|
|||
Источники и литература по темеИсточники: 1. Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Аггея. [Электронный ресурс]. – URL: http: //azbyka. ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie-na-proroka-aggeja/ (дата обращения: 13. 05. 2016). 2. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга пророка Малахии. [Электронный ресурс]. – URL: http: //azbyka. ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-malakhii/1 (дата обращения: 13. 05. 2016). Основная учебная литература: 1. Серебрякова Ю. В., Никулина Е. Н., Серебряков Н. С. Основы Православия: Учебное пособие. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ПСТГУ, 2014. (См.: Жизнь иудейского народа после возвращения из плена). 2. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. – Изд. 3-е, исправ., допол. – М.: ПСТГУ, 2014. 607 с. (См.: пп. 18. 2, 18. 8). Дополнительная литература: 1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А. П. Лопухина (т. 1); издание преемников А. П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. (См.: Толкование на Книгу Ездры, Толкование на Книгу Неемии). Ключевые понятия: §Декрет Кира; §Второй Храм; §Великая Синагога; §Синедрион. Содержание занятия (открыть) Проверочные вопросы: 1. В каком году и при каких обстоятельствах совершилось первое возвращение иудеев на родину? 2. Кто стоял во главе репатриантов при первом переселении в Иудею? 3. Через сколько лет после переселения иудеев был построен Второй Храм? Что мешало сделать это раньше? 4. В каком году переселилась в Иудею вторая партия репатриантов во главе со священником Ездрой? Какие реформы проводил Ездра? 5. Когда и с какой целью прибыл в Иерусалим Неемия? Расскажите о его деятельности. 6. Что вам известно о деятельности пророков в послепленный период? Иллюстрации:
Видеоматериалы: 1. Закон Божий. Возвращение иудеев из плена. Построение второго храма. 2. Лекция 14. Стародубцев О. В. В плену Вавилонском. Возвращение из плена. 3. Корепанов К. Книга Ездры. 4. Корепанов К. Книга Неемана
Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато все, и бедные, и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища. Желание вернуться на родину изъявили сорок две тысячи человек (1Езд. 2: 64). Большинство из них были патриоты, ревностные служители Бога Израилева, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли Зоровавель, принявший на себя начальство над караваном поселенцев, первосвященник Иисус, соименник того вождя, который впервые ввел избранный народ в землю обетованную, и того Божественного Искупителя, который должен был в будущем ввести человечество во владение несокрушимого царства «не от мира сего», и еще девять старейшин, принявшие на себя бремя устроения переселенцев на почве родной земли. Через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.
Зоровавель (второе его имя Шешбацар (1Езд. 1: 8, 11)) - князь колена Иудина, потомок царей. Оба его имени не еврейского происхождения, а вавилонского. Через 70 лет переселенцы носят вавилонские имена, что неудивительно, если вспомнить, что Даниилу изменили имя сразу после переселения (Дан. 1: 7). Многие уже не понимали по-еврейски и говорили на арамейском наречии. К Зоровавелю присоединяются 42 360. Они получили драгоценные сосуды, которые некогда вывез Навуходоносор. Вернувшиеся в Иудею расселились по своим городам. На праздник Кущей все переселенцы собрались в Иерусалим, отыскали место, где когда‑ то находился жертвенник Храма, поставили на нем новый жертвенник и начали приносить на нем регулярные жертвы по уставу (1Езд. 3: 1-5). Обстановка была как нельзя более подходящей для праздника Кущей: поскольку жилых домов еще не было, пришлось праздник встречать в шатрах, как и полагается.
|
|||
|