Александр Солженицын называл «паханом». Советская контрразведка арестовала Солженицына. В итоге он потерял чин капитана, получил 8 лет исправительных работ без права на возвращение из ссылки. Именно он решил приоткрыть завесу над частью сталинской карательной системы, написав бессмертную книгу «Архипелаг ГУЛАГ».

История Архипелага началась в 1917 году с объявленного Лениным «Красного террора». Самый первый «остров» Архипелага возник в 1923 году на месте Соловецкого монастыря. Затем появились ТОНы (тюрьмы особого назначения). Люди попадали на Архипелаг разными способами: в вагонах, пароходах и пешими этапами. Роль портов Архипелага играли пересылки, временные лагеря, состоящие из палаток, землянок, бараков или участков земли под открытым небом. Солженицын побывал на пересылке Красная Пресня в 1945 году. Простых людей перевозили красными эшелонами. Чаще всего такие эшелоны останавливались на пустом месте, посреди степи или тайги, и осуждённые сами строили лагерь. Особо важные заключённые, в основном учёные, перевозились спецконвоем. Так перевозили и Солженицына. Он назвался ядерным физиком, и после Красной Пресни его перевезли в Бутырки.

Закон о принудительных работах был принят Лениным в 1918 году. С тех пор людей использовали как бесплатную рабочую силу. Еще тяжелее стало заключённым после введения пятилеток. Первая пятилетка положила начало «великим стройкам». Магистрали, железные дороги и каналы заключённые строили голыми руками, без техники и денег. Люди работали по 12− 14 часов в сутки, лишённые нормальной еды и тёплой одежды. Эти стройки унесли тысячи жизней. Однако к 1937 году Архипелаг разросся на всю страну. Люди жили в палатках или землянках, где невозможно было высушить мокрую одежду. Эти жилища часто обыскивали, а людей внезапно переводили на другие работы. Женщины-заключённые переносили тюрьму легче, чем мужчины, а в лагерях умирали быстрее. Самых красивых начальство забирало себе, а остальные шли на общие работы. Если женщина беременела, её оправляли в специальный лагпункт. Мать, закончившая кормить грудью, отправлялась назад в лагерь, а ребёнок попадал в детский дом. Сидели в лагерях и «малолетки», дети до 12 лет.

17 апреля 1943 года Сталин ввёл каторгу и виселицу. Осуждались на каторгу и женщины. Разница между лагерем и каторгой стала исчезать. В 1948 году был создан некий сплав лагеря и каторги — Особые Лагеря. В них сидела вся 58-ая. Заключенных называли по номерам и давали самую тяжёлую работу. Солженицыну достался особый лагерь Степной, затем — Экибастузский.

История Особых лагерей продолжилась и после смерти Сталина. В 1954 году они слились, но не исчезли. После освобождения Солженицын начал получать письма от людей, находившихся в лагере, которые убедили его: ГУЛаг будет существовать, пока существует создавшая его система.

 «Архипелаг» был создан в годы, когда подобная книга была невозможна: архивы закрыты, исторические свидетельства отсутствуют, само обращение к теме лагерей грозит опалой и преследованиями. Пользуясь устными рассказами и письмами бывших заключённых, основываясь на собственных воспоминаниях и впечатлениях, Солженицын создаст эпический многослойный труд, который заставит читателя пережить все страдания, которые испытывают арестованные и заключённые.

Потому что, неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

Декларируемая цель лагерей — «исправление», «перековка», «трудовое перевоспитание» заключённых. И, Солженицын показывает, как на самом деле переживается на опыте эта «перестройка сознания», какие психологические и физиологические изменения происходят.

Внезапные ночные аресты, пытки на следствии, бессонница, голод и жажда в камере, невыносимая теснота, страх, боль, унижение — ещё до попадания в лагерь,  ГУЛАГ подавляет достоинство и волю арестованного, лишает его привычных человеческих реакций и чувств.

Лагерная телогрейка А. И. Солженицына.

Перевоспитание, о котором говорят идеологи ГУЛАГа, в лагерях действительно происходит, но вектор его иной: это подавление воли и лишение достоинства, насильственно осуществляемая моральная и физическая деградация. Один из примеров развращающего морального воздействия лагеря — малолетки, дети-лагерники, превращающиеся в подобие стаи мелких хищников. Они умирают от голода и слабости; это едва живые люди, в которых не осталось ничего, кроме тления жизни. Как они, ревниво косясь на соперников, дежурят у кухонного крыльца, ожидая, когда понесут отходы в помойку. Как они бросаются, дерутся, ищут рыбью голову, кость, овощные очистки. И как один гибнет в этой свалке убитый. И как потом эти отбросы они моют, варят ли и едят. Принудительный труд, каким бы он не был, оказывается для заключённого лишь одним из способов стирания личности, приведения к максимально рабскому покорному состоянию.

И можно говорить еще много, но пересказать всё, что описывается в книге просто не возможно.

Стоит сказать еще раз, что это произведение навсегда останется актуальным, его знает каждый, пусть даже название. Проблема нравственности, проблема личности в тоталитарном обществе, проблема совести мало того, что интересна, но поднимается и сегодня

 

 

«Раковый корпус»

В “Раковом корпусе” на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально – психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Всех собрал этот страшный корпус — тринадцатый, раковый. Они приходят сюда с болью, с сомнением — рак или нет, жить или умирать? Впрочем, о смерти не думает никто, её нет.

 Одним из обитателей ракового корпуса является Русанов Н. П. - в прошлом значимый человек, который рассчитывал на хорошую пенсию по выслуге, абсолютно не довольный варварскими условиями лечения в данном заведении. Он привык к отдельным палатам, высококвалифицированным специалистам, а тут…

Соседом по палате Русанова является человек абсолютно противоположных взглядов и социального положения- Костоглотов. Ему тридцать четыре года, воевал, сидел, но в институте не учился. Костоголов, очень даже уверен в своем выздоровлении. Попадает он в это заведение уже во второй раз, хорошо знаком с симптоматикой раковых заболеваний, поэтому дотошливо ведет себя с медицинскими работниками. Надеется избавиться от недуга, если не официальными медицинскими средствами, то народными рецептами от врача Масленикова, который предполагает положительный эффект от приема чаги. Костоголов умудряется даже с этой страшной болезнью радоваться жизни.

Есть в этой больнице один  врач, который тоже пытается спасти всех этих людей, Л. А. Донцова, но каждый раз, когда видит, что больные возвращаются, теряет всякую надежду.

В одной из палат лежит и Ефрем, который не с проста читает Толстого и склоняет всех соседей, что главное в этой жизни- любовь. Но ему испытать её, видимо, не суждено, ведь едва выписавшись, его привозят уже не в роли пациента…


Болезнь, поставившая всех этих людей в равное положение, на границу жизни и смерти, заставляет всех их пересмотреть свои принципы, переосмыслить прожитые годы и прийти к выводу, что самым ценным для человека в этом мире является именно жизнь, для многих прожитая впустую.

Тема смерти, также актуальна, как и тема нравственности. Порой каждый задумывается о том, как это случится. И хотя кому то это не приятно, кто-то наотрез отказывается об этом думать, а кому- то всё-таки приходится смириться с этим и жить с мыслью о том, что тебя скоро не будет.

 

«В круге первом»

Действие в романе происходит в 1949 году в Москве, и развивается вокруг неожиданного поступка Иннокентия Володина. Он – советский дипломат, получивший лучшее образование, советское воспитание, из благополучной семьи, решается на предательство. Иннокентий Володин звонит в посольство Соединённых Штатов, чтобы передать секретную информацию о документах, которые украла советская разведка, хочет передать разведчику Георгию Ковалю. В данных документах содержится информация о разработках атомной бомбы.

Мировоззрение Иннокентия Володина полностью меняется после поездки в деревню, где он ведёт откровенную беседу с дядей. Его дядя рассказывает о бесчеловечности советской системы, возможности создания атомной бомбы в Советском Союзе, которая может привести к ужасным последствиям.

Сотрудники МГБ, записавшие разговор советского дипломата с врагами Родины, собираются в кратчайшие сроки установить личность предателя. Задание передают секретному институту, который называют “шарашкой”. В нём работают политические заключённые: талантливые инженеры, математики, учёные. Данное учреждение является всего лишь первым кругом ада, так как условия для заключённых, готовых сотрудничать и работать на благо советской системы нежёсткие. На каторжные работы их не отправляют, дают возможность заниматься разработками в неволе по заказу государства. Заключённые, которые отказываются сотрудничать, отправляются на этап, где их ожидают каторжные работы и нечеловеческие условия.

Поручение определить голос отдают главным специалистам “шарашки” Глебу Нежину и Льву Рубину.

Лев Рубин с удовольствием даёт соглашение на поручение. Он хочет помочь найти врага, из-за которого советское правительство лишилось совершенного оружия. Глеб Нежин относится с внутренними сомнениями к важному секретному поручению. Он понимает, что при отказе его отправят на этап, следующий круг ада, а если же он согласится, то будет обеспечен неплохими условиями жизни. Но всё- таки Глеб Нежин откажется.

Усилия Рубина приносят успех.  Иннокентия Володина арестуют и отправят в  ГУЛАГ.

В конце романа Глеба Нежина, который отказался от задания и других заключённых отправляют на этап. Их грузят в машину с надписью “Мясо”. Данная сцена становится символической для системы, которая избавлялась от ненужного материала по-своему. Хочется сказать, что роман учит совершать выбор в пользу более сложного и честного пути, бороться за справедливость, не изменять себе и прислушиваться голосу совести.

 


 

 

Заключение

Солженицын уверен, что единственно эффективный способ борьбы со злом - нравственное совершенствование, духовный рост, кропотливое, старательное выковывание души, поиск той точки зрения, которая станет дороже самой жизни. Автор поднимает в своих рассказах проблемы внешней и внутренней свободы, смысла жизни и морального выбора.

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство неестественного существования в ней человека. Но, в то же время, именно в таких условиях, по мнению А. И. Солженицына, наиболее ярко проявляется русский характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы. В романах поднимаются проблемы патриотизма, взаимоотношений государства и личности. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе и трагедию и радость, как и писатель, который надеется на лучшую жизнь, на силу народного духа, но всё-таки проходит сложные испытания.

 

 

Конспект урока для начальной школы

Цели урока:

формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

 

Задачи урока:

Обучающая:

- учить внимательному, чуткому отношению к людям, ближнему;

Развивающая:

- развивать желание помогать другим, совершать добрые дела;

- развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

Воспитательная:

- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.