5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ. 1 страница
30 ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для предупреждения
ДИСГРАФИИ
2 класс
| ![](https://helpiks.su/imgart/baza5/3884598662125.files/image008.gif)
УДК 373. 3 ББК 81. 2Р9 4-68
| Чистякова О. В.
4-68 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.
2 класс. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 80 с.: ил. — (Серия «Азбука письма»).
ISBN 978-5-407-00061-7
| Чистякова Ольга Викторовна
30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии
2 класс
Редактор М. Ерманова Художник В. Семеренко Дизайн серии И. Могутова
Обложка £ Савик, З. Смирнова Корректоры Н. Андрианова, Е. Караванова Верстка И. Хайрова
Подписано в печать 21. 05. 10. Формат 70x90Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Уел. Печ. л. 5, 85. Тираж 10000 экз. Заказ № 2495.
ООО «Издательский Дом «Литера»
192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24
Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полтграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».
170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.
| О. В. Чистякова 2010 © Издательский Дом «Литера», 2010
|
Количество детей с нарушением письма (дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.
Как понять, что у ребёнка наблюдается нарушение письма и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Внимательно изучите ошибки, которые ваш ребёнок допускает в тетради:
• многочисленные пропуски букв, чаще гласных;
• повторение одной и той же буквы (пиро п вместо пирог);
• замена букв (л у ди вместо люди, б ыра вместо дыра);
• недописывание слов или букв, перестановка слогов (раба бан вместо барабан);
• ошибки в ударных слогах (с о дик вместо садик);
• зеркальное написание букв;
• отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;
• затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;
• «корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.
Данное пособие представляет собой сборник заданий и упражнений, которые помогут родителям организовать эффективную работу по предупреждению и устранению некоторых дисграфических ошибок.
| Пособие состоит из 30 занятий, посвящённых закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова. Часть занятий направлена на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка.
Рекомендации по проведению занятий
1. Длительность одного занятия – 25 – 35 минут.
2. Ребёнку необходимы данное пособие, простой карандаш, ручка, тетрадь.
3. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка, лишний раз похвалите за то, что у него получается.
4. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.
5. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие слова, словосочетания, предложения).
6. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнил плохо – красный (это сигнал того, что надо остановиться и повторить эти задания снова). Также работу ребёнка может оценить и взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.
7. Помните, что заниматься надо постоянно до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.
|
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
| Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Имена существительные называют предметы, явления природы, людей и животных. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют людей и животных.
Слово вьюга – имя существительное, потому что отвечает на вопрос что? и называет явление природы.
| 2. Выпиши из слов каждой строчки имена существительные.
Дружить, дружба, дружный, подруга. Честный, честь, честность, честно.
Тихий, тихоня, затишье, тишина.
Морозный, морозить, заморозки, мороз.
| 3. Запиши имена существительные в 2 столбика: 1) слова, которые отвечают на вопрос кто?; 2) слова, которые отвечают на вопрос что?
Победа, победитель, рыба, рыбак, борьба, борец, старик, старость, путь, путешествие.
|
4. Допиши подходящие по смыслу имена существительные.
тёплое ______________________ ______________________
сухая _______________________ ______________________
сосновые____________________ ______________________
новый_______________________ ______________________
свежая______________________ ______________________
голубое _____________________ ______________________
весенняя____________________ ______________________
дремучий____________________ ______________________
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
РОД И ЧИСЛО
1. Вставь пропущенные слова.
Имена существительные имеют …: мужской, женский и средний.
Имена существительные изменяются по ….
Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в ….
2. Распредели имена существительные по родам и запиши их.
Ложь, автобусы, честность, зеркало, занятия, внешность, вкус, восторг, веселье.
М. р. (он мой)______________________________
Ж. р. (она моя)_____________________________
Ср. р. (оно мое)____________________________
| 3. Соедини стрелкой имена существительные, близкие по смыслу. Определи род каждого слова.
гнев раздолье
табун ярость
дорога водоём
озеро стадо
простор путь
|
4. Заполни таблицу, изменяя имена существительные по числам.
| Один
| Много
| лимон
|
|
| люди
| ребёнок
|
| сын
|
| 5. Подчеркни имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Тетради, шорты, глаза, ножницы, монеты, каникулы, листья, яблоки, грабли, сумерки.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
| ![](https://helpiks.su/imgart/baza5/3884598662125.files/image024.jpg)
Занятие3 ГЛАГОЛ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
| Глаголы отвечают на вопросы кто? что? Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал?
Глаголы называют действия предметов. Слово вход — глагол, потому что называет действие предмета.
Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
| Письмо, напишет, письменный, списал.
Прыгать, прыжок, спрыгнуть, прыгает
3. Запиши глаголы в 2 столбика: 1) слова, которые отвечают на вопрос что делать?; 2) слова, которые отвечают на вопрос что сделать?
Мастерить, выучить, ходить, летать, сбежать, приготовить, наклеить, радовать, строить, положить.
4. Замени словосочетания глаголами в начальной форме.
Оказывать помощь - ________________________
Вести наблюдения - ________________________
Давать совет -_____________________________
Выполнять работу -_________________________
Производить шум -__________________________
| 2. Выпиши из слов каждой строчки глаголы.
Свет, светить, светлый, освещает.
Шумит, шумный, шумок, зашумел
| .
3. Подбери к именам существительным родственные глаголы в начальной форме.
Образец: шёпот – шептать.
Игра —__________________________________________
Служба —________________________________________
| Просьба — ______________________________________
Крик —__________________________________________
Мороз —_________________________________________
Ходьба —________________________________________
Фантазия —______________________________________
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 4 ГЛАГОЛ. ЧИСЛО И ВРЕМЯ
1. Вставь пропущенные слова.
Глаголы изменяются по … и ….
Если действие происходит сейчас, в момент речи, значит глагол в форме... времени.
Если действие уже произошло, свершилось, значит глагол в форме … времени.
| Если действие будет происходить, произойдёт, значит глагол в форме... времени.
2. Запиши глаголы в 3 столбика, задавая к каждому из них вопрос.
Сидит, ночевал, заплачет, растут, будут любить, говорил, пробежали, запоёт, чертит.
| 3. Запиши глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Образец: кричать – кричит, кричал, будет кричать.
Читать —__________________________________
Работать —________________________________
Учить – ____________________________________
Образец: закричать — закричал, закричит.
Прочитать – _______________________________
Отработать —______________________________
Выучить —_________________________________
|
4. Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени в форме единственного числа.
| Плыли облака, прилетели журавли, блестят зеркала, горят свечи, висели груши, зазеленели поля.
|
Занятие 5
РАЗЛИЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА
1. Ответь на вопросы словом да или нет.
Может ли глагол отвечать на вопрос что?
Да / Нет
Может ли имя существительное отвечать на вопрос кто?
| Может ли имя существительное отвечать на вопрос что делать?
Да / Нет
Может ли имя существительное называть действие предмета?
Да / Нет
Может ли глагол называть явление природы?
Да / Нет
2. Запиши слова в 2 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы.
Дерево, носить, машет, травы, строитель, построили, будет расти, стирка.
3. Подбери к именам существительным родственные глаголы в начальной форме.
Образец: ужин — ужинать.
Корм – ___________________________________
Писк —____________________________________
Разговор —________________________________
Мечта —__________________________________
| Треск — ____________________________________
| Команда —__________________________________ Отдых – ____________________________________
| ы
4. Подбери к глаголам родственные имена существительные в начальной форме.
Образец: обидеть – обида.
Решать —________________
Хохотать —_____________
Завтракать —____________
Встречать —_____________
Беседовать —___________
Советовать —___________
5. Выбери (из скобок) глаголы в нужной форме и запиши предложения.
Мама скоро (подарит, подарила) Маше куклу.
В субботу вечером мы (ходим, пойдём) в кино.
Ученик весь вечер (выучит, учил) правило.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Занятие 6
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
| Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные называют признаки предметов.
Слово большой — имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и называет признак предмета.
Слово гулять — имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос что делать? и называет действие предмета.
| 2. Выпиши из слов каждой строчки имена прилагательные.
Лимон, лимонный, лимончик.
Старая, старость, старенький, стареть.
Новый, новость, новейшая, новенькие.
Играет, игрушечный, игра, игровая.
3. Подбери к именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.
День (какой? )…
Груша (какая? )....
Солнце (какое? ) …
Ученики (какие? )…
|
5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ.
| Образец: Растение, которое находится в комнате. — Комнатное растение.
Пальто, которое носят зимой.
Звёзды, которые светят ярко.
Дом, который построили из дерева.
Шапка, которую связали из шерсти.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЧИСЛО И РОД
| 1. Вставь пропущенные слова.
Имена прилагательные изменяются по …. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по ….
| Имена прилагательные во множественном числе по родам …
Род и число имени прилагательного зависят от рода и числа ….
2. Распредели имена прилагательные по родам и запиши их в 3 столбика.
Верхний (этаж), дождливое (лето), тёмная (ночь), прекрасное (утро), кожаный (портфель), поучительная (сказка), душистое (сено), сосновая (шишка), большой (зонт).
3. Выпиши имена прилагательные и определи их число.
Дорога шла через сосновый лес.
На небе появились яркие звёзды.
По утрам воздух особенно свежий.
Дождливое лето хуже осени.
Перелётные птицы собрались в стаи.
|
4. Найди словосочетания, в которых имена существительные и имена прилагательные не согласованы в роде. Запиши их правильно.
| Яркая радуга, строгая дедушка, интересный книга, глубокое озеро, зимняя пальто, старый крепость, деревянный стол, тёплая шапка, красный карандаш.
| 5. Найди словосочетания, в которых имена существительные и имена прилагательные не согласованы в числе. Запиши их правильно.
Шумное море, высокие дерево, тёмные пятно, соседнее здание, детский костюмы, хорошее дела, цветной телевизор, просторные помещения, порывистый ветер.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
РАЗЛИЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА
1. Ответь на вопросы словом да или нет.
Может ли имя прилагательное отвечать на вопрос какой?
Да / Нет
Может ли имя существительное называть признак предмета?
Да / Нет
Может ли глагол отвечать на вопрос что сделал?
Да / Нет
Является ли слово мудрость именем существительным?
Да / Нет
Является ли слово апельсиновый глаголом?
Да / Нет
Является ли слово читать глаголом?
Да / Нет
| 2. Запиши слова в 3 столбика.
Нежный, (в) тумане, идти, косьба, бумажные, обжоры, загрустил, буду читать, новенькое, бой, шелковистый, улететь.
3. Подбери к именам существительным родственные имена прилагательные и глаголы.
Образец: свет — светлый, светить.
Встреча – _________________________________
Звон – ____________________________________
Шум – ___________________________________
Ложь — ___________________________________
Хвастун – ________________________________
Старость — _______________________________
Зелень — _________________________________
|
4. Прочитай предложения. Надпиши каждое слово: имя существительное (сущ. ), имя прилагательное (прил. ), глагол (гл. ).
Утренняя роса покрыла траву.
Младшая сестра интересуется шахматами.
| Ребята умываются речной водой, Дедушка купил внуку новый мяч.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
Предлог — это часть речи.
Предлоги пишутся слитно с другими словами.
Предлоги всегда пишутся одинаково, независимо
от того, как они произносятся.
Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги пишутся отдельно от других слов.
| 2. Выполни действия и ответь на вопросы.
Положи тетрадь на стол. Где лежит тетрадь? Возьми тетрадь. Откуда ты взял тетрадь? Положи ручку в стол. Где лежит ручка? Возьми ручку. Откуда ты взял ручку?
Спрячь карандаш под стол. Где карандаш сейчас?
Возьми карандаш. Откуда ты взял карандаш?
|
3. Назови противоположные по смыслу предлоги.
В (магазин), к (дивану), над (столом), до (города), перед (дверью), с (книгой), перед (уроком).
| 4. Выпиши имена существительные с предлогами.
| Журавли отправились в полёт.
Молодой лось пришёл из леса в деревню. Зашуршали листья на ветру.
На землю спустилась ночь.
| Оценка занятия
Ты Взрослый
|
|