Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Деятельность священника Ездры



 

Несмотря на восстановление храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения от соседей, постепенное смешение с язычниками (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение). Из Книги пророка Малахии, жившего в середине V века, видно, что благочестие и ревность о богослужении тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину, а если вносили, так то, что похуже (Мал. 1: 13-14). Прп. Ефрем Сирин говорит о наличии у людей, приносящих жертвы с определенным видом уродства, определенных грехов: «В смысле иносказательном приносящий слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или, если дал что в дар, раскаивается в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами (Мф. 23)… Приносящему такую жертву [поврежденного самца] уподобляются люди, которые по крепости сил своих должны искать небесной славы для души, но они обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поядал (вкушал) лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними». Священники считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которых оно от них требовало (Мал. 1: 12). Той славы, расцвета и процветания, которые обещали пророки после окончания плена, так и не наступило. Возникла очень опасная ситуация, когда всеобщее разочарование и расхоложенность могли привести к полной потере всего того, что было приобретено в результате огромных страданий, пережитых в плену и при возвращении.

В этот момент, спустя почти полвека после восстановления Храма, Бог призвал к служению священника Ездру, состоявшего воспитателем при царском дворе. «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (1Езд. 7: 6).

В 458 году царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий) поручает ему идти в Иерусалим, для того чтобы учить народ Закону и правде. Ездра получает от царя указ, в соответствии с которым священники и левиты, служащие при храме, освобождались от всех налогов и пошлин, а сам Ездра должен был поставить судий, знающих закон и имеющих власть карать за его нарушение вплоть до смертной казни (1Езд. 7: 12-26). Вместе с ним переселяется еще часть народа из числа живущих в Вавилоне, в которую вошло примерно 2000 человек мужского пола. С собой они берут пожертвования от царя и остававшихся в Вавилоне единоплеменников. В путешествие с такими сокровищами пускаться довольно опасно, однако Ездра не хочет просить у Артаксеркса охраны в надежде на Божие заступление.

 

 

Эта группа благополучно прибывает в Иерусалим, где Ездра узнает, что многие люди, включая священников и левитов, заключили браки с иноплеменницами (Езд. 9: 1-2). Ездра объявляет пост, собирает весь народ, и они решают дать всем иноплеменным женам развод (Езд. 10). Была создана особая комиссия, для того чтобы рассматривать эти дела, которая работала в течение двух месяцев. В первую очередь внимание было обращено на семьи священников и левитов. Тех, кто был найден виновным, обязали отпустить жен–иноплеменниц. Был издан декрет, на основании которого все иудеи, женатые на чужестранках, под угрозой лишения имущества и гражданства должны были в трехдневный срок отослать жен вместе с детьми обратно на родину.

На этом заканчивается повествование Первой книги Ездры, но не заканчивается его деятельность по укреплению благочестия. Строгость и даже жестокость, с которой Ездра, а впоследствии и Неемия, добивались отделения израильтян, понятна. «Не из‑ за них ли грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем. 13: 26). Жизнь народа на новых основаниях только складывалась, и ассимиляция с язычниками была смертельно опасна. Была и другая причина, речь о которой пойдет позже.

Замкнутость избранного народа была временным явлением, символизировавшим необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Бог не был достоянием одних лишь иудеев. Писание говорит нам о Фамари, Рааве, Руфи, которые, будучи иноплеменницами, по вере своей смогли присоединиться к избранному народу и войти в родословие Спасителя. Поэтому абсолютное на вид отделение израильтян от иноплеменников таковым реально не являлось. Но это убеждение со временем стало настолько сильным, что с большим трудом преодолевалось в апостольскую эпоху (ср. Деян. 11: 2-3; Гал. 2: 12).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.