Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Замени каждое предложение словосочетанием прил. + сущ. 2 страница




Занятие 10
ПРЕДЛОГ


1. Вставь пропущенные слова.


Предлог – это часть ….

Предлоги пишутся... от других слов.
Написание предлогов надо ….


2. Соедини стрелкой букву и соответствующий предлог. Запомни написание предлогов!


за

о о
об а
по


под

над

около

на



3. Вставь пропущенные предлоги.

Язык … Киева доведёт.

... словом … карман не полезешь.

Дарёному коню … зубы не смотрят.

... труда не вытащишь и рыбку... пруда.

4. Графический диктант.

Образец: Попугай жил в клетке.

 

                   

Птицы перелетели с ветки на ветку.

У входа в дом стоял сторож с фонариком.

Мы с отцом решили выйти из дома на рассвете.

В углу за дверью жил щенок.



 


5. Вставь пропущенные предлоги.


Кошка выскочила... комнаты.

... грядке зеленеет молодой лук.

... конуре сидит огромная собака.
Целый день дети катались … горы.
Ребята купаются … реке.

Мышка вылезла... норки.

Теплоходы причаливают… пристани.


Оценка занятия

Ты                  Взрослый




 


Занятие 11

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ
(СИНОНИМЫ)

1. Запомни определение!


 

Синонимы — слова, близкие по смыслу, но
разные по звучанию.



смелый


храбрый        отважный


Слова-синонимы всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край — Отечество — Отчизна..
Как много в них священного для нас!

2. Соедини стрелкой синонимы.


дорога

холод

метель


печальный

жаркий

большой

сказать

блестеть

воевать


вьюга


знойный

молвить

мороз


бороться

путь


сверкать

огромный

грустный




3. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.

Прочный, храбрый, крепкий, твёрдый.
Старый, дряхлый, мрачный, ветхий.

Шалун, проказник, баловник, лентяй.

Верный, вежливый, любезный, воспитанный.
Сказать, произнести, наблюдать, молвить.

4. В каждом ряду синонимов подчеркни слово, в котором признак выражен сильнее.

Праздник, торжество, триумф.

Прохладный, ледяной, холодный.
Чудовищный, ужасный, страшный.
Симпатичный, прекрасный, очаровательный.
Веселье, радость, восторг.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 12

СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)

1. Запомни определение!



маленький                           большой

добрый                                   злой


 

Минус — плюс,

Огонь — вода,

Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.


Антонимы – слова, противоположные по
смыслу.



2. Соедини стрелкой антонимы.


быстрый

ошибочный

друг



найти

грязь

медленный

враг

правда

правильный

скупой

увядать

смеяться


щедрый

плакать

цвести

потерять


ложь

чистота


3. Подчеркни антонимы к выделенным словам.

День — утро, вечер, ночь.

Глубокий — низкий, мелкий, большой.

Умный — красивый, хороший, глупый.

Здоровье — болезнь, беда, веселье.

Говорить – сказать, молчать, молвить.

4. Допиши пословицы, подбирая антонимы к выделенным словам.

Маленькое дело лучше_____________________ безделья.


Родимая сторона – мать, а  _________________ мачеха.


Труд кормит, а ______________________ портит.


 Ближний сосед лучше ____________________ родни.
 Друг спорит, а______________________ поддакивает.


Оценка занятия

Ты                  Взрослый




 


Занятие 13

СЛОВА, СОВПАДАЮЩИЕ
ПО НАПИСАНИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЮ
(ОМОНИМЫ)


1. Запомни определение!


Омонимы – слова, которые пишутся и
произносятся одинаково, но имеют разные
значения.



ключ


ключ


ключ


Много разных есть ключей:

         Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ, дверной.

(Д. Лукин)

2. Составь предложения с данными словосочетаниями.

Прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ.

Острая коса, длинная коса.

Острые ноготки, душистые ноготки.

Зелёный лук, натянутый лук.

Лесная опушка, меховая опушка.



3. Ответь на вопросы.

Какую строчку не может прочитать ни один учёный?


Каким ключом нельзя открывать замок?
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?

4. Объясни значение омонимов.

Образец: норка — жилище зверя; норка – зверь.



коса                              овсянка


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 14
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

1. Запомни определения!

Однозначные слова — слова, которые имеют одно значение.

Многозначные слова – слова, которые имеют два и более значений.


ДОМИК



корень дерева


 корень        корень

зуба        слова


2. Составь предложения с данными словосочетаниями.

Кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования.

 

Швейная иголка, иголка сосны.


Золотые руки, золотая осень, золотые часы.


Дружный класс, чистый класс.

 

Идёт дождь, идёт человек.



3. Соедини стрелкой слово земля с соответствующим словосочетанием.


4. Замени глагол бежит словами, близкими по смыслу.

Время бежит; река бежит; зерно бежит из мешка.

Слова для с п р а в к и: сыплется, быстро проходит, быстро течёт.


вращение Земли
песчаная земля
увидели землю
земля заповедника


планета

суша

территория

почва



Оценка занятия

Ты                 Взрослый


 


Занятие 15

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ


1. Запомни определение!

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.


считать ворон (отвлекаться)

2. Соедини стрелкой фразеологизм и его значение.



бить баклуши
намылить шею
витать в облаках
как снег на голову
душа в пятки ушла
глаза открылись
держать язык за зубами


узнать правду

очень испугаться

бездельничать

молчать

фантазировать

неожиданно

отругать


 


3. Замени выделенные словосочетания подходящими по смыслу фразеологизмами.

У мамы много дел.

Ученик не мог ничего сказать.

Мой папа встаёт очень рано.

Школьник долго думал над этой задачей.

Слова для справки: ломал голову, в рот воды набрал, ни свет ни заря, хлопот полон рот.

4. Составь фразеологизмы, подчеркнув подходящие по смыслу слова.

Хлопать (ушами, руками, ресницами).

(Водой, соком, молоком) не разольёшь.

(Кот, петух, медведь) наплакал.

Как нитка за (ножницами, иголкой, булавкой).


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


 Занятие 16

СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ.
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

1. Запомни части слова!



Корень – главная часть слова.

Корень обозначается □.

В корне заключено значение слова.

Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению, называются родственными.

 

 

Корень – изменяемая часть слова.


3. Назови пары родственных слов. Объясни.

Шипеть, шиповник.

Дорога, путь.



2. Отметь


правильное утверждение.



Лес, лесник.

Вода, водитель.

Гористый, пригорок.

Забава, потеха,


 


4. Выпиши из слов каждой строчки родственные слова. Выдели корень.

Гора, горевать, горный, горка.

Водичка, водица, водитель, вода.

Лист, листик, листочек, лис.

Левый, лев, львица, львёнок.

5. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.
Объясни, почему оно лишнее.

Белка, беленький, белила.

Пёс, песочный, песок.

Печка, печурка, печать.



Оценка занятия

Ты                 Взрослый


 


Занятие 17


СОСТАВ СЛОВА.
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА

1. Вставь пропущенные слова.

Окончание – это … часть слова.

Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и не обозначено ….

Чтобы найти окончание слова, надо изменить ….

Чтобы найти корень слова, надо подобрать... слова.

2. Измени форму слова и выдели окончание.


Образец: берёза — берёзы, с берёзой, о   берёзе.

Зеркало —________________________________

Песня –  _________________________________

Гости – __________________________________

Ветер – __________________________________

Лось – ___________________________________

(Над) столом —___________________________

(В) парке – _______________________________


3. Подбери родственные слова и выдели корень.


Образец:


гора – горочка, горный, гористый



 Травка —__________________________________       

Лесной — _________________________________

Грибник —________________________________

Шуметь —_________________________________

Носик — ___ _______________________________


 


4. Найди в пословицах родственные слова.
Выпиши их и выдели корень.

Ленивому и лениться лень.

Друг до поры — тот же недруг.

Весёлому жить весело.

Маленькое дело лучше большого безделья.


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 18


СОСТАВ СЛОВА.
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА

1. Что относится к окончанию, а что — к корню: соедини стрелками.




обозначается



изменяемая
часть слова



в нём
заключено
значение
слова


обозначается



главная
часть слова



корень



окончание



служит
для связи
слов
в предложении



чтобы его найти,
надо подобрать
родственные
слова



может

быть

нулевым



чтобы его найти,
надо изменить
форму слова


 


2. В каких рядах формы слова, а в каких родственные слова? Докажи.

Сад, садовый, садик, посадить.

Сад, сады, о саде, в саду.

Лесной, лесная, лесные, лесное.

Лесной, лес, лесник, лесок.


3. Выдели окончание, подбирая формы слова, и корень, подбирая родственные слова.

Мороз, море, игрушка, звонок.

4. Прочитай предложения и найди в них ошибки. Запиши предложения правильно. Выдели окончания, которые ты исправил.

Грустно капает мелкая дождь.

Ветер срывает сухой листья с деревьев.

Какой замечательный подарок приготовили друзьями!


Оценка занятия

Ты                 Взрослый



 


Занятие 19

СОСТАВ СЛОВА. ПРИСТАВКА


1. Отметь


Приставка — значимая часть слова.
Приставка стоит после корня.

Приставка обозначается

Приставка служит для образования новых слов.

 

Приставка служит для связи слов в предложении.


2. Запомни приставки!


Здесь в приставках за-, над-, на-
Буква а стоять должна.


Здесь приставки на о- отыщи:
Запомни и правильно их напиши.



правильное утверждение.





 


3. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

З…читался, д…играл, н... дписал, н... ливал, д…бежал, ... твесил, ... бдумал, п…грустил, с…считал, н... гулялся, ... бошёл, з…кричал, д…говорился.

4. Образуй родственные слова с помощью
приставок. Запиши слова, выдели приставки.

под-

об-                                                                 от-


работать


                                     

5.  Запиши словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу приставки.

... бежать в класс, ... писать записку, ... вязать
рану, ... бить гвоздь, ... путать буквы, ... колоть
орех, ... ехать мимо, ... брать со стола.

 


до-


за-


по-


пере-


 


Оценка занятия

Ты                 Взрослый


6.  Вставь подходящие по смыслу слова.


1. С деревьев__________________ листья.

Птицы_____________________________ на юг.

(улетают; облетают)

2. Папа____________________ колесо у машины.

Ученик____________________ значок на грудь.

    (приколол, проколол)

3. Автобус___________________ мимо остановки.

Брат_______________________ домой поздно.

(приехал, проехал)

3. В книге нашли___________________

У нарушителя взяли______________________ пальцев.

 

(опечатки, отпечатки)



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.