Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ. 1 страница



 


 


О. В. Чистякова


30 ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для предупреждения

ДИСГРАФИИ

2 класс





УДК 373. 3
ББК 81. 2Р9
4-68


Чистякова О. В.

4-68 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.

2 класс. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 80 с.: ил. —
(Серия «Азбука письма»).

ISBN 978-5-407-00061-7


Чистякова Ольга Викторовна

30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии

2 класс

Редактор М. Ерманова
Художник В. Семеренко
Дизайн серии И. Могутова

Обложка £ Савик, З. Смирнова
Корректоры Н. Андрианова, Е. Караванова
Верстка И. Хайрова

Подписано в печать 21. 05. 10. Формат 70x90Печать офсетная.
Гарнитура Прагматика. Уел. Печ. л. 5, 85. Тираж 10000 экз. Заказ № 2495.

ООО «Издательский Дом «Литера»

192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24

Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени
полтграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».

170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.

 


ISBN 978-5-407-00061-7


 О. В. Чистякова 2010
© Издательский Дом «Литера», 2010


 


Количество детей с нарушением письма (дисграфией) увеличивается год от года. К сожалению, это является серьёзным препятствием в овладении учеником грамотой.

Как понять, что у ребёнка наблюдается нарушение письма и он действительно нуждается в дополнительной помощи? Внимательно изучите ошибки, которые ваш ребёнок допускает в тетради:

• многочисленные пропуски букв, чаще гласных;

• повторение одной и той же буквы (пиро п вместо пирог);

• замена букв (л у ди вместо люди, б ыра вместо дыра);

• недописывание слов или букв, перестановка слогов (раба бан вместо барабан);

• ошибки в ударных слогах (с о дик вместо садик);

• зеркальное написание букв;

• отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале;

• затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;

• «корявый почерк»: сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

Данное пособие представляет собой сборник заданий и упражнений, которые помогут родителям организовать эффективную работу по предупреждению и устранению некоторых дисграфических ошибок.


Уважаемые родители!


Пособие состоит из 30 занятий, посвящённых закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова. Часть занятий направлена на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка.

Рекомендации по проведению занятий

1. Длительность одного занятия – 25 – 35 минут.

2. Ребёнку необходимы данное пособие, простой карандаш, ручка, тетрадь.

3. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка, лишний раз похвалите за то, что у него получается.

4. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.

5. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие слова, словосочетания, предложения).

6. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнил плохо – красный (это сигнал того, что надо остановиться и повторить эти задания снова). Также работу ребёнка может оценить
и взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.

7. Помните, что заниматься надо постоянно до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.


Желаем успехов!


 


Занятие 1


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


1. Отметь


Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

Имена существительные называют предметы, явления природы, людей и животных.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называют людей и животных.

 

Слово вьюга – имя существительное, потому что отвечает на вопрос что? и называет явление природы.


2. Выпиши из слов каждой строчки имена существительные.

Дружить, дружба, дружный, подруга.
Честный, честь, честность, честно.

Тихий, тихоня, затишье, тишина.

Морозный, морозить, заморозки, мороз.




 правильное утверждение.


3. Запиши имена существительные в 2 столбика: 1) слова, которые отвечают на вопрос кто?; 2) слова, которые отвечают на вопрос что?

Победа, победитель, рыба, рыбак, борьба, борец, старик, старость, путь, путешествие.


 


 


4. Допиши подходящие по смыслу имена существительные.

тёплое ______________________ ______________________

сухая _______________________ ______________________

сосновые____________________ ______________________

новый_______________________ ______________________

свежая______________________ ______________________

голубое _____________________ ______________________

весенняя____________________ ______________________

дремучий____________________ ______________________


Оценка занятия

Ты                  Взрослый




 


Занятие 2


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

РОД И ЧИСЛО

1. Вставь пропущенные слова.

Имена существительные имеют …: мужской, женский и средний.

Имена существительные изменяются по ….

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в ….

2. Распредели имена существительные по родам и запиши их.

Ложь, автобусы, честность, зеркало, занятия, внешность, вкус, восторг, веселье.

М. р. (он мой)______________________________

Ж. р. (она моя)_____________________________

Ср. р. (оно мое)____________________________



3. Соедини стрелкой имена существительные, близкие по смыслу. Определи род каждого слова.

гнев               раздолье

табун             ярость

дорога             водоём

озеро             стадо

простор             путь



 


4. Заполни таблицу, изменяя имена существительные по числам.


Один Много
лимон  
  люди
ребёнок  
сын  

5. Подчеркни имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Тетради, шорты, глаза, ножницы, монеты, каникулы, листья, яблоки, грабли, сумерки.


Оценка занятия

Ты                  Взрослый




Занятие3
ГЛАГОЛ. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


Глаголы отвечают на вопросы кто? что?
Глаголы отвечают на вопросы что делать?
что сделать? что делает? что сделает? что
делал? что сделал?

Глаголы называют действия предметов.
Слово вход — глагол, потому что называет
действие предмета.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

 


1. Отметь



правильное утверждение.



Письмо, напишет, письменный, списал.

Прыгать, прыжок, спрыгнуть, прыгает

3. Запиши глаголы в 2 столбика: 1) слова, которые отвечают на вопрос что делать?; 2) слова, которые отвечают на вопрос что сделать?

Мастерить, выучить, ходить, летать, сбежать,
приготовить, наклеить, радовать, строить, положить.

4. Замени словосочетания глаголами в начальной форме.

Оказывать помощь - ________________________

Вести наблюдения - ________________________

Давать совет -_____________________________

Выполнять работу -_________________________

Производить шум -__________________________

 

 


2. Выпиши  из слов каждой строчки глаголы.

           Свет, светить, светлый, освещает.

           Шумит, шумный, шумок, зашумел


.


3.  Подбери к именам существительным родственные глаголы в начальной форме.

Образец: шёпот – шептать.

Игра —__________________________________________ 

Служба —________________________________________

 


Просьба — ______________________________________

Крик —__________________________________________

Мороз —_________________________________________

Ходьба —________________________________________

Фантазия —______________________________________


Оценка занятия

Ты                  Взрослый




 


Занятие 4
ГЛАГОЛ. ЧИСЛО И ВРЕМЯ

1. Вставь пропущенные слова.

Глаголы изменяются по … и ….

Если действие происходит сейчас, в момент речи, значит глагол в форме... времени.

Если действие уже произошло, свершилось, значит глагол в форме … времени.


Если действие будет происходить, произойдёт, значит глагол в форме... времени.

2. Запиши глаголы в 3 столбика, задавая к каждому из них вопрос.

Сидит, ночевал, заплачет, растут, будут любить, говорил, пробежали, запоёт, чертит.


3. Запиши глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Образец: кричать – кричит, кричал, будет кричать.

Читать —__________________________________

Работать —________________________________

Учить – ____________________________________

Образец: закричать — закричал, закричит.

Прочитать – _______________________________

Отработать —______________________________

Выучить —_________________________________

 


 

4. Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени в форме единственного числа.


Плыли облака, прилетели журавли, блестят
зеркала, горят свечи, висели груши, зазеленели поля.


Оценка занятия


Взрослый


Ты




 


Занятие 5

РАЗЛИЧЕНИЕ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА

1. Ответь на вопросы словом да или нет.

Может ли глагол отвечать на вопрос что?

Да / Нет

Может ли имя существительное отвечать на вопрос кто?


Да / Нет


Может ли имя существительное отвечать на вопрос что делать?

Да / Нет

Может ли имя существительное называть действие предмета?

Да / Нет

Может ли глагол называть явление природы?

Да / Нет

2. Запиши слова в 2 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы.

Дерево, носить, машет, травы, строитель, построили, будет расти, стирка.

3. Подбери к именам существительным родственные глаголы в начальной форме.

Образец: ужин — ужинать.

Корм – ___________________________________

Писк —____________________________________

Разговор —________________________________

Мечта —__________________________________


Треск — ____________________________________


Команда —__________________________________
Отдых – ____________________________________


ы


4. Подбери к глаголам родственные имена существительные в начальной форме.

Образец: обидеть –  обида.

Решать —________________

Хохотать —_____________

Завтракать —____________

Встречать —_____________

Беседовать —___________

Советовать —___________

5. Выбери (из скобок) глаголы в нужной форме и запиши предложения.

Мама скоро (подарит, подарила) Маше куклу.

В субботу вечером мы (ходим, пойдём) в кино.

Ученик весь вечер (выучит, учил) правило.



Оценка занятия

Ты                  Взрослый




 


Занятие 6

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


Имена прилагательные отвечают на вопросы
кто? что?

Имена прилагательные отвечают на вопросы
какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные называют признаки
предметов.

Слово большой — имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и называет признак предмета.

Слово гулять — имя прилагательное, потому
что отвечает на вопрос что делать? и называет действие предмета.




1.  Отметь


правильное утверждение.


2. Выпиши из слов каждой строчки имена прилагательные.

Лимон, лимонный, лимончик.

Старая, старость, старенький, стареть.

Новый, новость, новейшая, новенькие.

Играет, игрушечный, игра, игровая.

3. Подбери к именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.

День (какой? )…

Груша (какая? )....

Солнце (какое? ) …

Ученики (какие? )…






 


5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ.


Образец: Растение, которое находится в комнате. — Комнатное растение.

Пальто, которое носят зимой.

Звёзды, которые светят ярко.

Дом, который построили из дерева.

Шапка, которую связали из шерсти.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЧИСЛО И РОД


1. Вставь пропущенные слова.

Имена прилагательные изменяются по ….
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по ….


Занятие 7


Имена прилагательные во множественном числе по родам …

Род и число имени прилагательного зависят
от рода и числа ….

2. Распредели имена прилагательные по родам и запиши их в 3 столбика.

Верхний (этаж), дождливое (лето), тёмная (ночь), прекрасное (утро), кожаный (портфель), поучительная (сказка), душистое (сено), сосновая (шишка), большой (зонт).

3. Выпиши имена прилагательные и определи их число.

Дорога шла через сосновый лес.

На небе появились яркие звёзды.

По утрам воздух особенно свежий.

Дождливое лето хуже осени.

Перелётные птицы собрались в стаи.



 


4. Найди словосочетания, в которых имена существительные и имена прилагательные не согласованы в роде. Запиши их правильно.


Яркая радуга, строгая дедушка, интересный книга, глубокое озеро, зимняя пальто, старый крепость, деревянный стол, тёплая шапка, красный карандаш.


5. Найди словосочетания, в которых имена существительные и имена прилагательные не согласованы в числе. Запиши их правильно.

Шумное море, высокие дерево, тёмные пятно, соседнее здание, детский костюмы, хорошее дела, цветной телевизор, просторные помещения, порывистый ветер.



Оценка занятия

Ты                 Взрослый


 


Занятие 8


РАЗЛИЧЕНИЕ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО,
ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
И ГЛАГОЛА

1. Ответь на вопросы словом да или нет.

Может ли имя прилагательное отвечать на вопрос какой?

Да / Нет

Может ли имя существительное называть признак предмета?

Да / Нет

Может ли глагол отвечать на вопрос что сделал?

Да / Нет

Является ли слово мудрость именем существительным?

Да / Нет

Является ли слово апельсиновый глаголом?

Да / Нет

Является ли слово читать глаголом?

Да / Нет


2. Запиши слова в 3 столбика.

Нежный, (в) тумане, идти, косьба, бумажные, обжоры, загрустил, буду читать, новенькое, бой, шелковистый, улететь.

3. Подбери к именам существительным родственные имена прилагательные и глаголы.

Образец: свет — светлый, светить.

Встреча – _________________________________

Звон – ____________________________________

Шум – ___________________________________

Ложь — ___________________________________

Хвастун – ________________________________

Старость — _______________________________

Зелень — _________________________________


 


4. Прочитай предложения. Надпиши каждое слово: имя существительное (сущ. ), имя прилагательное (прил. ), глагол (гл. ).

Утренняя роса покрыла траву.

 

Младшая сестра интересуется шахматами.

 


Ребята умываются речной водой,
Дедушка купил внуку новый мяч.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 9
ПРЕДЛОГ


Предлог — это часть речи.

Предлоги пишутся слитно с другими словами.

 

Предлоги всегда пишутся одинаково, независимо

от того, как они произносятся.

 

Предлоги служат для связи слов в предложении.

 

Предлоги пишутся отдельно от других слов.




правильное утверждение.


1. Отметь


2. Выполни действия и ответь на вопросы.

Положи тетрадь на стол. Где лежит тетрадь?
Возьми тетрадь. Откуда ты взял тетрадь?
Положи ручку в стол. Где лежит ручка?
Возьми ручку. Откуда ты взял ручку?

Спрячь карандаш под стол. Где карандаш сейчас?

Возьми карандаш. Откуда ты взял карандаш?



 


3. Назови противоположные по смыслу предлоги.

В (магазин), к (дивану), над (столом), до (города), перед (дверью), с (книгой), перед (уроком).


4. Выпиши имена существительные с предлогами.


Журавли отправились в полёт.

Молодой лось пришёл из леса в деревню.
Зашуршали листья на ветру.

На землю спустилась ночь.



Оценка занятия

Ты                  Взрослый



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.