|
|||
Вывод: Выделение – общее свойство всех организмов. Чем сложнее устроен организм, тем более сложная у него система выделения. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вывод: Выделение – общее свойство всех организмов. Чем сложнее устроен организм, тем более сложная у него система выделения. 3) Выделительные функции у позвоночных животных. (Рассказ учителя, демонстрация модели почки). Органы выделения: лёгкие – углекислый газ, вода; печень – желчные пигменты; кожа – вода, мочевина, соли натрия; кишечник – соли кальция и тяжёлых металлов; почки – вода, мочевина, мочевая кислота, соли. Почки – это сложные биологические фильтры. Фильтрующая поверхность почек человека равна 5–6 м2. Каждую минуту через почки проходит более 1 л крови, очищая её от вредных веществ. (Рассказ учителя, демонстрация компьютерной схемы и рисунков с учебного диска). В основе строения почки лежит нефрон (от греческого «нефрос» - почка). Это главный структурный элемент почки. В каждой почке человека до 1 млн. нефронов. В почках происходит образование мочи, которая по мочеточникам собирается в мочевой пузырь, а затем удаляется из организма. У птиц мочевого пузыря нет, мочеточники открываются в клоаку. У рыб и земноводных почки прилегают к спинной стороне тела в виде продолговатых лент. У пресмыкающихся они называются тазовыми почками. Вывод: Все системы животных взаимосвязаны и составляют единое целое. 4) Особенности выделения у растений и грибов. (Рассказ учителя, демонстрация компьютерной анимации). Основные понятия: гуттация, гидатоды – водяные устьица, листопад. Сообщение учащегося на тему « Листопад и его роль в жизни растений» или просмотр анимации «Листопад» из раздела «Основной материал» Листопад – это свойство живых растений, сложный физиологический процесс. Перед листопадом в основании листа около места прикрепления его к стеблю формируется отделительный слой. Сосуды и ситовидные трубки закупориваются. Под действием образующегося в листьях фитогормона оболочки клеток отделительного слоя частично растворяются, и листья остаются висящими на проводящих пучках. Их опадение происходит под действием собственного веса, значительно усиливаясь при ветре, дожде. После отделения листа на поверхности стебля образуется рубец, покрытый слоем пробки. Причинами листопада являются: 1) старение листьев, снижение интенсивности фотосинтеза и дыхания, разрушение хлорофилла (при этом листья изменяют свою окраску, становятся жёлтыми, оранжевыми, бордовыми и другими), накопление в листьях вредных веществ; 2) подготовка к суровым зимним условиям или к условиям засухи, уменьшение транспирации, т. е. испарения воды листьями; 3) уменьшение возможности поломок ветвей от тяжести снега, который задерживается на листьях, а на безлистных ветвях не накапливается. В сентябре 1971 года в Московской области неожиданно выпал обильный снег. Это стало катастрофой для деревьев, стоявших в полном осеннем убранстве. Под тяжестью снега полегли и обломались ветви и даже стволы деревьев. Листопад происходит и вечнозелёных растений. У голосеменных хвоинки меняются один раз в 4-5 лет, обычно в весеннее время, когда наблюдается рост новых побегов. Листопад — это естественное опадение листьев при их отмирании. В зависимости от характера листопада все растения делятся на две группы — листопадные и вечнозеленые. У листопадных растений листья опадают одновременно. Для них это приспособление к неблагоприятным климатическим условиям: уменьшение общей поверхности наземных органов снижает транспирацию и предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега. В стареющем листе снижается интенсивность фотосинтеза и дыхания, происходит дегенерация хлоропластов и разрушение хлорофилла. Каротиноиды, которые до этого были незаметны, проявляются, определяя желтую, оранжевую и красную окраску старых листьев. В листе накапливаются продукты обмена веществ, из него активно выводятся органические вещества. Углеводы почти полностью уходят в осевые органы. Старение листа завершается отделением его от стебля. Вывод: Выделение – общее свойство всех организмов, один из важнейших процессов жизнедеятельности организмов, основа поддержания гомеостаза. 4. Закрепление. Обратитесь к компьютерному диску, выполните лабораторную работу «Выделительные системы у разных животных». 5. Домашнее задание. § 13. Ответить на вопросы № 4, 6, 10. Пройдите биологический лабиринт по теме «Выделение», расположенный на диске в разделе «Проверка знаний».
|
|||
|