|
|||
«КТО ТЕБЕ НЕ УБЛАЖИТ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВО?»Стр 1 из 4Следующая ⇒ «КТО ТЕБЕ НЕ УБЛАЖИТ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВО? » Комментарий к догматику шестого гласа Лариса Маршева, Георгий Мамонов Предлагаем читателям сайта Православие. Ru богословско-филологический комментарий к догматику шестого гласа.
Песнопения воскресного богослужения наполнены не только поэтическими воспоминаниями о Воскресении Спасителя, но и множеством вероучительных истин. Особая концентрация догматических элементов содержится в воскресных песнопениях в конце циклов стихир на «Господи, воззвах», которые имеют соответствующее содержанию название – «Богородичен догматик». Предположительно автором этих текстов является преподобный Иоанн Дамаскин[1]. Сегодня мы остановимся на догматике воскресной великой вечерни шестого гласа. Сначала ознакомимся с текстом целиком, а затем разберем избранные места. Приведем церковнославянский текст: «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; / кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества; / безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, / Тойже от Тебе, Чистыя, пройде, / неизреченно воплощься, / естеством Бог Сый, / и естеством быв Человек нас ради; / не во двою лицу разделяемый, / но во двою естеству / неслитно познаваемый. / Того моли, Чистая Всеблаженная, / помиловатися душам нашим» [2]. Греческий оригинал песнопения: «Τ ί ς μ ὴ μ α κ α ρ ί σ ε ι σ ε, Π α ν α γ ί α Π α ρ θ έ ν ε; τ ί ς μ ὴ ἀ ν υ μ ν ή σ ε ι σ ο υ τ ὸ ν ἀ λ ό χ ε υ τ ο ν τ ό κ ο ν; ὁ γ ὰ ρ ἀ χ ρ ό ν ω ς ἐ κ Π α τ ρ ὸ ς ἐ κ λ ά μ ψ α ς Υ ἱ ὸ ς μ ο ν ο γ ε ν ή ς, ὁ α ὐ τ ὸ ς ἐ κ σ ο ῦ τ ῆ ς Ἁ γ ν ῆ ς π ρ ο ῆ λ θ ε ν, ἀ φ ρ ά σ τ ω ς σ α ρ κ ω θ ε ί ς, φ ύ σ ε ι Θ ε ὸ ς ὑ π ά ρ χ ω ν, κ α ὶ φ ύ σ ε ι γ ε ν ό μ ε ν ο ς ἄ ν θ ρ ω π ο ς δ ι ' ἡ μ ᾶ ς, ο ὐ κ ε ἰ ς δ υ ά δ α π ρ ο σ ώ π ω ν τ ε μ ν ό μ ε ν ο ς, ἀ λ λ ' ἐ ν δ υ ά δ ι φ ύ σ ε ω ν, ἀ σ υ γ χ ύ τ ω ς γ ν ω ρ ι ζ ό μ ε ν ο ς. Α ὐ τ ὸ ν ἱ κ έ τ ε υ ε, σ ε μ ν ὴ Π α μ μ α κ ά ρ ι σ τ ε, ἐ λ ε η θ ῆ ν α ι τ ὰ ς ψ υ χ ὰ ς ἡ μ ῶ ν »[3]. И, наконец, проанализируем русский перевод протоиерея В. Успенского: «Кто не станет прославлять Тебя, Пресвятая Дева? кто не прославит Твоего непорочного рождества? Сам Единородный Сын, Который от вечности возсиял от Отца, произошел от Тебя, Чистой, непостижимо воплотившись. Он, будучи Богом по естеству же ради нас сделавшись человеком, не разделяется на два лица, но исповедуется в двух, без смешения соединенных, естествах. Молись Ему, Чистая, Всеблаженная, о помиловании душ наших»[4].
|
|||
|