|
|||
Справка. Упражнения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Справка
К синтаксическим нормам относятся правила сочетаемости слов в предложении, правила употребления причастных и деепричастных оборотов, нормы согласования и управления, порядок слов в предложении. Уточнить правила использования синтаксических норм можно в следующих справочниках: Трудности русского языка / Под ред. Л. И. Рахмановой. М. (разные годы издания). Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М. (разные годы издания). Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М. (разные годы издания). Упражнения Задание 1. Используйте соответствующий предлог. Пошел... школу; пошел... завод, вернулся... школы, вернулся... завода, пошел... стадион, вернулся... стадиона, поехал ... Крым, поехал... Кавказ, поехал... Украину, вернулся... Крыма, вернулся... Кавказа, вернулся ... Украины; порошок... головной боли, гимнастика... укрепления здоровья, пилюли... малокровия, капли ... повышения аппетита, лекарства... гриппа, мазь... ревматизма. Задание 2. Составьте словосочетания со следующими словами, правильно используя падежи зависимых слов. Вера – уверенность, вслушиваться – прислушиваться, внушать доверие – вселять доверие, давать оценку – оценивать, мешать – тормозить, интерес – интересоваться, обращать внимание – уделять внимание – задерживать внимание, осужден – приговорен, презирать – выражать презрение, упрекать – попрекать, влиять – сказываться, гордиться – испытывать гордость, делать различия – различать – отличать, жажда – потребность – стремление, заслужить – заслуживать, обжаловать – жаловаться, основываться – опираться – базироваться, избегать – уклоняться – обходить, наградить – удостоить, надеть – одеть, недоволен – разочарован, нужда – нехватка – недостаток, поражать – удивляться, управлять – регулировать. Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в управлении. 1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям. 2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем. 3. Избиратели надеются и верят своему кандидату. 4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину. 5. Я не удивлен тому, что компания обанкротилась. 6. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 7. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. 8. Об этом не раз указывала «Независимая газета». 9. Нужно оплатить за проезд. 10. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 11. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно. 12. Артист был удостоен высокой наградой. 13. По окончанию работы все должны собраться в зале. 14. Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 15. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным порядком слов. 1. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 2. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 4. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 5. [В27] Газета назвала этот указ горькой пилюлей сторонников шоковой терапии, которая должна быть проглочена. 6. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 7. Одна из картин висит на стене, которая называется «Утро в сосновом бору». 8. Социологическое изучение журналистов продолжается. 9. Но ответы на все вопросы следователи утверждают, что не получили. 10. В нашем магазине вы можете купить одежду для женщин из Белоруссии. Задание 5. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Исправьте предложения. 1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
[В1]Пропущена точка с запятой. [В2]Пропущена точка с запятой. [В3]Пропущена точка с запятой. [В4]Не поставлена точка. [В5]Не поставлены ковычки [В6]Пропущена точка с запятой. [В7]Пропущена точка с запятой. [В8]Пропущена точка с запятой. [В9]Пропущен знак пробела. [В10]Пропущен знак пробела. [В11]Лишние знаки пробела. [В12]Лишний знак пробела. [В13]В начале предложения стоит строчная буква, вместо заглавной. [В14]Лишние знаки пробела. [В15]Пропущен знак пробела. [В16]Пропущен знак пробела. [В17]Пропущен знак пробела. [В18]Пропущен пробел [В19]Пропущены ковычки. [В20]Пропущены ковычки. [В21]Пропущены ковычки. [В22]Пропущен пробел. [В23]Пропущены ковычки. [В24]Пропущены ковычки и поставлена неверно точка. [В25]Пропущены ковычки. [В26]Пропущены ковычки и точка в конце предложения. [В27]Лишний знак пробела.
|
|||
|