|
|||
2. Практические занятия.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Практическое занятие № 3. Обращение в русском речевом этикете. Речевой этикет телефонного разговора. Все мы помним народную мудрость «Встречают по одёжке, провожают по уму». Знания, поведение, воспитание человека — вот что является основополагающим в процессе общения. При общении мы не просто обмениваемся текстами, а воспринимаем человека как личность, поэтому для полного взаимопонимания не менее важен и внешний вид. Так, социологические исследования показали, что в начале общения у 85 человек из 100 складывается определённое мнение о собеседнике только на основе его внешнего вида. Мешают восприятию чрезмерная жестикуляция, взгляд в никуда или в окно, поправле ние элементов одежды, постоянное движение по аудитории во время выступления и т. д. Исправив во внешнем виде и в своём поведении эти недочёты, можно вплотную заняться подготовкой выступления или беседы. К официальной речи предъявляют следующие требования: 1. Принцип уместности. То, о чём уместно говорить в одной ситуации, совершенно неуместно в другой. 2. Чувство меры. ясность. Объём выступления, подбор лексики зависят от контингента людей, перед которыми планируется выступать. 3. Тактичность. Манера общения с аудиторией не должна быть снисходительной или поучающей. Примеры, подобранные для подтверждения мыслей, высказанных в сообщении, не должны оскорблять чувства людей разных возрастов, национальностей, конфессий. 4. Речевое мастерство. Умение убедить слушателей, воздействовать на них. Речь воздействует прежде всего фактическим содержанием, убедительностью аргументов, логичностью, обоснованностью логических выводов, богатством слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Речевой этикет. В общении людей есть определённые правила вежливости, которые выражаются в эталонных фразах, учитывающих определённую речевую ситуацию, т. е. отбор лексических средств зависит от того, с кем говоришь, о чём говоришь и где говоришь. Именно речевой этикет в современном мире страдает больше всего. ЭТО ИНТЕРЕСНО Американским философом П. Грайсом был разработан принцип сотрудничества, или кооперации. Сформулированные учёным максимы (правила) — это коммуникативные обязательства говорящего по отношению к адресату. П. Грайс считал, что успешное сотрудничество говорящего и слушающего обеспечивается соблюдением следующих максим: • качества (говори правду); • количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для пони мания, т. е. делай свой вклад в разговор настолько информативным, насколько необходимо); • отношения (не отклоняйся от темы); • манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо). Максимы Грайса углубляют представления о традиционных критериях речевой культуры (правильности, точности, уместности, выразительности, лаконичности), хотя и нетождественны им: это не только правила культуры речи, но и эстетические, нравственные, социальные постулаты. Правила Грайса — это защита прав адресата, слушающего. Речевой этикет — это часть духовного мира личности. Однако этикетные речевые обороты изменчивы. Они развиваются и видоизменяются вместе с обществом, историческими событиями. Как часто возникает затруднение при подборе слова для обращения к незнакомому человеку в общественном месте или к большой группе людей! До революции было общепринятое обращение господа. После революции — товарищи. А сейчас? Как обратиться к группе 20-летних студентов? На господ явно «не тянут», на товарищей тоже. Так и появляются обращения к незнакомым людям: 1) по половому признаку: девушки, юноши, женщина, мужчина; 2) по возрасту: дети, бабушка, дедушка, отец, молодой человек; 3) по социальному положению: коллеги, школьники, студенты; 4) по профессии: учителя, врачи, строители; 5) сокращённые до междометия или местоимения: эй, ты. Вспомнили в наши дни и устаревшие красивые обращения судари и сударыни. Вот только оглянешься вокруг и понимаешь, что нет рядом никого, соответствующего этим словам. Проблемами становятся и правильное приветствие при встрече или прощание по окончании общения; формулировка извинения или просьбы; выражение благодарности, поздравления и ответы на поздравления, формулировка несогласия с чьим-то мнением и т. д. У каждой речевой ситуации есть определённые нормативные обороты речи. Употребление в официальной речи бранных слов, вульгарной речи, жаргонной лексики говорит о нарушении элементарных норм приличия. По мнению известного лингвиста Н. Д. Арутюновой, многое дурное в языке (например, грубые, бранные слова и выражения, штампы и др. ) лежит на совести не только говорящего, но и слушающего. Так, склонность ораторов к проявлению речевой агрессии провоцируется склонностью их аудитории к внушению. Нередко современный оратор вполне сознательно даёт «установку на внушение». Показательно, например, высказывание В. Жириновского: «Политику нужно иметь лицо и уметь говорить! Я способен овладевать аудиторией — не каждому это дано. Я завораживаю зал — люди хлопают на каждую хорошую фразу» («Аргументы и факты», 1996 г., № 18). Основоположник судебного красноречия в России, большой мастер судебной речи А. Ф. Кони настойчиво призывал юристов любить и постоянно изучать «святыню своего народа» — его язык. «Пусть не мысль ваша ищет слова... пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении», — писал он. Многие вежливые (волшебные!!! ) слова в современном мире уже не несут своей исконной смысловой нагрузки, а лишь показывают отношение одного человека к другому: — Здравствуйте (уже никто не воспринимает это слово как пожелание здоровья, это лишь приветствие при встрече). — Благодарю (здесь и расшифровка не требуется, так как человек в ответ на добро искренне отвечал: благо дарю). Подобных примеров в нашем языке много. Мы продолжаем использовать слово, забывая его исконный смысл. А энергетика у слова остаётся прежней!!! Как часто мы бросаем собеседнику злые слова, которые ранят, разрушают, а порой и убивают. И как не вспомнить строки Вадима Шефнера из стихотворения «Слова»: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста от пожалуй ста (пожалуй — окажи милость, внимание; ста — по мнению некоторых учёных, сокращение слова государь). Алло! Это этикетное слово — непременный атрибут телефонного разговора — вошло в язык и нашу жизнь вместе с телефоном. Многие считают, что оно происходит от английского hello — «привет» и иногда употребляется в виде «хэлло» у нас. Но история «телефонного» слова связана с французским alio, которое было образовано в 70-е годы XIX века от междометия allons — «ну», которое, в свою очередь, восходит к французскому глаголу aller — «идти». Вот и выходит, что приветственное алло буквально обозначает «идём, пошли». Ярким примером соблюдения или несоблюдения речевого этикета в современном мире стали многочисленные теледебаты, ток-шоу, дискуссии, интервью. Оскорбления (прямые и иносказательные), неумение слушать и слышать собеседника, выбор тактики нападения, а не сотрудничества — это типичные нарушения этико-речевых норм. Участники этих передач часто стремятся не к решению какого-то вопроса, а к утверждению своего социального статуса. Как же расположить к себе собеседника и аудиторию слушателей и зрителей? Для этого надо заменить свой монолог диалогом, используя правильные обращения, вопросно-ответные реплики, корректные замечания. С сожалением отмечается снижение общего уровня речевой культуры. Современное речевое общение отличается агрессивностью и демагогичностью. К приёмам, нарушающим речевой этикет, относятся: 1. Провоцирование оппонента с целью вызвать его гнев. 2. Раздражающее «приклеивание ярлыков». 3. Бездоказательное обвинение в некомпетентности («это бpeд сивой кобылы»); высокомерный ответ («это знает любой школьник»). 4. Психологическое давление на самолюбие. 5. Использование заведомо ложных аргументов, которые вызывают взрыв отрицательных эмоций у знающих людей. 6. Использование в речи тюремно- воровской лексики. Подобные приёмы препятствуют установлению речевого контакта, а значит, наносят огромный вред общению людей. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ 1. Самый главный человек на свете во время общения — это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с должным вниманием и уважением. 2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться. 3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по имени. К незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы». 4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим. 5. Старайтесь не говорить о людях дурно. 6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить. 7. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне. 8. Не спорьте по мелочам. 9. Не разговаривайте громко, не кричите на улице и в общественных местах. Телефонный диалог отличается от обычного тем, что в условиях телефонного разговора собеседники не видят друг друга (отсутствует невербальная информация); большее значение имеет интонация, громкость голоса, правильные паузы; телефонный разговор ограничен по времени, поэтому нужно говорить кратко, лаконично и содержательно. В связи с этим к разговору по телефону предъявляются следующие общие требования: -лаконичность, краткость выражения мысли, -логичность, - информативность, - Отсутствие повторов и длиннот, -дружелюбный тон, вежливость, - четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, -средний темп речи, -обычная громкость голоса. Телефонный разговор имеет определенный сценарий, который надо соблюдать: -взаимные представления, приветствие (обычно не более 20 с), -введение собеседника в курс дела (примерно 40 с), - обсуждение ситуаций (100с. ) (необходимо иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов, требующих конкретного ответа от собеседника), -заключительное слово, прощание (примерно 20 с). Таким образом, если все эти правила будут соблюдены, телефонный разговор займет не более трех минут, что отвечает нормам этикета телефонного разговора. Американские психологи пришли к выводу, что телефон при всех своих достоинствах сокращает жизнь современного человека на 3-4 года. Причем дело тут не в неприятных известиях, которые мы иногда получаем из телефонных разговоров, а в постоянном напряжении нервной системы; из-за ожидания звонка, который может раздаться в любую минуту. В этих условиях необходимо соблюдать правила телефонного общения, устанавливающие, когда и кому можно звонить, а когда и кому нельзя. Эти правила таковы: нельзя звонить людям домой до 8. 00 и после 21. 00; если в доме есть маленький ребенок - то нельзя звонить после 20. 00; в выходные дни. можно звонить с 9. 00. 2. Практические занятия. При разговоре по телефону необходимо соблюдать следующие правила
|
|||
|