Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ. 3 страница




Занятие 20

ПРИСТАВКА И ПРЕДЛОГ


1. Что относится к приставке, а что – к предлогу: соедини стрелками.


2. Прочитай словосочетания. Вставь между предлогом и словом подходящее по смыслу имя прилагательное. Подчеркни предлог.

Образец: спрятаться под большим деревом.


Подбежать к________________ дому.









служит
для связи
слов
в предложении


со словами
пишется
слитно


часть слова


приставка


предлог


часть речи


со словами
пишется
раздельно


служит

для

образования новых

слов


Прочитать в________________ учебнике.

Положить на________________ стол.

Заплакать от________________ обиды.

Стоять у________________ двери.


 


3. Подбери и запиши родственные слова с противоположными по смыслу приставками.

Открыть —_________________________________

Полюбить – _______________________________

Подбежать —______________________________

Высыпать —_______________________________

Свернуть —________________________________

Проиграть – _______________________________

4. Запиши предложения, раскрывая скобки. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.


(С)неба (к)нам он (при)летел
(По)кружился, тихо сел,
(За)мёрзшую землю
(В)шубу белую одел.


5. Запиши предложения, вставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

... шёл медведь … лес. ... трещали … тяжёлой лапой веточки. ... пугалась белка … ёлке. ... ронила шишку. ... пала шишка – угодила зайцу... лоб.



Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 21

СОСТАВ СЛОВА. СУФФИКС


правильное утверждение.


Суффикс стоит после корня.

Суффикс обозначается ^.

Суффикс – главная часть слова.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс — значимая часть слова.

Каждый суффикс имеет своё значение.


2. Образуй с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой».

 

                                          

Образец: нос — носик, носище.

Голос —___________________________________

Сапог —___________________________________

Клюв – ___________________________________

Глаза – ___________________________________

Человек —_________________________________



1. Отметь





 


3. Измени слова по образцу. Выдели корень и суффикс.

                                                                   

 Образец: чёрный — чёрненький, пятно – пятнышко


Жёлтый – ________________________________

Кислый —_________________________________

Тёплый – _________________________________

Гнездо – __________________________________

Стекло – __________________________________

Ядро – ____________________________________

4. Образуй родственные слова с помощью суффиксов. Запиши слова, выдели суффиксы.


-очк-


-ист-


-ец-


гора


-ушк-


-к-


-н-








 


5. Запиши родственные слова без суффиксов.

                        

Образец: ключик — ключ.

Городок —________________________________

Стульчик — _______________________________

Ленточка – ________________________________

Медвежонок —_____________________________

Головка – _________________________________

Беленький —_______________________________

Кисловатый —_____________________________

Малиновый – _______________________________



Оценка занятия

Ты                 Взрослый




 


Занятие 22

СОСТАВ СЛОВА. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР


1. Подчеркни слова, которые называют части слова (морфемы).

Корень, глагол, приставка, предлог, окончание, существительное, основа, прилагательное, суффикс.

2. Из данных частей составь слова. Запиши их, выделяя морфемы.

Образец: оньк, а, ябл —

а, льв, ят —________________________________

сказ, под, а, к – _____________________________

мед, ый, ов —______________________________

вед, раз, чик, и —___________________________

мор, ий, при, ск – ___________________________


ая, н, столь, на —___________________________



3. Соедини стрелкой слово и соответствующую схему.

 

          рассказ                                           ножка

         подсказка                                        клад

     сказ                                                подводный

        печка                                             восход



 


4. Подчеркни только имена существительные, которые соответствуют схеме

Ложка, приморский, предобренький, речка, загадка, дошкольник.


5. Найди и исправь ошибки.


Оценка занятия

Ты                  Взрослый





 


Занятие 23

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


1. Отметь       правильное утверждение.

Речь состоит из предложений.

Речь состоит из слов.

Предложение выражает законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется с

маленькой буквы.

В конце предложения ставится точка,         вопросительный знак или восклицательный знак.


2. Прослушай предложения и изобрази их графически.

Образец: Мальчик рисует пейзаж.

 

            

Солнце ярко светит.

Кружатся пушистые снежинки.

Грибы растут в лесу.

На берёзах появились первые листочки.
Путники шли по пыльной дороге.

Ученики читали интересный рассказ.




3.  Выпиши только предложения. Объясни свой выбор.


1) кусты

2) Пчела жужжит.

3) рыба, плавать

4) Который час?


 


4. Составь предложения с данными словами так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе — его действие.

Образец: птица, лететь — Птица летит.

Дуть, ветер —_______________________________

Бабочки, порхать — __________________________

Куковать, кукушка – ___________________________

Идти, дождь — _______________________________

Рыба, плыть – ________________________________


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 24

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Вставь пропущенные слова.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое –  составляют … предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы ….

Подлежащее подчёркивается ….

Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о …, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др.

Сказуемое подчёркивается ….

Подлежащее и сказуемое не являются ….

 

2. Впиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркни грамматическую основу.

 

_______________ учит детей.

_______________ поймали большую щуку.

Пришла поздняя_________________

_______________ едут в поезде.


 


3. Прочитай предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Образец рассуждения. Желтеютлистья.        

В предложении говорится о листьях. (Что? )
листья. Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Листья (что делают? ) желтеют. Это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами.

Солнце печёт.

Наступили холода.

Вот настала осень.

Серёжа плавает в реке.

За окном сверкнула яркая молния.

4. Впиши сказуемое в каждое предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Листья________________ землю.

_______________ осенний ветер.

Зайчик________________ капусту.

5. Спиши предложения и правильно подчеркни в них главные члены.

Ёжик складываляблоки в норку.


Девочкарисует картину красками.
Интересную газету читаетдедушка.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 25

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА
С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
В ЧИСЛЕ И РОДЕ


1. Измени предложения по образцу.
Образец: Ветер дует. –  Ветры дуют.

Самолёт летит. – ______________________

Птица поёт. —_________________________

Бабочки порхают. —____________________

Ручейки журчат. —_____________________


2. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов. Запиши получившиеся предложения.

Образец. Подснежник цветёт. Ландыш цветёт. — Цветы цветут;

Скворец улетел. Журавль улетел.

Лена расчёсывает волосы. Миша расчёсывает волосы.

Тыква созрела. Репа созрела.

3. Соедини стрелкой подходящие по смыслу слова.


полз

ползла

ползло

взошёл

взошла

взошло


змея

насекомое

уж

месяц

солнце

луна



 


4. Вставь подходящие по смыслу имена существительные.


Светил­­ _______________. Светила ____________.

Светило ______________.


 

5. Вставь подходящие по смыслу глаголы.

Дождь _______________________________

Ветер ________________________________

Лес __________________________________

Молния _______________________________

Облако ________________________________

Солнце _________________________________


Шумел _______________. Шумела ______________.  

Шумело ________________.

Скрипел ______________. Скрипела ______________.

Скрипели _______________.

Звучал ________________. Звучала _______________.

 

Звучали __________________.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 26

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
В ЧИСЛЕ И РОДЕ

 

1. Допиши подходящие по смыслу имена прилагательные.

Небо (какое? )______________________________.

Ветер (какой? )_____________________________.

Солнце (какое? )____________________________.

Погода (какая? )____________________________.

Настроение (какое? )________________________.

2. Запомни окончания имён прилагательных!



 


3. Вставь пропущенные окончания, ставя вопросы.

Образец: вода (какая? ) прозрачная.

Солнце ярк…, олень рогат…, дерево зелен…,
погода весен…, дни коротк…, дорога дальн…,
ручьи шумн….

4. Дополни рассказ именами прилагательными.



МУРКА

Нашу кошку зовут Мурка.

Она (какая? )__________________, только грудь

и лапки (какие? )____________________. Шерсть у

неё (какая? )___________________, хвост (какой? )

______________, глаза (какие? )________________

Мурка – любимица нашей семьи.


 


5. Спиши предложения, поставив выделенные слова в форму единственного числа.

Образец. Окна выходили на север. –  Окно выходило на север.

На сосне стрекотали сороки.

Гнёзда скворцов опустели.

На землю упали спелые яблоки.

На столе лежали старые газеты.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


2. Составь словосочетания: соедини стрелкой слова, ставя вопрос от глагола к имени существительному.

Образец: решить (ч т о? ) задачу.


поймать

решить



о поездке
гостю
с другом


встретиться

мечтать

обрадоваться


задачу

леща


Учитель учит (кого? )__________________________.

Набрали корзинку (чего? )______________________.

Муха меньше (кого? )__________________________.

Охотник подкрался (к чему? )___________________.

Бабушка идёт в гости (к кому? )_________________.

Я поставил вазу (с чем? )______________________.

Ребята спорили (о чём? )______________________.

Толя рисует (что? чем? )_______________________.

Женя читает (что? кому? )_____________.                     Бабушка вяжет (кому? что? чем? )_______________


Занятие 27
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. УПРАВЛЕНИЕ

1. Допиши предложения.

Повар варит (что? )___________________

Художник рисует (что? )________________

 


 

3. Прочитай словосочетания, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами.

Хорошо относиться (к чему? ) (учебник).
Аккуратно обращаться (с чем? ) (учебник).
Любоваться (кем? ) (стрекоза).

Заглядеться (на кого? ) (стрекоза).

Начать (что? ) (работа).

Приступить (к чему? ) (работа).

Желать (чего? ) (успех).

Стремиться (к чему? ) (успех).

Применять (что? ) (правило).

Пользоваться (чем? ) (правило).

4. Запиши предложения, изменяя слова в скобках. Поставь вопросы к этим словам.

Образец. Таня связала (что? ) кофту.

Мы получили (телеграмма).

В зоопарке дети видели (обезьяна).

Мама подарила (дедушка) шарф.

Дима пилит дрова (пила).

Осенью дороги размыты (дождь).

В дальнем лесу много (ужи).

В книге нет (картинки).

Мальчик рисует (карандаши).


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 28
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.  Составь предложения с данными словами, используя вопросы:

 

кто? что сделала? что?


приготовить, ужин, мама
пыль, Вера, вытереть

      кто? что сделал? кого?

 

Вова, встретить, дедушка
найти, червяк, грач


кто? что сделал? что? кому?

 

кость, папа, собака, дать
Саша, дедушка, портфель, купить


 


2. Составь предложения по картинке, используя схемы предложений.



3. Сократи предложение, убирая каждый раз по одному слову.

Бабушка вяжет маленькой внучке теплые носки.


4. Распространи предложения, используя словосочетания, данные в скобках.

Лес наполнен пением. (весенний лес, птичьим пением)

С высоты тайга кажется морем. (с большой высоты, огромным морем)

Девочка рисует пейзаж. (летний пейзаж, рисует красками)


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 29
ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак.

Наступило чудесное тёплое утро дул свежий ветерок журчал по камням ручей в кустах звонко пели соловьи яркое солнце поднималось всё выше и выше


2. Составь из данных слов предложения и запиши их. Озаглавь получившийся текст.

пушистый, накрыл, деревья, снег
снегу, много, на, следов
ночью, вот, проскакал, хорёк
следы, медвежьи, к, берлоге, ведут
полянке, оставлены, на, следы, заячьи



3. Спиши текст, исправив ошибки.

Пришла зима Митя. Катался на санках. С горы румяный он вбежал. В дом мальчику было весело.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 30
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Прочитай предложения. Подчеркни в них грамматическую основу. Поставь вопросы к другим словам сначала от подлежащего, а затем от
сказуемого.

Образец. Тёплое солнцесогревает землю.

солнце (какое? ) тёплое

согревает (что? ) землю

В полях журчат весёлые ручейки.

Скоро наступят сильные морозы.



2. Дай полный ответ на вопрос.

 

Коля шёл позади Маши. Кто шёл впереди?

Пёс Бобик прибежал на кухню и выпил молоко кошки Маруськи. Почему кошка Маруська недовольна?

Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

Ваня рисовал Никиту, а Никита рисовал натюрморт. Кто что рисовал?


3. Прочитай текст. Запиши ответы на вопросы.

Девочку звали Иринушка. Было ей четыре года и пять месяцев. Была она большая умница. За десять дней мы одолели всю русскую азбуку.

(По Л. Пантелееву)

1. Как звали девочку?

2. Сколько ей лет?

3. Что изучала девочка?


Оценка занятия


Взрослый


Ты



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.