Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.3. Морфологические нормы. Справка. Упражнения



1. 3. Морфологические нормы

Справка

 

Морфологические нормы регулируют создание и употребление грамматических форм слова: рода, числа, падежа, вида, времени.

Во избежание нарушения морфологических норм рекомендуется пользоваться следующими справочными пособиями:

Трудности русского языка / Под ред. Л. И. Рахмановой. М. (разные годы издания).

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. М. (разные годы издания).

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М. (разные годы издания).

Упражнения

Задание 1. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания «имя существительное + согласованное с ним имя прилагательное».

1. Ассорти, хинди, фрау, салями, портье, Тбилиси, авторалли, кенгуру, такси, эскимо, пюре, кофе, филе, досье, шимпанзе, декольте, миледи, рефери, мсье, пенальти, колибри, кольраби, манго, маэстро, авеню, пони, лобби, Миссисипи, Онтарио, какаду, рагу, тирамису, латте, гуру, атташе, визави, дежавю.

2. Тюль, рояль, мозоль, шампунь, аэрозоль, лебедь, мышь, наледь, неженка, молодец.

3. ГИББД, управделами, СНГ, БАГСУ, ЗАГС, вуз, МГУ, ООН, ВВП, НДС, МРОТ.

Задание 2. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с не­правильным определением рода существительных.

Серая мышь, серьезное жюри, новая тюль, красивая бра, зеленое такси, лечебная шампунь, старое пианино, вкусное какао, старинный рояль, болезненный мозоль, милое пони, ваше протеже, спелое манго, забавный кенгуру, злобное цеце, ответственный пенальти, Ленинский ЗАГС, уважаемый портье, справедливый жюри.

Задание 3. Запишите слова в форме множественного числа именительного падежа. При необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.

1. Лектор, инспектор, доктор, директор, отпуск, слесарь, профессор, округ, джемпер, флигель, штабель, рефрижератор, ректор, автор, редактор, договор, почерк, шофер, бухгалтер, шофер, кузов, тормоз, инженер.

2. Цвет (цветок) – цвет (окрас), тон (оттенок цвета) – тон (звук), пропуск (документ) – пропуск (отсутствие, прогул), лагерь (отдыха) – лагерь (политический), орден (награда) – орден (рыцарский, тевтонский, Орден бедных рыцарей Христа (тамплиеры)), муж (супруг) – муж (уважаемый человек).

3. Банкноты, коррективы, манжеты, ремарки, бакенбарды, тапки, погоны, туфли, оладьи, кроссовки.

Задание 4. Укажите форму родительного падежа множественного числа существительных. Проверьте по словарю Л. К. Граудиной и др. «Грамматическая правильность русской речи», соответствует ли выбранная вами форма современной литературной норме.

1. Грамм, килограмм, помидор, апельсин, мандарин, баклажан, бурят, башкир, румын, гусар, улан, брызги, колено, побережье, сумерки, грабли, ясли, басня.

2. Сапоги, носки, чулки, простыни, кочерги, валенки, килограммы, рельсы, погоны, туфли, куры, няни, весла, гектары, зятья, оладьи, помидоры, грузины, серьги, солдаты, судьи, щупальца, башкиры, туркмены, усадьбы. [В9]

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных. [В10]

Сапогов, носок, чулок, простыней, кочергов, валенков, кило­граммов, рельс, погон, туфлей, кур, нянь, весел, гектар, оладьев, помидор, грузинов, серёг, солдатов, судьев, щупальцев, башкир, туркмен, усадеб.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибки в употреблении форм имен существительных.

1. В нашем магазине всегда свежие торта. 2. Иванов – наш депутат, и не надо больше дебат. 3. Спортсмен держал в руках свой левый кроссовок. 4. Главный тренер турков полон оптимизма. 5. В магазине имеется немецкая тюль. 6. Питательные крема можно заказать через Интернет. 7. Картошка – это настоящая кладезь витаминов. 8. Накануне евро обвалилось более чем на один процент. 9. Градоначальник не растерялся и отбил рукой брошенный туфель. 10. Было дано 11090 комментарий.

Задание 7. Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужном падеже.  [В11]

1. В библиотеке я попросил новую книгу (Паоло Коэльо) и воспоминания современников о (Ив Сен-Лоран, Коко Шанель и ПакоРабан) для своей девушки, себе – что-нибудь для души из (Карлос Кастанеда, Фридрих Ницше, ЧакПаланик, или Эрих Мария Ремарк), а брату для диссертации труды (Владимир Вернадский, Григорий Сковорода, Николай Рерих), работы (Симона де-Бовуар, Анна Фрейд). 2. Как студент-экономист, я много читал о (Адам Смит), а также о (Дэвид Рикардо, Леонид Канторович, Вильфредо Парето, Ойген фон Бём-Баверк, Николай Бунге). Мне интересны работы женщин-экономистов (Эдит Эбботт, Анна Шварц).

Задание 8. Исправьте ошибки в склонении географических названий. [В12]

1. «Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови! Und wirverteidigtenunserVaterlandbis auf den letztenTropfenBlut! Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! Яя[В13] был под Ваграм! ichwarbeiWagram! » (Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»). 2. На стройке ЖК «Славянка» под Пушкиным произошла массовая драка. 3. В любое время в селе Шушенское наблюдаются юго-западные и западные ветры.

Задание 9. Запишите данные слова в форме родительного падежа единственного числа.

Счет-фактура, пресс-служба, шеф-повар, генерал-майор, экономист-плановик, вагон-ресторан, бал-маскарад, прайс-лист, дизайн-студия, мастер-класс, конференц-зал.

Задание 10. Просклоняйте словосочетания, написав числительные прописью.

459 книг, 147 яблок, 253 человека, 1, 5 ведра воды, 1925-й год.

Задание 11. Раскройте скобки, употребляя числительные и существительные в нужной форме.

а) Встреча с (455 учеников) прошла спокойно.

б) Мысль о (253 гектара) не давала мне покоя.

в) Библиотека ежемесячно пополняется (350 книг).

г) Вес некоторых грибов достигает (полтора килограмма).

д) Рассказы о (1945-й год) слушали с особым интересом.   [В14]

е) Новая школа должна быть открыта к (1-е сентября).

           Задание 12. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

           I. 1. По обоим сторонам реки располагались деревни. 2. Более восемьсот тысяч женщин выступили за открытие салонов красоты. 3. Пятеро собак везли эти сани. 4. Обои девочки были очень хорошенькие. 5. У двоих сестер родился брат. 6. Вес некоторых грибов достигает полтора килограмма. 7. Деревня находилась в полтораста километрах от станции. 8. В двухтысячном десятом году фирма приобрела новое оборудование. 9. Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году. 10. Около шестиста школьников участвовали в соревнованиях.

           II. 1. При покупке товаров на сумму от пятиста рублей вы становитесь участником лотереи. 2. Из необходимых семьсот девяносто миллионов рублей собрано лишь пятьсот семдесят. 3. Премия присуждается более чем в четырехсот категориях. 4. На занятиях не было обоих сестёр. 5. В семье бало семеро девочек и пятеро мальчиков. 6. Фотограф является обладателем более трехста наград и премий. 7. В двухтысячном пятом году мы ездили в Сочи. 8. На обеих берегах реки росло много ягод. 9. Красивая шкатулка с две тысячи шестьсот восемьдесят шестью камнями является одной из самых важных драгоценностей музея. 10. Долг компании достиг двести семьдесят шесть миллионов.

           III. 1. Собору более восьмиста лет. 2. Стипендия не была выплачена семистам сорок двум студентам. 3. На выставку в этот день пришло около шестьсот человек вместо двухста. 4. Пьеса была поставлена в двух тысяча девятнадцатом году. 5. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 6. Этот фильм быо показан в тысяча девятисот пятом году. 7. Через полторы суток я пришел в себя и приступил к работе. 8. Обращение было подписано полуторьмя тысячами человек. 9. На фотографии было трое его младших сестер. 10. Из девятиста девяносто девяти книг этого зала библиотеки семеро экземпляров редкие.

Задание 13. Составьте возможные словосочетания с количественными и собирательными существительными. [В15]

Три / трое: шарф, варежка, теленок, лошадь, девочка, часовой, сапог, дети, мы, дежурный, трудяга, лицо, волк, хоккеист, стадо, цыпленок, стол, коллега[В16] .

Задание 14. Найдите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.

1. Её обеды всегда более вкуснее, чем мои. 2. На рынке те же товары стоят дешевее, чем в магазине. 3. Я люблю чай более слаще. 4. Этот столб более высок. 5. Курсовая работа должна быть переплетенная. 6. Нет ничего более худшего, чем ложь, которая допускается взрослыми по отношению к детям. 7. Автор показывает, как герой произведения с самыми человеческими задатками теряет их. 8. Он самый старейший член нашего клуба. 9. На юге звёзды более ярче, чем на севере. 10. Иванов – наиболее лучший игрок в команде.

 

Задание 15. Найдите ошибки в образовании форм глагола. Исправьте предложения. [В17]

1. Повешенное на забор полотенце мокнуло под дождем. 2. Если вы еще не решили, куда ехать, езжайте в Екатеринбург. 3. От дождя ветки кустарников пригинаются к земле. 4. Специй в это блюдо надо ложить много. 5. Обезьяны лазиют по деревьям. 6. Нередко его глаза метают искры, но он всегда стремится помочь любому человеку. 7. Вчера я садил капусту и помидоры. 8. Девочка махает платком. 9. Вода из трубы текет уже четвертый день. 10. Они часто ездиют в Санкт-Петербург.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.