5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ. 3 страница
Занятие 20
ПРИСТАВКА И ПРЕДЛОГ
| 1. Что относится к приставке, а что – к предлогу: соедини стрелками.
| 2. Прочитай словосочетания. Вставь между предлогом и словом подходящее по смыслу имя прилагательное. Подчеркни предлог.
Образец: спрятаться под большим деревом.
| Подбежать к________________ дому.
| служит для связи слов в предложении
| со словами пишется слитно
| со словами пишется раздельно
| служит
для
образования новых
слов
| Прочитать в________________ учебнике.
Положить на________________ стол.
Заплакать от________________ обиды.
Стоять у________________ двери.
|
3. Подбери и запиши родственные слова с противоположными по смыслу приставками.
Открыть —_________________________________
Полюбить – _______________________________
Подбежать —______________________________
Высыпать —_______________________________
Свернуть —________________________________
Проиграть – _______________________________
4. Запиши предложения, раскрывая скобки. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
| (С)неба (к)нам он (при)летел (По)кружился, тихо сел, (За)мёрзшую землю (В)шубу белую одел.
| 5. Запиши предложения, вставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги. Выдели приставки, подчеркни предлоги.
... шёл медведь … лес. ... трещали … тяжёлой лапой веточки. ... пугалась белка … ёлке. ... ронила шишку. ... пала шишка – угодила зайцу... лоб.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 21
СОСТАВ СЛОВА. СУФФИКС
| Суффикс стоит после корня.
Суффикс обозначается ^.
Суффикс – главная часть слова.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс — значимая часть слова.
Каждый суффикс имеет своё значение.
| 2. Образуй с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой».
Образец: нос — носик, носище.
Голос —___________________________________
Сапог —___________________________________
Клюв – ___________________________________
Глаза – ___________________________________
Человек —_________________________________
|
3. Измени слова по образцу. Выдели корень и суффикс.
Образец: чёрный — чёрненький, пятно – пятнышко
| Жёлтый – ________________________________
Кислый —_________________________________
Тёплый – _________________________________
Гнездо – __________________________________
Стекло – __________________________________
Ядро – ____________________________________
4. Образуй родственные слова с помощью суффиксов. Запиши слова, выдели суффиксы.
|
5. Запиши родственные слова без суффиксов.
Образец: ключик — ключ.
Городок —________________________________
Стульчик — _______________________________
Ленточка – ________________________________
Медвежонок —_____________________________
Головка – _________________________________
Беленький —_______________________________
Кисловатый —_____________________________
Малиновый – _______________________________
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 22
СОСТАВ СЛОВА. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
| 1. Подчеркни слова, которые называют части слова (морфемы).
Корень, глагол, приставка, предлог, окончание, существительное, основа, прилагательное, суффикс.
2. Из данных частей составь слова. Запиши их, выделяя морфемы.
Образец: оньк, а, ябл —
а, льв, ят —________________________________
сказ, под, а, к – _____________________________
мед, ый, ов —______________________________
вед, раз, чик, и —___________________________
мор, ий, при, ск – ___________________________
| ая, н, столь, на —___________________________
| 3. Соедини стрелкой слово и соответствующую схему.
рассказ ножка
подсказка клад
сказ подводный
печка восход
|
4. Подчеркни только имена существительные, которые соответствуют схеме
Ложка, приморский, предобренький, речка, загадка, дошкольник.
| 5. Найди и исправь ошибки.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
1. Отметь правильное утверждение.
Речь состоит из предложений.
Речь состоит из слов.
Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с
маленькой буквы.
В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
| 2. Прослушай предложения и изобрази их графически.
Образец: Мальчик рисует пейзаж.
Солнце ярко светит.
Кружатся пушистые снежинки.
Грибы растут в лесу.
На берёзах появились первые листочки. Путники шли по пыльной дороге.
Ученики читали интересный рассказ.
| 3. Выпиши только предложения. Объясни свой выбор.
| 1) кусты
2) Пчела жужжит.
3) рыба, плавать
4) Который час?
|
4. Составь предложения с данными словами так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе — его действие.
Образец: птица, лететь — Птица летит.
Дуть, ветер —_______________________________
Бабочки, порхать — __________________________
Куковать, кукушка – ___________________________
Идти, дождь — _______________________________
Рыба, плыть – ________________________________
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 24
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Вставь пропущенные слова.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – составляют … предложения.
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы ….
Подлежащее подчёркивается ….
Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о …, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др.
Сказуемое подчёркивается ….
Подлежащее и сказуемое не являются ….
2. Впиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркни грамматическую основу.
_______________ учит детей.
_______________ поймали большую щуку.
Пришла поздняя_________________
_______________ едут в поезде.
|
3. Прочитай предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.
Образец рассуждения. Желтеютлистья.
В предложении говорится о листьях. (Что? ) листья. Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Листья (что делают? ) желтеют. Это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами.
Солнце печёт.
Наступили холода.
Вот настала осень.
Серёжа плавает в реке.
За окном сверкнула яркая молния.
4. Впиши сказуемое в каждое предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Листья________________ землю.
_______________ осенний ветер.
Зайчик________________ капусту.
5. Спиши предложения и правильно подчеркни в них главные члены.
Ёжик складываляблоки в норку.
| Девочкарисует картину красками. Интересную газету читаетдедушка.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 25
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ЧИСЛЕ И РОДЕ
| 1. Измени предложения по образцу. Образец: Ветер дует. – Ветры дуют.
Самолёт летит. – ______________________
Птица поёт. —_________________________
Бабочки порхают. —____________________
Ручейки журчат. —_____________________
| 2. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов. Запиши получившиеся предложения.
Образец. Подснежник цветёт. Ландыш цветёт. — Цветы цветут;
Скворец улетел. Журавль улетел.
Лена расчёсывает волосы. Миша расчёсывает волосы.
Тыква созрела. Репа созрела.
3. Соедини стрелкой подходящие по смыслу слова.
| полз
ползла
ползло
взошёл
взошла
взошло
| змея
насекомое
уж
месяц
солнце
луна
|
4. Вставь подходящие по смыслу имена существительные.
| Светил _______________. Светила ____________.
Светило ______________.
|
5. Вставь подходящие по смыслу глаголы.
Дождь _______________________________
Ветер ________________________________
Лес __________________________________
Молния _______________________________
Облако ________________________________
Солнце _________________________________
| Шумел _______________. Шумела ______________.
Шумело ________________.
Скрипел ______________. Скрипела ______________.
Скрипели _______________.
Звучал ________________. Звучала _______________.
Звучали __________________.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 26
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ЧИСЛЕ И РОДЕ
1. Допиши подходящие по смыслу имена прилагательные.
Небо (какое? )______________________________.
Ветер (какой? )_____________________________.
Солнце (какое? )____________________________.
Погода (какая? )____________________________.
Настроение (какое? )________________________.
2. Запомни окончания имён прилагательных!
|
3. Вставь пропущенные окончания, ставя вопросы.
Образец: вода (какая? ) прозрачная.
Солнце ярк…, олень рогат…, дерево зелен…, погода весен…, дни коротк…, дорога дальн…, ручьи шумн….
4. Дополни рассказ именами прилагательными.
| МУРКА
Нашу кошку зовут Мурка.
Она (какая? )__________________, только грудь
и лапки (какие? )____________________. Шерсть у
неё (какая? )___________________, хвост (какой? )
______________, глаза (какие? )________________
Мурка – любимица нашей семьи.
|
5. Спиши предложения, поставив выделенные слова в форму единственного числа.
Образец. Окна выходили на север. – Окно выходило на север.
На сосне стрекотали сороки.
Гнёзда скворцов опустели.
На землю упали спелые яблоки.
На столе лежали старые газеты.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
2. Составь словосочетания: соедини стрелкой слова, ставя вопрос от глагола к имени существительному.
Образец: решить (ч т о? ) задачу.
| встретиться
мечтать
обрадоваться
| Учитель учит (кого? )__________________________.
Набрали корзинку (чего? )______________________.
Муха меньше (кого? )__________________________.
Охотник подкрался (к чему? )___________________.
Бабушка идёт в гости (к кому? )_________________.
Я поставил вазу (с чем? )______________________.
Ребята спорили (о чём? )______________________.
Толя рисует (что? чем? )_______________________.
Женя читает (что? кому? )_____________. Бабушка вяжет (кому? что? чем? )_______________
| Занятие 27 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. УПРАВЛЕНИЕ
1. Допиши предложения.
Повар варит (что? )___________________
Художник рисует (что? )________________
|
3. Прочитай словосочетания, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами.
Хорошо относиться (к чему? ) (учебник). Аккуратно обращаться (с чем? ) (учебник). Любоваться (кем? ) (стрекоза).
Заглядеться (на кого? ) (стрекоза).
Начать (что? ) (работа).
Приступить (к чему? ) (работа).
Желать (чего? ) (успех).
Стремиться (к чему? ) (успех).
Применять (что? ) (правило).
Пользоваться (чем? ) (правило).
4. Запиши предложения, изменяя слова в скобках. Поставь вопросы к этим словам.
Образец. Таня связала (что? ) кофту.
Мы получили (телеграмма).
В зоопарке дети видели (обезьяна).
Мама подарила (дедушка) шарф.
Дима пилит дрова (пила).
Осенью дороги размыты (дождь).
В дальнем лесу много (ужи).
В книге нет (картинки).
Мальчик рисует (карандаши).
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 28 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Составь предложения с данными словами, используя вопросы:
кто? что сделала? что?
приготовить, ужин, мама пыль, Вера, вытереть
кто? что сделал? кого?
Вова, встретить, дедушка найти, червяк, грач
| кто? что сделал? что? кому?
кость, папа, собака, дать Саша, дедушка, портфель, купить
|
2. Составь предложения по картинке, используя схемы предложений.
| 3. Сократи предложение, убирая каждый раз по одному слову.
Бабушка вяжет маленькой внучке теплые носки.
| 4. Распространи предложения, используя словосочетания, данные в скобках.
Лес наполнен пением. (весенний лес, птичьим пением)
С высоты тайга кажется морем. (с большой высоты, огромным морем)
Девочка рисует пейзаж. (летний пейзаж, рисует красками)
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 29 ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак.
Наступило чудесное тёплое утро дул свежий ветерок журчал по камням ручей в кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше
| 2. Составь из данных слов предложения и запиши их. Озаглавь получившийся текст.
пушистый, накрыл, деревья, снег снегу, много, на, следов ночью, вот, проскакал, хорёк следы, медвежьи, к, берлоге, ведут полянке, оставлены, на, следы, заячьи
| 3. Спиши текст, исправив ошибки.
Пришла зима Митя. Катался на санках. С горы румяный он вбежал. В дом мальчику было весело.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 30 СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Прочитай предложения. Подчеркни в них грамматическую основу. Поставь вопросы к другим словам сначала от подлежащего, а затем от сказуемого.
Образец. Тёплое солнцесогревает землю.
солнце (какое? ) тёплое
согревает (что? ) землю
В полях журчат весёлые ручейки.
Скоро наступят сильные морозы.
| 2. Дай полный ответ на вопрос.
Коля шёл позади Маши. Кто шёл впереди?
Пёс Бобик прибежал на кухню и выпил молоко кошки Маруськи. Почему кошка Маруська недовольна?
Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
Ваня рисовал Никиту, а Никита рисовал натюрморт. Кто что рисовал?
| 3. Прочитай текст. Запиши ответы на вопросы.
Девочку звали Иринушка. Было ей четыре года и пять месяцев. Была она большая умница. За десять дней мы одолели всю русскую азбуку.
(По Л. Пантелееву)
1. Как звали девочку?
2. Сколько ей лет?
3. Что изучала девочка?
|
|