Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Практические занятия.



 

Практическое занятие № 3. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора.

Все мы помним народную мудрость «Встречают по одёжке, провожают по уму». Знания, поведение, воспитание человека — вот что является основопо­лагающим в процессе общения. При общении мы не просто обмениваемся текстами, а воспринимаем человека как личность, поэтому для полного взаимо­понимания не менее важен и внешний вид. Так, социологические исследова­ния показали, что в начале общения у 85 человек из 100 складывается опре­делённое мнение о собеседнике только на основе его внешнего вида. Мешают восприятию чрезмерная жестикуляция, взгляд в никуда или в окно, поправле­ ние элементов одежды, постоянное движение по аудитории во время выступления и т. д. Исправив во вне­шнем виде и в своём поведении эти недочёты, можно вплотную заняться подготовкой выступления или беседы. К официальной речи предъявляют сле­дующие требования:

1.     Принцип уместности.

То, о чём уместно говорить в одной ситуации, совершенно неуместно в дру­гой.

2.     Чувство меры. ясность.

Объём выступления, подбор лексики зависят от контингента людей, перед которыми планируется выступать.

3.     Тактичность.

Манера общения с аудиторией не должна быть снисходительной или поучающей. Примеры, подобранные для подтверждения мыслей, высказанных в сообщении, не должны оскорблять чувс­тва людей разных возрастов, националь­ностей, конфессий.

4.     Речевое мастерство.

Умение убедить слушателей, воздей­ствовать на них. Речь воздействует пре­жде всего фактическим содержанием, убедительностью аргументов, логичнос­тью, обоснованностью логических выво­дов, богатством слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5.     Речевой этикет.

В общении людей есть определённые правила вежливости, которые выража­ются в эталонных фразах, учитывающих определённую речевую ситуацию, т. е. отбор лексических средств зависит от того, с кем говоришь, о чём говоришь и где говоришь.

Именно речевой этикет в современ­ном мире страдает больше всего.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Американским философом П. Грайсом был разработан принцип сотрудничес­тва, или кооперации. Сформулированные учёным максимы (правила) — это комму­никативные обязательства говорящего по отношению к адресату. П. Грайс счи­тал, что успешное сотрудничество гово­рящего и слушающего обеспечивается соблюдением следующих максим:

•     качества (говори правду);

•     количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для пони­

мания, т. е. делай свой вклад в разговор настолько информативным, насколько необходимо);

•     отношения (не отклоняйся от темы);

•     манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Максимы Грайса углубляют пред­ставления о традиционных критериях речевой культуры (правильности, точ­ности, уместности, выразительности, лаконичности), хотя и нетождест­венны им: это не только правила куль­туры речи, но и эстетические, нрав­ственные, социальные постулаты.

Правила Грайса — это защита прав адресата, слушающего.

Речевой этикет — это часть духов­ного мира личности. Однако этикетные речевые обороты изменчивы. Они разви­ваются и видоизменяются вместе с обществом, историческими событиями.

Как часто возникает затруднение при подборе слова для обращения к незнако­мому человеку в общественном месте или к большой группе людей! До рево­люции было общепринятое обращение господа. После революции — товарищи. А сейчас? Как обратиться к группе 20-летних студентов? На господ явно «не тянут», на товарищей тоже. Так и появ­ляются обращения к незнакомым людям:

1)    по половому признаку: девушки, юноши, женщина, мужчина;

2)    по возрасту: дети, бабушка, деду­шка, отец, молодой человек;

3)    по социальному положению: кол­леги, школьники, студенты;

4)    по профессии: учителя, врачи, строители;

5) сокращённые до междометия или местоимения: эй, ты.

Вспомнили в наши дни и устаревшие красивые обращения судари и сударыни. Вот только оглянешься вокруг и понима­ешь, что нет рядом никого, соответству­ющего этим словам.

Проблемами становятся и правильное приветствие при встрече или прощание по окончании общения; формулировка извинения или просьбы; выражение бла­годарности, поздравления и ответы на поздравления, формулировка несогласия с чьим-то мнением и т. д. У каждой рече­вой ситуации есть определённые норма­тивные обороты речи.

Употребление в официальной речи бранных слов, вульгарной речи, жаргон­ной лексики говорит о нарушении эле­ментарных норм приличия.

По мнению известного лингвиста Н. Д. Арутюновой, многое дурное в языке (например, грубые, бранные слова и выражения, штампы и др. ) лежит на совести не только говорящего, но и слу­шающего. Так, склонность ораторов к проявлению речевой агрессии провоциру­ется склонностью их аудитории к вну­шению. Нередко современный оратор вполне сознательно даёт «установку на внушение». Показательно, например, высказывание В. Жириновского: «Поли­тику нужно иметь лицо и уметь гово­рить! Я способен овладевать аудито­рией — не каждому это дано. Я завора­живаю зал — люди хлопают на каждую хорошую фразу»

(«Аргументы и факты», 1996 г., № 18).

Основоположник судебного красноре­чия в России, большой мастер судебной речи А. Ф. Кони настойчиво призывал юристов любить и постоянно изучать «святыню своего народа» — его язык. «Пусть не мысль ваша ищет слова... пусть, напротив, слова покорно и услуж­ливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении», — писал он.

Многие вежливые (волшебные!!! ) слова в современном мире уже не несут своей исконной смысловой нагрузки, а лишь показывают отношение одного человека к другому:

—   Здравствуйте (уже никто не вос­принимает это слово как пожелание здо­ровья, это лишь приветствие при встрече).

—   Благодарю (здесь и расшифровка не требуется, так как человек в ответ на добро искренне отвечал: благо дарю).

Подобных примеров в нашем языке много. Мы продолжаем использовать слово, забывая его исконный смысл. А энергетика у слова остаётся преж­ней!!! Как часто мы бросаем собесед­нику злые слова, которые ранят, разру­шают, а порой и убивают. И как не вспомнить строки Вадима Шефнера из стихотворения «Слова»:

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста от пожалуй ста (пожалуй — окажи милость, внимание; ста — по мнению некоторых учёных, сокращение слова государь).

Алло! Это этикетное слово — непре­менный атрибут телефонного разго­вора — вошло в язык и нашу жизнь вместе с телефоном. Многие считают, что оно происходит от английского hello — «привет» и иногда употребля­ется в виде «хэлло» у нас.

Но история «телефонного» слова свя­зана с французским alio, которое было образовано в 70-е годы XIX века от междометия allons — «ну», которое, в свою очередь, восходит к французскому глаголу aller — «идти». Вот и выходит, что приветственное алло буквально обозначает «идём, пошли».

Ярким примером соблюдения или несоблюдения речевого этикета в совре­менном мире стали многочисленные теледебаты, ток-шоу, дискуссии, интер­вью. Оскорбления (прямые и иноска­зательные), неумение слушать и слы­шать собеседника, выбор тактики напа­дения, а не сотрудничества — это типичные нарушения этико-речевых норм. Участники этих передач часто стремятся не к решению какого-то воп­роса, а к утверждению своего социаль­ного статуса.

Как же расположить к себе собесед­ника и аудиторию слушателей и зрите­лей? Для этого надо заменить свой монолог диалогом, используя правиль­ные обращения, вопросно-ответные

реплики, корректные замечания. С сожалением отмечается снижение общего уровня речевой культуры. Современное речевое общение отлича­ется агрессивностью и демагогичнос­тью. К приёмам, нарушающим речевой этикет, относятся:

1.     Провоцирование оппонента с целью вызвать его гнев.

2.     Раздражающее «приклеивание ярлыков».

3.     Бездоказательное обвинение в некомпетентности («это бpeд сивой кобылы»); высокомерный ответ («это знает любой школьник»).

4.     Психологическое давление на само­любие.

5.     Использование заведомо ложных аргументов, которые вызывают взрыв отрицательных эмоций у зна­ющих людей.

6.     Использование в речи тюремно- воровской лексики.

Подобные приёмы препятствуют установлению речевого контакта, а зна­чит, наносят огромный вред общению людей.

ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ

1.     Самый главный человек на свете во время общения — это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с долж­ным вниманием и уважением.

2.     Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

3.     Обращайтесь к собеседнику, назы­вая его по имени. К незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы».

4.     Говорите друг другу как можно больше хороших слов и никогда не говорите того, что было бы непри­ятно выслушать вам самим.

5.     Старайтесь не говорить о людях дурно.

6.     Не перебивайте говорящего. Вни­мательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновре­менно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить.

7.     Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслуши­вать, что говорят двое в стороне.

8.     Не спорьте по мелочам.

9.     Не разговаривайте громко, не кри­чите на улице и в общественных местах.

Телефонный диалог отличается от обычного тем, что в условиях телефонного разговора собеседники не видят друг друга (отсутствует невербальная информация); большее значение имеет интонация, громкость голоса, правильные паузы; телефонный разговор ограничен по времени, поэтому нужно говорить кратко, лаконично и содержательно.

В связи с этим к разговору по телефону предъявляются следующие общие требования:

-лаконичность, краткость выражения мысли, -логичность, - информативность, - Отсутствие повторов и длиннот, -дружелюбный тон, вежливость, - четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, -средний темп речи, -обычная громкость голоса.

Телефонный разговор имеет определенный сценарий, который надо соблюдать:

-взаимные представления, приветствие (обычно не более 20 с),

-введение собеседника в курс дела (примерно 40 с),

- обсуждение ситуаций (100с. ) (необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов, требующих конкретного ответа от собеседника),

-заключительное слово, прощание (примерно 20 с).

Таким образом, если все эти правила будут соблюдены, телефонный разговор

займет не более трех минут, что отвечает нормам этикета телефонного разговора.

Американские психологи пришли к выводу, что телефон при всех своих

достоинствах сокращает жизнь современного человека на 3-4 года. Причем дело

тут не в неприятных известиях, которые мы иногда получаем из телефонных

разговоров, а в постоянном напряжении нервной системы; из-за ожидания звонка,

который может раздаться в любую минуту. В этих условиях необходимо

соблюдать правила телефонного общения, устанавливающие, когда и кому можно

звонить, а когда и кому нельзя.

Эти правила таковы:

нельзя звонить людям домой до 8. 00 и после 21. 00;

если в доме есть маленький ребенок - то нельзя звонить после 20. 00;

в выходные дни. можно звонить с 9. 00.

2. Практические занятия.

При разговоре по телефону необходимо соблюдать следующие правила



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.