Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Местная версия.



«Специфическая», «Местная» версия происхождения кафтанов. И. Хёгг писала о такой возможности для одежды из могильника Бирка. Она предположила, что из привозной ткани одежду кроили уже на месте, в Скандинавии. В пользу местного изготовления кафтанов могут свидетельствовать специфическое число пуговиц, по-видимому, характерное только для древнерусских памятников. Судя по находкам формочек, служивших для отливки металлических пуговиц, они могли копироваться с привозных образцов уже в древнерусских городах, а не являлись предметами прямого импорта[54]. Большинство находок таких пуговиц происходит из Киева, окрестностей Чернигова и Гнёздова. Безусловно, эта одежда с латунными пуговицами копировала образцы престижной одежды эпохи. Эта мода могла распространятся как с территорий Халифата через Хазарию, так и из Византии через земли Болгарии и через Византийский Крым. На мой взгляд, мода на всаднические кафтаны, безусловно, первоначально распространялась с кочевниками из регионов Центральной Азии. В тоже время, длительное соседство с Византией могло внести определенные изменения в эту моду. По- видимому, под влиянием Византийской Империи дунайские болгары могли видоизменить традиционный покрой одежды. И, скорее всего, уже этот, измененный вариант кафтана Х в., возможно, в его византийском исполнении и был воспринят в Древней Руси, а впоследствии, попал в Бирку. На мой взгляд, археологические находки указывают на то, что версия заимствования кафтанов из Болгарии или Византии может считаться более аргументированной. В пользу этой версии свидетельствуют как изображения кафтанов на миниатюрах из византийских рукописей, так и археологические находки. В свое время Н. П. Кондаков высказал предположение, что «Многие уборы…были усвоены византийским двором от варварских вождей и, претерпев изменения, согласно византийскому церемониалу, вернулись к этим (варварским – К. М. ) дворам уже со специальным значением». [55]

В труде ал-Истахри упоминается, что «русы – народ сжигающий своих мертвых…и одежда их короткие куртки»…[56] Мы не знаем какую одежду имеет ввиду арабский источник. Возможно, это уточнение можно связать с покроем болгарских кафтанов, которые доходили только до колен. Кафтаны или куртки в качестве одежды русов упоминает Ибн-Фадлан во время описания, широко известных, похорон знатного руса на Волге.

В настоящее время возможна только самая приблизительная датировка древнерусских комплексов с бронзовыми пуговицами. По-видимому, они появляются не ранее середины Х в. и существуют в пределах второй половины Х в. Например, знаменитое погребение № 42 из некрополя Шестовицы, из-за присутствия вещей украшенных в стиле Маммен, может датироваться не ранее 960-970-х гг. [57] Десятым столетие датируются погребения с грибовидными пуговицами из Венгрии. Все погребения с аналогичными бронзовыми пуговицами из Бирки датируются поздней фазой существования могильника, т. е. с 880 по 970 гг. Следовательно, можно предположить, что данный тип мужской одежды получил распространение в Древней Руси с середины – второй половины Х в. Судя по изображению верхней одежды сыновей князя Святослава Владимировича и рисункам Трирской псалтыри, он существовал в княжеском окружении вплоть до 1070 –х гг. Эта хронология подтверждается таким независимым источником, каким является византийская миниатюра. На основании датировок византийских миниатюр из Менеалогия Василия II в., рукописи Иоанна Скилицы из Мадридской библиотеки и изображении княжеской семьи из Изборника Святослава, можно предположить, что кафтаны продолжают существовать в первой четверти – конце XI в. Об этом свидетельствуют не только сами рисунки, но и та точность, с которой художники передавали особенности покроя и даже рисунок ткани.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.